Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 02:49, реферат
Личная жизнь и трудовая деятельность Фрейда:
Рождение и первые годы жизни;
Начальный этап деятельности, лечение истерии Берты Паппенхайм;
Метод «свободных ассоциаций»;
Концепция бессознательного психического;
Женитьба на Марте Бернайс, сотрудничество с Брейером;
«Толкование сновидений»
«Психологическое общество по средам»;
Теория либидо;
«Тотем и табу»;
«По ту сторону принципа удовольствия»;
Динамическая концепция личности;
«Будущее одной иллюзии»;
Смерть Фрейда;
4. Латентная стадия (от 5-6 лет до подросткового возраста). В этот период развития ребенка в его характере формируются такие черты, как чувство стыда, соблюдение эстетических и моральных норм. Сексуальная энергия, направленная ранее на изучение половых органов, сублимируется в учебе, познании мира, творчестве, спорте.
5. Новая стадия генитального развития (13 – 14 лет) – идет усиленный рост мышечной массы, половое созревание. Мысли подростка устремляются к своему телу, особенностям его строения и развития, начинает проявляться сексуальный интерес к противоположному полу.
Каждая стадия играет определенную роль в развитии личности ребенка, и «застревание» на какой-либо их них, по мнению Фрейда, может привести к невротическим нарушениям у взрослых людей.
Рис.7. Фрейд в своем венском кабинете.
Рис.8. Кабинет
Фрейда. Музей в Вене.
Комплекс Эдипа или Электры (царь Эдип
– герой греческой мифологии, который
убил отца и женился на своей матери; Электра
– героиня греческой мифологии, которая
помогла своему брату отомстить за отца,
убив мать). Эти комплексы, по мнению Фрейда,
являются универсальными для всех людей,
они являются основой для психоаналитической
концепции индивидуального развития человека
от детства до взрослого состояния.
В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно.
Его первый значительный вклад в теорию общества был сделан в работе "Тотем и табу" (1913), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. Представляет собой первую попытку применить точку зрения и принципы психоанализа к невыясненным проблемам психологии первобытной культуры и религии. Фрейд рассказывает о поведении первобытных племен на примере современных племен дикарей, и влиянии первобытного на современное, особенно на поведение невротиков.
В 1919 году вышла в свет книга "По ту сторону принципа удовольствия". В ней высказана новая для традиционного психоанализа идея, утверждающая, что наряду с Эросом как изначальным влечением к жизни, поведением человека правит, противоположное по знаку, стремление к смерти, к возвращению живого организма в безжизненное состояние.
В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал, что «целью жизни является смерть», хотя жизнь можно и должно прожить счастливо, необходимо только научиться направлять темные импульсы на благо разуму.
В 1921 году Лондонский университет объявил о начале цикла лекций о пяти великих ученых: физике Эйнштейне, каббалисте Бен-Баймониде, философе Спинозе, мистике Фило. Фрейд в этом списке был пятым. Его выдвинули на Нобелевскую премию за открытия в области психиатрии. Но получил премию коллега Фрейда Вагнер-Яуреггу за метод лечения паралича путем резкого повышения температуры тела. Фрейд заявил, что Лондонский университет оказал ему большую честь, поставив рядом с Эйнштейном, а сама премия его не волнует.
Более тридцати лет воздерживался Фрейд от выработки всеобъемлющей теории личности, хотя сделал за это время много важных и подробных наблюдений в своей работе с пациентами. Наконец в 1920 году он опубликовал первую из серии систематизированных теоретических работ "По ту сторону принципа удовольствия"
В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо. Был установлен феномен психического сопротивления пациентов раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию у них внутрипсихического фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком к созданию динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов.
Фрейд утверждал,
что человеческое сознание состоит
из трех неразрывно связанных между
собой частей:
• «Ид» («оно») – бессознательная часть
нашей личности, состоящая из примитивных
инстинктов, врожденных импульсов. Ключевое слово этой
части сознания – «хочу»
• «Эго» («я») – буфер между нашими инстинктами
и внешним миром, обществом. «Эго» направляет
наше поведение в нужное русло, способствуя
безопасному удовлетворению инстинктивных
потребностей. «Эго» - ведущий аппарат
адаптации
• «Суперэго» («сверхЯ») – наша совесть,
этика, система ценностей. «Суперэго»
приобретается с развитием личности, в
процессе воспитания. Ключевыми словами
для этой части сознания являются «должен»,
«надо».
