Шпаргалка по "Исскуству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 01:14, шпаргалка

Краткое описание

Собраны частично вопросы из первого раздела(художественное образование):
1.1. История художественного образования как наука и учебный предмет.
1. 2. Традиции и новаторство в эволюции художественного образования.
и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы билетов для гос. экзамена (шпоры по лекциям по ХК, ТИХО).doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

Ответы билетов  для гос. экзамена (шпорки по лекциям по МХК и ТИХО)

1-е  вопросы

 

 

    1. История художественного образования как наука и учебный предмет.

 

 Ист. Худ. Обр. как наука и уч. предмет. Художественное образование это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального, эмоционального богатства и развития. Худож. образование - система подготовки мастеров изобразительного, декоративно-прикладного и промышленного искусства, архитекторов-художников, искусствоведов, художников-педагогов.

История и методика худож. образования явл-ся базой в системе профессиональной подготовки специалистов в педагог. сфере, занимается изучением ключевых вопросов философии, эстетики, истории искусств, искусствознания, педагогики, психологии, истории художественной культуры выходит в авангард образовательной системы, в которую включены и основы эстетического воспитания, истории образования и педагогической мысли, художественной педагогики. Методика худож. образования взаимосвязана с такими дисциплинами как психология художественного творчества, основами теории восприятия.

История худож. Обр. основывается на методах обучения. Так в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определённые действия, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни соц. группы.

С момента организации школ появились словесные методы обучения.Основным способом преподавания была передача учителем готовой информации с помощью письменного, устного, позднее и печатного слова. А обучение по книгам – одной из главной задач образования. В эпоху великих открытий(XVIIIв) словесные методы постепенно утрачивают своё значение единственного способа передачи знаний. Развитие получают методы наглядного обучения, применение знаний на практике. На рубеже XIX – XX веков интерес вызвала концепция «учения через деятельность» с использованием практических методов обучения.

История худ. обр. как  наука и учебн. предмет берёт своё начало с обучения изобр. иск-ву в период первобытнообщинного строя. Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего (позднего) палеолита за несколько десятков тысячелетий до н. э. Человек этой эпохи обладал речью, умел выделывать довольно сложные орудия из камня (период – средний и ранний палиолит). Искусство обязано своим возникновением труду. Искусство появилось в позднем палеолите 40-20 тыс. лет до н. э. и достигло своего расцвета к 20-12 тыс. до н. э. В самых ранних изображениях преобладают «портреты животных». Например, пещера Альтамира, Знаменитое изображение бизона, выполнено реалистично.Основная тенденция в искусстве этого периода – пристальное внимание к миру животных и отсутствие композиционного мышления. Причина – неразвитость общественных отношений, основа обеспечения жизнедеятельности – охота. Изображение людей более примитивно, безличностно и монументально. Первобытный человек формировал свой духовный мир через понимание и наблюдение внешней природы. Искусство неолита охватывает временной промежуток от 12 тыс. лет до н. э. по 5 тыс. до н. э. В эту эпоху содержание искусства становится шире. Это двойственный процесс. С одной стороны в наскальных рисунках появляются композиционные решения (сцены охоты). Человек в изображениях занимает подобающее ему главное место. Схематизируются и обобщаются видимые предметы, осознаются общие принципы формообразования. Таким образом, к времени создания первых цивилизаций человек уже обладал некоторыми навыками анализа и системного подхода к изучению окружающей действительности.

Худож. образование  в Др. Египте. Искусство Др. Египта было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества, и в течении тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, Вост. Африки и Передней Азии. Это искусство было наиболее передовым и совершенным среди искусств народов Др. Востока и оно тесно связано с религией, обоготворяющей силы природы и земную власть. Была создана система художественного образования применяющая худож. знания и навыки.Она состояла из 2 направлений: общеобразовательное и профессиональное. Общеобр-ная система худож. образования строилось на обучении рисунку, т. к. написание иероглифов требовало определенных навыков. Обучение рисунку строилось по 2 направлениям: выработка техники свободного движения руки и твердость в выполнении рельефов и написании папирусов. Основной метод – копирование и заучивание. Система образования имела строгие требования к дисциплине. Профессиональное обучение носило с одной стороны родовой характер, когда секреты мастерства передавались от отца к сыну, с другой стороны организовывались профессиональные школы. Ведущей профессиональной школой изобразительного искусства являлась Мемфиская придворная школа архитекторов и скульпторов. Во времена Рамсеса II и его наследника в Египте существовал институт для художников, где студенты могли выбирать себе преподавателей. Методика преподавания в таком учебном заведении разрывалась в таблицах, которые служили методическими указаниями с поэтапным выполнением работ. В частности применялся такой прием как построение фигуры человека по сетке. В обучении скульптуре применялся метод эталона и метод незавершенной работы как наглядного пособия для понимания поэтапности работы. Таким образом, налицо системный подход к обучению изобразительному искусству, положено теоретическое обоснование практики изо. искусства, впервые установлены законы изображения и обучения будущих художников. Существовала ли теория процесса обучения (дидактика) не установлено. Однако существовали педагогические сочинения.Обучение строилось не на изучении окружающей действительности, а на заучивании установленных канонов. ИЗО в Египте было уже общеобразовательной дисциплиной.

