Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 04:39, доклад
Владимир Ильич Улья́нов (псевдоним Ленин) — российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Марксист, публицист основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель СССР.
Владимир Ильич Ульянов родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова. Мать — Мария Александровна Ульянова (урождённая Бланк,1835—1916), шведско-немецкого происхождения по матери и еврейского — по отцу. Дедом Владимира по матери был еврей, принявший православие, Александр Дмитриевич Бланк[4][5]. (По другим сведениям, он происходил из семьи немецких колонистов, приглашённых в Россию Екатериной II).
Согласно историку А. Г. Латышеву, на Ленине лежит ответственность за преждевременную гибель поэта Александра Блока[68]:Глава 12.
По окончании гражданской войны большевистской властью было совершена акция, которую историк Латышев охарактеризовал как одно из самых позорных её деяний — высылка из страны осенью 1922 г. известных российских философов, литераторов и других представителей интеллигенции. Инициатором этой акции был Ленин[68]:Глава 12.
Впервые Ленин озвучил свою мысль о высылке врагов советской власти за границу ещё в марте 1919 г., в интервью американскому журналисту Линкольну Стеффенсу. Он вновь вернулся к этой идее весной 1922 г. после вынужденного перехода к политике НЭПа. К этому моменту он почувствовал угрозу для созданной им однопартийной диктатуры, которая в новых условиях либерализации экономики могла исходить от независимой интеллигенции — только в одной Москве к тому времени частных и кооперативных издательств превысило 150, по всей советской России регистрировались независимые союзы и общества писателей, философов, художников, товарищества поэтов и т. п
В марте 1922 г. в работе «О значении воинствующего материализма» Ленин обрушился с критикой на автора и издателей журнала «Экономист» и в итоге пожелал, чтобы русский рабочий класс «подобных преподавателей и членов учебных обществ … вежливенько перепроводил в страны буржуазной „демократии“»[68]:Глава 12.
Такому методу борьбы с инакомыслящими, как высылка за границу, нужно было придать вид законного и поэтому 15 мая 1922 г. Ленин направил наркому юстиции РСФСР Д. Курскому письмо с указаниями внести в разрабатываемый в тот момент новый Уголовный кодекс дополнительные статьи, а именно
— В. И. Ленин
19 мая 1922 г. Ленин направил подробнейшую инструкцию Ф. Э. Дзержинскому, в которой тщательно описал практические мероприятия, которые должно выполнить ГПУ для организации предстоящей высылки «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции». Письмо это было написано в сдержанных тонах, на руководящий пост по исполнению этого плана Ленин предлагал назначить «толкового, образованного и аккуратного человека». В конце мая 1922 у Ленина на почве склероза сосудов мозга случился первый серьёзный приступ болезни — была потеряна речь, ослабло движение правых конечностей, наблюдалась почти полная потеря памяти — Ленин, например, не знал, как пользоваться зубной щёткой[68]:Глава 12. Лишь 13 июля 1922 г., когда состояние Ленина улучшилось, он смог написать первую записку. А уже 17 июля, видимо только под влиянием угнетённого состояния здоровья, написал письмо И. В. Сталину, наполненное яростными нападками на высылаемую российскую интеллигенцию[68]:Глава 12:
— В. И. Ленин. Письмо сохранилось в копии, переписанной рукой Генриха Ягоды. На нём стоит резолюция: «т. Дзержинскому с возвратом. Сталин»
С конца июля 1922 г. состояние Ленина вновь ухудшилось. Улучшение наступило только в начале сентября 1922 г. В этот период вопрос о том, как продвигалась высылка интеллигенции волновал Ленина не меньше прежнего. После встречи с Лениным 4 сентября 1922 г. Ф. Дзержинский сделал пометку в своём дневнике: «Директивы Владимира Ильича. Продолжить неуклонно высылку активной антисоветской интеллигенции (и меньшевиков в первую очередь) за границу…». Ленин неустанно, как только позволяло здоровье, интересовался и торопил высылку, лично проверяя составленные списки и делая пометки на полях списков. Всего было выслано за границу около двух сотен деятелей науки и литературы. Общее количество изгнанных с родины, включая членов семей, составило более трёхсот человек
Историк Латышев полагал, что в мировой истории редко можно найти государственного деятеля, который бы так ненавидел религию и так преследовал церковь, считая религию одной из самых гнусных вещей, которые только есть на свете, как Ленин[68]:145, 331.
Гонениям подверглась прежде
всего Русская православная церковь, которую Ленин ещё задолго
до прихода к власти клеймил как «ведомство
полицейского православия», «полицейско-казённая
церковь». В то же время мусульманство рассматрив
Ленин был инициатором четырёх массовых кампаний, направленных против православия[68]:Глава 9:
Кампания по изъятию церковных ценностей вызвала сопротивление представителей духовенства и части прихожан. Большой резонанс вызвал расстрел прихожан в Шуе. В связи с этими событиями 19 марта 1922 года Ленин составил секретное письмо, в котором изложил свой план расправы с церковью, воспользовавшись голодом и событиями в Шуе. 22 марта на заседании Политбюро ЦК РКП(б) был принят план мероприятий, подготовленный Л. Д. Троцким, по разгрому церковной организации[68]:Глава 9.
