Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:25, реферат
Самым выразительным средством в традиционном шитье является цвет. Тем, кто занимается национальным шитьем, необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании изделия.
В науке о восприятии цвета (цветоведение) существует классификация единого цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между ними различают еще множества переходных цветовых тонов и оттенков. Такие цветовые краски называются хроматическими. Белый цвет, черный и оттенки серого цветов - ахроматическими. Цвета условно распределяются на две группы: теплые и холодные.
Самым выразительным средством в традиционном шитье является цвет. Тем, кто занимается национальным шитьем, необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании изделия.
В науке о восприятии цвета (цветоведение) существует классификация единого цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между ними различают еще множества переходных цветовых тонов и оттенков. Такие цветовые краски называются хроматическими. Белый цвет, черный и оттенки серого цветов - ахроматическими. Цвета условно распределяются на две группы: теплые и холодные. Теплые — красный, оранжевый, желтый — напоминают о солнце и тепле. Холодные — зеленый, голубой, синий, фиолетовый — о холоде.
Якутский хроматизм примерно выглядит таким образом:
красный — кыһыл; оранжевый — кыһыл ара5ас, арыы саһархай; желтый - ара5ас, саһархай; зеленый — от куэх; голубой — халлаан куэх; синий — унаар куэх; фиолетовый — эһэх кыһыл.
На первый взгляд, по этой классификации названия цветовых оборотов кажутся ограниченными, т.е. два цвета в якутском хроматизме вроде бы обозначены одним названием. Например, красный, фиолетовый - кыһыл, желтый, оранжевый — саһархай, голубой, синий, зеленый — куэх. Анализируя архаичные названия цветового восприятия якутов, можно наблюдать довольно широкий спектр цветовых обозначений. Они наиболее живописные и выразительные.
В традиционном шитье восприятие цвета сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Теплые тона натуральной кожи и пушного меха традиционно сочетались с холодными сине-голубыми тонами в сочетании с черным цветом бисерной вышивки. Такой выбор цвета у мастериц не был случайным, так как каждый определенный цвет нес в традиционной культуре якутов свою смысловую нагрузку. В частности, белый цвет — цвет рождения и смерти, во многих религиях он наделён божественным смыслом, в традиционном понятии якутов выступал как символ солнца и отражал Верхний небесный мир. Таким образом, эпитету «белый» — «юрюн» в якутском фольклоре придается священное значение.Белый цвет также ассоциировался и со снегом, льдом, к ней приписывались характеристики: чистый, независимый, божественный. Он несколько успокаивает. В олонхо очень часто встречаются понятия: «Юрюн Аар Тойон» (Белый Господин Творец), «юют манан халлаан» (молочно-белое небо) или «юрюн кунум» (белое солнце мое). В старину на приветствие «Как живете?» — отвечали «Юют тураан ючюгэй» (хорошо, как белая молочная гладь). Таким образом, белый цвет связан с окружающей средой и является также символом жизни, счастья, всего светлого. Раньше он использовался как цвет, олицетворяющий материнскую душу (ийэ кут).
В якутской культуре синие, голубые цвета ассоциируются с небесным пространством, воздухом. К этим цветам можно приписывать психологические характеристики: чистый, уводящий в пространство, направляющий. Эти цвета являются символами синего бездонного космоса с «голубым дыханием» (кюёх тыын), а также «салгын кут» (воздух-душа) и считались нашими предками знаками развития, «расцвета жизни».
Традиционным смыслом черного у некоторых народов является пустота и отсутствие света, горе и смерть, он соответствовал мрачности, угнетал. В понятии якутов темные тона серого, коричневого цвета, в том числе черный, символизируют землю-матушку и олицетворяют «землю-душу» (буор кут) человека. Как правило, шубы «бууктаах» и «кытыылаах сон» оторачиваются черным сукном или мехом темного цвета. Якуты верили, что «буор кут» (земля-душа) похожа на коричневую вошку с рогами и находится в ушах человека.
Позднее излюбленным цветом у мастериц, олицетворяющим материнскую душу — «ийэ кут», стал красный цвет, который является символом огня, крови, тепла. Красный использовался и как отпугивающий демонов-абаасы цвет, и он встречается в бахромках чепраков, колчанов, шаманского костюма. Алый красный цвет якуты называли «хаан кыпыл» (алая, как кровь), желто-красный — «уот кыһыл» (как цвет огня). Он ассоциировался и с женской природой, давал ощущение близкого, родного и кровного. Вставки на передней и задней части навершия шапки обязательно отделываются красным сукном.