«Система художественного образования в Др. Греции».Искусство Древней Греции – величайший по значению пласт в истории мирового изо. Иск-ва. Произведения, созданные в этот период, поражают современников своей соразмерностью, реалистичностью, гармонией с окружающей средой. Поэтому закономерен интерес к системе художественного образования, которая, в свою очередь, является значительным этапом в истории развития всего художественногообразования в целом.

Коренные изменения  в системе образования Древней Греции связаны, в первую очередь, с изменением мировоззрения и, как следствие, изменение религии и общественного сознания в рамках все той же рабовладельческой экономической формации.

В IV веке до н. э. существовало несколько прославленных школ рисунка Др. Гр.: Сикионская, Эфесская, Фиванская: Фиванская школа – основатель Аристид – придавали значение светотеневым эффектам, передаче ощущений, иллюзий. Эфесская школа – Эфранор – основывалась на чувственном восприятии природы, ее внешней красоте.Сикионская школа – основатель Эвпомп – базировалась на научных данных естествознания и строго придерживались законов изображения реальной природы.

Система художественного  образования в Др. Греции состояла из:1 методы обучения, в основе – рисование с натуры;2. задача рисовальщика не только копирование предметов, но и познание закономерностей их построения;3. выработка канонов построения человеческого тела по законам видимой действительности научных знаний;4. человек – венец красоты, в нем все соразмерно и гармонично.

Художественное  образование в Древнем Риме Художественное наследие значительно по своей ценности для мировой культуры. Но оно носит иной характер, нежели греческое. Все дело в мировоззрении римлян. Римляне создали свой театр, острую комедию, мемуарную литературу, выработали кодекс законов. После завоевания Греции Римом началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне почитали за образец.Таким образом, утилитарность мышления римлян сказалось на развитии худож. образ. в этой стране.

Худож обр. в  средневековом искусстве. Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, ее догмами. Образный строй и язык средневекового иск-ва сложнее и экспрессивнее искусства античности, с большей драматической глубиной передаёт оно внутренний мир человека. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшавшей средневековые храмы. Но в самой худож. системе, худож. методе средневекового искусства была заложена ограниченность, сказывающаяся, прежде всего в предельной условности, в символике и аллегоризме образного языка. Основа обучения в этот период – механическое копирование. Византийское искусство отличались большей каноничностью по сравнению с искусством средневековой Европы. Здесь практиковалась работа по образцам.

В эпоху средневековья  Худ. обр.содержало:1 основной метод обучения – копирование по образцам, способствовавшее развитию ремесленного труда; 2 процесс обучения – самостоятельная работа в составе артели мастеров.

Художественное  образование эпохи Возрождения. Культура Возрождения связана, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазии. Человек вновь становится главной темой искусства. В Италии, на родине античности, вновь возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Художники Возрождения были убеждены в могуществе науки, было восстановлено высокое уважение к рисунку. Стремление к рациональному познанию распространялось в широкие слои населения, интерес и уважение к художественному творчеству носил массовый характер, например, Филиппо Брунеллески читал публичные лекции по перспективе на площадях. Были заново открыты законы перспективы, оптики и данные об анатомическом строении человека. Постановка обучения в эпоху Возрождения представляла собой следующие этапы. Мальчика 10-12 лет отдавали к мастеру, и он с первых дней начинал знакомить его с мастерством. К 18 годам учитель мог поручить исполнение отдельных частей работы. После 6 – 8 лет обучения ученик мог остаться в мастерской в качестве помощника, но мог и перейти к другому мастеру. В то время основа обучения – рисунок. Система обучения рисунку тесно связана с композицией, он являлся подготовительной стадией к живописи. Если позднее, в академиях, рисунок как отдельный предмет преподавания стал самоцелью, то в эпоху Возрождения учитель,удостоверившись, что ученик правильно понял конструкцию и грамотно передал анатомическое строение, разрешал оставить рисунок на стадии аналитического построения.

