Формирование умений создания декоративной композиции в технике ковровой иглы у студентов в системе профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработать методологические рекомендации по организации занятий в технике ковроткачество.
Задачи:
- анализ литературы исследования;
- разработка план конспекта в технике ковроткачество;
- способствовать развитию у учащихся творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца;
- способствовать формированию практических умений и навыков качественного выполнения ткацких работ;
- способствовать воспитанию творческого начала, взаимопомощи при выполнении работы, экономного отношения к используемым материалам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические основы возникновения и развития искусства ковроделия в мировой художественной культуре.
1.1. История возникновения искусства ковроделия………………………..6
1.2. Развитие техники ковровая игла……………………………………….11
Глава 2. Методико-технологические основы использования техники ковровая игла в подготовке специалистов в области декоративно-прикладного искусства.
2.1 Этапы работы над изделием в технике ковровая игла………………22
2.2 Авторские план - конспекты уроков по организации занятий с использованием техники ковровой иглы в системе среднего профессионального образования…………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение…………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

маша курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

      Иглы для этой техники – особые, они позволяют работать с цельной нитью, создавая на лицевой стороне изделия рисунок из объемных мягких петель. Иглы для работы потребуется две – для тонких и толстых нитей, их можно приобрести в специализированных магазинах для рукоделия. Принцип их устройства, вне зависимости от марки пост – нить проходит через полую иглу с «ушком» на тонко заточенном конце, а фиксирующий механизм позволяет без особых усилий делать на основе ровные «стежки» одного размера.... 

      Первое, что нужно сделать – эскиз. Это может быть как готовый рисунок, так и собственный. Важно, чтобы он имел четкие очертания и хорошо прочерченные контуры. Стоит учесть, что рисунок наносится на изнанку, а значит – в зеркальном изображении. Теперь основу необходимо плотного натянуть в пяльцы или на рамку, поскольку игла в процессе работы будет буквально пробивать ткань. Каждый стежок в технике ковровой вышивки иглой – это простое движение – иглу нужно вести в основу до упора и вывести назад. Так на лицевой стороне образуется петельчатое полотно вышивки. Каждая петелька создается простым точечным движением иглы: с изнанки – на лицо. Слегка отступив от предыдущего прокола, делают следующий стежок. Их частота зависит от того, насколько плотной и объемной вы хотите видеть вашу вышивку. Для эффектной лицевой стороны работы лучший шаг – 3-4 миллиметра. Важно, не поднимать иглу слишком высоко и не натягивать нить, оставляя её свободной – иначе петли вышивки могут распуститься. Начинать стоит с контура рисунка, выделив его контрастной нитью. Так вы безупречно выдержите пропорции работы и размеры рисунка, а в процессе, заполняя границы контура – именно так дети закрашивают «раскраски» – сможете подбирать цветовые и фактурные сочетания материала на свой вкус для такого рукоделия, как ковровая вышивка Дополнительно закреплять нить в технике ковровая вышивка иглой не нужно, достаточно оставить свободные «хвостики» в начале и конце работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Авторские  план - конспекты уроков по организации  занятий с использованием техники  ковровой иглы в системе среднего  профессионального образования.

 

План конспект №1.

Вид занятий:

Декоративное рисование.

Тема урока:

Композиция в ковроделии. Составление эскиза.

 

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с народным декоративно-прикладным искусством и основными законами композиции, научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

  • Развивать творческие способности учащихся в композиции, понимание художественно-выразительных особенностей языка ДПИ.

  • Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому своего народа

Оборудование урока:

Для учителя. Репродукция образцов декоративно-прикладного искусства. Образцы народного творчества: коврики, изделия выполненные в технике ковроделия. Классная доска, на которой намечены композиционные схемы, мел.

Для учащихся. Бумага формата А3, карандаши, линейка, кисти, акварельные краски, гуашевые белила.

 

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Практическая часть.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.
  6. Уборка рабочих мест.

 

 

 

                     

План конспект № 2.

Тема: Ковровая вышивка иглой для ковровой техники.

 

Цель: Продолжать знакомить учащихся с одним из видов народного      творчества ковроделия.

 

Задачи:

  • Продолжение  знакомства учащихся с искусством ковровая игла.

 

  • Привитие  интереса у детей, умение выполнять красивые и полезные вещи из шерстяной пряжи, при помощи специальных приспособлений.

 

  • Формирование  навыков самостоятельной работы с ворсовым гобеленом, осознавать свои творческие возможности.

 

 Закрепление  знаний о правилах безопасной работы с ножницами и иглой.

 

  • Воспитание чувства взаимовежливости и взаимопомощи.

 

Коррекционная задача: Развитие  мелкой моторики мышц пальцев рук, развитие речи.

 

Индивидуальная работа: Кудряшова Валя, Ешеев Дашинима, Горбунов Толя, Гожеева Нина.

 

Материалы и инструменты: технологическая карта учащегося, игла для ковровой техники, пряжа разных цветов, ножницы, атрибуты  для физ. минутки.

