Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:55, дипломная работа
Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7
1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7
1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании …………...........…..14
1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании .….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1. Выявление уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..........................................……...26
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании ………………………..41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54
Заключение ………………………………………………………………………73
Список литературы …………………………………
Диагностическое задание позволило выявить, что только двое детей нарушили последовательность, остальные расположили элементы беспорядочно. Дети не соотносят элементы по размеру между собой и с площадью листа, Только один ребенок упорядочивает элементы по ритму. Во время выполнения работы постоянно обращаются за помощью к педагогу.
Диагностические задание № 2
«Укрась платочек
Цель: оценить объем композиционных умений в рисовании узора в пределах треугольника: порядок освоенных действий при рисовании узора, уровень самостоятельности, упорядоченность элементов между собой и в формате листа и соотнесение их по размеру, определить умение ребёнка связывать изображения по ритму.
Материал: дымковская барышня, треугольник из бумаги, баночка с водой, кисти, подставка для кисточек, клеенка, гуашь 2 цветов (желтая и красная)
Форма проведения: подгрупповая
Описание выполнения задания: экспериментатор создает игровую ситуацию и вносит дымковскую барышню. Вместе с детьми рассматривает ее, любуется ей, вспоминает характерные цвета, основные элементы. Далее раздает бумагу в форме треугольника и предлагает детям украсить его, «подарить гостье новый платочек
Испытуемые были заинтересованы игровой ситуацией, выбрали определенные краски из предложенных экспериментатором для украшения треугольника, некоторые дети словесно объяснили, какие элементы будут использовать и как их расположат. Выполняли задание в течение 20 минут.
Таблица №2.
Таблица результатов выполнения диагностического задания № 2.
№ |
Имя ребенка |
Полнота действий |
Качество действий |
1 |
Варя В. |
Имеются нарушения последовательности при составлении узора |
Редко обращается за помощью к педагогу, не соотносит элементы по симметрии, но упорядочивает по ритму. |
2. |
Соня К. |
Элементы располагает беспорядочно |
Часто обращается за помощью к педагогу, не упорядочивает элементы узора ни по ритму, ни по симметрии, элементы однообразны, все одинакового размера. |
3. |
Вика С. |
Элементы располагает беспорядочно |
Постоянно обращается за помощью, требует поощрения, не упорядочивает элементы ни по ритму, ни по симметрии, не соотносит с площадью листа и по размеру между собой. |
4. |
Соня М. |
Элементы располагает беспорядочно |
Постоянно обращается за помощью, не упорядочивает элементы по ритму, не соотносит с площадью листа и по размеру между собой. |
5. |
Полина Ф. |
Элементы располагает в беспорядочно, они однообразны. |
Часто обращается за помощью, не упорядочивает элементы ни по ритму, ни по симметрии не соотносит с площадью листа и по размеру между собой, все элементы одного размера |
6. |
Лера Д. |
Нарушает последовательность при составлении узора. |
Редко обращается за помощью к педагогу, соотносит элементы ритму и с площадью бумаги, но не соотносит по размеру между собой. |
Практически все дети показали низкий уровень умений, беспорядочно располагали элементы узора на представленной форме. Только двое детей (Лера и Варя) смогли украсить углы треугольника. Они заранее словесно спланировали, где расположат элементы. В процессе деятельности дети часто обращались за помощью к педагогу.
Диагностическое задание № 3
«Укрась скатерть на праздничный стол».
Цель: оценить объем композиционных умений в рисовании узора в пределах квадрата: порядок освоенных действий при рисовании узора, уровень самостоятельности, упорядоченность элементов между собой и в формате листа и соотнесение их по размеру, определить умение ребёнка связывать изображения по ритму.
Материал: дымковская барышня, квадрат из бумаги, баночка с водой, кисти, подставка для кисточек, клеенка, гуашь 3 цветов (желтая, красная, синяя)
Форма проведения: подгрупповая.
Описание выполнения задания: экспериментатор создает игровую ситуацию и сообщает, что в гости снова пришла дымковская барышня. Вместе с детьми встретить ее, рассмотреть, полюбоваться. Экспериментатор обращает внимание на характерные цвета, основные элементы, их яркость и красочность. Далее сообщает, что у гостьи скоро день рождения, а скатерти на праздничный стол нет и предлагает помочь барышне. Далее раздает бумагу в форме квадрата и предлагает детям украсить его, «сделать яркую скатерть на праздничный стол». В процессе деятельности была сохранена естественность ситуации и процесса изображения (не вмешиваться в деятельность ребенка без необходимости, не отвлекать детей). При необходимости подсказать детям, которые обратились за помощью.
