Жизнь и научная деятельность Гипатии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:28, реферат

Краткое описание

Гипатия (Hypatia) (ок. 370–415), античный математик, астроном и философ, первая среди великих женщин-ученых. Ей приписывают авторство трех трактатов по геометрии и алгебре и одного по астрономии, которые до нас не дошли; перечень ее сочинений приведен в византийской энциклопедии 10 в. – словаре Свиды (Suda lexicon). Среди ее математических сочинений, вероятно, были комментарии к Арифметике Диофанта Александрийского (3 в.) иКоническим сечениям Аполлония Пергского (2 в. до н.э.). Полагают, что третья книга Альмагеста Клавдия Птолемея (2 в.) была прокомментирована Теоном Александрийским совместно с Гипатией. Утверждается также, что она изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: прибор для получения дистиллированной воды, прибор для измерения плотности воды, астролябию и планисферу (плоскую подвижную карту неба).

Содержание

Вступление
Жизнь и научная деятельность Гипатии
Смерть Гипатии
Вывод
Источники информации

Вложенные файлы: 1 файл

гипатия.docx

— 36.90 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Жизнь и научная деятельность Гипатии

Смерть Гипатии

Вывод

Источники информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

В нашем мире традиционно считается, что острый ум и способность мыслить  логически –качество особей мужского пола. В доказательство приведут целую  вереницу мужских имён различных  деятелей .

Гипатия (Hypatia) (ок. 370–415), античный математик, астроном и философ, первая среди великих женщин-ученых. Ей  приписывают авторство трех трактатов по геометрии и алгебре и одного по астрономии, которые до нас не дошли; перечень ее сочинений приведен в византийской энциклопедии 10 в. – словаре Свиды (Suda lexicon). Среди ее математических сочинений, вероятно, были комментарии к Арифметике Диофанта Александрийского (3 в.) иКоническим сечениям Аполлония Пергского (2 в. до н.э.). Полагают, что третья книга Альмагеста Клавдия Птолемея (2 в.) была прокомментирована Теоном Александрийским совместно с Гипатией. Утверждается также, что она изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: прибор для получения дистиллированной воды, прибор для измерения плотности воды, астролябию и планисферу (плоскую подвижную карту неба).

Гипатии приписывают  слова: «Лучше думать и делать ошибки, чем не думать вообще. Самое страшное – это преподносить суеверие как  истину». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИПАТИИ  АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ

 

Время сохранило немного  сведений об этой удивительной женщине. Её жизнь прошла в Александрии  Египетской и была безраздельно посвящена  науке. По неточным данным, родилась Гипатия  в 370г.н.э. Её отец - Теон, принадлежавший к Александрийской школе учёных, обучал дочь точным наукам и философии. Образование предназначалось брату  Гипатии, но девочка, отличавшаяся глубоким ясным умом, оказалась способней  и усидчивей. С детства она была окружена книгами. Папирусные свитки и кодексы из пергамента находились повсюду: и на полках и на рабочем столике отца. А главное, они жили на территории Мусейона, научного центра и высшей школы, которой гордился Египет. Рядом с их комнатами размещалось крупнейшее книгохранилище мира - Александрийская библиотека. Основанная и собранная наследниками Александра Македонского, она во времена Цезаря, когда город подвергся разграблению, потерпела непоправимый ущерб [1].

Гипатия успешно постигала  геометрию, астрономию, философию. Её глубокий ясный ум не знал отдыха. Брат ее под руководством отца тоже успешно постигал математику, но отставал от Гипатии. Девочка отличалась удивительной сообразительностью и, что было особенно редкостным, обнаруживала незаурядные способности к механике. Она подолгу смотрела, как работают ремесленники. Подражая Теону, мастерила несложные инструменты, нужные для астрономических наблюдений.Учась доказывать теоремы, Гипатия исписывала горы табличек. Мусейон славился не только математиками. Здесь процветала школа неоплатоников. Гипатия изучала труды Платона, Аристотеля. Глубокое понимание философии, снискало уважение профессоров. Звёздными ночами Гипатия вместе с братом вела астрономические наблюдения.

