Фотоискусство в России и Европе XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 04:53, курсовая работа

Краткое описание

Первоначально зародилась как способ фиксации портретных или натурных изображений, выполняемых гораздо быстрее, чем рукой художника, фотография затем проникла во все сферы человеческой деятельности. Особое место Фотоискусство в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. Объективность и точность фотоизображения сделали её одним из эффективных способов отражения действительности, важнейшим средством информации и документирования. «Изобретателями фотографии принято считать французов Ж.Н. Ньепса и Л.Ж. Дагера и англичанина В.Г.Ф. Талбота» [Блюмфельд. С. 18]. Это были разные люди, и разные мотивы двигали их помыслами и деяниями. Но было у них много общего: неуёмная любознательность, огромная энергия, редкое упорство в достижении поставленной цели, завидное трудолюбие. За 170 лет мировая фотография прошла большой и сложный путь непрерывного развития и совершенствования. При этом в органичной связи развивались все стороны (отросли) фотографии – фотоматериалы и физико-химические процессы, съемочная фототехника, жанры и творческие приёмы. Не следует также забывать, что благодаря фотографии родилось кино – явление, не менее выдающееся в жизни человечества, чем сама фотография.

Содержание

Введение С. 3

Глава I. История возникновения фотографии в Европе. С. 6
I.1. Изобретение фотоаппарата и фотографии. С. 6
I.2. История развития фотографии в Европе. С. 11

Глава II. История фотографии в России. С. 16
II.1. Становление и развитие фотографии в России до 1917 года. С.16
II.2. Появление искусства фотографии в Приморском крае и Владивостоке.
С. 21

Заключение С. 24

Список литературы С. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Дусь Валентины.docx

— 1.75 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный  университет»

 

ШКОЛА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

Кафедра искусствоведения и культурологии

 

 

 

Дусь Валентина Владимировна

 

Фотоискусство в России и Европе XIX века                    

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

Студент гр. С- 9402       __________________

                  (подпись)

 

Руководитель  ст. преподаватель

_____________  С. Г. Воронина

 

 

 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись                     

« _____» ___________________  2012 г.

 

Оценка  _________________________

 

____________  ___________________

          подпись                           

 

«_____» ________________ 2012   г.


 

 

г. Владивосток

2012

 

                                              

 Содержание

 

 

Введение                                                                                                            С. 3

 

Глава I. История возникновения фотографии в Европе.                           С. 6                      

I.1.  Изобретение фотоаппарата и фотографии.                                            С. 6

I.2. История развития фотографии в Европе.                                                С. 11

 

Глава II. История фотографии в России.      С. 16

II.1. Становление и развитие фотографии в России  до 1917 года.         С.16

II.2.  Появление искусства фотографии в Приморском крае и Владивостоке.                                                              

                   С. 21

 

Заключение                                                                                                        С. 24

 

Список литературы                                                                                           С. 26

 

Приложение                                                                                                       С. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

 

  Данная курсовая работа посвящена  изучению появления и дальнейшего развития по теме «Фотоискусство в Европе и России XIX века». Первоначально зародилась как способ фиксации портретных или натурных изображений, выполняемых гораздо быстрее, чем рукой художника, фотография затем проникла во все сферы человеческой деятельности. Особое место Фотоискусство в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. Объективность и точность фотоизображения сделали её одним из эффективных способов отражения действительности, важнейшим средством информации и документирования. «Изобретателями фотографии принято считать французов Ж.Н. Ньепса и Л.Ж. Дагера и англичанина В.Г.Ф. Талбота» [Блюмфельд. С. 18].  Это были разные люди, и разные мотивы двигали их помыслами и деяниями. Но было у них много общего: неуёмная любознательность, огромная энергия, редкое упорство в достижении поставленной цели, завидное трудолюбие. За 170 лет мировая фотография прошла большой и сложный путь непрерывного развития и совершенствования. При этом  в органичной связи развивались все стороны (отросли) фотографии – фотоматериалы и физико-химические процессы, съемочная фототехника, жанры и творческие приёмы. Не следует также забывать, что благодаря фотографии родилось кино – явление, не менее выдающееся в жизни человечества, чем сама фотография.

Исследование  фотографии необходимо, поскольку она  оказывают огромное влияние на жизнь  каждого человека. И, кроме того, изучение появления фотографии интересное и увлекательное занятие.

Данная  тема является актуальной и сегодня. Актуальность заключается в том, что до сих пор существует не достаточное количество исследований, касающихся истории искусства фотографии в Европе и России XIX века. Изучение развития фотографии в целом, необходимо и для того чтобы лучше и нагляднее разобраться в её истории, благодаря фотографам, которые все важные исторические события запечатлели на плёнку.

