Художественное вырезание из бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его появление связано с изобретением бумаги в Китае во II в. н.э. В те далекие времена бумага стоила немалых денег, поэтому искусство художественной вырезки было доступно немногим. Им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Позднее, в XIII–XVII вв., вырезание из бумаги получило широкое распространение и среди простолюдинов. Из Китая искусство вырезания из бумаги распространилось по всему миру, дополняясь традициями той или иной страны, в которой оно получило свое развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

В запасниках Эрмитажа хранятся десятки силуэтов Ф.П. Толстого. Сложно поверить, что  они выррезаны ножницами в  часы досуга. Предварительных рисунков на силуэтах Толстого нет. Сложнейшие композиции он выплнял на одном дыхании.

Великий русский  художник И.Е.Репин (1844-1930) в своих  воспоминаниях «Далекое близкое» писал, что он приобщился к искусству, вырезая  из бумаги. Вместе с сестрой Устей  они вырезали из бумаги животных, людей, птиц и наклеивали их на окнах на радость прохожим.

Во второй половине XIX века художница Е. М. Ендаурова, в замужестве Бем (1843-1914), открыла новое направление в искусстве классического силуэта: свои изящныее работы она посвятила детям.

Елизавета Бем  работала и с графическим, и с  классическим силуэтом. Картинки, изображающие сценки из жизни детей и животных, всегда были милы сердцу покупателей.

Для тех, кто  не имел способностей к рисованию  и специальных навыков,  печатались специальные трафареты. Любой увлекающийся вырезанием мог по готовому шаблону вырезать модную силуэтную картинку.

Возрождение искусства силуэта в XX веке связывают с личностью Е. С. Кругликовой (1865-1941), которая создала почти тысячу портретов. Возникновение интереса к силуэтному искусству Е.С.Кругликова связывала с именем русской художницы, жившей в 1910-1911 годах в Париже,— Н.Я.Симонович-Ефимовой, двоюродной сестры В. А. Серова.

В 1909-1911 годах, живя в Париже, Надежда Яковлевна  ставила спектакли теневого театра на вечерах художников, а в 1912-1916 годах — в Москве. В 1918-1919 годн созданный ею вместе с мужем Театр Петрушки и теней в «Театре детской комиссии театрально-музыгкальной секции Московского совета рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов» пользовался большим успехом. Н. Я. Симонович-Ефимова много работала и с классическим силуэтом.

Необычно  использовал силуэт художник Л. А. Юдин (1903-1941). Это один из самобытных и  чрезвычайно интересных художников детской книги. В 1930-е годы редкие номера журналов «Еж» и «Чиж» обходились без его нарядных силуэтов. Юдин чаще использовал черно-белый силуэт, но больше его привлекали возможности разноцветного силуэта. Передавая заснеженные зимние просторы, художник помещал белые силуэты на черный или темно-зеленый фон, создавал изображения из небольших силуэтов ярких цветов. Силуэт одного цвета он часто помещал на силуэте другого цвета, а тот — на разноцветной бумаге, которая просвечивает в прорезях. Все вместе составляет удивительно красивый, тонкий декоративный узор, придающий особую нарядность и жизнерадостность обложкам детского журнала. Произведения Юдина напоминают яркую мозаику или аппликацию. В технике силуэта он исполнял ребусы загадочные картинки, иллюстрации к сказкам и стихам для детей. Силуэты Л.А. Юдина сродни виртуозной работе Левши: вырезанная из бумаги белочка помещается на кончике пальца, а у белочки прорезаны шерстинки на кокетливом хвостике и тонкие лапки нетерпеливо замерли перед прыжком. Многие силуэты от 1 до 2 см величиной, но при этом лошадки, медведи, зайчики, мишки — живые, замершие в движении на какой-то сказочный, волшебный миг. Миниатюрность исполнения является отличительной чертой мастера.

В 1950-х годах XX века театральный художник А. А. Рыков привез из Китая в Ленинград замечательную коллекцию вырезных картинок. Позже эта коллекция была передана в Центральный государственный архив литературы и искусств. В ней соседствуют большие работы и крошечные изображения животных и бытовых сценок.