За книгами древних философов  Гипатия провела многие годы. Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание  Платона и Аристотеля снискали ей уважение профессоров Мусейона. Она  была еще очень молода, когда у  нее появились первые ученики. Вместо обычной одежды молодой девушки  она стала носить темный плащ философа. Молва о ее необыкновенных познаниях  распространялась все шире и шире. Александрия, жемчужина Египта, издавна  славилась своими учеными. Теперь Гипатия  становилась ее новой гордостью [2].

Огромная библиотека, общество утонченных и знающих людей, превосходные аудитории, восторженные ученики - все, казалось, способствовало безмятежным занятиям наукой. Но настоящего покоя не было и под платанами Мусейона. Шли  годы, наполненные тревогой и ожиданием  несчастий. Римская империя рушилась. Внутренние распри раздирали государство, обескровленное непомерными поборами, бесконечными войнами, произволом правителей. Смятение царило не только в пограничных  областях, где хозяйничали орды варваров, смятение царило в умах и душах.

В ту пору епископом  Александрии был некто Феофил. Отличаясь особой нетерпимостью, он настойчиво требовал у императора уничтожить Серапеум. Этот день yа всю жизнь остался в памяти Гипатии как кошмарный сон, в реальность которого трудно поверить.

Тщетно Гипатия кричала и  рвалась туда, где сражались и  гибли друзья. По приказу Теона  ее надежно держали крепкие руки рабов.

Храм Сераписа был разгромлен. Myсейона больше не существовало. Александрийская  библиотека была почти полностьк  уничтожена. Это свершилось в 391 году, на шестой год правления епископа Феофила.

Все сокровища по приказу Феофила  были свезены к нему во дворец. Пал  прекрасный Серапеум, пал Мусейон, погибли  сокровища мудрости. 
После гибели Серапеума многие учёные покинули Александрию. Но Теон и Гипатия остались, продолжая нести свет знаний. Ревнители христианской веры еще сбивали ломами последние рельефы с фронтонов, а по аллеям Серапеума ветер гнад клочки драгоценных рукописей, когда Teoн нанял небольшой дом в тихом квартале. На плоской крыше он установил инструменты, необходимые для наблюдения звезд. Вскоре Теон объявил, что открывает частную школу и будет обучать всех желающих механике и астрономи [1].

Гипатия не снимала траура по погибшим друзьям, не появлялась на людях, не выходила к столу. Теон, осунувшийся и как-то сразу постаревший, не произносил слов утешения. Но однажды он сказал "Завтра, дочь, мы возобновляем занятия, Утром  к тебе придут ученики"

Школа Теона и Гипатии продолжала работать. Все свободное от занятий  время Гипатия сидела над книгами  или изучала звездное небо. Она  достигла совершенства в трудном  искусстве наблюдать звезды. Гипатия  не только развивала идеи великого астронома и математика Клавдия  Птолемея. Многолетние наблюдения позволили  ей внести в его труд ряд поправок. Она составила более точные астрономические  таблицы. Дочь превзошла отца в астрономии. Слава Гипатии затмила славу  Теона.

С годами слава о ее школе широко распространилась. Быть учеником Гипатии  считалось большой честью. В Александрию  ехали юноши из разных стран.

Гипатия поражала своей разносторонностью. Ее широко прославило преподавание философии  и математики. Однако с не меньшим  блеском читала она о Гомере или. о греческих трагиках. По общему мнению, Гипатия превзошла всех современных  ей философов. Недаром ученики стекались  к ней отовсюду. Она примыкала  к философской школе неоплатоников, но ее строгий мир чисел и геометрических фигур, мир, подчиненный законам  механики, был далек от мечтаний и мистических озарений других философов этой школы [3].

