Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:25, реферат
Самым выразительным средством в традиционном шитье является цвет. Тем, кто занимается национальным шитьем, необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании изделия.
В науке о восприятии цвета (цветоведение) существует классификация единого цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между ними различают еще множества переходных цветовых тонов и оттенков. Такие цветовые краски называются хроматическими. Белый цвет, черный и оттенки серого цветов - ахроматическими. Цвета условно распределяются на две группы: теплые и холодные.
Треугольный мотив орнамента «ураһа» является символом, благословляющим на процветание рода, или орнаментом, свидетельствующим о происхождении носящего из знатного рода (рис. 44).
Штампованные бляшки, пришитые прямой линией, называются «муравьи» — «кымырдаЗас ойуу». Такие мотивы созданы в результате пытливого наблюдения над живой природой. Муравей, оса, паук — особо почитаемые насекомые. «Будь сильным, трудолюбивым и плодовитым, как муравей» - благословляют такие мотивы. Орнамент производился вышивкой бисером и нитками, налепкой кож или металлическими бляшками. Этим орнаментом отделывались мужская и женская одежда, охотничьи колчаны, верховая упряжь (рис. 45).
Комплект конского убранства состоит из чепрака (албара), двух кожаных или суконных лопастей по бокам (кычым) и накидки для седла (дэпсэ). Чепрак является главным в убранстве коня, предназначен для крупа коня, имеет трапециевидную форму. В дохристианское время чепраки изготовлялись из лосиной ровдуги и конского волоса. С появлением мягких материалов конское убранство стали изготовлять из суконных материалов красного, черного и, реже, зеленого цвета.
В зависимости от предназначения имеются несколько видов чепрака. Самый маленький, кулунчук чаппарааҕа, — для жеребенка. Оформляется ручной вышивкой из ниток мулине в технике «таналай анньыы», количество кисточек — три. Средние чепраки вышиваются серебряной ниткой или обрабатываются суконной аппликацией в традиционном стиле шитья «кыбытан-аттаран тигии», используется для обрядовых целей на празднике ысыах. Количество кисточек доходит до семи. Самый большой чепрак, предназначенный для убранства верхового коня невесты, вышивается сплошь цветным фарфоровым или бесцветным стекловидным бисером и серебряными бляшками круглой и квадратной формы. Количество кисточек доходит до девяти.
Обычно шитье чепрака начинают со средней части, которая обычно имеет трапециевидную форму. После завершения вышивки ниткой или бисером можно приступить к построению общей конструкции чепрака. Технологический этап построения формы чепрака (рис. 48, а, б, в):
1. Начертить на бумаге форму
вышитой части
2. По средней линии трапеции вертикально провести линию оси симметрии.
3.
На этой оси произвольно
4. С точки О по четырем углам трапеции провести лучи ОА, ОВ, ОС, ОД, на которых должны располагаться внешние углы всех трапеций.
5.
На нижних крайних углах
Ширина окантовки, внутреннее оформление чепрака зависят от дальнейшей задумки автора. Однако при этом не следует загромождать его внутреннее пространство. Таким же способом нужно сконструировать кычым и дэпсэ. Чепрак, кычым, дэпсэ должны быть оформлены в едином композиционном и технологическом решении. Атрибуты конского убранства получаются завершенными, если мастерица правильно и умело использует в своих работах пропорционально выверенное соотношение отдельных составляющих частей атрибута, сдержанный колорит в цветовом сочетании и качественную технологическую обработку.
1. В чем отличительные
2. Какие орнаментальные мотивы часто встречаются в якутском национальном шитье (см. рис. 32-45)?
3.
Разработать самостоятельно
1. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Якутск: Бичик, 2002. С. 13.
2.
Гаврильева Р. С. Одежда
3.
Новосибирск: Наука, Сиб.
4. Петрова С. И. Современная якутская одежда. Якутск: Изд-во Департамента профтехобразования, 2001. С. 14.
5. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 2006. С. 28-30, 58-60.