Николай II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Николай II является одной из наиболее патетических фигур в истории. «Совершенное ничтожество на троне», «коварный и лживый византиец, недалекий по кругозору, неумный и необразованный», «трусливая и мстительная натура», «прекрасной души человек», «личность мягкая, обаятельная и деликатная», «существо тонкое, чувствующее, глубоко страдательное», «искренний и любящий отец и муж» – все эти столь разительно отличающиеся оценки и характеристики об одном и том же человеке – о Николае II.

Содержание

1. Введение

2. «Милый Ники»

3. Заботы цесаревича.

4. Любовь на всю жизнь.

5. Царская династия.

6. Правитель милостью Божией!

7. Время боли, страхов и надежд.

8. Трудный перевал.

9. Жить и умереть за Россию.

10. Святой дьявол.

11. Опустевший трон.

12. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

     В Думе премьеру удавалось добиваться одобрения большинства вносимых законопроектов. Однако недовольных правительственной политикой всегда хватало в стенах Таврического сада.

     Вечером 1 сентября в Киевском городском театре шла опера «Сказка о царе Салтане»,  где присутствовал царь с семьей, министры, генералитет, «сливки» киевского общества. Во время второго антракта к премьеру подошел человек во фраке и произвел в него два выстрела. Столыпин был помещен в одну из киевских клиник, где несколько дней находился между жизнью и смертью, а 5 сентября в 10 часов 12 минут вечера Петр Аркадьевич скончался и 9 сентября был торжественно похоронен в Киево-Печерской лавре.

     Убийцей премьера оказался 24-летний Д.Г. Богров. На допросах после покушения, охотно рассказывая о себе, но не смог внятно объяснить мотивы своего поступка, заявив лишь, что глава правительства – «главный виновник реакции». Военный суд приговорил убийцу к высшей мере.

     Покушение на Столыпина гулким эхом отозвалось по всей России; этому событию уделили большое внимание российские и иностранные  газеты. Кровавые эксцессы, как казалось многим, начинали стихать, жизнь понемногу входила в нормальное и спокойное русло, и вдруг эти выстрелы в Киеве!

     Царь потерял верного сановника, хотя и не последнего, но наиболее крупного и деятельного.

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Святой дьявол.

 

 

 

 

 

Весь заключительный период царствования

Николая II был осенен болезнью наследника,

которая сама по себе не может объяснить все.                                                                            С ее появлением – а это была одна из причин,

обусловивших падение империи, - стал возможен

феномен Распутина, приведший к фатальной

изоляции императора и его супруги, которые

вынуждены были жить замкнуто, полностью

поглощенные скрытой от посторонних глаз тревогой.

Пьер Жильяр.

 

Без Распутина не было бы и Ленина.

Александр Керенский.[31]

                                                         

 

 

     Распутин… «полуграмотный сибирский мужик, хлыстовец, пьяница и развратник, «варнак», по выражению председателя царского совета министров Коковцова, пробрался к монаршему трону и почти десять лет влиял на царскую семью, оказывая огромное воздействие на государственную политику последнего Романова, являясь «разрушительной силой» для престижа царской власти… без Распутина и его влияния на последних правителей почти невозможно понять последнее царствование». [32] Его разоблачали при жизни, клеймили и высмеивали после смерти, но этот человек-легенда, человек-символ вызывает интерес до сих пор.

     Родился Григорий в слободе Покровской Тюменского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина среднего достатка Ефима Яковлевича Распутина, очевидно, в 1896 году (в переписном листе переписи 1897 года его возраст определен в 28 лет).

     В начале 90-х годов XIX века Григорий Ефимович женился на тихой девушке Прасковье, от брака с которой имел двух дочерей, Марию и Варвару, и сына Дмитрия. Жизнь вел тогда самую обычную, ничем не примечательную. Перелом произошел в тридцатилетнем возрасте, во время посещения Верхотурского монастыря в Пермской губернии.

     Это путешествие на богомолье способствовало перерождению Григория, и очевидцы отмечали эту разительную перемену. Распутин стал вести «богоугодную жизнь»: соблюдал все посты, не пропускал ни одной службы в храме, молился дома, хоть копейкой, но помогал нищим. Затем начались его паломничества по святым местам. 

     К моменту появления в Петербурге он уже хорошо знал Священное писание и мог часами вести беседы на религиозные темы. Григорий ни в каком учебном заведении не обучался и грамотой владел с трудом. Со временем ему удалось научиться выводить слова, но техникой письма в полном смысле этого слова так и не овладел.

     Распутин отличался природным умом, крестьянской сметкой и удивительной интуицией, много раз проявлявшейся к вещей славе его как прорицателя. Многие называли его «старцем»…

     Понять удивительный феномен Распутина трудно, если оторвать его от исторических народных представлений о нравственной жизни. Православному часто требовался наставник, духовный друг, советчик и поводырь, способный указать правильную дорогу в жизни. Старец – это бесспорный праведник, благочестивый человек и христианин, строго соблюдавший все канонические принципы веры. Вот почему, когда началась борьба с Распутиным, очень много усилий было положено на то, что бы доказать всем, но в первую очередь венценосцам, что пресловутый Гришка – сектант, «хлыстовец», и по этой причине его деятельность не может быть угодна Богу.

     Впервые в Петербург Распутин приехал, очевидно, в 1903 году, успев к тому времени «покорить сердце» казанского епископа Хрисанфа, рекомендовавшего его ректору Петербургской духовной академии епископу Сергию, который в свою очередь представил Распутина профессору, иеромонаху Вениамину и инспектору академии. Последний состоял в тот период духовником царской семьи и некоторых великих князей.

     Духовник великого князя Петра Николаевича и его жены великой княгини Милицы Николаевны, отец Феофан ввел «сибирского старца» в великокняжеские покои.

     От салона Милицы уже был всего лишь шаг до царских чертогов. Роковая встреча должна была состояться, и она в конце концов произошла 1 ноября 1905 в Петергофе. В дневнике Николая II записано: «Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божьим – Григорием из Тобольской губернии».[33] Царь и царица находились в подавленном состоянии духа. Общее положение дел в стране было для них безрадостным. Несмотря на Манифест 17 октября, умиротворение не наступило. Отовсюду шли сигналы о беспорядках и насилиях. В такой мрачной атмосфере и появился тот, кто утешил их беседой, предсказав благоприятное м скорое завершение смут и волнений.

     До конца 1907 года встречи императорской четы со «старцем Григорием» были случайными и довольно редкими. Между тем слава сибирского молитвенника и предсказателя в Петербурге постепенно росла, а слухи о том, что с ним виделась царская чета, лишь множили их.

     По мере роста известности, в обществе начинали циркулировать компрометирующие Распутина слухи. Чад «леденящих кровь историй» о невероятных эротических похождениях его и о немыслимых оргиях пьянил воображение образованных мещан.

     В первые свои наезды в Петербург Григорий Распутин расположил к себе многих из числа тех, кто пытался найти «истинного Бога». С конца 1907 года идет отсчет систематических встреч Григория Распутина с царской семьей. Местом их в последние годы монархии чаще всего служил небольшой одноэтажный каменный дом №2 на Церковной улице в Царском Селе, в котором поселилась ближайшая подруга и наперсница царицы Анна Александровна Вырубова (Танеева).

     Она заняла в жизни императорской семьи исключительное место; у венценосцев не было от нее никаких секретов. Та искренне дорожила этим доверием и платила им бескорыстной преданностью, доходившей до самозабвения. Александра Федоровна и Аня Танеева были единомышленницами: их душевные устремления и нравственные представления почти целиком совпадали, хотя по своей природе, по психологическому и эмоциональному складу эти женщины были очень несхожи. Императрицу и ее фрейлину-наперсницу сближало одинаковое отношение к Григорию Распутину, которого они обе глубоко почитали, видя в нем воистину Божьего человека, способного наставить на праведный путь и указать судьбу.

     Удивительное расположение венценосцев к неприметной, неприметной, не блиставшей ни красотой, ни талантом столичной барышне, неизбежно вызвало интерес в свете, плодило слухи и сплетни. Сплетни высвечивают одну характерную сторону столичного высшего общества последнего царствования: удивительную эротическую истерию, надрывный культ плотской чувствительности и вакханического экстаза, охвативший в первую очередь дам столичного света. Разнузданную похоть часто прикрывали разговорами о поисках простоты, искренности и истинности.

     Эта атмосфера сексуального надлома очень способствовала росту известности, а затем и ажиотажу вокруг личности Григория Распутина. Разговоры на эти темы, еще совсем недавно немыслимые в пуританском русском обществе, сделались модными. Через некоторое время беспощадная молва будет утверждать, что А.А. Вырубова, эта пресловутая «устрица» сожительствует с «грязным мужиком Распутиным».