«"Я" и "Оно"» (1923). Сознание и подсознание. Сознание выставляет преграды, а подсознание предпочитает их не замечать. И тогда сознание становится всего лишь своеобразным «театром военных действий» подсознания. Это страхи, сны, странные сны.
"Будущее одной иллюзии" (1927). Рассматриваются психологические и социокультурные основания и функции религии. Фрейд определяет культуру как «все то, чем
Рис.9. Почерк З.Фрейда.
человеческая жизнь возвышается над своими
животными условиями и чем она отличается
от жизни животных». Постулирует наличие
у всех людей разрушительных тенденций,
имеющих противообщественный и антикультурный
характер, причем в поведении большого
количества индивидов эти тенденции являются
определяющими. Отсутствие у людей спонтанной
любви к труду и бессилие доводов разума
против их страстей полагаются распространенными
свойствами, ответственными за то, что
институты культуры могут поддерживаться
лишь известной долей насилия.
В 1933 году была издана серия брошюр под общим названием "Продолжение лекций по введению в психоанализ".
В этой работе он попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов - любви и ненависти, вины и раскаяния, горя и зависти. До того как он начал размышлять над глубинной природой этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств.
Еще с 1923 года Фрейд, выкуривающий по 20 кубинских сигар в день, страдал раковой опухолью глотки и челюсти, но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина. Он перенес 33 тяжелейшие операции, которые должны были остановить рост опухоли, вынужден был носить неудобный протез, заполнявший пространство между ротовой и носовой полостями, и потому временами не мог говорить. его постоянно мучили сильнейшие боли, которые с каждым днем становились все невыносимее.
23 сентября 1939 года
незадолго до полуночи, Фрейд
умер после того, как попросил
у своего друга доктора Макса
Шура инъекцию смертельной
У Фрейда постепенно появились последователи, дополнившие и подкорректировавшие его учение. Наиболее известные из них – Альфред Адлер, Карл Юнг, Отто Ранк.
Альфред Адлер ввел в психологию такое понятие как комплекс неполноценности. В отличие от Фрейда, утверждавшего, что у любого новорожденного ведущей является половая потребность, проявляющаяся в сосании материнской груди, Адлер говорил о потребности в превосходстве как об основной. Если личность «ущербна», то есть имеет физический
Рис.10. З.Фрейд незадолго до смерти.
недостаток, то возможны два пути ее развития:
или уход в болезнь или сверхкомпенсация
(преодоление комплекса неполноценности).
Такие люди становятся великими учеными,
политическими деятелями, писателями,
художниками и т.д.
Карл Юнг, в
отличие от своего учителя интересовался
европейским и восточным
Теория психоанализа
в самых общих чертах сводится
к следующему: Все наше поведение
определяется двумя принципами - принципом
приятного и принципом
В принципе реальности выражается, наоборот, непосредственное знакомство с реальной жизнью и необходимость подчиниться ее требованиям. Между желанием приятного и требованиями жизни возникает конфликт, в результате которого многие желания должны остаться неосуществленными. Такие неосуществленные желания вытесняются нередко из области сознания и переходят в сферу бессознательного, где они и сохраняются, продолжая оказывать влияние на поведение человека. Стремясь прорваться в сознание, вытесненные желания вступают в борьбу с сознательными представлениями и одерживают над ними верх во время таких состояний, как сновидения, дневные грезы и т. д. Поэтому по правильно истолкованному сновидению можно судить о бессознательных переживаниях человека. Толкование сновидений - самое замечательное открытие Фрейда. Он показал, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление вытесненного желания. Большая часть вытесненных представлений, по Фрейду, полового происхождения. Впрочем, термин "пол" (либидо, эрос) понимается Фрейдом очень широко, обнимая всю область приятных ощущений, а не только половые эмоции в тесном смысле. Задача психоанализа состоит в том, чтобы проникнуть в скрытый смысл влечений, обнаружить внутренние бессознательные устремления личности и помочь ей освободиться от них.
Отто Ранк занимался теорией сновидений, соотнося материал сновидений с мифологией и художественным творчеством. Наиболее известен его труд «Травма рождения», в которой он утверждает, что изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов, и что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно.
Рис.11. Памятник Фрейду в Вене.
Список литературы:
1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.
2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- репринтное воспроизведение издания 1913 г.
3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической литературы, 1992.
4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф.
Современная
5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия: Основы филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литературы, 1982 г.