Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:50, доклад
Данная работа освещает жизнь известного русского композитора А.П.Бородина, который сумел объединить две, казалось бы несовместимые вещи - музыку и химию. Здесь есть место не только сухим фактам, но и примерам из личной жизни учёного, позволяющие лучше понять его натуру,оживить хоть ненадолго.
Как общественный деятель, Бородин прежде всего выдвигается в так называемом "женском вопросе". В истории развития высшего женского образования в России его имя должно бесспорно занимать одно из первых мест. Он активно участвовал в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год. Более горячего и деятельного поборника женского образования трудно было найти. Для него это было "святая святых”, ради защиты которой он готов был жертвовать всем. Недаром же на могилу его был возложен серебряный венок с надписью: "Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся - от женщин врачей десяти курсов 1872 - 1887". Преподаватели ЖВК – 1872 г.
Кроме общественной деятельности,его дни целиком заполнены лекциями, работой в лаборатории. Человек исключительной отзывчивости, высокого чувства долга, цельности характера, Бородин самоотверженно отдается этим занятиям, не щадя себя. Сочинять музыку он имеет возможность только летом, на отдыхе, или же во время болезни. «На этом основании,— шутил он,— мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни».
Часть жалованья уходила на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц (они были Бородину словно родные), на приобретение различных, всегда недостающих в лаборатории препаратов и многое другое.
Работе со студентами Бородин уделял значительное время и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.
И тем не менее,не смотря на всю занятость Бородин проводил свои исследования, сыгравшие значительную роль в развитии химии.
Особенно удручала болезнь жены, Екатерины Сергеевны. Она любила своего мужа, ценила его огромное дарование, нo создать eмy уют и покой, окружить заботой не имела возможности, так как большую часть года жила врозь с ним. Из-за астмы она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина. Во время астматических приступов муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться. Детей в семье не было.
Огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены и ее частые отъезды, отсутствие режима, - все это вызывало чувство усталости - духовной и физической. Ухудшалось и моральное самочувствие Бородина - приближалась старость, которая грозила не только нездоровьем, но и материальной необеспеченностью. Тем не менее в конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. Именно музыка помогала ему справляться с жизненными трудностями. В эти годы была создана симфоническая картина "В Средней Азии" (1880), несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества. Успех вдохновил А.П. Бородина на создание нового квартета - Второго, который в январе 1882 года прозвучал в Москве. И снова успех - еще больший, чем в Петербурге. Второй квартет - еще более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром. Музыка Бородина начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Ф.Листа, с которым Бородин с 1877 года поддерживал личное знакомство.
А Бородин уже усиленно работал над новой симфонией - Третьей, которая, по его мнению, должна была стать самым ярким, самым значительным его произведением. Композитор намеревался назвать ее "Русской". Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость и восхищение. Хоть и очень медленно, шла работа над оперой "Князь Игорь". Во время работы над ней Бородин неоднок¬ратно упоминал о своем стремлении создать русскую эпиче¬скую оперу, по направлению близкую к «Руслану и Людмиле» Глинки.Друзья композитора оказывали ему всяческую поддержку. Н.А. Римский-Корсаков и В.В. Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение. "Скажите же еще ради бога, не продвинулся ли "Князь Игорь". Или же он так-таки и спит целых два года? Если да, это просто непростительно для талантливого человека, как Вы", - взывал к композитору Стасов. Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Бородину: "Я предлагаю ему себя в музыкальные секретари, лишь бы только подвинуть его чудную оперу".
Я считаю это величайшим произведением Бородина и возьму на себя смелость напомнить её сюжет:
***
В древнем русском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя. Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружину на битву с врагом.
Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей.
Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.
Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.
Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну.Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь. Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.
С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна,подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.
Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.
***
Бородин, Римский-Корсаков вместе оркестровали
сюиту «половецких танцев»
Александр Порфирьевич успел оркестровать часть пролога и многие арии,включая знаменитый плач Ярославны.
