Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа
Цель: Очевидно, что в целях совершенствования содержания образования, направленного на всестороннее и гармоническое развитие личности, педагогической задачей дизайнерского образовательного учреждения является необходимость развития потребности в творческом преобразовании действительности посредством цвета.
Практическая значимость - заключается в том, чтобы анализ методики преподавания цветоведения в системе средне профессионального образования был как можно более продуктивным, и рекомендован в использовании.
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Основы цветоведения
1.1.Физическая теория цвета..................................................................... 5
1.2. Цветоведение. Физиологическое и психологическое воздействие цвета на человека...............................................................................................9
Глава 2. Методика преподавания Цветоведения в учреждениях средне-профессионального обучения
2.1. Развитие профессиональных навыков в процессе обучения.........21
2.2. Методика преподавания» цветоведения» аспекты рассмотрения цвета......................................................................................................................24
2.3. Разработка занятий. План..................................................................29
Заключение.........................................................................................................34
Список используемой литературы.................................................................36
-диагностирующая (отмечающая сильные и слабые стороны)
-прогнозирующая (определяет перспективы художественного развития ученика)
-корректирующая (намечает пути исправления и совершенствования)
2.3Разработка занятий. План
Урок № 1
Тема: Введение в цветоведение. История цвета.
Цель: Дать студентам знания об основных особенностях цвета, их историческое значение у разных народов, культур.
Задачи:
1.Воспитательная - сформировать знания у учащихся об истории, теории цвета. Познакомить с новыми понятиями и терминами.
2.Развивающая - знание значимости цвета в основах художественного образования.
3.Воспитательная - воспитать основу видения цвета для учащегося на основе знаний истории и культуры других стран.
Методическая связь: история, культура и искусство
Тип урока: изучение нового материала
Методы: лекция, беседа, демонстрация, анализ.
Оборудование
Для преподавателя: план конспект урока, наглядное пособие, плакаты, репродукции.
Для студентов: тетрадь, ручка, ластик, карандаш.
План первого урока:
1.Организационный момент-5 минут
2.Изложение нового материала-40 минут
3.Обсуждение наглядного пособия, репродукций-30минут
4.Подведение итогов-10минут
5.Задание на дом-5минут
1.Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Приветствие студентов. Знакомство. Проверка отсутствующих.
Тема: Введение в цветоведение. История цвета. Сегодня мы познакомимся с физической теорией цвета. Цветовым кругом. Понятие «цветоведение» термины. Проводиться беседа об исторической культуре цвета разных стран и культур. В ходе демонстрируются соответственные плакат, репродукции.
4.Подведение итогов.
Закрепление пройденного материала, анализ.
5.Задание на дом
К следующей лекции подготовить на формате А4 цветовой круг и растяжку.
Урок № 2
Тема: психофизиологическое воздействие цвета на сознание человека.
Цель: Знакомство студентов с другими свойствами цвета.
Задачи:
1.Воспитательная-воспитывает применения цвета.
2.Развивающая - биологические основы восприятия и психофизиологическое воздействие цвета на сознание человека, а также вопросы практического использования законов колористики в дизайне.
3.Воспитательная-развить художественно нравственный - эстетический вкус в цветовом решении.
Методическая связь: психология и физиология, искусство
Тип урока: изучение нового материала
Методы: лекция, демонстрация, наблюдение, практическое задание.
Оборудование
Для преподавателя: план-конспект урока, наглядное пособие, репродукции.
Доска.
Для студентов: тетрадь, ручка, листки для набросков, краски.
План второго урока:
1.Организационный момент-5 минут
2.Просмотр домашнего задания-20минут
3.Изложение нового материала-40 минут
4.закрепление пройденного материала (в виде набросков)-20минут
5.задание на дом-5 минут
1.Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Приветствие студентов. Проверка отсутствующих.
2.Просмотр домашнего задания
По теме: «Введение цветоведения». Учащиеся подходят с набросками цветового спектра и цветового круга. Идет обсуждение работ, при которой идет закрепление прошлой темы.
3 .Изложение нового материала
Тема: «психология и физиология Цвета». Его воздействие на человека. Приемы, используемые при работе дизайнера, художника. Цветовая гармония. Подача примеров репродукций по теме.
4Закрепление пройденного материала
Практическая работа: наброски холодных и теплых цветов в композиции.
5.Задание на дом
Проработка начатых работ на лекции.
На формате А4 четыре цветотона: Весна, Лето, Осень, Зима.
Урок № 3
Тема: Цветоведение. Свойства цветового круга. Иллюзии цвета. Гармоничные сочетания. Психологические свойства. Теория времени года. Обобщение пройденного материала.
Цель: сформировать у учащихся всю полноту цветовых возможностей, решений. Научить применять полученные знания на практике.
Задачи
1.Образовательная - научить обращаться с цветом, в дизайнерской деятельности.
2.Развивающая-дизайнерское мышление, креативность, гибкость, целесообразность, чувство стиля и гармонии, развитие творческих способностей, воплощение их за счет цвета.
3.воспитательная - воспитать чувство гармонии через цветовую палитру.
Методическая связь: история, психология, практика.
Тип урока: обобщение пройденного материала. Практика.
Методы: Рассказ, беседа, демонстрация, наблюдение.
Оборудование
Для преподавателя: План-конспект урока, наглядное пособие, репродукции, мел, доска.
Для студентов: тетрадь, форматыА4, карандаши, краски.
План третьего урока:
1.Организационный момент-5минут.
2.Закрепление пройденного материала-15минут
3.Выполнение набросков -50минут
4. Подведении итогов-15минут
1.Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Приветствие студентов. Проверка отсутствующих
2.Закрепление пройденного материала
Обобщение пройденного материала.
3.Выполнение набросков.
1Композиция на хроматические и ахроматические цвета.
2расклад цвета.
3разбор на цвета репродукции.
4Подведение итогов.
Заключение
Развить любовь студентов к цвету. Бережное отношение к творчеству и одновременно тактическое руководство этим процессом - залог успеха преподавателя. В преподавании, как и в любом другом виде искусства, требуется вдохновение, находчивость, творческий подход к делу. Передача своих накопленных знаний, умений и методик поможет учащимся раскрыться в творчестве. Заинтересовать предметом, привлечь внимание и заняться практическими занятиями. При помощи своих знаний дать раскрыться студенту, вытащить из него ту его еще непознанную часть.
Задача педагога развить в студенте цветовое мышление, креативность, фантазию, воображение, интуицию. Умение генерировать идеи и умение их реализовывать, эстетический вкус.
В целях исследования
изучили методику преподавания цветоведения
в системе средне-
Результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для совершенствования содержания форм, методов и средств обучения цветоведения в средне-профессиональных и специализированных средних учебных заведениях. Которые могут быть использованы в высших учебных заведениях в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности; рабочие программы по данным курсам. Материалы исследования также могут быть использованы при разработке альтернативных технологий подготовки будущего специалиста, а также при разработке программ развития живописно-колористических навыков у студентов-дизайнеров. Что бы учащиеся могли самовыражаться кистью, как поэт пером: “…Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные позолотой…
Список используемой литературы и сайтов
1. Введение в оптику. Электромагнитная природа света. Фотометрия. / Барсенов Д.Г., Грановский В.Г., Греков А. А., Юркевич В.Э. - М.: ЦНТДИСИ при РГПИ, 1992. -30 с.
2. Дружкова Н. И. Кандинский в Баухаузе. Теоретические основы художественно-педагогической деятельности: Монография. М.: МГУП, 2006.
3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.:Искусство.-1986.-158с.
4. Зернов В.А. Цветоведение. - М: «Книга»1972-239с.
5. Зимняя И. Л. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Кн. 2. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 6. Иттен И. Искусство цвета. М.: д. аронов, 2001.
7. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990.2. Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей. — М.-Л.: Промиздат, 1926.-201 с
8. Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства: Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 .-М.: РГБ, 2005
9. Кирилов Е.А. Цветоведение: учебное пособие для вузов. - млегпробытиздат,1987-128с
10. Кругликов Г.И. «Методика преподавания технологии с практикумом» Москва Издательство « АСАРЕМА » 2002 г.
11. Кузьмина
Н. В. Методы системного
12. Лабунская
Г. В. Изобразительное
13. Маркова А.К.
Психология труда учителя: книга
для учителей - М.: Просвещение1993
14. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства
и творческие способности. М.: Знание,
15. Меронова Л.Н. Цветоведение; (учебное пособие для спец.2229.»Пром. искусство»2231Монумент-декор. искусство) - Мн.: выш.шк.1984.-286с., ил. цв. вкл.1981.
16. Психология ощущений и восприятия / Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и др. М.:ЧеРо,2002.-610с.133
17. Садовский
В. П. Системный подход и
общая теория систем: статус, основные
проблемы и перспективы
18. Сластенин
В. А., Ильин В. С. Перестройка
высшего педагогического
19. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности
с позиций развивающего обучения // Современные
подходы к компетентностно-
20. Юдин Э.
Г. Системный подход и
1.http://www.art-discovery.ru
2.http://www.masteriua.ru/
3.http://color.iatp.by/
4.http://www.paintmaster.ru
5.http://www.masterovoi.ru/
6.http://www.victory-design.ru
7.http://mikhalkevich.narod.ru
Приложение