Формирование умений создания декоративной композиции в технике ковровой иглы у студентов в системе профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработать методологические рекомендации по организации занятий в технике ковроткачество.
Задачи:
- анализ литературы исследования;
- разработка план конспекта в технике ковроткачество;
- способствовать развитию у учащихся творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца;
- способствовать формированию практических умений и навыков качественного выполнения ткацких работ;
- способствовать воспитанию творческого начала, взаимопомощи при выполнении работы, экономного отношения к используемым материалам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические основы возникновения и развития искусства ковроделия в мировой художественной культуре.
1.1. История возникновения искусства ковроделия………………………..6
1.2. Развитие техники ковровая игла……………………………………….11
Глава 2. Методико-технологические основы использования техники ковровая игла в подготовке специалистов в области декоративно-прикладного искусства.
2.1 Этапы работы над изделием в технике ковровая игла………………22
2.2 Авторские план - конспекты уроков по организации занятий с использованием техники ковровой иглы в системе среднего профессионального образования…………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение…………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

маша курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

   Композиция орнаментов  состояла из элементов узора, которые были слово приставлены друг к другу без какого-либо ритма движения. Статика узора усиливалась приемом обводки, окантовки фигуры более темным цветом. Цветовая гамма – преимущественно насыщенного красного цвета с небольшим вкраплением синего, зеленого. Кистей у ковров не было.

   Ковровое искусство  Туркмении- выдающееся явление художественных промыслов. Туркменский ковер выполняется с применением особенной техники – шелковых нитей, и поэтому имел шелковистую поверхность, почти как бархат. Блеск шерсти и особую серебристость ковры приобретали оттого, что конец шерстяной нити в плотном ворсе был несколько расщеплен. Для достижения такого эффекта ковер бросали под ноги, от этого ковер не терял, анаоборот, приобретал дополнительные качества художественной выразительности. Для туркменского ковра характерен общий густо-красный тон поверхности с тусклым серебристо-седым отливом.

   Ковры Молдавии  выполняются в технике гладкого  полотняного переплетения. В орнаментике  преобладают растительные мотивы  обобщенно трактованные – деревья, кусты, вазоны, букеты. Цветовая гамма  носит условный характер, не соответствующей  природной окраске, и состоит  из 5-7 цветов. Композиция ковров непринужденная, отличается простотой, изяществом, связанностью всех элементов. Мотивы каймы не повторяют мотивов центрального поля, а как бы противопоставлены им по рисунку и по цвету. Кайма может быть с одной, двух, трех или четырех сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Развитие техники ковровая игла.

       Ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. К самым ранним указаниям на производство ковровых изделий относятся изображения вертикального и горизонтального ткацких станков в древнем Египте на памятниках, относящихся к IV в. до н.э. Археологические и литературные материалы говорят о развитом ковроделии у древних греков, персов, скифов и других народов ещё в 1 тысячелетии до н.э. О высокой степени развития коврового искусства две с половиной тысячи лет назад свидетельствуют прекрасно сохранившиеся до наших дней в слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая тканые и войлочные ковры и ковровые изделия скифского периода, представляющие большой научный интерес и художественную ценность. Ученые, изучая историю славянских народов до XII-XIII вв., обратили внимание на ряд упоминаний о применении ковров в домашнем убранстве, использовании их при различных обрядовых церемониях. В России коврами завешивали стены для утепления жилища, ковровыми изделиями украшали храмы, в богатых домах устилали пол, в бедных домах на пол клали более дешевые домотканые коврики типа дорожки. Ковры применяли как покрывала для сундуков, лавок, саней.  
       У восточных народов ковры различных типов (азербайджанские, дагестанские, туркменские) имели в быту еще более широкое распространение. Кроме настенных и напольных ковров выделывались мешки–хурджумы для перевозки продуктов и вещей на вьючных животных. Ковры–футляры применялись для хранения хозяйственных предметов, одежды, посуды и выполняли функцию домашней обстановки. Коврами украшали мечети, медресе, заезжие дома. У многих народов мира ковры составляли приданное невесты, служили в качестве посольских даров и как приношения святилищам. Особо нужно сказать о роли ковров в жизни казахов. Ведение кочевого хозяйства – основы материального производства, дававшего людям пищу, сырьё для изготовления одежды и различных предметов быта – явились причиной широкого распространения юрты в далекие времена. Юрта представляет собой деревянный каркас и войлочное покрытие.  
       Легкая при сборке и разборке, она удобно перевозится, непромокаема в потоках ливневых дождей, сохраняет прохладу в знойные дни, надежно укрывает от пронзительных осенних ветров и все это благодаря уникальным свойствам ковра–войлока, изготовленного из шерсти овец.  
        Внутренне убранство жилища казахов содержит большое количество ковровых изделий: ковры на полу и стенах, ковровые покрывало и подушки, сумки и чехлы различного назначения, курпешки и мебель.  
Ковры удобны в быту – они утепляют пол и стены, скрадывают шум, долго не изнашиваются. Шерстяные ковры ручной работы почти не реагируют на воздействие сырости и сухого воздуха. Эти полезные свойства ковров и их декоративные качества сделали их необходимыми предметами быта многих народов.  
     И в ниши дни ковры имеют разнообразное применение в быту, используются главным образом в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений. А коврики, сделанные своими руками украсят наш дом, наполняют его уютом и теплотой, сделают неповторимым.  
Выделка ковров всегда была делом женских рук. В прошлом женщины сами обрабатывали шерсть, очищали её, пряли, красили, ткали ковры.  
        С детских лет постигали традиционное мастерство женщины, от ковра к ковру совершенствовали своё искусство, варьируя рисунки и колорит ковров, вкладывая в них своё понимание красоты. По мастерству, с которым были выполнены ковры, судили о прилежности невесты. В настоящее время ручное рукоделие, как и в далеком прошлом широко распространено у дагестанцев, чеченцев, балкарцев, казахов, башкир. Давние традиции ручного ковроделия и у русских в Курской, Тюменской, Курганской и других областях.  
       В процессе многовекового совершенствования ручного рукоделия были выработаны многочисленные типы ковров, художественное решение которых тесно связано с техникой их изготовления. Ковры ручной работы разделяют на два основных вида: войлочные и тканые. Войлочные ковры изготовляются из не пряденой шерсти, тканные - из пряденой шерсти, хлопка, льна. Войлочные ковры бывают двух видов – с вваленным и мозаичным узором. Изготовление узорных войлочных изделий не требовало сложных приспособлений и инструментов для выделки. Многие исследователи культуры быта и искусства разных народов предполагают, что изготовление войлоков с вваленным узором предшествовало выделке как мозаичных, так и тканых ковров. Для изготовления ковра с вваленным узором используется предварительно покрашенная и расчесанная не пряденая шерсть. Рисунок выкладывается цветной шерстью, а в процессе валки ковра группы разноцветных шерстинок сцепляются друг с другом, благодаря чему обеспечивается и прочность ковра, и мягкость соединения узора с фоном. Эта техника изготовления ковра и мягкость дает возможность получать удивительной красоты узоры, напоминающие акварельные переливы.  
      Мозаичные войлочные ковры выполняются из вырезанных цветных форм, сшитых в соответствии с задуманной композицией ковра. Места стыков зашиваются однотонной или разноцветной тесьмой. Поскольку узор вырезается из готового плотного войлока и после этого сшивается, рисунок ковра не подвержен тем изменениям, которые может претерпеть ковер из мягких волокон шерсти в процессе валки и использовании его в быту. Пришиваемая по стыкам швам тесьма не только способствует удлинению срока, службы изделия, но и используется для усиления декоративных качеств ковра, для подчеркивания художественной выразительности сложных узоров, чего невозможно достичь в коврах с вваленным рисунком.  
Текемет – войлочный ковер с вваленным рисунком.  
Сырмак – войлочный ковер с мозаичным рисунком из цветного войлока или аппликация из однотонной материи по белому войлоку, а так же шнуровая связь по однотонному войлоку. Тканые ковры более разнообразны по техническим приемам изготовления и подразделяются на ворсовые, махровые и безворсовые гладкие ковры. Ковровая ткань безворсовых ковров состоит из переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно друг другу. При ткачестве таких ковров нити основы закрываются утком, окрашенным в различные цвета. Цветная нить утка, переплетаясь с нитями основы в определенных рисунком местах, участвует в создании узора. Поверхность таких ковров гладкая, рисунок с лицевой стороны идентичен изнаночной. Эти ковры называются двухсторонними, безворсовыми.  
Есть другой вид безворсового ковра – сумак, распространенный на Кавказе, Дагестане, Азербайджане. Сумак отличается от обычного гладкого ковра тем, что в образовании ткани ковра участвуют два утка. Первый служит для создания каркаса ковровой ткани и переплетается с нитями основы. Он скрепляет переплетение с основой второго узорообразующего утка. Каркасный уток окрашивается в один цвет, нити узорообразующего утка – в различные цвета. Ворсовые ковры отличаются тем, что их лицевая сторона состоит из мелких узелков шерстяной пряжи, завязываемых между каркасными нитями утка на каждых двух нитях основы. Разноцветные узлы завязываются горизонтальными рядами по всей ширине ковра, ровно подстригаются, за счет чего на лицевой стороне ковра образуются сплошная бархатистая поверхность, скрывающая нити основы и утка. Поскольку узлы завязываются на каждых двух нитях основы, то и по вертикали узлы расположены рядами. Плотность ворсовой ткани определяется количеством узлов на квадратную единицу изделия. Обычно число узлов высчитывается на одном квадратном дециметре ковра. Чем больше эта цифра, тем больше плотность изделия. Чем выше плотность ковра, тем больше возможности выполнить сложный узор. Плотность ковра зависит от толщины нити - чем тоньше нити – тем выше плотность ковра, гуще заполнение её лицевой поверхности пушистыми ворсинками. Махровые ковры вырабатываются аналогично ворсовым с той лишь разницей, что узлы располагаются более редкими рядами, а длина ворса достигает 15-45 мм, в результате чего ковер приобретает мягкую пушистую поверхность. 

