Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:11, доклад
Екатерина II, родилась 21 апреля .1729 года в немецком городе Штеттине.
В 1745 году состоялась её свадьба с Петром Фёдоровичем, накануне которой она приняла православие иполучила новое имя - великая княгиня Екатерина Алексеевна. Но счастья и уверенности в будущем у неё не было. Она часто ссорилась с мужем. Императрица, которой Екатерина внушала опасение своим честолюбием, мечтами о власти, окружила княгиню доносчиками и шпионами, боясь популярности Екатерины и дворцового переворота. Но Екатерина сумела купить шпионов Елизаветы, научившись от лакеев народным пословицам и выражениям, которыми так любила щеголять; эта народность сделала её потом популярной среди преображенцев и семёновцев.
получать от него пособие. Воспитательный дом гарантировал своим питомцам
заботу и поддержку в течение всей их жизни. Потеряв работу, заболев или
оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники имели право
возвратиться в Дом, быть там на содержании и иметь отдельную комнату.
Благотворительная деятельность И. И. Бецкого не осталась незамеченной: указом
императрицы Екатерины II он был произведён в действительные тайные советники,
а сенат наградил его большой золотой медалью "За любовь к отечеству".
Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имело особое
значение в
истории русской школы и
девиц (Смольный монастырь, или смольный институт). Оно положило начало
женскому среднему образованию в России. Учебная программа включала русский
и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство,
геральдику, архитектуру, рисование, музыку и танцы. Давали девушкам и
некоторые знания в области домашней экономии.
Однако созданные
по проекту Бецкого воспитательно-
охватывали слишком малое количество детей. В 1782 году для проведения более
масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ.
Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно
считать первый опыт создания в России системы общего начального образования,
не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян).
Значение этой реформы очень высоко, ведь речь шла о создании общероссийской
системы образовательной школы.
Считая себя
наследницей и
внимательно изучала
и анализировала его
заслугу первого российского императора она видела в превращении России в
мощную европейскую державу. В то же время, озабоченная идеалом справедливого
законодателя,
центральным в концепции
негативно оценивала жестокость тех методов, к которым прибегал Пётр I,
создавая регулярное государство, а также некоторую непоследовательность и
неспешность преобразований.
Принципиально важным во взглядах императрицы являлось её убеждение, что
стабилизация государственного порядка возможна лишь путём постепенной
правовой модернизации, осуществляемой самодержавной властью, и путём
регулирования всех сторон общественной жизни.
Екатерина II эволюционировала в своих взглядах на историческую роль и
значение самодержавия, законотворчества, крепостного права. На первый план в
её воззрениях постепенно выдвинулась мысль об особой исторической миссии
русского народа,
о его превосходстве над
истинной патриоткой, Екатерина II пришла к убеждению, что России нет
необходимости заимствовать что-либо у Запада. Напротив, Европе следует во
многом брать пример с России.
Заключение
Тридцатичетырёхлетнее царствование Екатерины Великой оставило яркий след в
Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II
носили либеральный характер, в котором отражались как её личные качества, так
и стремление своей реформаторской активностью укрепить могущество России.
Историческое значение деятельности Екатерины Великой занимает важное место в
самом историческом развитии Российской империи. По вступлении на престол
Екатерина II мечтала о широких внутренних преобразованияхВ делах внутренних законодательство Екатерины II
завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках.
Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при
Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725 - 1741
гг.), когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало
достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами
по закону. Увеличение дворянских прав существовало во времена и Елизаветы
Петровны, и Петра III.
При Екатерине же дворянство становится не только привилегированным сословием,
имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в
уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как
бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают
гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в
XVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время
Екатерины Великой было тем историческим моментом, когда крепостное право
достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом, деятельность
Екатерины II в отношении сословий была прямым продолжением и завершением тех
уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина
II в своей
внутренней политике
ряда ближайших её предшественников, и довела до конца то, что они начали.
В России развитие и воплощение начал просвещённого абсолютизма приобрело
характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой
сформировался
новый государственный и
этом для социально-правовой политики было характерно сословной размежевание:
дворянство, мещанство и крестьянство.
В России задачи просвещённого
абсолютизма сводились к
за счёт модернизации и
совершенствования системы
наиболее архаичных её элементов; созданию условий для экономического развития
страны. Екатерина II действительно мечтала о государстве, способном
обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во
всемогущество человеческого разума заставляла императрицу полагать, что все
препятствия к этому могут быть устранены принятием разработанных законов.
Кроме того, активное законотворчество Екатерины II было призвано укрепить
законодательную базу самодержавия.
Таким образом, в итоге политики просвещённого абсолютизма укрепилось и
модернизировалось самодержавие, появились зачатки гражданского общества;
усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или
даже отмене крепостного права; зародились понятия свободы и прав личности.
Историческое значение екатерининского времени чрезвычайно велико потому, что
в эту эпоху были подведены итоги предыдущей эпохи, завершились исторические
процессы, раньше развивавшиеся. Как и другие европейские страны, Россия в
XVIII веке окончательно вступила на путь структурной модернизации - перехода
от традиционного к индустриальному обществу. Однако за блестящим фасадом
имперского могущества и
внешней приобщённости к
скрывались глубокие противоречия между новыми методами хозяйствования в
промышленности и торговле и сохранявшейся в неприкосновенности
государственной системой крепостничества, становившейся основным тормозом на
пути социально-экономического развития России.