Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:57, шпаргалка
Музыка как вид искусства
Белорусские придворные театры 18 столетия. Первая белорусская труппа Игната Буйницкого. Деятельность Флориана Павловича Ждановича.
.фактура.
Прикладное музицирование. Оно сопровождало труд, было его компонентом, особенно когда речь идет о коллективном труде. Музыка становится частью повседневной жизни.
Обряд. Музыка становится сопровождением не только труда, но и каждого важного обряда.
Выделение художественной составляющей из обрядового и религиозного комплекса и приобретением им самостоятельного эстетического значения.
Отделение от художественного комплекса отдельных частей, в том числе музыки.
Этапы формирования музыки
Такая периодизация музыкальной культуры позволяет выделить три этапа формирования музыки:
Включенность музыкальности в человеческую деятельность, первые проявления музыкальности;
Ранние формы музыки сопровождают игры, обряды и трудовую деятельность, а также пение, танцы и театрализованные представления. Музыка неотделима от слова и движения.
Формирование инструментальной музыки как самостоятельного вида искусства.
Утверждение инструментальной автономной музыки
Периодизация музыкальной культуры не заканчивается на формировании инструментальной автономной музыки. Этот процесс завершился в XVI-XVII веках. Это позволило музыкальному языку и логике развиваться дальше. Бах и его произведения – одна из вех в развитии музыкального искусства. Здесь впервые в полной мере проявилась самостоятельная логика музыки и её способность взаимодействовать с другими видами искусств. Тем не менее, до XVIII века формы музыки трактовались с позиции музыкальной риторики, которая во многом зависела от литературных стандартов.
Следующим этапом развития музыки является период венского классицизма. На это время приходится расцвет симфонического искусства. Произведения Бетховена продемонстрировали, как музыка передает сложную духовную жизнь человека.
В период романтизма в музыке присутствовали различные тенденции. Одновременно музыкальное искусство развивается как автономный вид, и появляются инструментальные миниатюры, характеризующие эмоциональную жизнь XIX века. Благодаря этому выработались новые формы, способные гибко отражать индивидуальные переживания. Вместе с тем музыкальные образы становятся более чёткими, конкретными, так как новая буржуазная публика требовала понятности и жизненности содержаний, а обновленный музыкальный язык старался быть максимально включенным в художественные формы. Пример тому – оперы Вагнера, произведения Шуберта и Шумана.
В XX веке музыка по-прежнему развивается в двух направлениях, которые кажутся противоположными. С одной стороны – это освоение новых специфических музыкальных средств, абстрагирование музыки от жизненного содержания. С другой – развитие форм искусства с применением музыки, в которых вырабатываются новые связи и образы музыки, а её язык становится более конкретным.
В сознании средневекового человека противоречиво соединялись самые причудливые суеверия и здравый смысл, неистовая вера и насмешки над церковными догмами.
Гистрионы – уличные шутники и забавники. Во Франции их называли жонглерами, в Англии — менестрелями, на Руси — скоморохами, в Германии — шпильманы, в Польше — франты.
Театр одного актера - вот что собой являл искусный гистрион, который мог быть фокусником, акробатом, плясуном, музыкантом, комедиантом и сказителем.
Иногда Гистрионы и ваганты обьединялись в особые «братства» из которых в последствии образовывались кружки актеров-любителей. Таким, например, было во Франции «Братство беззаботных ребят» во главе с Принцем Дураков. «Ребята» разыгрывали потешные «дурацкие» действа, в которых высмеивалось всё и вся, а церковь представала в облике Матери-Дурехи.
Подвергались гонениям со стороны светских и церковных властей.
Искусство вагантов было более дерзостным. Здесь царили пародия и сатира. Ваганты, или «бродячие клирики», — это недоучившиеся семинаристы и расстриги-попы. На мотивы церковных гимнов они распевали хвалу «Бахусу всепьющему», пародировали молитвы и церковные службы.
Пользовались в своем творчестве преимущественно латинским языком – языком духовенства.
Жонглер – странствующий комедиант и музыкант.
С XI в. стали профессиональными исполнителями, сосредоточились в городах. В XIII в. начали объединяться в некоторых странах в «братства» (своеобразные цеховые организации).