                                    Ковровая композиция.

       На протяжении многовекового искусства ковроделия вырабатывались характерные для различных видов ковров композиционные приемы и орнаментальные решения, тесно связанные с техникой изготовления, применяемыми материалами, назначением. Ковровая композиция строится на соблюдении ряда принципов построения узора: симметричном, раппортном или свободном расположении орнаментальных форм на плоскости ковра. Каким бы ни был принцип построения узора в ковровой композиции, все элементы декора строго уравновешены в масштабных соотношениях и объединены колористическим решением узорной плоскости.                  Ритмический строй орнамента тесно связан с характером стилевой трактовки декоративных форм. Орнамент делится на несколько основных групп: геометрический, фитоморфный (растительный), зооморфный (животный), космогонический, человекообразный, шрифтовой. Геометрический орнамент состоит из прямоугольников, треугольников, ромбов, квадратов, кругов, крючкообразных, зигзагообразных и других форм. В узорах ковров эти формы сочетаются в различных комбинациях и пропорциональных соотношениях, чем и достигается орнаментальное богатство этого искусства.     Примечательно, что каждая форма геометрического узора, как правило, имеет свой цвет, отделяемый от цвета другого узора одним или несколькими контурами.  
      Что касается растительного орнамента, одним из распространенных приемов его изображения является светотеневая (условно объемная) проработка рисунка, позволяющая без труда узнать растение.  
Второй прием использования в рисунке ковра растительных форм заключается в плоскостном изображении мотивов. Такое изображение позволяет выявить структурную красоту силуэта каждой отдельной детали, предельно обобщить форму растения и отразить самые характерные его признаки. Плоскостному решению соответствует и распределение цвета в мотиве. Каждое плоскостное решение детали орнамента имеет локальный цвет.  
     Орнаментальное искусство занимает особое место в духовной жизни казахского народа. Текеметы, сырмаки и другие предметы быта украшались орнаментами различных видов и геометрическим, и растительным, и зооморфным, и космогоническим. В классических композициях ковров центральное поле заполнялось медальонами, розетками, расположенными симметрично, остальное пространство заполнялось более мелкими орнаментальными формами. Бордюр ковров состоит из главной каймы и нескольких подкаемков, украшенных орнаментом. Характер узора каймы, его ритмическое построение часто отвечает основному композиционно-орнаментальному построению всего ковра. 

