Фотоискусство в России и Европе XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 04:53, курсовая работа

Краткое описание

Первоначально зародилась как способ фиксации портретных или натурных изображений, выполняемых гораздо быстрее, чем рукой художника, фотография затем проникла во все сферы человеческой деятельности. Особое место Фотоискусство в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. Объективность и точность фотоизображения сделали её одним из эффективных способов отражения действительности, важнейшим средством информации и документирования. «Изобретателями фотографии принято считать французов Ж.Н. Ньепса и Л.Ж. Дагера и англичанина В.Г.Ф. Талбота» [Блюмфельд. С. 18]. Это были разные люди, и разные мотивы двигали их помыслами и деяниями. Но было у них много общего: неуёмная любознательность, огромная энергия, редкое упорство в достижении поставленной цели, завидное трудолюбие. За 170 лет мировая фотография прошла большой и сложный путь непрерывного развития и совершенствования. При этом в органичной связи развивались все стороны (отросли) фотографии – фотоматериалы и физико-химические процессы, съемочная фототехника, жанры и творческие приёмы. Не следует также забывать, что благодаря фотографии родилось кино – явление, не менее выдающееся в жизни человечества, чем сама фотография.

Содержание

Введение С. 3

Глава I. История возникновения фотографии в Европе. С. 6
I.1. Изобретение фотоаппарата и фотографии. С. 6
I.2. История развития фотографии в Европе. С. 11

Глава II. История фотографии в России. С. 16
II.1. Становление и развитие фотографии в России до 1917 года. С.16
II.2. Появление искусства фотографии в Приморском крае и Владивостоке.
С. 21

Заключение С. 24

Список литературы С. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Дусь Валентины.docx

— 1.75 Мб (Скачать файл)

  В  1887 году в России появился "Фотографический  вестник" - первый журнал, посвященный  вопросам фотографии. Идея его  создания принадлежала почетному  члену Императорского Русского  Технического общества Павлу  Ольхину. В этом журнале Ольхин  помещал не только теоретические  выкладки, но и практические рецепты,  химические составы и методы  обработки фотоматериалов.

  В  80-х гг. XIX столетия появляется жанр публицистического фоторепортажа. Его основоположником в России стал Максим Дмитриев, открывший в 1886 году свою мастерскую в Нижнем Новгороде.

Последние годы XIX столетия явились периодом широкого применения фотографии в науке и технике. Оригинальная научная работа, проведенная Буринским по восстановлению "цветоделительным" способом "древних письмен", произвела в научной среде сенсацию.

 Климент  Аркадьевич Тимирязев был не  только крупным ученым, но и  фотохудожником, прекрасно владевшим  техникой передачи красоты природы на фотографическом снимке. «За серию совершенных и великолепных диапозитивов, на которых изображены растения и природа, он был удостоен серебряных медалей в 1895 году на Московской фотографической выставке, а годом позже - на Нижегородской всероссийской промышленной выставке» [14]. Кроме этого, Тимирязев, несомненно, являлся крупным мастером ландшафтной фотографии в России.

В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический  аппарат, позволяющий представить  движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения.

   Особенно важным стало применение  фотографии в военных целях.  Возникновение воздушного фотографирования  в России относится к 18 мая  1886 года, когда поручик русской  армии А. Кованько в свободном  полете воздушного шара произвел  фотосъемку с высоты 800 метров  в районе Петербурга.

Первая  на территории Российской империи фабрика  оптических инструментов, которая производила  и фотообъективы - анастигматы из оптического стекла, ввозимого из-за рубежа, была открыта в Варшаве  в 1899 г. В 1915 г. в Петербурге на императорских  фарфоровом и стекольном заводах  была сделана попытка организовать производство оптического стекла. В 1916 г. у английской фирмы братьев Ченс была приобретена лицензия на способ производства оптического стекла. Следует также отметить фотоаппарат для цветной съёмки Э. Козловского, на который ему была выдана "привилегия" (авторское право) в 1889 году.

В последние  десятилетия девятнадцатого столетия фотография начала активно использоваться в науке и технике. Развивались  не только методы фотосъемки, но и способы  получения фотоснимков. Появлялись новые фотоаппараты, которые зачастую представляли собой довольно сложные  и замысловатые устройства.

На этапе  XIX - XX веков российские фотографы полноправно принимали участие в международных выставках и салонах, были членами международных фотографических сообществ. При этом их произведения зарабатывали наиболее престижные премии и награды.

В начале XIX столетия в работах фотомастеров все еще чувствуется влияние живописи. Доказательством этому служит необычайная известность в России так называемых «крашенок» (раскрашенных фото). Окраска велась вручную с помощью кисти и красок. Она приближала фото к обожаемому народом жанру портретной миниатюры.

С 1906 года в Киевском политехническом институте  известный русский фотограф-художник Н. А. Петров начал читать курс фотографии.

В 1905 году при Обуховском сталелитейном заводе открылась первая в России государственная оптическая мастерская. Создал ее инженер Я.П.Перепелкин, которому поручили наладить производство прицелов для морской артиллерии...Почти одновременно с основанием оптического производства при Обуховском заводе правительство заключило договоры с немецкими оптическими фирмами Цейса и Герца на организацию в пределах России двух оптико-механических заводов.

Начало  первой мировой войны резко отразилось на деятельности русских оптических фабрик и мастерских, лишившихся основы производства - оптического стекла, которое поставлялось из Германии. Царское правительство предпринимало  лихорадочные поиски новых источников снабжения и стало покупать оптическое стекло в Англии и Франции. Были сделаны  первые шаги по организации заводов  оптического стекла в Петрограде и Изюме близ Харькова.

27 октября  1916 года российский изобретатель  Е. Е. Горин (1881-1951) подал заявку  на изобретение под наименованием  "Электрофотографический аппарат". Именно в этой заявке, по-видимому, и был впервые применен термин "электрофотография". «В этом аппарате в качестве промежуточного элемента использовался полупроводниковый слой, изменяющий своё сопротивление под действием света. Полученные, в результате этого, импульсы воздействовали на бумагу, пропитанную составом, обладающим свойством изменять свою окраску пропорционально силе проходящего через него электрического тока» [Редко. С. 84]. Дальнейшие усовершенствования (сделанные в разных странах) в области электрофотографии привели к появлению ксерокса.

Из краткого обзора истории фотографии в России в период с 1839 г. по 1917 г. видно, что, ученые и деятели научной и прикладной фотографии в дореволюционной России не сделали каких-либо новых великих открытий, а ограничились многочисленными изобретениями, практическими разработками и  усовершенствованиями в области техники фотографии, ускоряя тем самым её прогресс. Их изобретения были достаточно ценными и сыграли, определённую роль в развитии фотографии, как самостоятельной области знаний и искусства.

 

II.2. Появление искусства фотографии в Приморском крае и Владивостоке.

     Владивосток, как известно, был основан летом 1860 г., т.е. спустя 21 год после появления фотографии. Однако потребовалось еще более 10 лет, прежде чем на берегах Золотого Рога были сделаны первые снимки.

К сожалению, сегодня неизвестно, кто сделал первый снимок в этих диких краях и  что именно на нем было изображено. «Однако известно, что первые фотографии Владивостока, тогда еще не города, а поста, появились в начале 70-х  гг. XIX века. Именно к этому периоду относится снимок, который исследователи Владивостокской старины считают самым ранним из дошедших до нас» (рис.: 21)[4 С. 5].

     «В 1874 г. в свет вышел уже целый фотоальбом с видами Владивостока и кораблями, которые помогали первопроходцам открывать и осваивать побережье Дальнего Востока, — это транспорт «Манджур» и парохода-корвет «Америка» (рис.: 18, 19, 20). На потертой кожаной обложке этого уникального альбома, который как величайшая реликвия хранится в музее им. В.Арсеньева, значится: «Воспоминания о Далеком Востоке 1874—1883» [6 С.7]. Вот только доподлинно неизвестно, кто автор этой первой фотолетописи старого Владивостока. Краеведы склонны считать, что снимки сделаны первым Владивостокским фотографом Владимиром Ланиным. Правда, есть мнение, что к альбому приложил руку и фотограф Карл Шульц, который следом за Ланиным в начале 70-х на берегах Золотого Рога стал делать портреты и семейные фотоальбомы, снимать бытовые и жанровые сцены, природу и лики совсем еще юного Владивостока.

     «Заметим, что до 70-х гг. XIX в. в Центральной России о далекой дальневосточной окраине империи знали лишь по редким публикациям в печати и рисункам, сделанным в основном офицерами, побывавшими в этих краях (один из первых рисунков относится к середине 60-х гг., на котором изображена бухта Золотой Рог с пароходо-корветом «Америка» на рейде и несколькими домишками на северном и южном берегах бухты)» [3 С. 9]. И вот с середины 70-х гг. и в столичной печати стали появляться первые фотографические изображения Владивостока и края( рис.: 17, 22), овеянного романтикой, легендами и былью о длинном рубле и полной лишений и опасностей жизни первопроходцев в Уссурийском крае. Автором их был Владимир Ланин. Кроме того, многие его снимки стали достоянием Императорской публичной библиотеки в Петербурге. В 1888 году первый фотограф нашего города, продав дом и фото павильон, покинул Владивосток (позже в честь его был назван переулок по соседству с железнодорожным вокзалом, где он проживал).

     К слову, Карл Шульц (в отличие от Ланина он не был профессиональным фотографом, а служил чиновником в городской управе) «осуществил тогда и такой бизнес-проект: сфотографировал девушек Владивостока, мечтающих о замужестве, и разместил их фото в специальном альбоме. Любой потенциальный жених мог полистать этот альбом и выбрать себе невесту по вкусу» [7 С. 4].  

     «Благодаря фотографам Ланину и Шульцу сегодня мы можем познакомиться с Владивостоком середины 70-х гг. позапрошлого века. Ими запечатлены фрагменты тогда еще грунтовой улицы Светланской (рис.: 21), больше похожей на проселочную дорогу, только что получившей новое имя по имени фрегата «Светлана», на котором посетил Владивосток великий князь Алексей Александрович, сын Александра III» [16].  

     Кроме Ланина и Шульца история сохранила имена и других мастеров фотографии Владивостока конца ХIХ — начала ХХ вв. — Хлебникова, Подзорова, Величко, Бриллиантова, Григорьева, Мацкевича...

     Пожалуй, самым удачливым из них, достигших весьма заметных высот в профессии, был Владимир Мацкевич, прибывший молодым человеком на берега Золотого Рога из Центральной России в начале 90-х гг. «Несмотря на серьезную конкуренцию (на исходе ХIХ в. во Владивостоке насчитывалось более 30 фото павильонов, из которых едва ли не половина приходилась на долю представителей Страны восходящего солнца Новичку удалось выбиться в люди. Спустя несколько лет его профессионализм был признан коллегами на всероссийских фотовыставках и отмечен рядом медалей. Более того, Мацкевич удостоился высочайшей награды «Его императорского величества великого князя Алексея Александровича». И, знать, по заслугам Мацкевич в 1900 г. был признан лучшим мастером фотографии города нашенского» [22]. При этом он вел фотолетопись не только Владивостока, но и жизни и быта людей Дальнего Востока, его флоры и фауны.

     Множество авторов того времени  имели общественное звучание. А  отношение к фотографии было  значимыми содержательным  в обществе. О, том, что фотография была очень популярна, свидетельствует и тот факт, что только во Владивостоке процветало более пятидесяти фотоателье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

                                                Заключение

     В настоящее время нет таких  областей человеческой деятельности, где бы ни применялась или  не могла быть успешно применена  фотография. Это естественно, потому  что с фотографией в том  или ином ее виде постоянно  приходится иметь дело многим  миллионам людей самых разных  профессий.

     С самого своего возникновения  у фотографии были не только  сторонники, но и противники. Зато  все передовое человечество приветствовало  это открытие. Ученые предсказывали  большое будущее фотографии в  различных областях науки, техники,  искусства. Благодаря значительным  открытиям в области физики, химии,  оптики и механики удалось  разработать фотографический метод.

          Немаловажной задачей было показать, что сама история фотографии  гораздо более древняя, чем  принято считать. Она прошла  долгий путь становления и  развития: от Аристотеля до Дагерра,  прежде чем её «рождение» было официально зарегистрировано в 1939 года. Это наглядно доказывает тот факт, что фотография вовсе не такой уж «молодой вид искусства», как об этом пишут многие исследования.

     С гордостью следует сказать,  что неоценимый вклад в сокровищницу  мировой фотографии внесли как  европейские, так и русские  фотографы и ученые, их изобретения  были весьма ценными и сыграли,  несомненно, определенную роль в  деле совершенствования, как теории, так и практики фотографических  процессов и формирования фотографии  как самостоятельной области  знаний и искусства.

     Основная же задача работы  заключается в рассмотрении истории  фотографии в Европе и России XIX века, чему посвящены две главы.  Сегодня, по прошествии многих лет, мы можем только гадать, что именно в каждый конкретный период могло служить движущим мотивом в создании новых моделей камер и способов получения изображения - изобретения и открытия, сделанные в смежных областях науки.

     Еще раз вспомним с благодарностью  ученых и изобретателей: Плато,  Рейно, Эдисона, Маре, Ньюбриджа, Демени, братьев Люмьер, Ньепса, Дагерра, Тальбота, Арчера, Мэддокса, Максвелла - всех тех, кто из любви к открытиям помогли этим изобретениям.

     Наконец, фотография представляет  собой один из самых распространенных  видов изобразительного искусства  и как всякое искусство опирается  на применение различных технических  средств. Можно сказать, что  ни одно изобразительное искусство  не располагает таким широким  арсеналом технических средств  и не требует от художника  таких обширных технических знаний  как фотография.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Список литературы

  1.     100 лет фотографии. Дагер, Ньепс и Тальбот. –М.: «Госкиноиздат», 1938.  -164 с.    
  2.         Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения/ Пер. А. Кавтаскина. -М.: «АСТ», 2003. -159 с.                                     
  3.      Газета «Владивосток». - 1996г. 2 марта.
  4.      Газета «Владивосток». - 2002г. 5 мая.
  5.      Газета «Владивосток». - 2010г. 26 марта.
  6.      Газета «Конкурент» . – 2006г. 24 января.
  7.      Газета «Новости». - 2001г. 27 ноября.
  8. Головня И.А. С чего начиналась фотография. - М.: «Планета», 1991. -176 с.            
  9.      Дагерротипия. // Сайт «EASYP». ( Электронный ресурс).                                        URL:  http://www. easyphoto.vmesto.info/ ( дата обращения 17.05.2012)

Информация о работе Фотоискусство в России и Европе XIX века