Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:55, дипломная работа
Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7
1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7
1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании …………...........…..14
1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании .….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1. Выявление уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..........................................……...26
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании ………………………..41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54
Заключение ………………………………………………………………………73
Список литературы …………………………………
Анализ результатов показал, что только один ребенок не нарушал последовательность при составлении узора, остальные дети частично нарушали последовательность, но в целом все справились с заданием. Двое детей часто обращались за помощью к педагогу, им требовалась поддержка. Все дети смогли выделить композиционный центр, соотнести изображения и по ритму и по симметрии.
Результаты проведения диагностического задания были занесены в таблицу №12
Таблица №12
Результаты диагностического задания контрольного этапа эксперимента.
Критерий Имя ребенка |
Полнота освоенных действий |
Качество выполняемых действий |
Варя В. |
При выполнении задания показывает композиционные умения в полном объеме на всех формах. Последовательно осуществляет действия при составлении узора на этих формах: - на полосе: ребенок украшает сначала середину, затем переходит к краям; - на треугольнике: начинает работу с украшения углов, затем сторон; - на квадрате: сначала украшает центр, затем переходит к углам и сторонам; - на круге: ребенок сначала выделяет центр, затем украшает кайму в определенном порядке. |
Самостоятельно составляет узор в пределах заданных форм. При составлении узора четко строит композицию внутри каждой формы: -упорядочивает элементы по ритму, симметрии; -соотносит изображения по |
Соня К. |
При выполнении задания показывает композиционные умения в малом объеме: только элементы построения узора в пределах полосы, но построение узора начинает от правого края. Наблюдаются значительные нарушения последовательности действий при составлении узора на всех представленных формах: - на треугольнике и квадрате
выполняет работу не в - на круге: выделила композиционный центр только после того, как посмотрела образец у рядом сидящего, украшает кайму не в заданном порядке. |
При выполнении заданий часто обращается за помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при составлении узора: упорядочивает элементы ни по ритму, редко по симметрии. Соотносит элементы по размеру между собой, но не соотносит с предложенной формой: все элементы либо большие, либо очень маленькие. |
Вика С. |
При выполнении задания ребенок показывает композиционные умения не в полном объеме в пределах всех представленных форм: затрудняется в изображении узора на круге. Имеются незначительные нарушения последовательности действий при составлении узора на некоторых предложенных формах: -на полосе: ребенок начинает работу от левого края полосы к правому; -на треугольнике: начинает украшать стороны, затем углы; -на квадрате: сначала украшает углы, затем стороны, потом выделяет центр; - на круге: выделяет центр, затем украшает кайму, нарушая последовательность. |
При составлении узора на разных формах ребенок часто обращается за помощью к педагогу. Упорядочивает изображения по ритму, симметрии; не всегда соотносит элементы, входящие в узор по размеру между собой и с площадью листа(формы) |
Соня М. |
При выполнении задания ребенок показывает композиционные умения не в полном объеме в пределах всех представленных форм: затрудняется в изображении узора на треугольнике. Имеются незначительные нарушения последовательности действий при составлении узора на некоторых предложенных формах: -на полосе: ребенок начинает работу от левого края полосы к правому: -на треугольнике: начинает украшать стороны, затем углы; -на квадрате: сначала украшает углы, стороны, затем выделяет центр; - на круге: выделяет центр, затем украшает кайму в заданном порядке. |
При составлении узора на разных формах ребенок иногда обращается за помощью к педагогу, часто обращалась за помощью только во время составления узора на круге. Упорядочивает изображения по ритму, симметрии; не всегда соотносит элементы, входящие в узор по размеру между собой и с площадью листа(формы) |
Полина Ф. |
При выполнении задания ребенок показывает композиционные умения не в полном объеме в пределах всех представленных форм: затрудняется в изображении узора на квадрате. Имеются незначительные нарушения последовательности действий при составлении узора на некоторых предложенных формах: -на полосе: ребенок начинает работу от левого края полосы к правому: -на треугольнике: украшает сначала углы, затем стороны; -на квадрате: сначала украшает углы, стороны, затем выделяет центр; - на круге: украшает кайму в заданном порядке, затем выделяет центр. |
При составлении узора на разных формах ребенок редко обращается за помощью к педагогу, помощь требовалась только при составлении узора на треугольнике. Упорядочивает изображения по ритму, симметрии; не всегда соотносит элементы, входящие в узор по размеру между собой и с площадью листа(формы) |
Лера Д. |
При выполнении задания ребенок показывает композиционные умения не в полном объеме в пределах всех представленных форм: затрудняется в изображении узора на круге. Имеются незначительные нарушения последовательности действий при составлении узора на некоторых предложенных формах: -на полосе: ребенок начинает работу от левого края полосы к правому: -на треугольнике: украшает углы, затем стороны; -на квадрате: сначала украшает углы, стороны, затем выделяет центр; - на круге: выделяет центр, затем украшает кайму не в заданном порядке. |
При составлении узора на разных формах ребенок не часто обращается за помощью к педагогу, помощь требовалась только при составлении узора на круге. Упорядочивает изображения по ритму, симметрии; не всегда соотносит элементы, входящие в узор по размеру между собой и с площадью листа(формы) |
По итогам контрольного этапа дети были отнесены к определенным уровням.
