Цветоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Очевидно, что в целях совершенствования содержания образования, направленного на всестороннее и гармоническое развитие личности, педагогической задачей дизайнерского образовательного учреждения является необходимость развития потребности в творческом преобразовании действительности посредством цвета.
Практическая значимость - заключается в том, чтобы анализ методики преподавания цветоведения в системе средне профессионального образования был как можно более продуктивным, и рекомендован в использовании.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Основы цветоведения
1.1.Физическая теория цвета..................................................................... 5
1.2. Цветоведение. Физиологическое и психологическое воздействие цвета на человека...............................................................................................9
Глава 2. Методика преподавания Цветоведения в учреждениях средне-профессионального обучения
2.1. Развитие профессиональных навыков в процессе обучения.........21
2.2. Методика преподавания» цветоведения» аспекты рассмотрения цвета......................................................................................................................24
2.3. Разработка занятий. План..................................................................29
Заключение.........................................................................................................34
Список используемой литературы.................................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

Ритка.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Введение................................................................................................................3

Глава 1. Основы цветоведения

1.1.Физическая  теория цвета..................................................................... 5

1.2. Цветоведение. Физиологическое и психологическое воздействие цвета на человека...............................................................................................9

Глава 2. Методика преподавания Цветоведения в учреждениях средне-профессионального обучения

2.1. Развитие профессиональных навыков в процессе обучения.........21

2.2. Методика преподавания» цветоведения» аспекты рассмотрения цвета......................................................................................................................24

2.3. Разработка занятий. План..................................................................29

Заключение.........................................................................................................34

Список  используемой литературы.................................................................36

Приложение........................................................................................................38

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность

Цвет является объектом изучения во многих учебных дисциплинах. Это указывает на практическую значимость исследуемой проблематики, которая динамично возрастает с появлением новых средств его воспроизведения и новых способов использования.

Общие принципы процесса восприятия как сложного психофизиологического комплекса ощущений, впечатлений, образов остаются неизменными - одной из составляющей  комплекса  восприятия цвета. В настоящее время изучение цвета в системе дизайнерской профессиональной подготовки развивается в следующих основных направлениях: цветоведение как научная дисциплина о цвете, которая базируется на целом комплексе наук, изучающих физическую природу цвета, физиологические процессы и психологические проблемы восприятия цвета и его воздействия на психику человека, и колористика, изучающая теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

Цель

Очевидно, что  в целях совершенствования содержания образования, направленного на всестороннее и гармоническое развитие личности, педагогической задачей дизайнерского образовательного учреждения является необходимость развития потребности в творческом преобразовании действительности посредством цвета. Формирование гармоничной личности будущего специалиста в процессе обучения цветоведению имеет неограниченные возможности и требует специального исследования. Проблема эта обусловливается рядом специфических особенностей, исходящих из дисциплин, формирующих комплекс художественно-эстетических умений и навыков, а также определяется условиями профессиональной подготовки.

Перед современным  педагогом стоят первостепенные задачи подготовки компетентных, квалифицированных, творчески активных учащихся готовых к самостоятельной творческой работе. Формирование специалиста как творческой личности, возможно только посредством гармоничного развития его потенциальных способностей. После изучения основ цветоведения:

-Изучение теоретических  основ;

- Освоение физиологических основ;

- Изучение психологического воздействия цвета;

- гармоничные сочетания;

- Иллюзия цвета; вызываемые  чувства;

- Теория» времени года»; - хромотерапия.

Объект - учебный процесс средне профессиональное учебное заведение (дизайн)

Предметом - выступает особенности профессиональной деятельности и личные характеристики в сфере дизайна, на основе цветоведения.

Практическая  значимость - заключается в том, чтобы анализ методики преподавания цветоведения в системе средне профессионального образования был как можно более продуктивным, и рекомендован в использовании.

