Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:28, реферат
Гипатия (Hypatia) (ок. 370–415), античный математик, астроном и философ, первая среди великих женщин-ученых. Ей приписывают авторство трех трактатов по геометрии и алгебре и одного по астрономии, которые до нас не дошли; перечень ее сочинений приведен в византийской энциклопедии 10 в. – словаре Свиды (Suda lexicon). Среди ее математических сочинений, вероятно, были комментарии к Арифметике Диофанта Александрийского (3 в.) иКоническим сечениям Аполлония Пергского (2 в. до н.э.). Полагают, что третья книга Альмагеста Клавдия Птолемея (2 в.) была прокомментирована Теоном Александрийским совместно с Гипатией. Утверждается также, что она изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: прибор для получения дистиллированной воды, прибор для измерения плотности воды, астролябию и планисферу (плоскую подвижную карту неба).
Вступление
Жизнь и научная деятельность Гипатии
Смерть Гипатии
Вывод
Источники информации
Кирилл, не в пример своему предшественнику-дяде, мужиковатому и неотесанному, был широко образован. В молодости он слушал философию у Гипатии и изучал греческих мыслителей: Он считал себя знатоком богословия и брался разрешать любые вопросы. Опровергая доводы противников, Кирилл был не прочь блеснуть ученостью. У него была отличная память. Он цитировал наизусть пространные библейские тексты.
Она, Гипатия, слишком долго молчала.
Но всему есть предел. Правда, и теперь
она не нарушит слова, данного
отцу, не станет преодолевать нерешительность
Ореста или восстанавливать
О предстоящей лекции она объявила заранее. Слушателей собралось намного больше обычного. Гипатия отказалась от выигрышных ораторских приемов, говорила подчеркнуто сухо и деловито. Она сопоставляла тексты, только тексты. Вот подлинные мысли Платона, а вот так их истолковывает епископ Кирилл...
Когда Кириллу докладывали о выступлении Гипатии, он все больше и больше мрачнел, Гипатия, вероятно, разжигала вражду к нему Ореста? Нет, префекта на лекции не было. Да и говорила она только о правильном и ложном истолковании Платона.
Перед тем как отпустить всех, Кирилл как бы невзначай бросил: "А известно ли вам, что помириться со мной Оресту мешает именно Гипатия? Ведь она неспроста побывала у него во дворце". И хотя люди из ближайшего окружения епископа превосходно знали, что это неправда, тем не менее по городу тотчас же поползли слухи, будто в упрямстве Ореста виновата одна Гипатия [4].
Еще было время одуматься. Ночи стояли беспокойные. Надрывно лаял пес. Напуганный привратник жаловался: вокруг дома, что-то высматривая, постоянно бродят неизвестные. Наутро служанки подняли крик. Они наткнулись на привратника. Он лежал связанный, избитый, с кляпом во рту. Сторожевая собака была задушена. Но в доме ничего не украли. Только на плоской крыше, где находились приборы для наблюдения звезд, великолепная армилла, гордость Гипатии, была разломана на куски.
Несколько дней спустя в ее библиотеке внезапно начался пожар. Кто-то подбросил туда и зажег пропитанное маслом тряпье.
Однажды Кирилл проезжал мимо дома Гипатии.
У подъезда он увидел много рабов
с носилками и нарядные колесницы.
Опять слушать Гипатию
СМЕРТЬ ГИПАТИИ
Вечером Кириллу докладывали об
очередной лекции Гипатии. Соглядатай
был из образованных и отличался
хорошей памятью. Хотя лекция Гипатии
и была посвящена Платону, она
тем не менее опять коснулась,
среди прочего, и богословских взглядов
самого Кирилла. Она подчеркнула, что
они расходятся с прежними постановлениями
церковных соборов и встречают
вполне обоснованную критику со стороны
антиохийских богословов. Среди слушателей
было много тех, кто благодаря
своим сокровищам и поместьям
играл в христианской общине Александрии
очень важную роль. Они внимали
речам Гипатии с большим
Кирилл нахмурился. Гипатия не желала считаться с предостережениями. Ее не образумили ни сломанные инструменты, ни пожар в библиотеке [1].