     Ничего плотского в этих отношениях никогда не существовало. Вырубова питала к Распутину почтение, переставшее в обожание. Она, как и царица, уверовала в то, что, молитвы этого «посланца Божьего» дойдут до Всевышнего, спасут и сохранят царскую семью, приведут Россию к счастью и процветанию.

     Очень скоро «сибирский старец» стал своим и для Николая и Александры, и для их детей, воспитанных в духе глубокой религиозности, беспредельно всегда уважавших и ценивших все то, что было дорого родителям.

     Впервые разговоры о Распутине возникли в столичном высшем обществе в 1908-1909 годах. Передавали друг другу сенсационную новость: в царской семье появился советчик, родом из Сибири, какой-то мужик. Слухи были неопределенные, никто не знал, но это, тем не менее, стало вызывать озабоченность у должностных лиц. Довольно быстро удалось установить, что к революционной среде Распутин отношения не имеет и что у него уже в это время существовала известная духовная близость с венценосцами.

     Последнее обстоятельство обеспокоило министра внутренних дел и премьера П.А. Столыпина, поручившего товарищу министра внутренних дел и шефу корпуса жандармов генералу П.Г. Курлову установить за Распутиным наблюдение. Выяснилось, что в прошлом этого человека имелось немало темных страниц, его жизнь окружили нелицеприятные слухи. Петр Аркадьевич прекрасно понимал, что нахождение около венценосца человека с сомнительной репутацией неизбежно будет дискредитировать его, тем более, что об этом рано или поздно станет широко известно. Враги трона и династии получат еще один козырь.

     Имевшую информацию премьер решил представить царю. Объяснение произошло ранней весной 1911 года. Император выслушал сообщение, поблагодарил и в конце заявил: «Я знаю и верю, что Вы мне искренне преданы. Быть может, все, что Вы мне говорите, - правда. Но я прошу Вас никогда больше мне о Распутине не говорить. Я все равно сделать ничего не могу». За три месяца до трагической гибели Столыпина царь записал: «После обеда имели радость видеть Григория по возвращении из Иерусалима и с Афона».

     «Радость видеть» император редко с кем испытывал. Под воздействием каких чар находился самодержец? Как заметила Вырубова, царь и царица «верили ему, как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обращались к нему с просьбою помолиться».

     «Роковой цепью», связавшей, как оказалось, навсегда, семью последнего монарха и Григория явилась болезнь цесаревича Алексея. Именно в конце 1907 года Распутин, оказавшись рядом с заболевшим наследником, «сотворил молитву», и положение малыша улучшилось. Прорицатель-целитель стимулировал выздоровление не только при личном присутствии, но и воздействовал по телефону.

     О несомненных психотерапевтических способностях этого сибирского крестьянина сохранилось достаточно свидетельств. Факт существования подобного дарования можно считать исторически установленным.

     Общение с царями пьянило крестьянскую натуру. Распутин постепенно начинал мнить себя всемогущим, любил произвести впечатление рассказами о своем влиянии. «Меня не будет – царей не будет, России не будет», - в это мрачное распутинское пророчество уверовала царица, и он об этом знал. Все остальное рядом с таким жизненным предначертанием становилось несущественным. «Образованное общество» начинало роптать. Чиновно-дворянский мир стал ужасаться.

     Борьба с Распутиным постепенно приобрела характер общественной добродетели. Страх, возмущение, злорадство, ненависть охватывали в той или иной степени многих. Признаки беспокойства начинали проявлять особо близкие к трону лица. Царь и царица имели к этому времени уже свой взгляд на Распутина и не желали уступать давлению родни и общества, требовавших выдворения «дорого Григория» из Петербурга. В последние годы монархии размышления и предположения о том, кто же действительно  стоял, «за этим Гришкой», стали любимой шарадой в различных  кругах общества. Но Распутина никто не направлял и никакой заговор за ним не стоял.

     Летом 1914 года имя Распутина вырвалось на первые полосы всех распространенных газет России. 29 июня в селе Покровском на него было совершено покушение. Покушение изменило общественный статус крестьянина Тобольской губернии. По высочайшему распоряжению его начали охранять. Вернулся он в столицу в конце августа 1914 года, и сразу же встретился с венценосцами. 22 августа царь записал: «После обеда видели Григория, в первый раз после его ранения». Началась последняя глава жизни этого человека. Разворачивался последний акт монархической драмы.

     Почти все говорили одно и то же: в стране творится невесть что, на высшие посты назначаются бездарности и ничтожества по рекомендации проходимца Распутина, который «закабалил царицу» и сделал ее инструментом своей воли, что за ним стоят враги России и агенты Германии.

Информация о работе Николай II