Бородин записывал музыку на отдельных клочках бумаги, на написание партитуры у него никогда не оставалось времени. Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что даровитому человеку так мало удается сделать. В конце концов, Николай Андреевич приглашает к себе домой Бородина, зовет на помощь Лядова, и все втроем садятся писать партитуру. Для ускорения дела приходится писать не чернилами, а карандашом, а чтобы карандаш не стерся, химик Бородин покрывает исписанные листы специально приготовленным им составом,вроде прозрачного лака. Покрытые лаком листы партитуры затем развешивались для просушки на веревках в кабинете Римского-Корсакова.
Композиторы были дружны и работали в тесном кругу, потому музыкальный стиль оперы представляет художественную целостность.Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков оркестровали большую часть музыки (часть которой совсем не была записана), последний настоял на том, что «Князь Игорь» — полностью опера Александра Порфирьевича Бородина"
Но, ни "Князь Игорь", ни Третья симфония так и не были завершены.
Безвременный уход.
15 (27) февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.
Высокий, статный, неутомимый, всегда добродушный и веселый, Александр казался богатырем. Но и его могучее здоровье не выдержало непосильной перегрузки.
Шёл последний день Масленицы. Бородин
решил собрать у себя друзей и
молодежь и устроить костюмированный
вечер. Сам он нарядился в желто-красную
русскую рубашку и синие шарова
На похороны Бородина стеклись массы людей. Отдать ему последний долг пришли все, кто знал его как музыканта, ученого, просто как чуткого и доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь город до Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Похоронили Бородина рядом с Мусоргским.
Римский-Корсаков перевез к себе все нотные рукописи Бородина. Потрясенный смертью друга, Николай Андреевич не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить все замыслы автора "Князя Игоря", по памяти делал наброски того, что не успел записать Бородин. Более 20 лет длилась дружба Бородина и Римского-Корсакова, и из них на протяжении восемнадцати, с остановками и перерывами, сочинялся "Князь Игорь". Через несколько дней после похорон в квартире Бородина собрались Римский-Корсаков, Глазунов, Беляев. Было решено, что помогать Н.А. Римскому-Корсакову будет А.К. Глазунов. Ему поручалось по памяти записать увертюру к "Князю Игорю", которую Бородин часто играл в кругу друзей, но которая так и не была им написана. С наступлением лета Римский-Корсаков вплотную взялся за партитуру оперы Бородина. Он писал: "Работа над оркестровкой "Князя Игоря" шла легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась".
В 1889 году на могиле Бородина установили памятник,созданный на общественные пожертвования.На памятнике был воспроизведен отрывок из "Богатырской" симфонии, а на ограде (не сохранившейся) - химические формулы. В тридцатые годы надгробный памятник был передвинут на несколько метров от самой могилы, над которой проложили аллею,а в пятидесятых и теплотрассу. Таким образом именно могилы Бородина уже нет. В каком направлении увезены останки великого композитора - неизвестно...
Вскоре, 23 октября 1890 года в Мариинском
театре состоялась премьера оперы "Князь
Игорь". Успех был оглушительным.
Послесловие
Чуть больше 15 страниц заняла жизнь человека,ставшего новатором в Химии и Музыке,человека, совместившего казалось бы, несовместимое.
Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян).
Будучи музыкантом,он открыл новые горизонты в химии.Я верю,что в своё время,его химические исследования и открытия будут оценены не менее высоко,чем его потрясающая музыка.
«Громадный и оригинальный талант»
— так отозвался о нём Ф.
Лист,и был совершенно прав.Александр
Порфирьевия заслуживает
От природы ему достались
могучий разум ученого,гений
Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал людям.
Говорят,человек жив,пока жива память о нём.
Если так, Александр Порфирьевич Бородин будет жить вечно.
Список использованной "литературы”:
1. http://www.classic-music.ru/
2. http://www.rulex.ru/01020635.
3. http://dic.academic.ru
4. http://273music.ru/58-borodin-
5. http://www.belcanto.ru/s_
6. http://www.peoples.ru/art/
7. http://dirigent.ru/o-
8. http://classic.chubrik.ru/
9.http://ru.wikipedia.org/
10. http://dirigent.ru/mirovaja-
11. http://funeral-spb.narod.ru/
12. http://www.bestpeopleofrussia.
13 http://www.knigafund.ru/books/
14. http://www.pandia.ru/365163/
15.http://www.people.su/16416_
16.Э.Смирнова «Русская
17.В.Стасов «Александр