     У каждого народа свои традиции в композиционном решении ковровых изделий. Так, дагестанские ковры пронизаны любовью к растительному орнаменту.  
       Расцветки дагестанских ковров яркие, жизнерадостные, основные цвета – красные, голубые, синие, оранжевые. Башкирские ковры включают сочетание гладких и ворсовых полос. Композиционное построение представлено узорными полосами. Немалый интерес представляют башкирские ковры, сплошь затканные узорами. Кайма в таких коврах, как правило, бывает гладкой. Весь рисунок ковра состоит из звездчатых узоров, плотно примыкающих друг к другу. Расцветки таких рисунков чистые и очень яркие – малиновые, зеленые, голубые, красные.  
Русские ковры так же имеют свои традиции в создании ковровой композиции. Наиболее интересны по декоративному решению русские народные ковры с геометрическим орнаментом, сплошь закрывающим плоскость ковра с четко выделенной серединой и широкой каймой с подкаемками. Узор центра ковра строится на раппортной композиции из уступчатых ромбов по черному фону. Узор каймы так же состоит из множества уступчатых разноцветных ромбов, вписанных один в другой. Подкаемки украшены мелкими разноцветными ромбиками, как бы нанизанным на одну нить как бусы. Композиции русских ковров самые разнообразные, это ковры «в розу», санные ковры с трех частным делением (для пола, для сидения и часть ковра, которая свешивается за спинку саней).  
Для казахских ковров из войлока чаще всего применяются три основных категории: розетки, орнаментированные ленты и сетчатое построение композиции ковров. Центральное поле текемета может быть заполнено ромбическими однорядно расположенным симметричным узорным комплексом. Более сложное построение сетчатого орнамента, где орнамент построен по ромбической системе узлов в три горизонтальных ряда. В таких текеметах бордюры, как правило, украшены зооморфным рисунком. Сырмак зачастую выполняется двухцветным, в виде клеток с растительным или зооморфным рисунком или сочетанием того и другого. Как правило, основное поле обрамляется бордюром с рисунком или однотонным, который представляет собой замкнутую вокруг центрального поля рамку. В ромбические фигуры основного поля могут быть вписаны традиционные узоры – крестовины. Медальоны основного поля могут быть выполнены как трилистники, рога или другие характерные для казахского народа орнаменты. Особое композиционное построение у прикроватных ковров. Наиболее нарядна в таких коврах кайма, а центральное поле заполняется более скромно или же выполняется без всякого рисунка.  
Колористическое решение .