Превосходно знала Гипатия и  книги христианских писателей. Один из ее любимых учеников, Синезий, епископ  Птолемаиды, не решался выпустить  в свет свой богословский труд без  одобрения Гипатии.

Ей принадлежал обширный комментарий  к сочинениям Диофанта по геометрии. Следуя за Аполлонием Пергским. она  посвятила специальную работу коническим сечениям. В школе Гипатии занимались выходцы из разных стран. Рядом с  христианами сидели язычники. Бывших ее учеников можно было встретить  и на епископской кафедре и  при дворе в Константинополе. Слушать Гипатию было одно наслаждение. Часто на ее лекции сходилось много  народу. Посещать дом Гипатии вошло  в моду. Вокруг нее собирался весь цвет ученой Александрии, Сам префект  нередко бывал ее гостем.

Познания Гипатии, рассудительность и скромность внушали уважение. Она  всегда держалась с достоинством. Даже перед правителями появлялась в своем темном плаще философа. Ей охотно внимали магистраты. Свое влияние она никогда не употребляла  во зло. Гипатию считали воплощением  мудрости и к голосу ее прислушивались не только, когда речь шла о научных  вопросах [4].

В 400г.н.э. Гипатию пригласили читать лекции в Александрийскую  школу на кафедру философии. Кроме  философии Гипатия преподавала  математику и астрономию. По воспоминаниям  Сократа Схоласта, она быстро приобрела  славу, превзошла современных последователей Платона. Гипатия держалась на лекциях  достойно и скромно, поражая не только своей учёностью, но и красотой. Её слава и влияние на политическую жизнь города не могли не вызывать тайной злобы завистников. Гипатия  имела влияние на главу города - префекта Ореста.

В то время епископом  Александрии стал Кирилл, родственник  Феофила. Жестокий и властный, он не щадил никого, кто стоял на его  пути. Гипатия с тревогой наблюдала  за политической жизнью города. Время  не способствовало занятием наукой. В 409г.н.э. императоры Гонорий и Феодосий издали закон. Математикам предписывалось покаяться и отречься от заблуждений перед епископом. Тех, кто продолжит занятия наукой ждали суровые гонения. Неумолимо надвигалась эпоха мракобесия. От указа этого Гипатия не пострадала. У должностных лиц Александрии хватило, к счастью, ума не причислять ее к тем математикам, которых во имя торжества веры и государственного спокойствия следовало ловить и наказывать. Даже Феофил терпел Гипатию. Ему льстило, что в его городе существует школа, равной которой нет ни в Риме, ни в Константинополе. Ученые-александрийцы не прочь были похвастаться: что, мол, Афины по сравнению с их родным городом? Слава Афин закатилась, ныне они могут гордиться лишь душистым аттическим медом, в Александрии же блистает Гипатия! Весь Египет питается ее посевом, когда в Афинах царит мерзость запустения [2].

Однажды на рассвете сам Кирилл направился во главе вооруженной толпы в  иудейскую часть города. Святой отец намерен раз и навсегда очистить город от врагов христианской веры! Люди Кирилла опустошали синагоги, захватывали меняльные конторы, ювелирные мастерские, склады, вламывались  в лавки, грабили дома. Особенно неистовствовали  парабаланы. Все иудейское население, десятки тысяч людей, было изгнано  из Александрии. Кирилл торжествовал победу. Его казна ломилась от награбленных сокровищ. .Возмущённый префект Орест отправил жалобу императору. Но предусмотрительный Кирилл подкупил влиятельных людей при дворе награбленными сокровищами. Его раздражала непокорность Ореста, упорно добивающегося контроля светской власти над церковной. Двуличный Кирилл публично предлагал Оресту мировую. На деле он пытался отстранить префекта от реальной власти. 
Считается, что Гипатия отговаривала Ореста вступать в союз с коварным Кириллом. Её влияние на политическую жизнь Александрии было огромным. Столкновение Кирилла и Гипатии было неизбежным. Слабовольный, сомневающийся Орест казался Кириллу лёгким противником.

