Екатерина II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:11, доклад

Краткое описание

Екатерина II, родилась 21 апреля .1729 года в немецком городе Штеттине.
В 1745 году состоялась её свадьба с Петром Фёдоровичем, накануне которой она приняла православие иполучила новое имя - великая княгиня Екатерина Алексеевна. Но счастья и уверенности в будущем у неё не было. Она часто ссорилась с мужем. Императрица, которой Екатерина внушала опасение своим честолюбием, мечтами о власти, окружила княгиню доносчиками и шпионами, боясь популярности Екатерины и дворцового переворота. Но Екатерина сумела купить шпионов Елизаветы, научившись от лакеев народным пословицам и выражениям, которыми так любила щеголять; эта народность сделала её потом популярной среди преображенцев и семёновцев.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

получать от него пособие. Воспитательный дом гарантировал своим питомцам

заботу и  поддержку в течение всей их жизни. Потеряв работу, заболев или

оказавшись  на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники имели право

возвратиться  в Дом, быть там на содержании и  иметь отдельную комнату.

Благотворительная деятельность И. И. Бецкого не осталась незамеченной: указом

императрицы Екатерины II он был произведён в действительные тайные советники,

а сенат наградил его большой золотой медалью "За любовь к отечеству".

Среди созданных  Бецким учебно-воспитательных заведений  одно имело особое

значение в  истории русской школы и просвещения - это Общество благородных

девиц (Смольный монастырь, или смольный институт). Оно положило начало

женскому среднему образованию в России. Учебная  программа включала русский

и иностранные  языки, арифметику, географию, историю, стихотворство,

геральдику, архитектуру, рисование, музыку и танцы. Давали девушкам и

некоторые знания в области домашней экономии.

Однако созданные  по проекту Бецкого воспитательно-учебные  заведения

охватывали  слишком малое количество детей. В 1782 году для проведения более

масштабной  школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ.

Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно

считать первый опыт создания в России системы общего начального образования,

не ограниченного  сословными преградами (за исключением  крепостных крестьян).

Значение этой реформы очень высоко, ведь речь шла о создании общероссийской

системы образовательной  школы.

Считая себя наследницей и продолжательницей  дела Петра I, Екатерина II

внимательно изучала  и анализировала его реформаторскую деятельность. Главную

заслугу первого  российского императора она видела в превращении России в

мощную европейскую  державу. В то же время, озабоченная  идеалом справедливого

законодателя, центральным в концепции просвещённого  абсолютизма, Екатерина II

негативно оценивала  жестокость тех методов, к которым прибегал Пётр I,

создавая регулярное государство, а также некоторую  непоследовательность и

неспешность преобразований.

Принципиально важным во взглядах императрицы являлось её убеждение, что

стабилизация  государственного порядка возможна лишь путём постепенной

правовой модернизации, осуществляемой самодержавной властью, и путём

регулирования всех сторон общественной жизни.

Екатерина II эволюционировала в своих взглядах на историческую роль и

значение самодержавия, законотворчества, крепостного права. На первый план в

её воззрениях постепенно выдвинулась мысль об особой исторической миссии

русского народа, о его превосходстве над другими  народами. Став с годами

истинной патриоткой, Екатерина II пришла к убеждению, что  России нет

необходимости заимствовать что-либо у Запада. Напротив, Европе следует во

многом брать  пример с России.

Заключение

Тридцатичетырёхлетнее царствование Екатерины Великой  оставило яркий след в

Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II

носили либеральный характер, в котором отражались как её личные качества, так

и стремление своей  реформаторской активностью укрепить могущество России.

Историческое  значение деятельности Екатерины Великой  занимает важное место в

самом историческом развитии Российской империи. По вступлении на престол

Екатерина II мечтала  о широких внутренних преобразованияхВ делах внутренних законодательство Екатерины II

завершило собой  тот исторический процесс, который  начался при временщиках.

Равновесие  в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при

Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху  временщиков (1725 - 1741

гг.), когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало

достигать некоторых  имущественных привилегий и большей  власти над крестьянами

по закону. Увеличение дворянских прав существовало во времена и Елизаветы

Петровны, и  Петра III.

При Екатерине  же дворянство становится не только привилегированным  сословием,

имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в

уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как

бюрократия). Параллельно  росту дворянских прав и в зависимости  от него падают

гражданские права  владельческих крестьян. Расцвет  дворянских привилегий в

XVIII веке необходимо  соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время

Екатерины Великой  было тем историческим моментом, когда  крепостное право

достигло полного  и наибольшего своего развития. Таким  образом, деятельность

Екатерины II в  отношении сословий была прямым продолжением и завершением тех

уклонений от старорусского  строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина

II в своей  внутренней политике действовала  по традициям, завещанным ей  от

ряда ближайших  её предшественников, и довела до конца  то, что они начали.

В России развитие и воплощение начал просвещённого абсолютизма приобрело

характер целостной  государственно-политической реформы, в ходе которой

сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При

этом для социально-правовой политики было характерно сословной размежевание:

дворянство, мещанство и  крестьянство.

В России задачи просвещённого  абсолютизма сводились к укреплению самодержавия

за счёт модернизации и  совершенствования системы управления; устранению

наиболее архаичных её элементов; созданию условий для экономического развития

страны. Екатерина II действительно  мечтала о государстве, способном

обеспечить благоденствие  подданных. Свойственная веку Просвещения  вера во

всемогущество человеческого  разума заставляла императрицу полагать, что все

препятствия к этому могут быть устранены принятием разработанных законов.

Кроме того, активное законотворчество Екатерины II было призвано укрепить

законодательную базу самодержавия.

Таким образом, в итоге  политики просвещённого абсолютизма  укрепилось и

модернизировалось самодержавие, появились зачатки гражданского общества;

усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или

даже отмене крепостного  права; зародились понятия свободы  и прав личности.

Историческое значение екатерининского  времени чрезвычайно велико потому, что

в эту эпоху были подведены  итоги предыдущей эпохи, завершились  исторические

процессы, раньше развивавшиеся. Как и другие европейские страны, Россия в

XVIII веке окончательно  вступила на путь структурной  модернизации - перехода

от традиционного к  индустриальному обществу. Однако за блестящим фасадом

имперского могущества и  внешней приобщённости к западноевропейским образцам

скрывались глубокие противоречия между новыми методами хозяйствования в

промышленности и торговле и сохранявшейся в неприкосновенности

государственной системой крепостничества, становившейся основным тормозом на

пути социально-экономического развития России.


Информация о работе Екатерина II