Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам цветоведения на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников ведению работы по цветоведению.
Предмет – методы и приёмы организации и проведения работы по обучению цветоведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование организации и использования методов и приёмов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
2. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в начальных классах.
3. Определить направления деятельности учителя начальных классов по использованию методов и приёмов обучения основам цветоведения и применение его в образовательном процессе в период педагогической практики.
4. Разработать систему методов и приёмов реализации обучения основам цветоведения обучаемых в начальных классах на уроках изобразительного искусства.
Для реализации цели и задач исследования применялись теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме. Эмпирические методы: наблюдение уроков по основам цветоведения в начальной школе, изучение опыта работы учителя, связанной с данной проблемой.
В основу работы положены материалы книги Сокольниковой Н.Н. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования» в которых подробно рассматриваются все элементы цветоведения; Павлик К.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», где даются рекомендации по обучению младших школьников основам цветоведения; Визер В.В. «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве» и другие педагогические издания.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.1 Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.2 Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе
2.1 Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
2.2 Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.04 Кб (Скачать файл)

 

2. Занятия по обучению  цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.

 

3. В младших классах  обучаемые усваивают все основные  элементы цветоведения, которые могут использоваться как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках по трудовой деятельности. С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира дети закрепляют в средней школе, но первоначальный фундамент закладывается именно в начальных классах. Как бы не строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. Применяя такие методы и приемы как: наблюдение и восприятие картин художников, беседы с детьми, руководство и анализ практической деятельности учащихся, необходимо учить детей мыслить, видеть и понимать прекрасное, развивать эстетический вкус, стремление к тому, чтобы сделать все окружающее лучше и красивее.

 

4. Исследование практической  части дало возможность изучить  и проанализировать работу учителя  начальных классов по использованию  методов обучения основам цветоведения. Это позволило сделать вывод, что без руководствующей, направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе. Учитель сам должен хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда он сможет помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. С первых уроков важно использовать интерес детей к рисованию, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.

 

Таким образом, мы выявили  и обосновали сущность и особенности  организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в начальных классах. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.

 

Теоретическая значимость нашей  работы в том, что в ней представлено обоснование необходимости и  возможности осуществления грамотной  организации работы учителя по использованию  методов и приемов обучения основам  цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

 

Практическая ее значимость - в разработке комплекта методических рекомендаций по освоению младшими школьниками  основ цветоведения через связь уроков изобразительного искусства и труда, разработке серии уроков по обучению младших школьников основам цветоведения и анализе работы по их реализации в период педагогической практики.

 

Мы считаем, что цель курсовой работы достигнута.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.

 

2.  Беляева С.Е. Основы  изобразительного искусства и  художественного проектирования: учебник  для учащихся. Заведения / С.Е.  Беляева. – 2-е изд., стер. –  М.: Издательский центр «Академия», 2007.

 

3.  Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – сПб.: Питер, 2006.

 

4.  Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

 

5.  Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

 

6.  Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.1 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

 

7.  Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.2 – М.: Гуманит. изд .центр Владос, 2000.

 

8.  Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.1 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

 

9.  Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.2 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

 

10.  Комарова Т.С. Как  научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

 

11.  Костерин Н.П. Учебное  рисование: – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1984.

 

12.  Кузин В.С. Изобразительное  искусство и методика его преподавания. – Учебное пособие для уч-ся  пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.

 

13.  Кузин В.С. Методика  преподавания изобразительного  искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1979.

 

14.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 – М.: Дрофа, 1997.

 

15.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 – М.: Дрофа, 1997.

 

16.  Курбатова Н.В. Современная  энциклопедия начальной школы.  Рисование/Н.В. Курбатова. – М.:СЛОВО;  Эксмо, 2006.

 

17.  Неменский Б.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 кл. – Книга для учителя: Просвещение, 1991.

 

18.  Островская О.В. Уроки  изобразительного искусства в  начальной школе 1-4 кл. – Пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

 

19.  Павлик К.В. Изобразительное  искусство в начальной школе. - Наука, Флинта, 1999.

 

20.  Программы общеобразовательных  учреждений : начальные классы (1-4): В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2001.

 

19.  Программы общеобразовательных  учреждений. Изобразительное искусство  и художественный труд 1-9 кл. – М.: Просвещение, 1994.

 

21.  Рожкова Е.Е. Изобразительное  искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 1980.

 

22.  Ростовцев Н.Н. Методика  преподавания изобразительного  искусства в школе. - М.: АГАР, 1998.

 

23.  Ростовцев Н.Н. Методика  преподавания изобразительного  искусства в школе. 3-е изд., доп.  и перераб. - М.: АГАР, 2000

 

24.  Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. - М.: Просвещение, 1981.

 

25.  Сокольникова Н.М.  Изобразительное искусство и  методика его преподавания в  начальной школе. - М.: Академия, 1999.

 

26.  Сокольникова Н.М.  Наглядные пособия и оборудование  для занятий изобразительным  искусством в начальной школе:  Учебное пособие для студентов  педвузов. - М.: Издательский центр  «Академия», 1999.

 

27.  Сокольникова Н.М.  Изобразительное искусство. – учебник для учащ. 1-2 кл.: В 4 ч. Ч 1.– Обнинск: Титул, 2000.

 

28.  Сокольникова Н.М.  Изобразительное искусство: учебник  для учащ. 1-2 кл.: В 4 ч. Ч 2. – Обнинск: Титул, 2000.

 

29.  Сокольникова Н.М.  Изобразительное искусство: учебник  для учащ. 3-4 кл.: В 4 ч. Ч 3. – Обнинск: Титул, 2000.

 

30.  Сокольникова Н.М.  Изобразительное искусство: учебник  для учащ. 3-4 кл.: В 4 ч. Ч 4. – Обнинск: Титул, 2000.

 

31.  Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1989.

 

32.  Шорохов Е.В. Методика  преподавания композиции на уроках  изобразительного искусства в  школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

 

33.  Энциклопедический  словарь юного художника. –  М.: Просвещение, 1983.


Информация о работе Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства