Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:13, реферат
Художники Возрождения были убеждены в могуществе науки,
было восстановлено высокое уважение к рисунку. Микеланджело писал:
«Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка
и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень
всякой науки». Человек вновь
А.Г. Венецианов. Интерес представляют научные труды Г.А. Гиппиуса,
А.Палича, А.П. Сапожникова.
К началу XIX века русская академическая школа становится лучшей в
Европе. Она основывалась на серьезном изучении анатомии (И.В. Буяльский)
и выразительном рисунке. Преподают такие известные рисовальщики, как
О.А. Кипренский, К.П и А.П. Брюллов, Р.А. Бруни. Практикуется рисунок
двух видов: линейно-конструктивный с легкой прокладкой тона и объемно-
пространственный с тональной проработкой формы и пространства.
Ведущие методисты – А.Н. Оленин, В.К.Шебуев. Основные положения
их методических изысканий.
А.Н.Оленин (1763 – 1843), президент АХ России:
-переоборудование
классов и мастерских в
методикой;
-обеспечение учебно-методических пособий;
37
-организация
класса манекенов (для
-снабжение
учащихся лучшими
-в процессе
обучения – опора на научно-
В.К. Шебуев (1777 – 1855):
-составление руководства по анатомии в содружестве с Буяльским;
-опора в
художественно-педагогической
натуры с научных позиций;
Таким образом, АХ России бала признана в Европе. Иностранные
художники почитают за честь быть в составе педагогического состава А.Х.
Во второй половине XIX века наметилась ситуация противостояния
сторонников официального академизма и прогрессивных художников-
воспитанников АХ. Основными методистами являются И.Н. Крамской и П.П.
Чистяков. В основе их методических взглядов – аналитическое рисование и
тончайшая тональная моделировка формы. Передовым считался
реалистический подход в изображении натуры. Методическая система П.П.
Чистякова заключалась в том, что голова, фигура, предметы и т.д.
рассматривалась как система плоскостей, образующих замкнутый объем.
Правильное ____ Tfрасположение этих плоскостей в пространстве относительно
точки зрения художника, то есть грамотное перспективное сокращение
плоскостей – единственно верный способ реалистического изображения
натуры. При этом необходимо пользоваться научными знаниями в области
перспективы, анатомии и способов построения. Чистяков указывал на то, что
преподавание
должно строится на законах науки и искусства.
«Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX – XX
веков».
Зарубежная школа изобразительного искусства представлена такими
методистами, как Ашбе (методика представляет плоскостной анализ формы
от крупных объемов к пластической трактовке), Д. Тедд (рассматривал
рисование как развивающую дисциплину для развития личностных и
физических навыков учеников). Методика работы над рисунком Г.Бамеса
также близка методическим взглядам Ашбе.
В России, а впоследствии в Советской России, преподавание
изобразительного искусства стало ареной борьбы противоречий не только
педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве
Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили
пересмотр методической основы академической системы. На первый план
выступает формальная основа организации плоскости. Широкое
распространение получил метод проектов. Однако, начиная приблизительно
с 30-ых годов XX столетия, реалистические устремления в искусстве берут
реванш. Но новаторские устремления не прошли незамеченными в методике
преподавания Академии. Главнейшие этапы живописи были отражены в
программе АХ:
1. От натурализма – вертикально-горизональное классическое
построение картинной плоскости.
2. От импрессионизма
– анализ световых
3. От кубизма – разноплоскостное расчленение поверхности и
многообразие осевых вхождений в глубину картинной плоскости.
4. От футуризма – проблема динамики.
39
В 40-ых годах ставится проблеме о подготовке профессиональных
педагогических кадров для работы в школах. И при посредничестве Д.Н.
Каодовского начинают открываться художественно-графические факультеты
при педагогических Вузах.