Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:13, реферат
Художники Возрождения были убеждены в могуществе науки,
было восстановлено высокое уважение к рисунку. Микеланджело писал:
«Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка
и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень
всякой науки». Человек вновь
«Художественное
образование эпохи
Возрождения»
Художники Возрождения были убеждены в могуществе науки,
было восстановлено высокое уважение к рисунку. Микеланджело писал:
«Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка
и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень
всякой науки». Человек вновь
становится главной темой искусства. Постановка обучения в эпоху Возрождения представляла собой следующие этапы. Мальчика 10-12 лет отдавали к мастеру, и он с первых дней начинал знакомить его с мастерством (ремесло – обучение искусству – работа). К 18 годам учитель мог поручить исполнение отдельных частей работы (например, Леонардо да Винчи, учась у Вероккио, написал ангела на работе «Крещение Христа» учителя). После 6 – 8 лет обучения ученик мог остаться в мастерской в качестве помощника, но мог и перейти к другому мастеру.
У наиболее крупных художников воспитанники изучали:
- ювелирное дело,
- литературу,
- математику,
- скульптуру, живопись и архитектуру.
Основа обучения – рисунок. Система обучения рисунку тесно связана с
композицией, поскольку он являлся подготовительной стадией к живописной
работе. Если позднее, в академиях, рисунок как отдельный предмет
преподавания стал самоцелью, то в эпоху Возрождения учитель,
удостоверившись, что ученик правильно понял конструкцию и грамотно
передал анатомическое строение, разрешал оставить рисунок на стадии
аналитического построения. Рисовали на буковых дощечках, покрытых
тонким слоем воска, неправильно проведенную линию или тоновое пятно
заминали и заравнивали.
В это время появляются первые научные труды по изобразительному
искусству.
Ченнино Ченнини «Трактат о живописи». Основа рисунка, считал
Ченнини, - рисование с натуры. «Всякое искусство по своей природе изящно и приятно, но достигает его тот,
кто к нему стремиться».
Леон Батиста Альберти «Три книги о живописи». Альберти рассматривает рисование как научную дисциплину,
обладающую такими же жесткими законами, как математика. Обучение строилось на основе изучения натуры с точки зрения перспективы
и анатомии. Альберти заложил теоретические основы обучения рисованию, дал методическую последовательность.
Леонардо да Винчи «Книга о живописи». Труд составлен его
Учениками. Леонардо не выдвинул новых методов и
принципов, однако углубил эти знания. Основа методики – рисование с натуры с помощью анализа формы.
Альбрехт Дюрер «Книга о живописи». «Трактат
о пропорциях» - правила построения фигуры человека через геометрию и
математические расчеты, деление фигуры на части – плечевой пояс, таз,
коленный сустав. Наличие вспомогательных линий при построении фигуры
человека.
- восстановление
основ реалистического
- научно-методическое
обоснование процесса
изображения.
«Становление академической системы художественного
образования
в XVI – XVII веках».
создание специальных учебных заведений – Академий Художеств и
художественных школ. Снабдили Академию необходимыми учебными и методическими пособиями. Ученики академии основательно изучают анатомию (рисуют
препарированные трупы), пропорции, античные образцы.
Система обучения следующая:
- знакомство
с элементарными приемами
- рисование с образцов (таблиц);
- рисование с гипсовых копий антиков;
- рисование живой натуры.
Основная цель этих учебных заведений –
профессиональная подготовка в области изобразительного искусства,
воспитание молодежи на примерах высокого искусства античности и
Возрождения. С момента открытия государственной академией рисование
становится самостоятельной дисциплиной, имеющей свою методику
обучения.
Наряду с государственными академиями, существовали и частные
школы. Самой крупной и оснащенной была мастерская великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Его учениками
были: Ван Дайк, Иордансен. Как педагог и руководитель Рубенс не имел себе
равных – виртуозный живописец и рисовальщик, крупнейший знаток худ.
ценностей, ученый-гуманист, исследователь античности, дипломат и
государственный деятель. Рубенс требовал от учеников не копирования образцов, а
передачу живого
тела, активно сам показывал
материала, конструктивную закономерность строения формы. Большое
значение при обучении рисунку Рубенс придавал научным основам законов
перспективы,
светотени, пластической анатомии.