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы цветоведения

1.1. Физическая теория цвета

Согласно Гуку, свет — это импульсы сжатия, распространяющегося  с бесконечно большими скоростями. Гюйгенс предположил, что свет —  это волна, исходящая от источника  света и распространяющаяся с  большой скоростью. Далее волновая теория была развита Юнгом и Френелем. В 60-е годы XIX века Максвелл выдвинул теорию единого электромагнитного поля, а затем Герц впервые получил электромагнитные волны. Поведение радиоволн имело аналогию с поведением света, и Фуко, Майкельсон, Лебедев опытно подтвердили, что свет — электромагнитная волна. В конце XIX века выяснилось, что свет излучается и поглощается не непрерывно, а порциями — квантами. В 1900 году Планк создал квантовую теорию электромагнитных процессов, а затем Эйнштейн —  Согласно последней, свет — поток световых частиц, фотонов, движущихся со скоростью, равной скорости света, и обладающих конечной массой и импульсом. 
  Свет, который способен воспринять глаз человека, называется в оптике видимым светом и на шкале электромагнитных волн лежит между инфракрасным и ультрафиолетовым излучением. Свет различных длин волн X возбуждает разные цветовые ощущения (рис1). 
  Свет воздействует на человеческий глаз, передавая ему энергию, переносимую световой волной. Однако интенсивность зрительных ощущений человека не имеет прямой зависимости от интенсивности светового потока, поэтому в оптике существует ряд фотометрических величин, по которым оцениваются энергетические характеристики света и цвета, исходя из зрительных оценок. Здесь же выявлена неодинаковая чувствительность глаза к разному цвету. Кривая чувствительности глаза, названная кривой относительной спектральной световой эффективности К^ (рис.5) имеет максимум при X, = 555 нм. Это означает, что глаз лучше всего видит зеленый цвет.

(Рис.2). Вид графика  кривой относительной спектральной световой эффективностиК^.131 Согласно графику кривой относительной спектральной световой эффективности К*, (рис.3), синий и фиолетовый цвета лучше видны глазу, чем красный цвет. Таким образом, можно предположить, что при одинаковых характеристиках, то есть, например, одинаковой насыщенности, яркости цвета, площади и формы окрашенной поверхности для образцов разного цвета, интенсивность их окраски будет неодинаково восприниматься глазом. Это расхождение на начальном этапе может играть важную роль при восприятии цвета зрителем.

Для цветового  зрения человека характерны еще некоторые  особенности. Так, например, глаз может  определить происхождение цвета, то есть, был ли цвет образован, скажем, чистым оранжевым пигментом, или получен путем смешения красной и желтой краски. Это различие может усиливаться в зависимости от освещения образца дневным светом или светом вольфрамовой лампы. Далее известно, что при низкой освещенности синие и зеленые объекты кажутся более яркими, чем красные, при их равной яркости в прямом освещении. Это означает, что на восприятие произведения искусства большое влияние оказывает освещение.

При восприятии цвета имеет место еще одно явление. Если на экран, освещенный бледным синим светом, спроектировать пятно белого света, оно окажется нам бледно-желтым. Этот эффект был подмечен Гете, а так же, согласно художнику Петрову-Водкину 2, его широко использовали импрессионисты которые пытались уловить малейшие визуальные нюансы, которые рождал свет.

Опыт Юнга.

Существует так же явление хроматической адаптации, при котором 
человеку, долго смотревшему на зеленый газон, коричневые объекты будут казаться красными.

 Эти эффекты  объясняет трихроматическая теория, предложенная Юнгом и Гельмгольцем. Юнг выдвинул гипотезу о том, что в сетчатой оболочке глаза находятся троякого рода нервные элементы, придающие ощущение красного, зеленого и фиолетового цвета. Гельмгольц объединил понятие цветового тона, то есть конкретного ощущения цвета, с определенной длиной волны. Далее он ввел и другие параметры цвета: светлоту, чистоту. Гельмгольц определил более правильные пары дополнительных цветов: красный - морская зелень, оранжевый — ледяной синий, желтый — ультрамарин синий, лиственно - зеленый — фиолетовый. Согласно теории Юнга-Гельмгольца, глаз человека обладает тремя типами цвета чувствительных рецепторов. Эти рецепторы отвечают за восприятие красного, зеленого и синего (или фиолетового), а ощущения остальных цветов спектра возникает при смешении сигналов этих трех рецепторных систем. Юнг выбрал три основных цвета, поскольку обнаружил, что их комбинацией можно получить практически любой цвет (рис.6.). (Рис.3).

«Цветоведение» Оствальда.

Благодаря Оствальду, наука о цвете перешла из качественной в количественную. Прежде всего, он дал определение цвету и свету с точки зрения восприятия этих явлений человеком. «Цветом называется то ощущение, которое возникает в результате передачи соответствующих внешних раздражений, вызванных светом, - через посредство глаза и зрительного нерва в мозг... краски, красящие вещества - химические вещества, при виде которых у нас появляется ощущение цвета. Энергия, которая обычно обуславливает такое раздражение глаза, называется светом»

Оствальд измерил  цветовые величины, изучил смешение цветов, при котором возникают смеси двух видов: аддитивные, 
то есть полученные путем сложения цветов, и субтрактивные, с вычитанием какого-либо цвета. Он так же ввел понятие метамерных цветов, которые характеризуются различным составом, но одинаково выглядят. Оствальд предложил свое схематическое изображение цветов в виде цветового тела (рис.4.)