Настоящими  художниками, известными мастерами  стали такие силуэтисты, как Г. И.Нарбут, Л. А. Юдин, Е. С.Кругликова, 3. Е. Зубер-Яникум. А ведь они, как и И. Е. Репин, уже в детстве познакомились со сказочным искусством создания картины из листа бумаги всего лишь при помощи ножни. В России вырезание из бумаги долгое время было на уровни уроков для детей, а с годами и вовсе сошло на нет. Из XX века силуэт шагнул в третье тысячелетие, искусство вырезания из бумаги продолжает свою жизнь во многих странах мира.

Именовали бумажный ажур в разных странах по- разному. Евреи его называют «рейзеле». Вырезкам часто придавалось сходство с розой – одним из символом Израиля, за что ажурные бумажные салфетки, а затем и еврейская версия этого вида искусства получили название «рейзеле» («розочка»).

Они украшали суки в праздник Суккот и окна в  праздник Шавуот. Декоративные таблички «мизрах» (на иврите – «восток»), которые принято было прикреплять к восточной, обращенной к Иерусалиму, стене синагоги или частного дома, часто имели вид резного бумажного листа с орнаментом и текстом. В технике рейзеле делали виньетки для украшения свитков Эстер, вырезали замысловатый орнамент по краям листа ктубы – брачного договора, бумажное кружево использовали при изготовлении календарей, табличек с указанием семейных памятных дат.

В Белоруссии и Украине вырезные картинки называли «выстриганками», «выципянками», «вытынянками». Народные украшения с симметричным прорезным узором из бумаги явились одним из распространенныгх и популярных средств при оформлении интерьера сельского жилья белорусов, поляков, украинцев и литовцев. Искусство вырезания ажурных узоров из белой и цветной бумаги формировалось есте-

твенно, как  один из видов народного искусства. Оно укоренилось в крестьянском быту в середине XIX века независимо от дворянских «вирезок», т.е. силуэтов. Однако принцип силутности был присущ и симметричныым народным вырезкам

Происхождение белорусской выгтинанки не совсем ясно.

Возможно, что  быстрому внедрению ее в народный быт в середине XIX века способствовало несколько причин.

Первой можно  считать широкое использование  бумаги в бытовых целях. К XVIII веку на землях Беларуси было около 30 бумажных фабрик, и, видимо, бумага стала доступной и относительно дешевой. Первая «паперня» появилась в Несвиже в 1560 году.

Второй важной причиной распространения вытинанок  стала смена характера интерьера белорусского жилья. С переходом от «черной» (задьмленной) избы к «чистой» интерьер ее заполняется художественными тканями, вишивкой, изделиями из дерева и т.п. Не последнюю роль в формировании внутреннего убранства жилища играли и вытинанки. Они были тесно связаны с жизнью народа, его верованиями и представлениями, являлись наиболее доступной формой художественного творчества белорусов.

Третья причина  — культурные взаимовлияния белорусов  с другими народами. Важно отметить, что в каждой местности складывались свои художественние особенности этого вида народното творчества. Украинские вырезки — веселые, пестрые, излишне яркие, отличающиеся дробностью мотива. Для прибалтийских вырезок характерны строгие линии узора, сдержанность, часто ветречаются натуралистические композиции. Белорусские и польские вытинанки решаются в спокойных и сдержанных тонах. В них достаточно и умиления, и житейской практичности.

Термин «вьщшанкi» употреблялся в основном в западной Беларуси (как и в Польше, Украине). На восточных, центральных и южных территориях бытовали названия: «выразкi» и «выразанкi». Встречался и термин «вистрыганка». Наряду с такими понятиями были широко распространены и названия, которые указывали на конкретное назначение изделия. Так, круглую (розетковую) вытинанку, которой украшали стены жилища, часто называли «кветi»; узорные бумажние занавески из бумаги на окнах — «фiранкi»; треугольные салфетки — «вугольнiкi». Несомненно, в каждом районе существовали свои названия, которие исчезли вместе с работами и забьшись.

Белорусские вырезки создавались из тончайшей бумаги в виде изящных салфеток с затейливыми узорами, рушников, настенных ковриков для убранства крестьянского жилища. По установившемуся обычаю вытинанками украшали жилище перед народными праздниками, особенно перед Пасхой и Рождеством. Их вешали на потолочные балки, стены избы. Даже двери украшались резной бумагой, не говоря уже про «кут», где висели иконы. Вытгинанки с геометрическим орнаментом использовались в качестве занавесок на окна, салфеток на полки и столы. Узорами из бумаги украшали не только избу, но и культовне постройки. Эти ажурные вытгинанки красочно декорировали интерьер в сочетании с изделиями из керамики, поделками из лозы, соломки и дерева.