В соответствии с критериями уровень сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста по результатам контрольного этапа эксперимента представлен в таблице.
Таблица №13
Уровни |
Количество детей |
1 высокий |
1 |
2 средний |
4 |
3 низкий |
1 |
Уровень сформированности композиционных умений детей на контрольном этапе эксперимента.
В результате проведенного контрольного этапа эксперимента у 1 ребенка (что составило 17%) был выявлен низкий уровень выполнения задания, у 4 детей - средний (66 %)и у 1 ребенка (что составило 17 %) высокий уровень.
По итогам контрольного этапа эксперимента видно, что показатели уровня формирования композиционных умений у детей заметно улучшились, один ребенок был отнесен к высокому уровню сформированности композиционных умений в рисовании.
К высокому уровню был отнесен один ребенок – Варя В. Во время занятий всегда внимательно слушала задание, была заинтересована. Перед тем, как приступить к выполнению задания, словесно планировала будущий рисунок. Последовательно осуществляла действия при составлении узора, задания выполняла самостоятельно, лишь иногда обращалась за помощью. Элементы узора упорядочивала по ритму, по симметрии, легко выделяла композиционный центр, упорядочивала элементы по размеру между собой: например, если рисовала круги в углах квадрата, то все они были одного размера, а кольца, которые рисовала по сторонам, были чуть больше.
К среднему уровню были отнесены четверо детей – Полина Ф., Лера Д., Соня М., Вика С. Во время занятий дети были эмоционально заинтересованы, использовали различные цвета для украшения формы. Полина Ф. часто отвлекалась, что иногда приводило к неаккуратности в рисунке. Дети не всегда упорядочивали изображения по ритму, им легче было увидеть симметрию. Практически все выделяли композиционный центр. При составлении узора нарушали последовательность действий, но в итоге получались хорошие, законченные работы.
К низкому уровню был отнесен один ребенок - Соня К. Часто отвлекалась, не проявляла интереса к занятиям. Сюрпризный момент в начале занятия привлекал ее внимание, но не удерживал его на протяжении всего занятия. Часто не знала как выполнять задание, но за помощью не обращалась. Нарушала последовательность действий при составлении узора на всех предлагаемых формах. Упорядочивала элементы узора по симметрии, но редко упорядочивала по симметрии. Не соотносила элементы по размеру между собой и с площадью листа: одни и те же элементы разного размера, либо очень большие, либо очень маленькие, так, что оставалось много свободного места на листе.
Для выявления динамики формирования композиционных умений детей среднего дошкольного возраста была составлена сводная таблица результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Таблица № 14
Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
№ |
Имя ребенка |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
1 |
Варя В. |
на треугольнике и квадрате.