Цветовое тело по-Оствальду.

По убеждению  Оствальда, порядок, в который он привел цвета, мог использоваться как  руководство по созданию гармонии цветов. Согласно Оствальду, закономерность и  гармонию идентичными понятиями. Учение о красоте в искусстве цвета распадается на три основные части: гармонию цветов, гармонию форм и учение о взаимном влиянии формы и цвета.

Цветовое тело, которое предложил Оствальд, в  настоящее время является наиболее удачной моделью, систематизирующей все многообразие цветов, и используется в современном цветоведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цветоведение. Физиологическое и психологическое воздействие цвета

Цветоведение —   анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.

Основные  цвета:

Красный (родственно ст. - слав. красьнъ —   красивый, прекрасный), также червлёный, рдяный (арх.) — область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальной частоте электромагнитного поля, воспринимаемой человеческим глазом. Диапазон красных цветов в спектре часто определяют длиной волны 620—740 нанометров, что соответствует частоте 484—405 терагерц. Дальняя граница восприятия зависит от возраста человека. Красный цвет считается стимулирующим, как часто пишут, «способствует активности, дружелюбию, уверенности, в больших количествах вызывает гнев и ярость. Даёт уверенность в себе, готовность к действию, способствует заявлению о силе и возможностях».

Жёлтый-  с длиной волны от 565 нм до 590 нм., является дополнительным цветом к синему. Однако в древности, из-за несовершенства имевшихся пигментов, его рассматривали как дополнительный к пурпурному. Жёлтый цвет является ярким, стимулирующим цветом, он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует корректному и быстрому принятию решений, помогает понять новые идеи и точки зрения других людей, цвет оптимизма. Способствует к желанию открытости, свободы, подвижности, общительности

Синий - наименование группы цветов. Спектральный синий цвет ощущается человеком под действием излучения с длиной волны около 440—485 нм (иногда диапазон указывают шире— 420—490). Один из «основных цветов» в системе КЗС (RGB) .Синий цвет успокаивает, помогает расслабиться, создает атмосферу безопасности и доверия: его рекомендуют для оформления учебных аудиторий, кабинетов. Характеристика: стремление к покою, гармонии с окружающими людьми и самим собой, к верности, к глубокомысленным рассуждениям. Часто синий цвет отвергают курильщики.

Синий цвет ассоциируется с водой, воздухом, с морем и небом, успокаивает, создаёт ощущение комфорта. Цвет стабильности, удовлетворённости. Символизирует вечные ценности, глубокие раздумья, внимание, самоуглубление; символизирует высоту и глубину (воздушная перспектива, создающая ощущение пространства, обычно синего цвета). Постоянство, преданность, правосудие, совершенство, мир.

Зелёный цвет - один из трёх основных цветов, зелёный диапазон спектра с длиной волны 500—565 нанометров. Человеческий глаз наиболее восприимчив в красно-жёлтом участке спектра, зелёный цвет (цвет травы, растений) успокаивает нервную систему. Наши глаза отдыхают при восприятии оттенков зелёного цвета, поэтому стены общественных учреждений нередко окрашены в оттенки зелёного (школы, больницы, и т.д.). Именно поэтому столы с зелёным сукном (материал с диффузным отражением)

Дизайнер, как правило, имеет дело с окрашенными поверхностями, отражающими цвет в силу своих естественных свойств или окраски. Возможности современного производства обеспечивают художников и дизайнеров палитрой красок и красящих веществ практически безграничного диапазона.

В этой главе  рассматриваются физические свойства цвета, биологические основы восприятия и психофизиологическое воздействие цвета на сознание человека, а также вопросы практического использования законов колористики в дизайне.

К основным физическим параметрам цвета относятся тон, насыщенность и светлота

Цветовой тон  — чистый спектральный цвет с фиксированной  длиной волны, который является базовым  для образования семейства родственных  цветов. Так, красный цветовой тон  присутствует в красно-оранжевом, ярко-красном, малиновом, розовом, красно-коричневом цветах.

Информация о работе Цветоведение