В течение долгого времени жонглеры были единственными носителями светской музыкальной культуры и, в частности, единственными профессионалами в области инструментальной музыки. Жонглерами называли также гистрионами.
Жонглеры находившихся при труверах и трубадурах, назывались менестрелями.
Шпильман. В Германии место для игры, острословия и брани называлось шпильхофили шпильберг. Это могло быть место на городской площади, монастырский двор или сад, пространство внутри замка. Профессия подразумевала синтетичность. Отсюда и название актера — шпильман, тот, кто сочиняет, поет, танцует, водит зверей и разыгрывает сценки.
Трубадуры, Труверы, Менестрели. В основном это придворные поэты и музыканты, носители рыцарского куртуазного идеала. Они помогали неспособным рыцарям сочинять и петь песни для прекрасной дамы.
Более дерзостным было искусство вагантов.
Шут – аналог клоуна. Традиционный шутовской колпак с бубенцами – это символ. Три длинный конца символизируют ослиные уши и хвост – атрибуты карнавальных костюмов «ослиных процессий» раннего средневековья и карнавальных костюмов Сатурналий.
Все королевские дворы Средневековья нанимали различного рода шутов, в умения которых входило музицирование, жонглирование, актёрство и загадывание загадок.
В Европе Шут был человеком, который мог себе позволить критиковать даже короля (нередко по приказу своего господина) и был символическим близнецом короля. В России шут противопоставлялся Царю как носитель некоторого тайного знания.
Но и мим не исчезает с крахом Римской империи в V в н.э.
Церковь преследовала гистрионов и вагантов. Актеров отлучали от церкви и хоронили на неосвященной земле. Но церковь была бессильна уничтожить любовь народа к театральным зрелищам. Стремясь сделать службу в церкви (литургию) более действенной, привлечь к ней больше народа, духовенство само начинает использовать театральные формы.
Литургическая драма. Возникла из тропов - латинских литургических песнопений, строившихся по принципу «вопрос — ответ» и сопровождавшихся символической жестикуляцией.
Создавалась на сюжеты из священного писания – инсценировка отдельных эпизодов Евангелия. Изначально читается на латыни. «Актерами» являются духовные лица.
Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения.
Существовало два цикла такой драмы: Рождественский (рассказывающий о рождении Христа) и Пасхальный (история воскресения Христа).
В рождественской
В пасхальной литургической драме разыгрывалась сцена трех Марий и Ангела у гроба Христа (их изображали четверо священников).
После этого хор пел молитву, восславлявшую воскресение Христа.
Со временем Литургическа драма начинает усложняться, хотя всем по прежнему занимаются священники. Появляются «режиссерские инструкции» с точным указанием текста и движений, разнообразные костюмы, постановочные эффекты (например зримое «проваливание в ад» и «вознесение на небеса»). Все это начинало отвлекать горожан от службы церкви.
Литургическая драма становилась все более популярной, а соответственно увеличивалось количество зрителей. Паперть перед храмом уже не могла вместить всех желающих, действие было перенесено на огороженные площади и улицы. К началу XIV века полулитургическая драма превратилась и была заменена мираклем и мистерией.
Миракль - франц. miracle, от лат. miraculum – чудо.Возник во Франции в XIII веке, как идеологическое оружие церкви. ПРопогандирует христианские идеи и мораль. Не случайно первый известный миракль, Игра о святом Николае (Ж.Бодель, 1200), сюжетно связан с главными событиями христианского мира 12–13 вв. – крестовыми походами.
Чудо, совершенное Девой Марией или святыми – основа сюжета Миракля. Миракль непременно носит назидательный характер, текст изложен в стихотворной форме.
И поэтому акцент ставится не на актеров и их игру, а на технические приспособления и специальные эффекты, которые позволяют зримо воплотить Чудо.
« В XIV в. в миракле, получившем распространение во всех странах Европы, Усиляются реалистические элементы и бытовые эпизоды. Миракль того времени отражает обострение феодальных противоречий, кровавой борьбы за власть. К тому же времени возникает традиция создания мираклей на сюжеты латинских повестей, городских фаблио и эпических поэм (франц. Миракль о Гризельде, итал. Представление о Стеле и Представление о святой Уливе, испанск. auto sacramental – «священные действа» – Житие святой Орозии и др.)