В голове Ленина рождались самые
фантастические идеи по поводу того, чем
можно будет заменить религию в жизни
верующих. Так, председатель ВЦИК М. И. Калинин
вспоминал, что в начале 1922 г. Ленин в частной
беседе на эту тему заявил ему: «эта задача
< что может заменить религию > целиком
лежит на театре, что театр должен отлучить
от обрядовых сборищ крестьянские массы»[прим 19]. А при обсуждении проблемы
электрификации с В. П. Милютиным и Л. Б.
По мере того, как болезнь Ленина прогрессировала, он всё реже и реже мог полнокровно работать. Но вопросы антицерковной борьбы волновали Ленина до самых последних дней его активной жизни. Так, в немногие дни улучшения здоровья в октябре 1922 г., Ленин наложил на постановление оргбюро ЦК РКП(б) «О создании комиссии по антирелигиозной пропаганде» от 13 октября 1922 г. свою резолюцию, с требованием подключить к работе комиссии ГПУ. За неделю до окончательного отхода от дел в результате очередного приступа болезни — 5 декабря 1922 г. — Ленин опротестовал решение Малого Совнаркома о прекращении работы специального VIII отдела Наркомюста по отделению церкви от государства, заметив: «Что касается утверждения, что процесс отделения церкви от государства завершён, то это пожалуй и так; церковь от государства мы уже отделили, но религию от людей мы ещё не отделили»[68]:172.
Только после окончательного отхода Ленина от дел, его преемник на посту главы советского правительства А. И. Рыков уменьшил в некоторой степени давление советского государства на православную церковь
— Из речи Ленина на первом всероссийском съезде военного флота 22 ноября (5 декабря) 1917 г.[112]
Сразу после Октябрьской революции Ленин признал независимость Финляндии.[113]
Во время Гражданской войны Ленин пытался достигнуть соглашения с державами Антанты. В марте 1919 Ленин вёл переговоры с прибывшим в Москву Уильямом Буллитом. Ленин соглашался на выплату дореволюционных российских долгов, в обмен на прекращение интервенции и поддержки белых со стороны Антанты. Был выработан проект соглашения с державами Антанты.[114]
После окончания гражданской
войны внешняя политика Ленина была удовлетворительной.
Удалось прорвать экономическую блокаду
благодаря тому, что Германия установила
с СССР дипломатические отношения до смерти
Ленина, подписав тогда ещё с РСФСР Рапальский договор (1922) (первоначально предполагалось,
что Ленин поедет в качестве главы советской
делегации). Были заключены мирные договоры
и установлены дипломатические отношения
с рядом пограничных государств: Финляндией
(1920), Эстонией (1920), Польшей (1921), Турцией
(1921), Ираном (1921), Монголией (1921). Наиболее
активно шла поддержка Турции, Афганистана
и Ирана, сопротивлявшихся европейскому
колониализму, и Германией, которая стала
естественным союзником РСФСР [источник не указан 371
В октябре 1920 года Ленин встретился с приехавшей в Москву монгольской делегацией, надеявшейся на поддержку побеждавших в Гражданской войне «красных» в вопросе о независимости Монголии[115]. В качестве условия поддержки монгольской независимости Ленин указал на необходимость создания «объединённой организации сил, политической и государственной», желательно под красным знаменем
Экономическая и политическая
ситуация потребовала от большевиков
изменения прежней политики. В связи с
этим по настоянию Ленина в1921 году на 10 съезде РКП(б) был отменён «военный коммунизм», продовольственная развёрстка заменена продовольс
В то же время Ленин настаивал на развитии предприятий государственного типа, на электрификации (при участии Ленина для разработки проекта электрификации России была создана специальная комиссия — ГОЭЛРО), на развитии кооперации. Ленин считал, что в ожидании мировой пролетарской революции, удерживая всю крупную промышленность в руках государства, необходимо понемногу осуществлять строительство социализма в одной стране. Всё это могло бы, по его мнению, способствовать тому, чтобы поставить отсталую Советскую страну на один уровень с наиболее развитыми европейскими странами.[117]
И в 1922 году В. И. Ленин заявляет о необходимости законодательного урегулирования террора, что следует из его письма наркому юстицииКурскому от 17 мая 1922 года:
— ПСС. Т. 45. С. 190–191
Но с другой стороны Ленин был беспощаден к «левачеству» в сфере образования и культуры, отрицавшему все позитивные достижения прошлого. Выступая на III Всероссийского съезда Советов он заявил «социалистическая культура приобщает трудящихся к высшим духовным ценностям, к знанию всех тех богатств, которые выработало человечество». «Не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма» — вот что, по его мнению, должно стоять во главе угла культурной революции. Декретом Совета народных комиссаров от 30 июля 1918 года была утверждена программа «Памятники республики». Только в Москве и Петрограде предполагалось установить 167 памятников революционерам, деятелям мировой и русской культуры, в том числе, Фёдору Тютчеву, Михаилу Врубелю[118].
В 1922 году по его рекомендациям был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
В 1923 году, незадолго до смерти, Ленин
пишет свои последние работы: «О кооперации», «Как нам реорганизовать рабкрин», «Лучше меньше, да лучше»,
в которых предлагает своё видение экономической
политики Советского государства и меры
по улучшению работы государственного
аппарата и партии. 4 января 1923 года В. И. Ленин диктует так
называемое «Добавление к письму от 24
декабря 1922 г.», в котором в частности были
даны характеристики отдельных большевиков,
претендующих на роль лидера партии (Сталин, Троцкий,Бухарин, Пята
Информация о работе Биография Ленина, его жизненный путь и судьба