Гипатия. Её глубокий ясный  ум, красота, огромный авторитет среди  высокопоставленных христиан всё больше раздражали Кирилла. Эта женщина, чья  скромность и добродетель могли  послужить примером для враждующих христиан, невольно стала опасным  врагом епископа.

Умирая, отец взял с нее слово, что  во имя науки она никогда не будет вмешиваться в распри правителей и не даст вовлечь себя в междоусобицу. Миссия ее в другом: она должна всеми  силами оберегать немногие оставшиеся ростки знаний, чтобы их окончательно не вытоптали орды неграмотных варваров или безумствующих монахов. Одно неосторожное выступление, и школу ее разгромят [1].

Долгие годы Гипатия держалась, не читала лекций, которые навлекли бы на нее обвинения в неправомыслии. Среди разгула страстей она сохраняла  невозмутимость. В дни, когда искусные подстрекатели устраивали на улицах столкновения, а благоразумные люди не высовывали из дому и носа, она  не отменяла лекций. Платона она  разъясняла под шум уличных беспорядков. В ночи поджогов ее видели у астрономических  инструментов. Она привыкла не прерывать  занятий, когда под портиком среди  слушателей замечала соглядатаев Феофила. Она всегда помнила завет отца и в самые тяжелые минуты утешала  себя мыслью, что делает нужное дело и среди торжествующего безумия  лелеет хрупкие ростки разума. Гипатия знала, что её не оставят в покое.

Все эти годы Гипатия продолжала преподавать, не вмешивалась в распри, держала в узде и уста и сердце. Она научилась молчанию. Но ее все  чаще мучила мысль, что это тоже пособничество  преступлению. Она пыталась себя оправдать: что одна она, женщина, может сделать  в век величайших потрясений, когда  рушится империя, когда в движение пришли целые народы, когда десятки  тысяч варваров, как набегающие волны, захлестывают пограничные области, когда все перемешалось - племена, вероисповедания, обычаи, идеи.

Она жила для науки: открывала юношам глубины философии и посвящала  их в тайны математики. Она сопротивлялась наступавшему варварству, сохраняя и  распространяя знания, накопленные  светлейшими умами человечества. Гипатия свято  соблюдала завет  отца и смолчала даже тогда, когда  Кирилл изгнал из Алексаядрии тысячи ее коренных жителей. 
Ее все чаще охватывало чувство неудовлетворенности и тревоги. Прошло больше двадцати лет с тех пор, когда, пытаясь защитить сокровища Александрийской библиотеки, сражались и гибли ее друзья, молодые ученые. Отец ее удержал, она осталась в живых. Неустанным трудом она добилась того, чего не достигла ни одна женщина. Современники считали ее первой среди философов. Руководимая ею школа была известна далеко за пределами Александрии. Приобщаться мудрости приезжали к ней из многих стран. Но благословенной внутренней гармонией, о которой как о величайшем благе говорили любимые ею философы, Гипатия похвастаться не могла [3].

Гипатии однажды рассказали, что  неподалеку от Александрии среди  развалин какого-то храма монахи обнаружили целую библиотеку греческих и  римских писателей. Кирилл, находившийся там проездом, осмотрел ее. Среди  рукописей было много ценного, в  том числе труды Платона и  Аристотеля. Монахи во главе с настоятелем  требовали предать всю эту  языческую мерзость сожжению. Епископ, не желая терять доверие "черных людей", составлявших его опору, дал  согласие. В костер полетели бесценные  свитки. А несколько дней спустя, выступая в Александрии с проповедью, Кирилл среди прочего разглагольствовал  и о Платоновых идеях! Гипатия  не скрывала возмущения.

Информация о работе Жизнь и научная деятельность Гипатии