В это время  появляются первые научные труды  по изобразительному искусству.Ченнино Ченнини «Трактат о живописи». Основа рисунка, считал Ченнини, - рисование с натуры. Леон Батиста Альберти «Три книги о живописи». Этот труд раскрывает основы рисунка. Альбрехт Дюрер «Книга о живописи» -снова искусства – научные знания. Эта книга состоит из нескольких частей. 1 – «Трактат о пропорциях» - правила построения фигуры человека через геометрию и математические расчеты, деление фигуры на части – плечевой пояс, таз, коленный сустав. Наличие вспомогательных линий при построении фигуры чел-ка. 2 – «Наставления в измерении циркулем и линейкой» - учение о перспективе.Эта книга имеет четыре части: 1-ая – о линиях, 2-ая – о плоскостях, 3-я – о телах, 4-я – о перспективе.Новаторским методом изображения головы человека явился метод обрубовки, актуальный до настоящего времени. Дюрер огромное значение придавал конструктивному анализу формы, натурному рисованию, личномупримеру педагога. В эпоху Возраждения Худ. обр.содержало:1 восстановление основ реалистического изображения;2 научно-методическое обоснование процесса реалистического изображения.

Академическая  система художественного образования в XVI – XVII веках XVII век – период становления рисования как учебного предмета и новой педагогической системы – академической. Характерная черта -создание специальных учебных заведений – Академий Художеств и художественных школ. Основные положения академической системы и методики преподавания рисунка сложились в процессе длительной педагогической практики в частных школах Просперо Фонтаны, Кальвартра, Академии рисунка во Флоренции (отк. 1563г), Академии Св. Луки в Риме (отк. 1577г) и «Академии вступивших на верный путь» братьев Карраччи (отк. 1585 – 1588гг). Самой известной была Болонская Академия Художеств, основанная Людовико Каррачи и его двоюродными братьями – Агостно и Аннибале. Главное, считали братья, - правильное научное обоснование положений рисунка и живописи. Цель – соединить в единую систему достижения мастеров эпохи Возрождения. По примеру академии Карраччи стали открываться Королевская Академия в Париже (1648), Академия Художеств в Риме (1660), В Вене (1692), В Берлине (1696), Академия Сан-Фернандо в Мадриде (1753), Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757), Академия Художеств в Лондоне (1768). Основная цель этих учебных заведений – профессиональная подготовка в области изобразительного искусства, воспитание молодежи на примерах высокого искусства античности и Возрождения. Наряду с государственными академиями, существовали и частные школы. Самой крупной и оснащенной была мастерская фламандского худ-ка Питера Пауля Рубенса (1577-1640).

Мысль о пользе рисования как общеобразовательного предмета, была высказана чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1678) в «Великой дидактике». Эффективность академ. системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей.

В XVIII в. Совершенствуется академическая школа художественного образования XVII век - первая половина XIX века является «золотым веком» академий. Они указывают художникам пути к вершинам искусства, воспитывают худ. вкус, определяют эстетические идеалы. Совершенствуется и методика преподавания. Опора на разум, который контролирует впечатления художника Рисовальщик наблюдает предметы в природе, анализируя их форму, опирается при изображении на уже имеющиеся у него знания. Обучение искусству проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идеалов. Однако излишнее стремление к нормам античного искусства лишало возможности худ. отражения действительности, стала раздаваться критика в сторону академической школы. В числе противников академической школы был Дени Дидро (1731-1784, франц. философ), отстаивавший материалистические идеи в эстетике (французское просвещение), написал «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751).

«Рисование  в России X - XVIII веков» Уже к XI веку рисование рассматривается как общеобразовательный предмет и был связан с обучением грамоте. Скорее всего, в основу обучения был положен копийный метод. Навыки в профессиональном художественном образовании приобретались в монастырских иконописных школах. Рисунок считался важной частью искусства иконописи, особенно в изображении ликов и фигур. С реформами Петра I появилась необходимость в художниках различных специализаций. Возросла потребность и в светском искусстве. В 1711 году при Петербургской типографии организуется школа рисования, где помимо рисования по образцам практикуется рисование с натуры. Из-за границы приглашаются художники-педагоги. Рисование начинает широко внедряться как общеобразовательный предмет. Так рисование было включено в число предметов Московской академии (1715), Хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716),Кадетском корпусе (1732). А в 1724 году в Российской академии наук предусматривалось преподавание «знатнейших художеств». Для правильного рисования в этих учебных заведениях была издана книга И.Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это первое серьезное руководство по рисунку в России.

«Становление  академического художественного образования в России»В 1755 году граф Шувалов на свой вторичный запрос о создании Академии Художеств получает от Елизаветы положительный ответ. В 1756 г. Шувалов едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера знакомится с постановкой художественного образования в Европе. Проект Шувалова был утвержден в 1757 году сенатом, а в 1758 АХ перевели из Московского университета в Санкт-Петербург.

Информация о работе Шпаргалка по "Исскуству"