Зеленый цвет мало эмоционален, связан со спокойствием, с окружающей средой: «мутукча куэх», «от куэх» - цвет травы, зелени. В окантовке шубы и атрибутов конского убранства этот цвет олицетворяет возрождающиеся силы природы и является символом молодости (кэнчээри ыччат). Цветовое обозначение темно-зеленого цвета иногда обозначается и словом «хара»: дьодум хара, кэнкир хара — темно-зеленый цвет, унаар хара — светло-зеленый цвет. Живописно описываются цветовые обозначения зелени: алтан куэх — золотисто-зеленый цвет, укэр куэх — бледно-зеленый цвет, ача куэх - желто-зеленый цвет, таалай куэх — серовато-зеленый цвет, тыргыл куэх, чээчэ куэх — ярко-зеленый, кылбары куэх - сине-зеленый.
Излюбленным цветом якутов является и желтый цвет и его оттенки: желто-красный — «саһархай», оранжевый — «арыы саһархай» (желтое, как масло), рыжий - «саһыл саһархай» (рыжий, как лиса).
Если
в прежние времена выбор
В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. По общему виду их можно разделить на растительные, геометрические, зооморфные (звериные). Антропоморфные (человекообразные) виды орнаментов обычно не используются широко в орнаментальном искусстве якутов. Они встречаются лишь в шаманских атрибутах. Излюбленными узорами-знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: «дьураа» или «курдааһын ойуу» (прямая линия), «таналай ойуу» (двухсторонний зигзагообразный мотив), «тынырах ойуу», «сарбынньах ойуу» (небесный мотив орнамента), «айа ырбата» (стреловидный мотив), «кесюр ойуу», «кегёр ойуу» (лировидный мотив), «сюрэх ойуу» (сердцевидный мотив), «кюн», «туосахта» (круг), «харысхал бэлиэлэрэ» (оберегающие знаки).
Прямые линии «дьураа» или «курдааһын ойуу» в вышивальном искусстве якутов применяются во всех изделиях как окантовка краев изделий. Обшиваются вокруг основного мотива орнамента прямыми бордюрными линиями вышивкой цветными нитками, серебряными бляшками или прострачиваются бисером из трех цветов (синий, белый, черный), ограждая от проникновения злого духа (рис. 32)
Распространенный в якутском орнаментальном искусстве «таналай ойуу» часто используется в ручной вышивке. Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, напоминают контуры извилин на нёбе рогатого скота, которое и называется «таналай». Узор, если вышивался бисером, назывался «кэдьинэ таналай», но вышивается он и цветными нитками, и конским волосом. Узор «таналай» - самый древний, типичный вид орнамента. Магическое значение орнамента «таналай» связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном - лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависят от их благосклонности. Видимо, поэтому вышивку «таналай» использовали только по нижней части одежды — в набедренниках, рукавицах и обуви.
Мотив «таналай» также известен узбекам, казахам и киргизам. В частности, у памирских киргизов он применяется при орна¬ментации посуды. На языке киргизов «таналай» также означает «нёбо», очертания данного орнаментального мотива у киргизов очень схожи с якутским орнаментом «таналай» (рис. 33).
О семантике лировидного мотива — «кесюр ойуу» — существуют различные версии. Лировидная форма является и символическим образом пробивающегося из земли растения. Лировидный мотив распространен в орнаментике многих народов. Его рассматривают как мировое древо — древо жизни, древо плодородия, древо восхождения Он имеет апотропеис-тическую и благопожелательную функции. Лировидный мотив также связан с космологическим воззрением якутов, является символом роста, развития, стремления к свету, к высшим божествам Айыы. Средний главный лировидный мотив называют «ийэ кэҕуэр», устремившиеся от него в разные стороны ветви — «оҕо кэҕуэр», они являются, одновременно символом зарождения новой жизни, плодородия, богатства.