Испытуемые внимательно выслушали задание, выбрали определенные цвета из предложенных экспериментатором для украшения квадрата, выполняли задание в течение 20 минут. При рисовании часто обращались за помощью к экспериментатору.
Таблица №3.
Таблица результатов выполнения диагностического задания № 3
№ |
Имя ребенка |
Полнота действий |
Качество действий |
1 |
Варя В. |
Имеются нарушения последовательности при составлении узора |
Часто обращается за помощью к педагогу, выделила композиционный центра, упорядочивает элементы по симметрии, но не по ритму, не соотносит элементы с площадью листа, но соотносит их между собой. |
2. |
Соня К. |
Элементы располагает беспорядочно |
Редко обращается за помощью к педагогу, не упорядочивает элементы узора ни по ритму, ни по симметрии, не выделяет композиционный центр, элементы однообразны, все одинакового размера. |
3. |
Вика С. |
Элементы располагает беспорядочно |
Постоянно обращается за помощью, не упорядочивает элементы ни по ритму, ни по симметрии, не соотносит с площадью листа и по размеру между собой, не выделяет композиционный центр. |
4. |
Соня М. |
Элементы располагает беспорядочно |
Постоянно обращается за помощью, не упорядочивает элементы по ритму, но упорядочивает по симметрии, не соотносит с площадью листа и по размеру между собой, не выделяет композиционный центр. |
5. |
Полина Ф. |
Элементы располагает беспорядочно, они однообразны. |
Часто обращается за помощью, не упорядочивает элементы ни по ритму, ни по симметрии, не соотносит с площадью листа и по размеру между собой, все элементы одного размера, не выделяет композиционный центр. |
6. |
Лера Д. |
Нарушает последовательность при составлении узора. |
Часто обращается за помощью к педагогу, выделила композиционный центр, упорядочивает элементы по симметрии, но не по ритму, не соотносит элементы с площадью листа, но соотносит их между собой. |
Диагностическое задание показало, что дети не умеют располагать элементы узора внутри квадрата. Практически все дети украсили данную форму беспорядочно, заменяя элементы росписи мазком кисти. Двое детей упорядочили элементы по симметрии, но никто не упорядочил по ритму. Только один ребенок смог выделить композиционный центр. Все дети часто обращались за помощью к педагогу.
Диагностическое задание № 4
«Укрась тарелочку».
Цель: оценить объем композиционных умений в рисовании узора в пределах круга: порядок освоенных действий при рисовании узора, уровень самостоятельности, упорядоченность элементов между собой и в формате листа и соотнесение их по размеру, определить умение ребёнка связывать изображения по ритму.
Материал: круг из бумаги, баночка с водой, кисти, подставка для кисточек, клеенка, гуашь 3 цветов (желтая, красная, синяя)
Форма проведения: подгрупповая
Описание выполнения задания: экспериментатор вспоминает вместе с детьми, как на прошлом занятии в гости приходила дымковская барышня и зачем она приходила. Создает игровую ситуацию и вносит дымковскую барышню. Вместе с детьми приветствует ее, рассматривает. Гостья сообщает, что у нее нет красивых тарелок для праздничного стола и просит детей о помощи. Далее экспериментатор раздает бумагу в форме круга и предлагает детям украсить его, «сделать красивые тарелочки на праздничный стол». В процессе деятельности была сохранена естественность ситуации и процесса изображения (не вмешиваться в деятельность ребенка без необходимости, не отвлекать детей). При необходимости подсказать детям, которые обратились за помощью.
Интерес сохранялся на протяжении всего занятия. Дети выбрали определенные цвета из предложенных экспериментатором для украшения круга, выполняли задание в течение 20 минут. При рисовании часто обращались за помощью к экспериментатору.
Инструкция: от детей требовалось самостоятельно выбрать элементы для украшения круга, так же дети самостоятельно выбирали цвета и их сочетания.