       Основой художественного оформления ковра как предмета декоративно-прикладного искусства является единство орнаментального, композиционного и колористического решения. Преобладание в рисунке ковра одного или двух основных цветов и определяет общий колорит, который обычно описывают однозначно или двузначно, например, красный, синий, красно-зеленый, золотисто-белый и т.п. В коврах ручной работы может участвовать до 30 оттенков. Их количество зависит от сложности орнамента и композиции. Для того, что бы ориентироваться в цвете, грамотно подобрать цветовую гамму для определенного узора ковра не лишним будет напомнить теорию гармоничных сочетаний цветов.  
В начале IVIII века английским врачом и естествоиспытателем Юнгом была высказана гипотеза в дальнейшем развитая известным физиологом Гельмгольцем. Согласно этой теории, число различных элементов глаза человека, воспринимающих цвет равно трем, причем одни реагируют только на красный цвет, другие на зеленый, а третьи на сине-фиолетовый цвет. При равном раздражении всех элементов мы получаем и воспринимаем белый цвет, при неравном их раздражении – разные хроматические цвета и их оттенки. Следовательно, в соответствии с трех цветной теорией зрения мы воспринимаем все многообразие цветовых тонов в результате различного комбинированного раздражения трех цветоощущающих элементов.  
Трехцветная теория зрения Юнга-Гельмгольца в настоящее время получила наибольшее признание. Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного цвета. В нем цвета расположены в такой последовательности: красный, оранжевый, оранжевато-желтый, желтый, зеленовато-желтый, желтовато-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Помимо спектральных цветов в природе существуют пурпурные цвета, которых в спектре нет. Эти цвета мы воспринимаем как результат смешивания красного и фиолетового спектральных цветов. Человек легко различает не только цвета, но и их оттенки, отличные один от другого по светлоте и насыщенности.  
Применительно к хроматическим цветам под светлотой понимается наличие в цвете того или иного количества черного или белого пигмента.  
У одних цветов, например спектральных, цветовой тон выражен очень резко, у других - едва заметно. Здесь мы имеем дело с такой качественной характеристикой цвета, как насыщенность. Насыщенностью называется степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического цвета. Следовательно, основными свойствами цвета являются цветовой тон, светлота и насыщенностью. Вопрос эмоционального воздействия цвета на человека достаточно сложен. В течение тысячелетий в психике и сознании человека закреплялись определенные сложно опосредованные ассоциации связи различных цветов с реальными явлениями и процессами. 

      Не случайно вопросами психологии цвета занимались такие видные теоретики искусства и художники, как Гете, Леонардо да Винчи, Делакруа, Кандинский, Алпатов и др. Разные цвета являлись и являются символами жизни и смерти, или выражают радость и горе. Следует, однако, отменить, что у разных народов один и тот же цвет нес неодинаковую эмоциональную нагрузку.  
      Мы знаем, что многие цвета человек воспринимает по разному. Холодные и теплые; активные: оранжевый, красный; пассивные: синий, сине-зеленый. В значительной степени восприятие цвета зависит от того к какому объекту цвет относится, что изображает, в каком окружении находится. И, тем не менее, одни цвета можно все же смело характеризовать как легкие, а другие как тяжелые. К первым, более прозрачным, воздушным обычно относят светлые, менее фактурные, холодные, напоминающие цвет неба, дали воздушного пространства. Ко вторым следует отнести цвета темные, мало насыщенные, с активной фактурой, плотные - коричневые, черные, темно-серые и др. Тяжелые цвета, как бы напоминают цвет земли.  
Любопытно еще одно обстоятельство: понятие теплоты цвета относительно. Так, красный цвет по отношению к оранжевому выглядит холодным, но воспринимается теплым по отношению к синему. Следует отметить и то обстоятельство, что противопоставление теплых и холодных цветов является основой взаимодействия цветов в искусстве вообще и в ковровом орнаментальном искусстве в частности. Даже легкое контрастирование цветов в указанном плане поднимает и активизирует эти цвета, делает их звучание богаче и ярче. Гармония цветов с давних лет интересовала художников и многих ученых. Для того чтобы лучше разобраться в гармонии цветов нужно обратиться к цветовому кругу. В основу построения круга положены 4 цвета – желтый, синий, красный и зеленый. Все они являются нейтральными, поскольку каждый из них не содержит в себе примесей других главных цветов. На концах двух взаимно перпендикулярных диаметров располагаются пары главных цветов, они являются контрастными и дополнительными. Между ними – промежуточные цвета.  
Переходя к гармоничным сочетаниям цветов, назовем 4 группы:  
1. Однотоновые сочетания цветов или гармония теневых цветов. Общий цветовой тон придает однотоновым сочетаниям спокойный, уравновешенный характер (теневой ряд).  
2. Гармония родственных цветов. К родственным цветам в цветовом круге относятся все промежуточные цвета, включая один из главных цветов, их образующих. Главные цвета, находящиеся рядом, не являются родственными. В цветовом круге имеются 4 группы родственных цветов: желто–красные, желто-зеленные, сине–красные и сине–зеленые. Родственные цвета расположены в одной четверти круга.  
3. Гармония родственно–контрастных цветов. В системе цветовых кругов родственно–контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто–зеленые и желто–красные цвета и холодные сине–зеленые и сине–красные цвета. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, лежащих на концах вертикальных и горизонтальных хорд.  
4. Гармония сочетания контрастных и дополнительных цветов. Эти цвета лежат в цветовом круге на концах диаметров, они обладают наиболее полярными свойствами, их гармоничные сочетания характеризуется наибольшей активностью, напряженностью и динамичностью. К этим двум цветам третий может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов. 