Совершенствование академической школы художественного
образования в XVIII веке.
XVII век - первая половина XIX века является «золотым веком»
академий. Они указывают художникам пути к вершинам искусства,
воспитывают худ. вкус, определяют эстетические идеалы. Совершенствуется
и методика преподавания. Опора на разум, который контролирует
впечатления художника Рисовальщик наблюдает предметы в природе, анализируя их форму, опирается при изображении на уже имеющиеся у него
знания.
Джошуа Рейнольдс (1723-1792) призывал к внимательному изучению
жизни, обогащая его научными знаниями. С первых шагов руководства АХ
Великобритании Рейнольс – сторонник академической школы с опорой на
изучение натуры. Конструктивный анализ, моделировка формы.
Рейнольдс выдвигает мысль о том, что обучение рисованию - тоже
искусство, если педагогические приемы не будут проверены на практике,
ученики не усвоят материал достаточно хорошо.
Гете считал основой основ человеческое тело, его пропорции и пластику.
Поверхностное наблюдение не дает возможности художнику понять
строение тела. Итог: основа художественного образования – рисование аналитическое,
как в
профессиональной, так и в общеобразовательной
сферах.
«Рисование в России X - XVIII веков»
Уже к XI веку рисование
рассматривается как
предмет и был связан с обучением грамоте. Скорее всего, в основу обучения
был положен копийный метод.
Навыки в профессиональном художественном образовании
приобретались в монастырских иконописных школах. Рисунок считался
важной частью искусства иконописи, особенно в изображении ликов и
фигур. С реформами Петра I появилась необходимость в художниках
различных специализаций. Возросла потребность и в светском искусстве.
В 1711 году при Петербургской типографии организуется школа
рисования, где помимо рисования по образцам практикуется рисование с
натуры. Из-за границы приглашаются художники-педагоги. Рисование
начинает широко внедряться как общеобразовательный предмет. Так
рисование было включено в число предметов Московской академии (1715),
Хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716),
35
Кадетском корпусе (1732). А в 1724 году в Российской академии наук
предусматривалось преподавание «знатнейших художеств».
Для правильного рисования в этих учебных заведениях была издана
книга И.Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к
рисовальному художеству». Это первое серьезное руководство по рисунку в
России. Грамотная последовательность обучения в сочетании с опорой на
геометрию, перспективу и пластическую анатомию – отличительные
особенности этого труда. Однако, первые учителя-иностранцы стали
рассматривать эту книгу как сборник образцов для копирования и ее
методическая ценность была утрачена. Но в последнее время методическое
значение
данного труда восстановлено.
«Становление академического художественного образования в
России»
В 1755 году граф Шувалов на свой вторичный запрос о создании
Академии Художеств получает от Елизаветы положительный ответ. В 1756
году Шувалов едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера
знакомится с постановкой художественного образования в Европе. Проект
Шувалова был утвержден в 1757 году сенатом, а в 1758 АХ перевели из
Московского университета в Санкт-Петербург.
Для развития художественного вкуса учащихся АХ окружали предметы
искусства. Шувалов жертвует свое собрание картин и рисунков, а также
личную библиотеку. Академия снабжала учеников всем необходимым.
Воспитанники делились на группы: 1-ая – с 6 до 9 лет, 2-ая – с9 до 12, 3-я – с
12 до 15 лет, 4-ая – с15 до 18 лет. Занятия строились следующим образом:
утренние с 9 до 11 и вечерние с17 до 19. Итоги подводились по результатам
просмотра. Основной учебный предмет – рисунок. По инициативе скульптора Жиле в 1760 году при АХ был организован класс, где изучали пластическую анатомию. В основе методики преподавания – рисование с натуры (копии с оригиналов, гипс, натура). Ведущий методист – Лосенко А.П. Теоретические труды Лосенко
посвящены пропорциям и анатомии, а также имели место таблицы
оригиналов.
«Художественное
образование в XIX
веке».
Первая половина
XIX века – наивысший расцвет
рисунка.Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев,