Шпаргалка по Изо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "ИЗО"

Вложенные файлы: 1 файл

izo.docx

— 52.15 Кб (Скачать файл)

1.Роль и значение ИЗО как учебного предмета в начальной школе

Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет  «Изобразительное искусство», так как  он нацелен на формирование образного  мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного  отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования  в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также - умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

2.Художественно-эстетическое воспитание младших школьников средствами ИЗО

Каждый ребенок  уникален и талантлив - это целый  мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в  том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

       В начальной  школе решаются следующие задачи:

       - формирование  у учащихся эмоционально-ценностного  отношения к

явлениям действительности и искусства;

       - формирование  художественно-образного мышления  как основы

развития творческой личности;

       - развитие  у школьников способности воспринимать  произведения

искусства как проявление духовной деятельности человека;

       - овладение  интонационно-образным языком искусства  на основе

складывающегося объекта  творческой деятельности и взаимосвязи  между

различными видами искусства;

       - формирование  целостного представления о национальной

художественной и музыкальной  культуре и их месте в мировой

художественной культуре.

Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-

эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в

котором      преобладает          эмоционально-чувственное     восприятие

действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом

воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения

искусства, отношение к  ним ребенка являются основой  приобретения

личностного опыта и основой  самосозидания. Это- залог дальнейшего развития

интереса к внутреннему  миру человека, способности углубления в себя,

осознания сложности и  богатства своих внутренних переживаний, способности

сопереживания и родственного отношения к окружающим людям.

 

3.Возрастные особенности  изобразительной деятельности детей  мл.шк.возраста

       У младших  школьников в отличие от других  возрастных периодов,

личностная ориентация определяется направленностью на внешний

предметный мир, у них  преобладает наглядно-образное мышление и

эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них  остается

актуальной игровая деятельность.

Характерные черты рисунков детей 6-9-летнего возраста указывают  на конкретный, образный, эмоциональный  характер детского мышления и особенности их восприятия. Детские рисунки отличаются некоторыми свойствами, связанными именно с особенностями их восприятия и отсутствием у них навыков рисования. Вот основные из них: 
1.Младшие школьники в своем рисунке часто неправильно передают пропорции изображаемых предметов и пропорциональные соотношения их между собой 
2. Рисуют они, как правило, жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш. 
3. Предметы чаще всего изображают мелко, без передачи объема, иногда в выразительном силуэтном повороте.  
4.Предметы, чаще всего, располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям (фризовое расположение). 
5 Для некоторых рисунков детей характерна множественность точек зрения. 
6. Не умеют младшие школьники передавать перспективные сокращения предметов и использовать при рисовании метод загораживания одних предметов другими. 
7.Для них свойственна передача второстепенных мелких деталей в рисуемых предметах, в то же время они могут упустить главное, например, характерную форму самого предмета. 
8. При работе красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде двух отдельных полос (сверху и снизу). 
        Рисунки младших школьников почти всегда отражают события, связанные с их повседневной жизнью или сюжеты из прочитанных книг, детских спектаклей или мультипликационных фильмов. Посмотрев на рисунки ребенка можно узнать, чем он интересуется, судить об общем его развитии.

 

9.  Организационно- методические условия проведения  дидактических игр на уроках ИЗО

Преподавание ИЗО невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Дидактические игры включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Дидактические игры желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Игры способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

Например:

1. Составьте изображения  отдельных предметов из геометрических  фигур.

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы.

2. Составьте композиции  из готовых силуэтов «Чья композиция  лучше?».

Из готовых силуэтов составьте  натюрморт. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные  решения.

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя  есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в  зависимости от обстановки.

 

 

8. Программа  Б.М. Неменский  о «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».


Программа является интегративным курсом, включающим в  себя в нерасчлененном синтезе изобразительное  искусство и художественный

Труд. Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю.

Основные  виды деятельности:

  • Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • лепка;
  • аппликация;
  • объемно-пространственное моделирование;
  • проектно-конструктивная деятельность;
  • художественное фотографирование и видеосъемка;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

прослушивание музыкальных  и литературных произведений (народных, классических, современных).

Программа построена  так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности ( наблюдение и изучение окружающей реальности).

Художественные  знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и  пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

3 способа художественного  освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.

Начальная школа: изображение, украшение, постройка. Состоит  из тематических блоков.

I класс - фундамент - знакомство со способами работы, различными художественными материалами, развитие зоркости и владение 
материалом. « Ты изображаешь, украшаешь и строишь».

2класс - « Ты  и искусство» - введение ребят  в мир искусства, эмоционально  связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование представлений о содержании и роли искусства

  1. класс — «Искусство вокруг тебя» - приобщение детей к миру окружающей красоты.
  2. класс — «Каждый народ художник» - формирование представления о многообразии и увлекательности худ. творчества во всех уголках 
    земли и у каждого народа.
  3. Программа В.С.Кузина. «Изобразительное искусство. 1-9 классы» Программа и ее особенности
  • Основная теоретическая и методическая база обучения - классическая школа реализма, рисования с натуры.
  • Программа рассчитана на 1 час в неделю, но можно добавить 1 час из вариативной части Базисного учебного плана.
  • Концепция и задачи:
  • 1 формирование духовной культуры личности;

2) овладение знаниями  элементарных основ реалистического  рисунка, формирование навыков  рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление  с особенностями работы в области  декоративно-прикладного и народного  искусства, лепки и аппликации; 3) развитие у детей изобразительных  способностей, художественного вкуса,  творческого воображения, пространственного  мышления, эстетического чувства  и понимания прекрасного, воспитание  интереса и любви к искусству? 

Основные  виды деятельности:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись) включает в себя изображение объектов действительности, а также рисование их по памяти и по 
    представлению.;
  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
  • декоративная работа;
  • лепка;
  • аппликация с элементами дизайна;
  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

18. Внеклассная  работа по ИЗО

Внеклассная работа дает учителю полную свободу для  творчества, а для учащихся создает  возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства, участвуя в работе изобразительных кружков, экскурсиях, в оформительской деятельности для школы.


Внеклассная  работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр. Особенность этих видов  искусства  заключается   в  эмоциональном воздействии на ребенка.   Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным  состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей  между  собой  только  усиливает  эмоциональное   воздействие театрального зрелища.

Изостудия (кружок) - наиболее распространенный вид внеклассной  работы в школе. Занятия изобразительным  искусством в школьных кружках являются продолжением классных занятий. Но кружковые  занятия имеют свои

особенности. Во-первых, это занятия для тех детей, которые серьезно интересуются изобразительным  искусством. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан проводить обучение в соответствии со школьной программой. Организация работы кружка включает разработку содержания занятий с учетом склонностей интересов учащихся разного возраста. В кружках значительно шире применяются такие рисовальные материалы, как гуашь, темпера, черная тушь, сангина, пастель, мелки.

Отличительной особенностью занятий в кружках является и  то, что большинство учебных заданий  в кружке рассчитано на относительно длительное время - 3-6 часов, тогда как на уроке ИЗО самый длительный рисунок выполняется в течение 2-3 часов.

  1. Исторический аспект развития методов обучения ИЗО

Информация о работе Шпаргалка по Изо