Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:15, реферат
Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече”.
Введение…………………………………………………..……………………....3
Начало правления Ивана Грозного…………………….…………………….....4
Венчание на царство……………………………………..……………………....6
Пожар и реформа восстание в Москве …………………………..…………….7
Реформы Избранной Рады……………………………….….…………….……...8
- Военная ………………………………………………………………..………..-
- Судебник 1550 г. ……………………………………..……………………….. 9
- Церковный Собор 1551 г………………………………………………………..-
- Создание приказов……………………………………………………………..10
- Губная реформа……………………………………………….……..…..…….-
Россия в середине XVI в………………………………………………….……..11
Государственно-политический строй России ……………………....……..…..12
Падение Избранной Рады………………………………………..….….….…..…13
- Причины падения………………………………………………………………...-
- Расправа ……………………………………………………………..…………14
- В преддверие трагедии……………………………………………..………….-
Опричнина ………………………………………………………………………...15
- Отъезд царя из Москвы ………………………………………….…………….-
- Казни и опалы………………………………………………………..………….-
- Итоги…………………………………………………………………....………..16
- Отмена опричнины………………………………………………………..….....-
Безумный самодержец………………………………………………….….……..17
Смерть Ивана Грозного …………………………………………………..……...18
Заключение………………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………….……..……...20
Федеральное
государственное
«Чувашский
государственный университет
Факультет
иностранных языков
Реферат
на тему:
Иван
Грозный
Выполнил:
студент группы 1Б-11
Гурьева Н.Ю.
Преподаватель:
Ласточкин
В.Б.
Чебоксары – 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………..…
Начало правления
Ивана Грозного…………………….…………………….....
Венчание на
царство……………………………………..…………………
Пожар и реформа восстание в Москве …………………………..…………….7
Реформы Избранной
Рады……………………………….….…………….……...
- Военная ………………………………………………………………..……….
- Судебник 1550 г.
……………………………………..………………………..
9
- Церковный
Собор 1551 г………………………………………………………..-
- Создание приказов…………………………………
- Губная реформа…………………………………………
Россия в середине
XVI в………………………………………………….……..11
Государственно-политический
строй России ……………………....……..…..12
Падение Избранной
Рады………………………………………..….….….…..
- Причины падения………………………………………
- Расправа ……………………………………………………………..…………
- В преддверие
трагедии……………………………………………..………
Опричнина ………………………………………………………………………...
- Отъезд царя
из Москвы ………………………………………….…………….-
- Казни и
опалы………………………………………………………..……
- Итоги…………………………………………………………………
- Отмена опричнины……………………………………
Безумный самодержец……………………………
Смерть Ивана Грозного …………………………………………………..……...18
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече”. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.
Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н. А. Рожкова и М. Н. Покровского об эпохе Ивана IV. Если русская историография и “школа Покровского” не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.
К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформами Ивана IV.
Вопрос
о необходимости коренного
Начало правления Ивана Грозного
Подходило к концу правление Василия III. Он умер в 1553 г., оставив наследником трехлетнего сына Ивана при регентше- матери Елене Васильевне (из рода князей Глинских). Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. Окруженный пышностью и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. К этому прибавилась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. Позднее, уже в зрелые годы, царь Грозный не мог забыть свои детские невзгоды:
«Когда мы с братом остались без родителей, нам не на кого было надеяться. Мне тогда кончался восьмой год; подвластные нам люди обрадовались случаю, что наше царство без владетеля, и мы, их государи, не сподобились от никакой доброй заботы: сами они искали только богатства и славы и грызлись друг с другом.
Чего они только не сделали: сколько избили бояр и преданных отцу нашему людей и воевод! А дворы, села, имения наших дядей захватили себе, и в них водворились сами, и казну нашей матери перенесли в большую казну, неистово пихая ногами и тыкая кольями, а иное себе забрали.
Так князья Василий и Иван Шуйские самовольно приняли надо мною опеку и воцарились, а всех тех, которые отцу нашему и матери были главными изменниками, выпустили из темницы и приблизили к себе. Так все они сделали по своему хотению и сами начали царствовать. Нас с родным братом питали они, как чужеземцев или как убогую челядь. Чего не натерпелись мы в одежде и пище! Ни в чем нам не было воли; все делали не по нашей воле и не по нашим детским годам. Вспомню только об одном: играем мы, как дети, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив на нее ногу.
С нами
обходились не только не по-родительски,
но так, как и с рабами не поступают.
И кто вынесет подобную гордыню?
Как пересчитать все, что я
вытерпел в юности? Часто поздно
ел я не по своей воле. А что
сказать о казне родительской?
Все расхитили лукавым
Одни из бояр (Глинские, Бельские) проводили политику ограничения власти наместников и волостей – представителей центра в уездах и волостях; еще при Елене Глинской была введена единая общерусская монета – серебряная копейка, заменившая многочисленные деньги удельных земель. Другие (Шуйские), наоборот, выступали за усиление позиций феодальной аристократии (раздача земель, привилегий, налоговых и судебных, боярам, монастырям). К власти приходила то одна, то другая группировка. Менялся и духовный владыка – митрополит, глава русской православной церкви: на место Даниила на митрополичий престол сел (1539 г.) Иосаф, Троицкий игумен, близкий Бельским; затем новгородский архиепископ Макарий, поддержанный Шуйскими. Придворные пертурбации сопровождались интригами и казнями. «Боярской правление» (1538-1547 гг.) надолго запомнилось русским людям беззастенчивым расхищением казны, раздачей должностей «своим людям», расправами, разбоями.
В такой обстановке рос великий князь. Часто непристойные и кровавые сцены разыгрались на глазах маленького Ивана IV, что, конечно, повлияло на формирование его характера.
От природы
Иван IV был наделен блестящими способностями
и живым темпераментом. Но с самого
раннего детства ребенок-монарх
был предоставлен самому себе. После
смерти матери люди, пытавшиеся дать ему
хорошее образование, были отстранены
от власти, и великий князь оказался
окруженным боярами, озабоченными лишь
осуществлением своих корыстных
целей, не брезгающими ради достижения
своей цели никакими средствами. По
словам сподвижника Ивана IV Андрея
Курбского, бежавшего позже в Литву, дурные
наклонности московского князя стали
проявляться с 12 лет. С высоких теремов
бросал Иван кошек и собак, наблюдая, как
они гибнут. Потом с толпой знатных сверстников
скакал верхом по улицам Москвы, давя и
грабя встречавшихся прохожих – бояре
же лишь смеялись над этим, говоря: «О!
Храбр будет этот царь и мужественен!»
Первый смертный приговор Иван IV вынес
в 13 лет, приказав, по наущению своих дядьев
Глинских, затравить Андрея Шуйского до
смерти собаками.
Венчание на царство
Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда — Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария торжество Православной веры. Так сплелись интересы царской и духовных властей (Филофей). В начале XVI века все большее распространение получает признание и идея божественного происхождения власти государя. Одним из первых об этом заговорил Иосиф Волоцкий. Иное осмысление власти государя протопопом Сильвестром позднее привело к ссылке последнего. Мысль о том, что самодержец обязан во всем подчиняться Богу и его установлениям, проходит через всё «Послание царю».