    Полезно напомнить, что при гармонии цветов, особенно контрастных, можно добавлять ахроматический цвет. Третьим цветом в любом случае сочетания можно добавить один из основных цветов, содержащийся в данных цветах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методико-технологические основы использования техники ковровая игла в подготовке специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

2.1     Этапы  работы над изделием в технике  ковровая игла.

 

   Эта техника обладает удивительной историей, начало которой было положено еще в средние века. Сегодня она востребована в интерьерных решениях – её название говорит само за себя: панно, гобелены, коврики созданные в этой технике отличает особая энергетика вещей, сделанных вручную. И не менее интересно и оригинально она используется в изготовлении уникальных модных аксессуаров – оригинальных сумок и даже игрушек. Про неё никогда не забывают кутюрье с мировыми именами, используя её в экстравагантной отделке. А между тем, техника настолько проста и увлекательна, что ей с первого занятия успешно овладевают даже дети. Ковровая вышивка для начинающих – с чего начать? Начинать, как всегда, стоит с азов, а именно с готовых наборов для начинающих. В них входит канва с нанесенным рисунком, подобранные в тон нитки и специальные крючок или игла. Важное значение имеет основа, в этой технике для получения эффектного результата используют специально обработанную жесткую канву. Это особенно важно, если задумана интерьерная вещь – гобелен, коврик или покрывало. Так же хорошо выглядит результат на плотных тканях-двунитках, которые отлично держат форму готового изделия. Можно так же использовать филейную сетку с ячейками среднего размера, если вы планируете мягкую, пластичную вышивку, например, для декора диванной подушки. Кроме того, потребуются пяльцы или рамка, на которую необходимо натянуть основу. Пренебрегать ими, особенно на этапе освоения техники, не стоит – они позволяют делать ровные и плотные – один к одному стежки даже тем у кого «не набита рука» и лучшим способом подбирать цветовые сочетания нитей.... 

     Для первого опыта лучше выбирать рисунок, готовый или нанесенный на канву самостоятельно, с четкими контурами и крупными деталями. Если вы решили вышить гобелен или коврик в детскую с забавным «кошачьим» портретом, не старайтесь воспроизвести усы, полоски и прочие мелкие графические формы. Даже схематичная, но с четкими контурами вышивка порадует вас результатом, а вы получите необходимый опыт. Для ковровой вышивки используют объемные, толстые чисто-шерстяные или смешанного состава крученые нити, отлично для этой техники подходят акриловые – легкие и ярко окрашенные. Выбирая материал, стоит учесть, что акрил проще в уходе, но шерсть смотрится благородней и дороже. Эту технику не зря любят вязальщицы, она позволяет создавать оригинальные, а порой и уникальные вещи буквально «из ничего» – в ход идут самые неликвидные клубочки и моточки, а порой и нитки, уже отслужившие свой срок верой и правдой в свитерах и шарфах. В качестве инструментов в этой технике нужны специальные иглы или крючки. Это, пожалуй, её единственная, но преодолимая сложность. Об инструментах стоит рассказать особо.... 

Информация о работе Формирование умений создания декоративной композиции в технике ковровой иглы у студентов в системе профессионального образования