Мотиви вытинанок разнообразны: в одном случае это переработка того,

что давно используется в других видах народного творчества, в другом — вольная трактовка сюжета.

Узоры вытинанок подразделяются на геометрические, растительные, зооморфные и представляют собой синтез символов, образов, понятий далекого прошлого, выраженных в условных и обобщенных формах.

Традиционное  для белорусских мастеров «дерево  жизни» выполняется во многих вариантах. В одном случае оно выступает как самостоятельное законченное произведение, в другом — как центральный мотив декора-тивной композиции. Изображение «дерева» состоит из двух частей: основы и кроны. В основании дерева обычно бывают вырезаны силуэты людей, птиц, животных, по одной фигуре с каждой сторониыствола, или простой геометрический орнамент. Крона — прямоугольная, квадратная, круглая или овальная — украшена мелкими вырезками. В центре кроны некоторых вытинанок находится еще одно деревце. Оригинально «дерево жизни», на ветках которого изображено множество птиц, что имело символический и особый магический смысл.

Большое влияние на характер узора вытинанок оказал городской уклад жизни, распространившиеся в конце XIX века расписные фабричные ткани, обои, посуда, альбомы для рукоделия и т.п. Так, для большей имитацыи структуры ажурных гардинных тканей техника вырезания бумажных занавесок («фиранок») дополнялась круглой просечкой различных по диаметру отверстий, вырезанием ножом ячеистой сетки, на фоне которой изображались растительные узоры.

Характерные для белорусских вырезок из бумаги является ритмическое повторение элементов орнамента, их равномерное симметричное расположение на плоскости круга, квадрата или прямоугольника. Мастера использовали приемы сгибания бумаги на определенное количество частей. По сторонам получившихся заготовок делались надрезы в форме листьев, цветков, геометрических фигур и т.п. После разворачивания бумаги получались симметричные узоры, красивые уже в силу правильного чередования отдельных мотивов. Одинаково расположенных от середины всей композиции или по ходу ленточного украшения.

В зависимости  от особенностей складывания бумаги и получаемого узора вытинанки можно разделить на три группы:

  • с зеркальной осью симметрии — узор зеркально повторяется слева и| 
    справа относительно оси симметрии;
  • с использованием переносной симметрии, т.е. вырезанный узор повторяется через определенное расстояние вдоль оси переноса (трансляция). Иногда такие узорм называют ленточными, или раппортными; они бывают с односторонним или двусторонним (зеркальным) рисунком;
  • с центральной осью симметрии, для котоых характерно совмещение 
    узора при повороте его вокруг центра. Условно эту группу называют «розетковой».

Вытинанки вырезали большими пружинными ножницами, которыми в деревне стригли овец. Опытные мастерицы считали их более удобными, чем обычные маленькие ножницы. Отсюда и характер узора, и рисунок мотива — укрупненные, с большими, чаще всего прямолинейными вырезками. Внутренние контуры узора вырезали остро заточенным ножом. Для пробивания мелких отверстий использовали пробойники (высечки) — металлические трубочки различного диаметра с заточенной с одной стороны кромкой.

Вырезанию ажурных узоров из бумаги специально никто не учился. Делали зто главным образом женщины. На посиделках девушки наблюдали, как вырезает наиболее искусная мастерица, и старались ей подражать. Бумажные занавески вместе с рушниками, скатертями, покрывалами и т.п. входили в приданое невесты.

В Беларуси вытинанки пережили недолгий, но бурный расцвет. В конце XIX и особенно в первой половине XX столетия трудно было представить себе жилище белорусов без этих своеобразных украшений — кружевных картинок, удивляющих тонкой работой, безукоризненным вкусом и бесконечной фантазией. Однако под влиянием городской моды в большинстве деревень вытинанки исчезают, сохраняясь только в некоторых отдаленных районах.

Новый кратковременный расцвет они пережили в после военные годы, затем окончательно исчезли, оставшись только в народной памяти. Большая коллекция вытинанок хранится в Музее древнебелорусской культуры Института искусствоведения, зтнографии и фольклора Академии наук Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Художественное вырезание из бумаги