Объектом является - фотоискусство в Европе и России XIX века.

Предмет исследования –особенности искусства фотографии.

Цель работы –исследование развития фотографии в Европе и России XIX века.

Задачи курсовой работы: 

- Рассмотреть литературные источники по истории фотографии;

- Рассмотреть предпосылки появления фотографии и фотоаппарата;

- Проследить  историю изобретения  фотографии;

- Проанализировать историю фотографии  в Европе и России XIX века;

-Проследить появление фотоискусства в Приморском крае и Владивостока.

В данном исследовании были использованы следующие методы:

-сравнительно-исторический  метод (для сравнений развития  фотоискусства в Европе и России  XIX века);

-историко-типологический  метод (для выявления особенностей  фотографии  в целом);

-культурно-типологический  метод (или историко-типологический) выявления характерных особенностей  рассматриваемых феноменов;

- историко-генетический метод, позволяющий  проследить происхождение и эволюцию  исследуемых феноменов;

Историография вопроса.    

     Основными источниками для написания курсовой работы  являются: архивные материалы (снимки и периодическая печать из Государственного архива Приморского края и архива  Приморской государственной публичной библиотеки  имени А.М. Горького.: Газета «Владивосток», «Конкурент», «Новости», Журнал «Наука и Жизнь».); Альбом (Г.А. Миролюбова, Т.А. Петрова. «Русская фотография 1840-1910 гг.»); Океан: Литературно-художественный альманах.;  Исследования (Миролюбова Г.А., Петрова Т.А.  «Русская фотография 1840-1910 гг.» (1991); Бажак К. История фотографии.(2003); Трофимов В.П. «Владивосток на рубеже столетий. Конец 19 – Начало 20 веков. Конец 20 – Начало 21 веков»(2010).

     Также в работе  были использованы и Электронный  ресурс: «Дагерротипия», «История фотографии». http://www. easyphoto.vmesto.info/;  «История фотографии» http:// www.novotarbeevo.narod.ru/;«История фотографии» http://www.fotokomok.ru/;   История фото в России»  http://www. Photodrom.ru/;  «Луганский Ю. Первый фотограф Дальневосточья Владимир Ланин» http://www. Lugansky.vl.ru/; «Михайлов И.О.  Краткая история развития фотографии» http://www. prooptiku.ru; «Первый фотограф Владивостока-Ланин» http://dalnegorsk.ru/;  «Петр Ангарский. История фото в России» http://www. сonnect.ru/; «Фотографии Владивостока «старый Владивосток»   http://dv-delo.ru .

      В курсовой работе были использованы очерки по истории фотографии («100 лет фотографии. Дагер, Ньепс и Тальбот» (1938); «Истории фотографии» К. В. Чибисов. Краткий фотографический справочник. Под общей редакцией В.В. Пуськова(1953).

     Также в работе  были использованы книги по  истории фотографии: Шеклеин А. В. «Фотографический калейдоскоп»; Чибисов К.В., Шеберстов В.И., Случкий А.А. «Фотография в прошлом, настоящем и будущем» (1988); Шеклеин А.В. «Фотографический Владивосток» (1994). 

 По искусству фотографии  Приморского края не существует  научно-исследовательских работ.  Основной же литературой, на которую проходилось опираться при написании работы, являются научные и научно-популярные публикации, касающиеся истории изобретения, становления и развития фотографии, истории  фотографии в России (Головня И.А. «С чего начиналась фотография»(1991); Морозов С.А. «Творческая фотография». (1989);  Редько. А. В. «Фотография» (1995); Эйнгорн Э. «Основы фотографии» (1967); Шеклеин А. В. «Фотографический калейдоскоп» (1989).

Глава I.  История возникновения фотографии в Европе.                                      

 

                I.1. Изобретение фотоаппарата и фотографии

 

Много тысячелетий  ученые пытались изобрести такой  фотоаппарат, которым в наше время  пользуется каждый человек. В создании фотоаппарата принимали участие  оптики, химики и физики, так как  необходимо было не просто придумать  аппарат, но и научится закреплять изображение  на материалах.

За много  веков до открытия фотографии была известна камера-обскура.  Камера представляла из себя ящик или темную комнату (рис.: 1). «Принцип ее устройства был известен еще Аристотелю за 350 лет до нашей эры.  Евклид предложил сделать на стенке отверстие и проецировать изображение, с помощью дополнительных инструментов, на противоположную стену» [13].  Вот как описывал Леонардо да Винчи устройство и принцип действия камеры-обскуры:  «Когда изображения освещенных предметов попадают через малое круглое отверстие внутрь очень темной комнаты, то, поместив на некотором расстоянии от отверстия лист белой бумаги, вы обнаружите на ней все предметы в их соответствующих размерах и цветах; они будут уменьшенных размеров и обращенными по причине вышеуказанного пересечения лучей. Изображение предмета, освещенного солнцем, будет казаться как бы нарисованным на бумаге, если взять тонкую бумагу и изображение рассматривать сзади» [Головня. C 54]. 