Лировидный мотив в орнаментальном искусстве символизирует благословение на развитие и процветание в Срединном мире, поэтому обязательной традицией в вышивке этого орнамента является его симметричность и вертикальное расположение. По орнаментальным канонам якутских мастериц только распустившиеся из основного мотива побеги могли устремиться на все четыре стороны. Но иногда перевернутый лировидный мотив в обуви выступает как символ предупреждения об опасности. Видимо, таким образом мастерицы через вышивку обуви ограждали себя от демонов и злых духов Нижнего мира (рис. 34).
Основу стреловидного
Арочные мотивы «тынырах», «сарбынньах», вышитые бисером, встречаются на вещах и одеждах празднично-ритуального назначения, особенно связанных с кумысопитием, и являются символом девятиярусного неба, обители Верховных божеств (рис. 36).
В ином варианте этот мотив называют «биэ эмиийэ», символизирующие знаки моления божеству конного скота Дьесегей Айыы. В вышивке также встречаются орнаменты, связанные с культом плодородия рогатого и конного скота: «ынах ойуу», «дьеһегей айыы бэлиэтэ» (рис. 37).
Крестообразный мотив распространен у многих народов и уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. Равноконечный крест, по данным самобытного орнаментального искусства якутов и их бытовых суеверий, является символом солнечного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца саха. Крест служит символом защиты и спасения. В связи с эпидемией оспы и кори у якутов сохранилось понятие «кириэстэтэр» (налагать крест). Так называли случаи легкого заболевания, предохраняющие человека от повторных заболеваний. Дух болезни как бы налагает на человека знамения креста в знак того, что он в дальнейшем будет пощажен. Духи, насылающие эпидемию оспы и кори, представлялись в образе русских женщин. Возможно, эпидемии этих болезней были связаны с русскими переселенцами. Поэтому считалось, что от них можно защититься знаком креста — символом христианства. Крестообразный мотив можно рассматривать и как ромб с «процветшими» углами, известный в языческой символике как древнейший символ плодородия. Семантика крестообразного мотива в якутском орнаментальном искусстве выполняет функцию своеобразного оберега. Использование такого крестообразного мотива, как оберега для охраны жилища и душ человека, выявлено и у многих народов.
Такие символы на передней части одежды имели «оберегающие» и «благопожелательные» функции (рис. 38).
Сердцевидный узор традиционно используется всегда в декоре нарядных рукавиц, набедренников, чепраков, кычымов. Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. Он не похож на распространенный в якутском шитье лировидный мотив. Средний, основной, мотив имеет форму распространенного мотива сердечка. По вертикальной оси орнамента располагаются три мотива деревца, они не соединяются, как обычно бывает в лировидном мотиве, одним стволом. Рисунки мотивов верхнего, устремленного вверх, среднего, который вписан в сердцевину, и нижнего мотива являются мотивами распространенного мотива деревца — трилистника, гоггилистника или семилистника. Нижнее деревце, обычно уходит верхушкой вниз. Очевидно, эти мотивы определяют трихономическое деление Вселенной на небо (место обитания богов), средний мир, обитаемый людьми-айыы, и подземный демонический мир, где живет большая часть демонов - абаасы. Таким образом, данная композиция орнамента четко показывает воображаемый мир предков: космическое пространство в разных измерениях — вертикали соответствуют верхушки, стволы и корни деревьев, а горизонтальным направлениям — ветвистые линии, отходящие от сердцевины орнамента. Данный узор обычно вышивается распространенным типом вышивки «таналайдыы анньыы» (рис. 39).
Круг — розетка, как изображение солнца, осмысливается в орнаменте многих народов. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. Серебряный круг солнце - «кун», «туосахта» — в головном уборе у якутов означается как символ самого высшего божества — Урун Айыы Тойона. Круг «туосахта' на головном уборе якутской невесты олицетворяет еще и жизненную силу или «кут» девушки. Серебряный круг в головном уборе используется и в качестве оберега от влияния всевозможных отрицательных сил природы, демонов-абаасы (рис. 40).
В якутской вышивке в основном встречаются и растительные мотивы — витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Их называют «эрбэлдьин», «эрэдэһин», «лоһуор ойуу». Гирлянды ветвей и листьев, цветов и лепестков входят в мотивы вышивок мягких материалов, вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками (рис. 41).
Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию (рис. 42).
Распространенный у многих народов орнамент «бараньи рога» — «кой муоһа, «почки» — «буэр ойуу» существует и в якутской орнаментике. Выполняется вышивкой бисером и цветными нитками и является священным орнаментом-оберегом, символом защиты (рис. 43).