 

                                   План урока:

 

1.Организационный момент(1-2мин);

 

  1. Проверка готовности учащихся к уроку;

 

  1. Проверка знаний по пройденной теме;

 

  1. Знакомство с технологией ковровой иглы;
  2. Практическая работа;
  3. Подведение итогов;
  4. Домашнее задание.

 

 

 

                          

                                 План конспект № 3

Тема урока : Защита творческого проекта. Подведение итогов.

Цель

  • Проконтролировать качество выполнения творческих проектов и практических работ учащихся

  • Закрепить и оценить умение анализировать свои работы и работы одноклассниц

  • Воспитывать эстетический вкус

  • Совершенствовать эстетические взгляды

  • Развивать творческие способности личности

  • Развитие речи, памяти, умения анализировать и оценивать работы одноклассниц.

Тип урока : Комбинированный

Оснащение урока: наглядные пособия - образны работ ковровой вышивки

Ход урока:

  1. Организационная часть

  1. Демонстрация готовых изделий. Защита проектов   (презентация слайд 23)

  1. Анализ и оценка урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

      Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовно-художественного постижения мира.

      Ручное ковроделие - старинный народный художественный промысел, существует с тех времен, когда, человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов Изучение его развивает  интерес к народному искусству, формирует художественный вкус.

     Многие считают, что ковры на стенах уже давным-давно не в моде. Но опыт показывает, что ковры остаются вне моды, меняется час от часу лишь их популярность от вида к виду, от поколения к поколению. Сами же ковры актуальность свою никак не теряют. Вряд ли кто поспорит, что каждый человек стремиться сделать свое жилье как можно уютным, комфортным, уделяя много внимания деталям интерьера.

      Ковер может внести в каждое жилище изюминку, придать роскошный вид, гармонично сочетающийся с отделкой стен, мебелью, гардинами и торшерами. Ковер является непросто изысканным украшением интерьера любого помещения, но и чрезвычайно удобным напольным покрытием, который приятен на ощупь. Так же занимаясь ручным ковроделием можно украсить свой интерьер не только ковром для пола но и различным декором: подушки, настенное панно, игрушки и многим другим. Итогом работы над проектом должен стать выводом  о том,  художественное ремесло играет  важную роль в жизни человека.

 

                                  

                                  Список литературы

1. Орнамент всех времен и стилей (комплект из 2 книг; М.: Арт-родник - , 2004. - 324 c.

2. Фарфоръ из собрания К.А. Сомова; С.-Петербург - , 1992. - 120 c.

3. Афонькин, С.Ю.; Афонькина, А.С. Орнаменты народов мира. Практическое пособие; Кристалл - , 1998. - 272 c.

4. Белозерова, В.Г. Традиционная  китайская мебель; Наука - , 1980. - 144 c. 
5. Витвицкая, М.Э. Икебана, аранжировка, флористика. Искусство составления букетов; М.: Рипол Классик - , 2007. - 221 c.

6. Вихрев, Ефим Палех. Вторая композиция; Л.: Художественная литература - , 1985. - 412 c.

7. Гилодо, А. Русская эмаль вторая половина 19 - 20 век/Russian Enamel Mid - 19th Century - 20th Century; М.: Береста - , 1996. - 198 c.

8. Гордеева, Валентина Русская  народная одежда; М.: Изобразительное  искусство - , 1977. - 870 c.

9. Жегалова, С.; Жужина, С.; Попова, З. и др. Пряник, прялка и птица сирин; Просвящение - , 1981. - 230 c.

10. Жегалова, С.К. Русская народная живопись; М.: Просвещение - , 1975. - 191 c.

11. Ланцетти, А.Г.; Нестеренко, М.Л. Изготовление художественного стекла; М.: Высшая школа; Издание 2-е, перераб. и доп. - , 1987. - 304 c.

12. Маасс, Ян и др. Современная квартира; Варшава: Аркады; Издание 2-е - , 2006. - 236 c.

13. Малявин, В.В. Китай в XVI - XVII веках. Традиция и культура; М.: Искусство - , 1995. - 288 c.

14. Минервин, Г.Б.; Мунипов, В.М. О красоте машин и вещей; М.: Просвещение - , 1975. - 151 c.

15. Некрасова, М.А. Искусство  ансамбля. Художественный предмет - интерьер - архитектура - среда; М.: Изобразительное искусство - , 1988.-464c.

16. Осетров, Евгений Живая  древняя Русь; Просвещение - , 1990. - 208 c. 
17. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство; Просвещение - , 1984. - 144 c.

18. Савельева, А. Мировое искусство. Нэцукэси. Мастера нэцкэ; СПб: Кристалл - , 2006. - 144 c.

19. Шайхдинова, Н.Х. Деревянная резьба Тюмени; Свердловск: Среднеуральское книжное издательство - , 1984. - 160 c.

20. ред. Коробкина, В.В.; Визир, В.А Технология тонкой керамики; М.: Легкая и пищевая промышленность - , 1983. - 183 c.


 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Инструменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование умений создания декоративной композиции в технике ковровой иглы у студентов в системе профессионального образования