Дальнейшее  усовершенствование камеры-обскуры  происходило параллельно с появлением очков (1285 год), геодезических, астрономических  и других приборов. «С течением времени камерой-обскурой стали называть ящик с отверстием в передней стенке, в которой помещалось двояковыпуклое стекло (объектив), в заднюю стенку вставлялась рамка с полупрозрачной бумагой или матовым стеклом. В дальнейшем для удобства зарисовки внутри ящика стали помещать наклонное зеркало, которое отражало изображение на прозрачную крышку аппарата, что создавало удобства для зарисовки изображения» (рис.: 3)  [9]. 

Изображение, таким образом, получалось перевернутым, и для его нормального расположения в 1573 году ИгназиоДанти догадался применить зеркало, а через 30 лет Иоганн Кеплер «применил в камере-обскуре линзы и, тем самым, увеличил получаемое изображение» [13]. Такая камера была не очень удобна из-за больших размеров и в 1665 году Роберт Бойль сконструировал первую камеру-обскуру маленького размера.

Однако  еще много столетий ученым не удавалось  усовершенствовать камер-обскура  для получения отдельных и  четких очертаний. В начале 18 века химики много экспериментировали с химическими  препаратами, для того, чтобы выявить  их чувствительность к свету. Главной  задачей ученых стало изобрести  такой состав, который бы позволял закреплять изображение на носителе на длительное время. Ведь многие опыты  не удались по той причине, что, попав  на свет, изображение просто исчезали. Но эта проблема была решена, «когда в 1770 году швейцарский химик Карл Шееле сделал открытие и доказал, что изображение, полученное при помощи хлорида серебра и обработанное аммиаком не стирается» [10 С.14]. Позднее это открытие легло в основу такого процесса, как проявка снимка и его фиксация на бумаге.  Еще в начале 18-го века астроном Иоганн Кеплер использовал законы преломления света в оптических средах, позволяющие наблюдать проецирование изображения на поверхность. Спустя почти тридцать лет были проведены опыты по закреплению снимков, сделанный камерой-обскурой.

С 1800 годов  развитие фотоаппарата набрало обороты. Сначала в камеру добавили призму, затем, для улучшения изображения, в камере начинают использовать менисковую линзу с диафрагмой. Новые открытия и разработки в области фотографии были сделаны только в XIX веке. «В 1816 году Жозеф Нисефор Ньепс сконструировал первый фотоаппарат, которым сделал снимки из окна своего кабинета и зафиксировал их на бумаге. Через год другой изобретатель Карл Гаусс создал первую модель объектива»  [10  С.15].

Но и  в этом столетии продолжались опыты  по созданию такого материала, который  бы помог зафиксировать снимки. При  помощи цинковой пластинки, на которую  был нанесен асфальтовый слой, Жозеф Ньепс сделал долговечные фотоснимки с помощью камеры-обскура (рис.: 4). А через несколько лет этому ученому удастся создать такую фотографию, изображение на которой существует и в наше время. А в 1835 году Табольт, основываясь на опытах других ученых по закреплению изображения, получил негатив. (рис.: 6)

В 1826 году Дагер проводит опыты  заключавшие в том, чтобы получать изображение с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света.

«В 1839 году 7 января Дагер представил процесс получения дагерротипа Французской академии наук» [Морозов. C 194].  После этого его имя и его технология стали известны во всем мире. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Ньепса было практически забыто.

Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надёжен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. «Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнёром Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа» [9].

Чуть  позже важнейшим событием в истории  современного фотоаппарата стало изобретение  зеркального объектива, осуществленное в 1865-ом году Т.Сэттоном. Такой фотоаппарат имел уже более знакомый нам сегодня внешний вид и, к тому же, позволял делать достаточно качественные для своего времени снимки. (рис.: 16)

Первый  в мире пленочный фотоаппарат  с роликовыми кассетами для бромосеребряной  колодионной ленты, изобретенный Л. В. Варнерке в 1877 году. С этого времени начинается активное фотографирование с использованием сначала пластин, а затем и пленок, сменили которые электронные устройства. Л. В. Варнерке, «кроме первого в мире пленочного фотоаппарата, изобрел в 1880 году первый в мире сенситометр для количественного измерения светочувствительности» [Бажак. С.97].

Информация о работе Фотоискусство в России и Европе XIX века