В XV - XVI вв. миракль существовал в европейском театре примерно на равных правах с моралите. Однако к концу популярность миракля идет на спад; хотя в католической Испании отголоски этого жанра отчетливо слышны в драматургии Ренессанса (Л. де Вега, Т. де Молина, П.Кальдерон).
К концу XVII - XVIII вв. миракль в своем каноническом виде сохраняется только в репертуаре иезуитских школьных театров.
На рубеже XIX - XX вв. миракль переживает краткий период возрождения в драматургии символистов (М.Метерлинк «Сестра Беатриса», «Чудо святого Антония»; Л.Андреев «Жизнь человека»; и др.).»
Моралите - французское moralite, от латинского moralis – нравственный.Появился в XV – XVI веках. Это аллегорическая драма, назидательного характера. В ней героями являются не люди, понятия.
«Моралите — это диспут в лицах, разыгранный на подмостках, конфликт, выраженный не через действие, а через спор персонажей. Подчас в сценках, где говорилось о грехах и пороках, появлялся элемент фарса, социальной сатиры, в них проникало дыхание толпы и «вольный дух площади» (А. С. Пушкин).
Т.е содержание раскрывалось в диалогах, а сам спектакль представлял собой развернутый диспут.
Народные истоки жанра — аллегорическое олицетворение борьбы Лета с Зимой. Но моралите – христианский спектакль, а потому олицетворение применяется к добродетелям и грехам.
Надписи на груди и атрибуты в руках героев были всем понятны и традиционны. Играли на балаганных подмостках. Имелись как бы декорации в виде балкона, где представляли живые картины небесных сфер — ангелов и бога Саваофа. Аллегорические герои, делились на два лагеря и появлялись с противоположных сторон, образуя симметричные группы.
Персонажи Средневекового Моралите Атрибуты персонажей
Вера Библия, Крест
Надежда Якорь
Возмездие Меч
Совесть Зеркало
Послушание Четки
Трудолюбие Лопата
Обжорство Блюда с яствами
Пьянство Бутыль
Скупость Кошель золота
Наслаждение Апельсин
Лесть Лисий хвост, которым она поглаживает глупость
В XX в интерес к Моралите возрастает. Драматурги и режиссеры используют его в своих работах, потому что нет ни одного жанра театрального искусства, где бы так ярко и четко было разграничение добра и зла, »вселенский» охват событий, призыв, назидание и обращение к людским массам, «плакатная» метафора и склонность к притче.
Мистерия - от греч. mysterion – таинство, тайна. (XIV – XVI)
Мистерия является самой поздней театральной формой Средневекового театра, но при этом самой полной. Это представление включало в себя все формы средневекового театра (моралите, фарс, миракль и проч). Организаторами представления, которое длилось от трех до сорока дней, являлись цеха и муниципалитеты. А принимало участие, бывало, более 300 человек.
За несколько месяцев до игры трубачи «оглашали» мистерию, зазывая всех желающих в город, чтобы принять участие в ее сочинении. Авторами были образованный люд: студенты, богословы, юристы, врачи. Создавался единый сценарий, в то же время значительная часть текста была импровизацией. Античные трагедии и комедии, жития святых, рыцарские романы — все шло в ход. Основными циклами были: ветхозаветный, новозаветный, апостольский. Сюжеты Библии и Евангелия перемежевались с бытовыми интермедиями и комическими номерами.
Начиналось представление и, вдруг, посреди играющих, мог оказаться автор с книгой распоряжающийся происходящим и подсказывающий текст. Тогда это никому не мешало и никого не смущало. Распределение ролей было простым: роли, которые хотели играть все (например волхвы с хорошими костюмами) продавались с аукциона. А за роли которые никто не хотел играть платили, поэтому их исполняли нищие и гистрионы.
Ремесленники готовили оформление: повозки и помосты, декорации, реквизит и костюмы. Каждый цех оформлял и ставил один эпизод.
К середине XVI века мистерия была запрещена почт во всех странах Европы.
Мистерия внесла большой
вклад в развитие театра. Она
положила начало возникновению
актерской самодеятельности. При
ней появились ответвленные
Билет № 5
искусство эпохи