Таблица №4
Таблица результатов выполнения диагностического задания № 4
№ |
Имя ребенка |
Полнота действий |
Качество действий |
1 |
Варя В. |
Имеются нарушения последовательности при составлении узора |
Часто обращается за помощью к педагогу, выделила композиционный центр, упорядочивает элементы по симметрии, но не по ритму, не соотносит элементы с площадью листа, но соотносит их между собой. |
2. |
Соня К. |
Элементы располагает беспорядочно |
Редко обращается за помощью к педагогу, не упорядочивает элементы узора по ритму, но упорядочивает по симметрии, не выделяет композиционный центр, элементы однообразны, все одинакового размера. |
3. |
Вика С. |
Элементы располагает беспорядочно |
Постоянно обращается за помощью, не упорядочивает элементы ни по ритму, ни по симметрии, не соотносит с площадью листа и по размеру между собой, не выделяет композиционный центр. |
4. |
Соня М. |
Элементы располагает беспорядочно |
Редко обращается за помощью, не упорядочивает элементы по симметрии, но упорядочивает по ритму, не соотносит с площадью листа и по размеру между собой, выделяет композиционный центр. |
5. |
Полина Ф. |
Элементы располагает беспорядочно, они однообразны. |
Часто обращается за помощью, не упорядочивает элементы ни по ритму, ни по симметрии, не соотносит с площадью листа и по размеру между собой, все элементы одного размера, не выделяет композиционный центр. |
6. |
Лера Д. |
Нарушает последовательность при составлении узора. |
Часто обращается за помощью к педагогу, выделяет композиционный центра, упорядочивает элементы по симметрии, но не по ритму, не соотносит элементы с площадью листа, но соотносит их между собой. |
Анализ результатов показал, что дети при составлении узора на круге нарушают последовательность действий, практически все дети не выделили композиционный центр, с этой задачей справился только один ребенок. Украшают предложенную форму беспорядочно, не выделяя каймы. В процессе выполнения задания часто обращались за помощью к педагогу, только один ребенок выполнял работу самостоятельно.
Результаты проведения диагностического
задания были занесены в таблицу.
Таблица №5
Результаты диагностирования детей на констатирующем этапе эксперимента.
Критерий
Имя ребенка |
Полнота освоенных действий |
Качество выполняемых действий |
Варя В. |
При выполнении задания показывает композиционные умения не в полном объеме: затрудняется в составлении узора на треугольнике и квадрате. Имеются некоторые нарушения последовательности действий при составлении узора на некоторых предложенных формах: -на полосе: начинает работу от левого края полосы к правому; -на треугольнике: украшает только углы, начиная с нижнего правого; -на квадрате: только углы, начиная с нижнего левого; - на круге: выделяет центр, но украшает кайму не в заданном порядке (движение ведет по часовой стрелке) |
При составлении узора на разных формах иногда обращается за помощью к педагогу или хочет услышать поощрение со стороны педагога. Упорядочивает изображения по ритму, симметрии; не всегда соотносит элементы, входящие в узор по размеру между собой и с площадью листа (формы): одни и те же элементы сильно отличаются друг от друга по размеру, впоследствии чего эти элементы не соотносятся с площадью листа(предложенной формы) |
Соня К. |
При выполнении задания показывает композиционные умения в малом объеме: только элементы построения узора в пределах полосы, но построение узора начинает от правого края. Наблюдаются значительные нарушения последовательности действий при составлении узора на всех представленных формах: - на треугольнике и
квадрате выполняет работу бесп - на круге: выделила композиционный центр только после того, как посмотрела образец у рядом сидящего ребёнка, украшает кайму в неопределенном порядке. |
При выполнении заданий часто обращается за помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при составлении узора: не упорядочивает элементы ни по ритму, ни по симметрии: если в квадрате украсила левый верхний и нижний углы, то углы, находящиеся справой стороны не украшает, а заполняет их беспорядочно. Соотносит элементы по размеру между собой, но не соотносит с предложенной формой: все элементы либо большие, либо очень маленькие. |
Вика С. |
При выполнении задания ребенок показывает композиционные умения в малом объеме. Наблюдаются значительные нарушения последовательности действий при составлении узора на всех представленных формах: - на полосе, треугольнике
и квадрате выполняет работу бе - на круге: располагает элементы узора беспорядочно, не выделяя при этом ни кайму, ни центр. |
При составлении узора ребенок постоянно обращается за помощью к педагогу, все время хочет поощрения и поддержки. Если не видит положительного результата, то может легко отказаться от работы или начать капризничать. Допускает значительные ошибки при составлении узора в пределах разных форм: -не соотносит изображения по симметрии, ритму; -не соотносит элементы, входящие в узор с площадью листа и между собой. |
