Ювелирное искусство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Драгоценности - это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего - бесценный дар самой Природы.
Проблема: исследование ювелирного искусства России и его значение в современной декоративно-практической деятельности.
Объект исследования: ювелирное искусство России.
Предмет исследования: понятия, содержание, стиль, материалы, ювелирная мода и уход за ювелирными изделиями.
Цель исследования: изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей, материалов в ювелирном искусстве.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СТИЛЬ, МАТЕРИАЛЫ 5
1.1. Ювелирное искусство 5
1.2. Материалы в ювелирном искусстве 7
1.3. Драгоценные камни 2
1.4. Полудрагоценные камни 2
1.5. Поделочные камни 2
1.6. Синтетические камни 2
1.7. Стекло и эмали 2
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 2
2.1. Ювелирное искусство народов, населявших территорию стран СНГ 2
2.2. Древнерусское золотое и серебряное дело 2
2.3. Основные центры Древнерусского ювелирного искусства 2
ГЛАВА 3. РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 2
3.1. Москва, XV-XVII вв. 2
3.2. Москва и Петербург в XVIII - нач. XX вв. 2
3.3. Карл Фаберже - придворный ювелир 2
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУСТВО 2
4.1. Советское ювелирное искусство 2
4.2. Ювелирная мода и современные ювелирные украшения 2
4.3. Классификация ювелирных изделий 2
4.4. Уход за ювелирными изделиями 2
Заключение 2
Литература 2

Вложенные файлы: 1 файл

Ювелирное искусство. 111 стр..doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

- драгоценные оклады с жемчугом и самоцветами на иконы;

- церковная утварь;

- ларчики для украшений и коробочки для белил и румян;

- оправы для зеркал;

- украшенные чернью и резьбой ложки;

- серебряные клетки для попугаев;

- игрушки и кольца к колыбели;

- серебряные зубочистки;

- золотые перстни, нашивки, пряжки, застежки, серьги, пуговицы.

3. Ювелирные изделия для посадских людей (свободные ремесленники и купцы) и крестьян. Это небольшие чарки, ложки, серьги, кресла, пуговицы и другие ювелирные изделия.

4. Ювелирные изделия  из привозных материалов; XVIII в.: страусовые яйца и кокосовые орехи, а также рог, камень, хрусталь.

5. XVIII в.; реформа Петра I. Столовые сервизы, табакерки, предметы туалета, предметы роскоши, вазы, люстры, письменные приборы, серебряные самовары, чайники, сахарницы и др.

6. XIX в.; изменяется форма, орнаментация, техника изготовления и ассортимент ювелирных изделий. Декоративные предметы с использованием литых серебряных фигурок. Серебряная скульптура малых форм. Ювелирные украшения античного вида.

7. Первая четверть XIX в.; мода ношения многочисленных однотипных изделий.

8. Вторая половина XIX в. - начало XX в.; интерес к древнерусскому искусству, сильно модернизированному; филирань. Мини-скульптуры из полудрагоценных камней с оправами из драгоценных металлов. Драгоценные безделушки.

9. Современные ювелирные украшения, которые по степени серийности могут быть разделены на три группы:

1-я группа, самая маленькая - это индивидуальные, единичные предметы, выполненные художниками и ювелирами высокой квалификации.

2-я группа - это вещи, сделанные по рисункам художников и самих мастеров в небольшом количестве, ручным способом, но с помощью машин. И, наконец,

3-я группа - самая большая - это массовые изделия, которые изготовляются машинами. Художник дает рисунок, гравер переносит его на штамп, после чего все необходимые процессы последовательно выполняются машинами, которые штампуют рельефный орнамент, вырезают ажурные детали, подготавливают места, где должны быть вставлены камни.

Очень дорогие в смысле денежной стоимости ювелирные украшения, выполненные из золота и платины с бриллиантами, сапфирами и изумрудами, устойчивы по формам, они эволюционируют медленнее, чем дешевые изделия, которых очень много, которые меняются и приспосабливаются к минутным прихотям моды, к переменам в покрое одежды.

Лучшие из этих дорогих ювелирных украшений подразделяются на две группы, из которых одна следует в основном старым образцам. Это либо повторение почти без изменений французских брошей и кулонов стиля модерн, или же очень красивые, но не вносящие в ювелирное искусство ничего нового броши в виде банта из жемчуга и бриллиантов, напоминающие украшения первой половины XIX в., серьги, усыпанные бриллиантами и сапфирами, которые трудно отличить от серег XVIII в., кулоны в форме цветка колокольчика и другие подобные предметы.

К другой группе относятся  работы художников-ювелиров, в которых  отчетливо видны новые черты: большая четкость и лаконизм формы, отсутствие пестроты в красках и  вместе с тем увеличивается декоративность, умение подчеркнуть красоту материала.

В современном искусстве художественной обработки металла остаются в основном, кроме чисто ювелирного дела, связанного с оправой и закрепкой драгоценных камней, три технических приема, которые не только применяются, но и получают развитие, - это эмаль, скань и чернь.

2.3. Основные центры Древнерусского ювелирного искусства

 

В конце X - начале XI столетия русское искусство вступает в полосу блестящего расцвета, выдвинувшись на одно из первых мест в Европе. В XII - начале XIII вв. русская культура переживала период своего наивысшего расцвета и была одной из самых передовых культур современной ей Европы. Монах Теофил, живший предположительно в XI или XII в., писал в трактате «О разных ремеслах», что русские мастера занимают место после византийских в своем искусстве и оставляют позади ювелиров Германии и Италии.

Страшное татаро-монгольское иго надолго приостановило развитие культуры. Татары грабили и разоряли русские города, разрушали и сжигали дворы ремесленников, а мастеров убивали или уводили в плен. В результате многие технические приемы художественного ремесла были забыты или утрачены безвозвратно. Так навсегда исчезло тончайшее ремесло перегородчатой эмали. Период XII - первой половины XIV вв. обычно отмечается как «глухая пора» в искусстве. От этого времени осталось очень мало произведений. В основном это небольшие крестики, образки или оправы на небольшие иконы, вырезанные из дерева, камня или кости.

С середины XIV в., когда шел процесс объединения русских земель вокруг Москвы, повышается уровень художественного ремесла. Это было обусловлено общим подъемом русской культуры, связанным с экономическим и политическим расцветом страны. С конца XIV в. в искусстве Москвы складываются свои особенности, вырабатывается «московский стилистический вариант».

Во второй половине XV в. возросшее значение московского государства, усиление великокняжеской власти, накопление богатств ведут за собой усиление роскоши дворцового быта. При московском великокняжеском дворе создаются художественные мастерские, в которых изготовляются наградное оружие, золотые и серебряные изделия. Прикладное искусство приобретает большую торжественность и роскошь.

Начиная с XVI в. местные оттенки художественной культуры постепенно утрачивают свое самостоятельное значение, растворяясь в «московском», тогда уже «общерусском» стиле.

Многие вещи, созданные  ювелирами, малы по размеру, но их художественное значение, красота и выразительность  столь велики, что помогают нам почувствовать и понять эпоху, колорит времени, в которое они создавались.

Для отдельных периодов истории предметы ювелирного дела представляют почти единственные источники исследования материальной культуры. Их характер и особенности помогают ученым проследить рождение и развитие культуры отдельных народов, уловить своеобразие и национальные черты искусства.

По произведениям XII-XV вв., представленным в Оружейной палате Московского Кремля, можно судить об очень высокой художественной культуре Древней Руси. Изделия эти, отмечающиеся неповторимым национальным своеобразием, позволяют выявить древнюю основу прикладного искусства многих древнерусских центров: Киевской и Владимиро-Суздальской Руси, Новгорода и Пскова, городов Поволжья, Москвы, Казани, городов Сибири и других центров.

 

Киевская Русь

Киевская Русь является вехой, от которой мы начинаем отсчет многих важнейших событий, связанных с историей русского государства, русского народа, русской культуры.

В культуре Древней Руси, не без определенного влияния Византии, развивается ювелирное дело и его такие направления, как перегородчатые эмали на золоте XI-XII вв., чеканные и сканные с мельчайшей зернью украшения, резные и черневые на позолоченном фоне орнаменты и изображения фантастических птиц и зверей.

Предысторией искусства Киевской Руси является языческое искусство древних восточных славян. В одежде древних славян украшения занимали большое место и носили, прежде всего, функциональный характер.

Украшения X-XI вв. связаны с традициями феодального периода. Большинство из них изготовлено путем ковки и литья, поэтому они массивны и тяжеловесны. Материалом служили медь, серебро и их сплавы. Характерные украшения этого времени - гладкие браслеты и шейные гривны из толстого прутка металла. Выполнялись несложным способом ковки и имели сходство с такими же украшениями древних народов, находившихся на ранних ступенях развития культуры. Уже в X в. гривны и браслеты делаются не только из одного кованого прута, но также из трех перевитых между собой. Этот прием дает рельефную проработку поверхности, на которой хорошо играют свет, блики, тени, дополнительно украшенной сканной нитью. В деревенских украшениях использовались привески - амулеты, на которых подвешены фигурки птиц, коней, ключи, ложки. Эти украшения входили в ожерелья, другие носили на шнурке на груди или у пояса.

Отдельные украшения  небольших размеров отливали в глиняной форме - плоскорельефные изображения конька, птицы. Более сложные по изготовлению амулеты выполнялись по «утрачиваемой форме», то есть по восковой модели.

Процесс создания восковой модели состоял в следующем. Из льняных  или шерстяных шнурков, пропитанных воском, выплетали модель. Ее обливали жидким раствором глины, и после затвердевания формы воск вытапливали, а шнурки выжигали. В защитную глиняную форму заливали металл. Получалось изделие, напоминающее по технике исполнения ювелирные вещи из скани.