-на полосе: начинает работу от левого края полосы к правому; -на треугольнике: украшает только углы, начиная с нижнего правого; -на квадрате: только углы, начиная с нижнего левого; - на круге: выделяет центр, но украшает кайму не в заданном порядке (движение ведет по часовой стрелке)
упорядочивает изображения по ритму, симметрии;
в узор по размеру между собой и с площадью листа(формы). |
полном объеме на всех формах.;
- на полосе: ребенок украшает сначала середину, затем переходит к краям; - на треугольнике: начинает работу с украшения углов, затем сторон; - на квадрате: сначала украшает центр, затем переходит к углам и сторонам; - на круге: ребенок сначала выделяет центр, затем украшает кайму в определенном порядке.
пределах заданных форм;
симметрии;
собой и с площадью листа (формы). |
2 |
Соня К. |
всех представленных формах;
- на полосе, треугольнике и квадрате выполняет работу в беспорядочном порядке; - на круге: украшает
форму беспорядочно, не выделяя
центр, а заполняя его мазками,
кайму сначала украсила в
ни по симметрии;
собой, но не соотносит с предложенной формой: все элементы либо большие, либо очень маленькие. |
объеме: только элементы построения узора в пределах полосы, но построение узора начинает от правого края.
наблюдаются значительные нарушения: - на треугольнике и квадрате выполняет работу не в заданном порядке; - на круге: выделила композиционный центр только после того, как посмотрела образец у рядом сидящего, украшает кайму не в заданном порядке. При выполнении заданий часто обращается за помощью к педагогу;
симметрии.
соотносит с предложенной формой. |
3 |
Вика С. |
всех представленных формах:
- на полосе, треугольнике и квадрате выполняет работу в беспорядочном порядке; - на круге: украшает форму беспорядочно, не выделяя ни центр, ни кайму;
симметрии;
|
объеме в пределах всех представленных форм: затрудняется в изображении узора на круге.
имеются незначительные нарушения при составлении узора на некоторых предложенных формах: -на полосе: ребенок начинает работу от левого края полосы к правому; -на треугольнике: начинает украшать стороны, затем углы; -на квадрате: сначала украшает углы, затем стороны, потом выделяет центр; - на круге: выделяет центр, затем украшает кайму, нарушая последовательность.
|
4 |
Соня М. |
всех представленных формах;
- на полосе, треугольнике и квадрате выполняет работу в беспорядочном порядке; - на круге: украшает форму беспорядочно, не выделяя центр, а заполняя его мазками, кайму сначала украсила в заданном порядке (сверху-вниз, слева-направо), но затем начала заполнять ее, двигаясь против часовой стрелки.
ни по симметрии;
собой, и с предложенной формой. |
полном объеме в пределах всех представленных форм: затрудняется в изображении узора на треугольнике.
-на полосе: ребенок начинает работу от левого края полосы к правому: -на треугольнике: начинает украшать стороны, затем углы; -на квадрате: сначала украшает углы, стороны, затем выделяет центр; - на круге: выделяет центр,
затем украшает кайму в
размеру между собой и с площадью листа(формы) |
5 |
Полина Ф. |
всех представленных формах;
- на треугольнике и квадрате выполняет работу в беспорядочном порядке; - на круге: не выделяет центр, заполняет его мазками, кайму украсила в беспорядочном порядке. в конце решила закрасить круг полностью.
по ритму;
площадью листа (формы) и между собой. |
полном объеме в пределах всех представленных форм: затрудняется в изображении узора на квадрате.
-на полосе: ребенок начинает работу от левого края полосы к правому; -на треугольнике: украшает сначала углы, затем стороны; -на квадрате: сначала украшает углы, стороны, затем выделяет центр; - на круге: украшает кайму в заданном порядке, затем выделяет центр;
размеру между собой и с площадью листа(формы) |
6. |
Лера Д. |
треугольнике и квадрате;
-на полосе: ребенок начинает работу от левого края полосы к правому: -на треугольнике: украшает только углы, начиная с левого нижнего и далее по часовой стрелке; -на квадрате: украшает только углы, начиная с левого нижнего. - на круге: четко выделяет
центр, так же выделяет кайму,
но в беспорядочном порядке, в
качестве элемента узора
по симметрии.
|
объеме в пределах всех представленных форм: затрудняется в изображении узора на круге.
-на полосе: ребенок начинает работу от левого края полосы к правому: -на треугольнике: украшает углы, затем стороны; -на квадрате: сначала украшает углы, стороны, затем выделяет центр; - на круге: выделяет центр, затем украшает кайму не в заданном порядке; не часто обращается за помощью к педагогу;
размеру между собой и с площадью листа(формы) |
Таблица №15
Уровни сформированности композиционных умений детей на
контрольном этапе эксперимента.
Имя ребенка |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Варя В. |
Средний |
Высокий |
Соня К. |
Низкий |
Низкий |
Вика С. |
Низкий |
Средний |
Соня М. |
Низкий |
Средний |
Полина Ф. |
Низкий |
Средний |
Лера Д. |
Средний |
Средний |
Как видно из таблицы, у детей произошли качественные изменения в формировании композиционных умений.
Так, например, у Вари на констатирующем этапе был выявлен средний уровень сформированности композиционных умений. На контрольном же этапе ребенок показал высокий уровень. Ребенок показал композиционные умения в полном объеме, научился располагать в правильной последовательности элементы узора, упорядочивать их по ритму, по симметрии, соотносить по размеру между собой и с площадью листа. Варя проявляла большой интерес к занятиям, заранее планировала будущий рисунок, самостоятельно выполняла задания, редко обращаясь за помощью.
Так же у Полины, Вики Сони М. на констатирующем этапе эксперимента был выявлен низкий уровень сформированности композиционных умений. Дети научись располагать элементы построения узора на предлагаемых формах. Имелись нарушения последовательности при составлении узора, но в целом результат деятельности был на достаточно высоком уровне. Дети так же научились упорядочивать изображения по ритму, по симметрии, соотносить элементы по размеру между собой и с площадью листа. Особенно больших результатов достигла Соня К. На констатирующем этапе ребенок показывал композиционные умения в малом объеме. Элементы узора представляли собой мазок кистью, которым она беспорядочно украшала все формы. На контрольном этапе эксперимента у Сони М. были выявлены качественные изменения – ребенок активно пользовался всеми изученными элементами, украшал с незначительными нарушениями последовательности предлагаемые формы, сочетая элементы и по ритму, и по симметрии, а так же соотнося их по размеру между собой. Дети проявляли самостоятельность, творчество, не часто обращались за помощью.
У Сони К. на констатирующем этапе был выявлен низкий уровень сформированности композиционных умений. На контрольном этапе было определено, что уровень сформированности умений не изменился. Ребенок был не заинтересован в выполнении заданий. Допускала значительные нарушения последовательности на всех предлагаемых формах, научилась соотносить элементы по размеру между собой, но не с площадью листа. не упорядочивала элементы по ни ритму, ни симметрии. Все это на несформированность композиционных умений в рисовании.
Проведённая опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений дала положительные результаты, что свидетельствует о качестве выполненной работы.
Заключение.
Проведенный анализ состояния практики по освоению композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста свидетельствует о том, что в практике отсутствуют условия формирования композиционных умений в рисовании.
В результате проведенных исследований было доказано, что рисование, в частности декоративное, должно использоваться в работе с детьми дошкольного возраста, так как оно способствует формированию композиционных умений, проявлению творчества у дошкольников, а так же оригинальности композиционных построений.
Многими исследованиями (Г.А. Подкурганной, Ю. А. Полуянова, В. А. Езикеевой, Н. Стреляновой) подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств (линия, форма, цвет, композиция), используемых художником в живописи, графике, в определенной степени доступен дошкольнику.
Главной задачей
в декоративном рисовании
Психологи под умениями понимают промежуточный этап овладения новым способом действия, который основан на каком–нибудь правиле (знании). На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и применяется при решении определенного класса задач. По мнению Мижерикова В.А., умения - это элементы деятельности, позволяющие человеку делать что-либо с высоким качеством, точно и правильно выполнять какое-либо действие или операцию.
Проведённая опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании оказалась достаточно эффективной. Для выявления уровня сформированности композиционных умений были использованы критерии и показатели Кузьминой Н. В.