Соня М. |
При выполнении задания ребенок показывает композиционные умения в малом объеме. Вместо элемента узора часто использует мазок кистью. Наблюдаются значительные нарушения последовательности действий при составлении узора на всех представленных формах: - на полосе, треугольнике
и квадрате выполняет работу бе - на круге: украшает форму беспорядочно, не выделяя центр, а заполняя его мазками, кайму сначала украсила в заданном порядке (сверху-вниз, слева-направо), но затем начала заполнять ее, двигаясь против часовой стрелки. |
При составлении узора ребенок постоянно обращается за помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при составлении узора в пределах разных форм: -не соотносит изображения по симметрии, ритму, располагая элементы беспорядочно. -не соотносит элементы, входящие в узор с площадью листа (формы) и между собой: так как все элементы представляют собой мазок кистью, то все они одного размера. |
Полина Ф. |
При выполнении задания ребенок показывает композиционные умения в малом объеме: только элементы построения узора в пределах полосы, но элементы однообразны – либо точка, либо мазок. Наблюдаются значительные нарушения последовательности действий при составлении узора на всех представленных формах: - на треугольнике и квадрате выполняет работу беспорядочно; - на круге: не выделяет центр, заполняет его мазками, кайму выделила только после того, как посмотрела как это сделал рядом сидящий, но украсила ее беспорядочно. В конце решила закрасить круг полностью. |
При составлении узора ребенок постоянно обращается за помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при составлении узора в пределах разных форм: -не соотносит изображения по симметрии, ритму; -не соотносит элементы, входящие в узор с площадью листа (формы) и между собой, все элементы одного размера, так как это либо точка, либо мазок кистью. |
Лера Д. |
При выполнении задания ребенок показывает композиционные умения не в полном объеме: затрудняется в изображении узора на треугольнике и квадрате. Имеются незначительные нарушения последовательности действий при составлении узора на некоторых предложенных формах: -на полосе: ребенок начинает работу от левого края полосы к правому: -на треугольнике: украшает только углы, начиная с левого нижнего и далее по часовой стрелке; -на квадрате: украшает только углы, начиная с левого нижнего. - на круге: четко выделяет центр,
так же выделяет кайму, но в
беспорядочном порядке, в качестве
элемента узора выступает |
При составлении узора на разных формах иногда обращается за помощью к педагогу. Упорядочивает изображения по ритму, симметрии: на квадрате украшая левую часть, по аналогии украшает и правую. соотносит элементы, входящие в узор по размеру между собой, но не всегда соотносит их с площадью листа: какие-то элементы малы, другие наоборот, не вписываются в форму. |
По итогам констатирующего этапа дети были отнесены к определенным уровням.
В соответствии с критериями уровень сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста по результатам констатирующего этапа эксперимента представлен в таблице.
Таблица № 6
Уровни сформированности композиционных умений детей на констатирующем этапе эксперимента.
Уровни |
Количество детей |
1 высокий |
— |
2 средний |
Варя В. Лера Д. |
3 низкий |
Вика С., М., Соня М, Соня К., Полина Ф. |
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что ни один ребенок не отнесен к высокому уровню сформированности композиционных умений в рисовании.
Двое детей были отнесены к среднему уровню сформированности композиционных умений. Лера и Варя всегда внимательно выслушивали задание, задавали вопросы, если им было что-то не понятно. Девочки не всегда соотносили элементы по ритму, чаще соотносили их по симметрии. Так, например, Лера при украшении квадрата расположила элементы симметрично, т. е. правую часть украсила так же, как и левую. Не всегда соотносили элементы по размеру между собой, чаще соотносили их с площадью листа. При выполнении заданий дети редко обращались за помощью к педагогу, стремились выполнить задание самостоятельно.
К низкому уровню были отнесены четверо детей – Соня К., Соня М., Вика С., Полина Ф. Во время выполнения заданий дети были заинтересованы, нарушали последовательность действий на всех представленных формах. Чаще всего украшали их беспорядочно, а в качестве элементы выступал либо мазок, либо точка. Поэтому дети не соотносили элементы по размеру между собой и с площадью листа т.к. все они были одного размера. Так же практически не прослеживается упорядоченность элементов ни по ритму, ни по симметрии. Во время выполнения заданий дети постоянно обращались за помощью к педагогу.
Результаты диагностирования показали, что дети нуждаются в целенаправленном формировании композиционных умений в декоративном рисовании.
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании
Результаты констатирующего этапа учитывались при планировании проведении формирующего этапа и опытно-экспериментальной работы.