Золотые с перегородчатой эмалью колты XI-XII вв. интересны во многих отношениях. И, прежде всего своими изобразительными мотивами, в которых языческая и полуязыческая символика полностью заменяются христианской. Различны сюжеты изображений, но чаще встречаются геральдические мотивы птиц-сиринов, древа жизни или молодого ростка-крина. Элементы композиции трактуются по-разному, но основная идея сохраняется. Очевидно, она вытекает из свадебного обряда и связывается с охраной от злых духов и идей плодородия. Птицы по сторонам древа являются символом брачной пары, а росток между ними олицетворяет появление между ними новой жизни.

Мотив ростка в виде прорастающих в земле зерен переплетается в сознании древнего земледельца с образом женщины, ожидающей рождения ребенка. Поэтому на золотых колтах нередко встречается изображение молодой женщины в богатом золотом уборе. Позднее это изображение заменяется образами христианских святых, которые появляются на древнерусских украшениях (колтах, диадемах, ожерельях) к концу домонгольского периода.

Золотые с эмалью колты  представляют собой одно из вершин русского ювелирного искусства по своему художественному и техническому мастерству.

По технике исполнения колты с перегородчатой эмалью очень  сложны. Для миниатюрных изображений сначала подготавливали гнезда путем постепенной выборки металла резцом, а затем в углубление напаивали узкие полоски металла. Они-то и служили перегородками для эмали разного цвета, которые закреплялись на золоте при обжиге. Если учесть, что отдельные ячейки для эмали были очень малы, то можно представить себе, какой виртуозностью обладали исполнители этих вещей.

На рубеже XII-XIII вв. распространились изделия, полученные техникой тиснения. На бронзовой матрице с помощью свинцовой прокладки отбивался рельеф на тонкий лист серебра или меди. В дальнейшем эту заготовку обрабатывали, превращая колт с черневым фоном в подвеску ожерелья или какое-либо другое украшение. Также широкое распространение получили изделия, выполненные литьем. В качестве формы служили как глиняные оттиски, так и формы, вырезанные в плотном, но достаточно мягком камне, что позволяет получать мелкие рельефные детали. Именно в таких «имитационных формочках» воспроизводили самые сложные изделия, делали отливки лунниц, круглых подвесок, височных колец, пуговиц, шариков с зернью. Формы для отливок чаще делали сами ювелиры.

Величайшее значение киевского периода в истории искусства состоит в том, что он заложил основы для всего последующего развития русской культуры.

 

Владимиро-Суздальская земля

Когда на смену Киевскому государству пришли новые многочисленные княжества, художественная культура Киевской Руси переносится в новые центры и широко распространяется по всем русским землям. Среди художественных школ, образовавшихся в различных феодальных центрах, выделяется искусство Владимиро-Суздальской земли. Серебряники Владимиро-Суздальской земли имели своеобразные высокие достижения в области чернового мастерства XII-XIII вв. Они с большим изяществом делали резные или резные с чернью изображения и узоры, одновременно чередуя серебряные детали с деталями, покрытыми нежной, бледной позолотой.

Произведения ювелирного искусства XI-XII вв. отличались ярко выраженным индивидуальным, лаконичным, сильным и выразительным стилем. Русские мастера с давних пор знали многочисленные технические приемы обработки и украшения изделий из драгоценных металлов: фигурное литье, волочение проволоки и связанную с ним тончайшую технику скани и зерни, чеканку, басму, резьбу, чернь и перегородчатую эмаль.

Ценнейшим и редчайшим памятником прикладного искусства Владимиро-Суздальской Руси XII в. является серебряный потир князя Юрия Долгорукого - церковная чаша для причастия.

Потир отличается простотой, строгостью и одновременно мягкостью  и благородством формы. Сравнительно небольших размеров, он производит впечатление величественного, монументального произведения. Гладкая полусферическая широкая чаша его украшена резными поясными изображениями фигур «деисусного чина», среди которых помещен святой Георгий - личный патрон князя Юрия Долгорукого.

Скань являлась наиболее распространенным техническим приемом  украшения древнерусских золотых и серебряных изделий. Тонкие, ажурные, спиралевидные узоры ее, покрывающие изделия, придавали предметам исключительную тонкость и изящность. Иногда мастера дополняли скань зернью - мельчайшими золотыми шариками, которые, покрывая узор как блестящей капелькой росы, делали его еще более изящней.

Особенно высокого совершенства мастера Древней Руси достигли в  изготовлении прославленных перегородчатых эмалей. Изготовление их отличалось большой сложностью и требовало от мастеров большой выучки, богатого опыта и тонкого художественного вкуса. Многоцветной эмалью с ее яркими немеркнущими красками украшали самые разнообразные предметы: золотые короны и диадемы, колты и цепи к ним, нагрудные медальоны, браслеты, кресты, образки, оклады книг и различные дробницы, которые навешивались на одежды.

Информация о работе Ювелирное искусство России