Внезапно лицо Кирилла просветлело. В
холодных глазах засверкали злые огоньки. История сохранила для нас имя некоего
Петра, подстрекавшего епископа к подлому
убийству Гипатии. Чтец Петр, предводитель
парабалан и нитрийских монахов, воскликнул:
"Доколь же, отче, мы будем терпеть Гипатию?
Неужели позволим ей и впредь распространять
среди христиан ядовитые плоды ее учений?"
"Смоковницу, не приносящую доброго
плода, - ответил Кирилл евангельскими
словами, - срубают и бросают в огонь".
Гипатия возвращалась домой в носилках.
На одной из улиц, поблизости от церкви
Кесарион, стоящей у моря, дорогу ей вдруг
преградили монахи. В мгновение ока по
чьему-то сигналу на улицу высыпала толпа
нитрийских пустынников и парабалан. Ими
распоряжался чтец. Петр. Гипатию подстерегли.
Засада. Бесполезно кричать и звать на
помощь. Она окружена стеной неумолимых
врагов. В руках у них камни, палки, куски
черепицы, острые раковины, подобранные
на берегу
Ее стащили с носилок, швырнули на землю, поволокли к церкви. Там - в священнейшем для каждого христианина месте! - монахи, сорвав с нее одежды, принялись ее бить. Гипатию били нещадно, били с исступлением, били остервенелые фанатики, били, когда она давно уже была мертвой,
Останки ее выволокли из церкви и потащили на площадь, где заранее был разожжен огромный костер [2].
Страшная весть повергла Ореста в смятение. Гипатию убили и бросили в огонь! Случилось это в марте 415 г.н.э. во время поста.
Убийство Гипатии осталось безнаказанным. И хотя многие в Александрии прекрасно знали, что Кирилл истинный вдохновитель этого злодейства, положение его не пошатнулось. Он, напротив, наслаждался ощущением силы.
Вскоре после трагической смерти Гипатии, зачахла и разбежалась Александрийская школа. Судьба была беспощадна и к самой Гипатии и к ее книгам. Ни одна из написанных Гипатией работ не дошла до нас. Единственное письмо и то оказалось подложным. Да и о жизни ее сохранились лишь отрывочные и случайные известия. Поэтому составить сколько-нибудь подробную биографию Гипатии нельзя. Попытки осмыслить и связать воедино все известные свидетельства неизбежно требуют большей или меньшей доли домысла.
Слава Гипатии была слишком громкой,
и не так-то просто было изобразить
эту замечательную женщину
В "Житии святого Кирилла
Гипатию убили дважды: одни монахи
растерзали ее в церкви, другие принялись
последовательно и упорно уничтожать
созданные ею книги. Гипатию обрекли на
вечное молчание.
И все же история сохранила
память о Гипатии. Известно, что ей принадлежат
следующие работы: комментарии к «Коникам»
Аполлония Пергского, комментарий к 13-й
книге «Арифметики» Диофанта, редакция
комментариев Теона к «Началам» Евклида
и др. Некоторые из них Гипатия написала
в соавторстве со своим отцом Теоном. Она
изобрела или усовершенствовала дистиллятор,
ареометр, астролябию, планисферу.
ВЫВОД
Образ благородной
Гипатии вдохновлял великих писателей.
Французкий писатель Леконт де Лиль называет
Гипатию символом погибшей эллинской
культуры, последним воплощением
«духа Платона и тела Афродиты».
Трагическая судьба Гипатии вдохновила
Вольтера, а также украинского
писателя Олеся Бердника. В честь
Гипатии назван лунный кратер. В 2009
году режиссёр Алехандро Аменабар снял
фильм «Агора», повествующий о судьбе
Гипатии и гибели Александрийской
библиотеки.
Для современных женщин
жизнь Гипатии может послужить образцом
бесстрашного целеустремлённого аскетизма,
могучего дисциплинированного ума, солнечной
красоты и благородства.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
http://www.astronet.ru/db/msg/