Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 18:16, доклад
Новые веяния в экономике, культуре вызвали реформу образования, активизировали деятельность просветителей, что способствовало развитию педагогической мысли. В ее истории выделяется три периода: просветительная педагогика эпохи петровских преобразований (1700--1730); просветительная педагогика ломоносовского периода (1741 --1765), заложившая основы новой научной педагогики; просветительная педагогика последней трети века просветительной педагогики считали главным (1765 - 1790).
Введение
1. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова
2. Принципы, лежащие в основе Ломоносовской программы организации просвещения в России.
3. Особенности методических приемов воспитания и образования
Заключение
Список литературы
Педагогическая деятельность и взгляды Ломоносова
План
Введение
1. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова
2. Принципы, лежащие в
основе Ломоносовской
3. Особенности методических приемов воспитания и образования
Заключение
Список литературы
Введение
Новые веяния в экономике, культуре вызвали реформу образования, активизировали деятельность просветителей, что способствовало развитию педагогической мысли. В ее истории выделяется три периода: просветительная педагогика эпохи петровских преобразований (1700--1730); просветительная педагогика ломоносовского периода (1741 --1765), заложившая основы новой научной педагогики; просветительная педагогика последней трети века просветительной педагогики считали главным (1765 - 1790).
Русских просветителей беспокоила проблема организации школьного дела в стране и содержание образования в школе. Они предлагали разные варианты решения данного вопроса.
В целом, идеи русских просветителей первой четверти XVIII в. -- петровской «ученой дружины» -- по своему теоретическому уровню и практическому воплощению не уступали разработкам западных мыслителей. Их отличали государственный подход, масштабность, реальность замыслов. Используя передовой опыт европейского и русского просвещения, они внесли значительный вклад в становление педагогики как науки, явились идейными предшественниками М. В. Ломоносова.
Выдающимся педагогом России XVIII в. был первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов (1711 --1765). Он впитал в себя традиции народной педагогики, усвоил суровый опыт воспитания в крестьянской и рыбацкой общине. Все это сказалось впоследствии на решении им педагогических проблем.
В течение всей своей работы в Академии наук М. В. Ломоносов занимался активной педагогической деятельностью; первым начал читать лекции на русском языке; учил молодых людей из числа «природных россиян»; переводил и писал учебные пособия по разным наукам для студентов; занимался разработкой проектов и программ развития образования в стране; вел борьбу с противниками распространения грамотности в России. Серия документов ученого о среднем и высшем образовании названа исследователями его творчества Ломоносовской программой организации просвещения в России.
1. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова
В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов. Первый этап (1742-1745) непосредственно связан с преподава-тельской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.
Ломоносов разработал программу публичных лекций, которые должен был читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не существовало учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел с латинского учебник по физике.
Второй этап (1745-1749) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора). Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печатании перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписывалось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходимых физических приборов. Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке.
Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необходимости преобразования учебной части Академии наук.
28 апреля 1746 года он подготовил
документ в академическое
Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александро-Невской семинарий.
Уже в этот период Ломоносов
считал, что необходимо составить
новый регламент (устав) Академического
университета. По поручению канцелярии
от 13 июня 1748 года разработкой устава
занимался академик Г.Ф. Миллер. Это
говорит о том, что Ломоносов
стремился поднять уровень
Третий этап педагогической
деятельности Ломоносова (1750 - 1755) совпал
с периодом, когда ученый работал
над серией документов о высшем и
среднем образовании. Позднее они
были названы исследователями
Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский.
Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.
Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»:
1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины);
2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты);
3) решение педагогических
задач (подготовка
При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в состав которой записалось несколько сотен человек. Это во много раз превышало первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что явилось важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII в.
Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756-1765 годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России.
Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности.
2. Принципы, лежащие в
основе Ломоносовской
Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.
В «Проекте переустройства Академии наук» Ломоносов предлагал особо выделить тех, кому требуется «жалованье».
Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук... Молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам».
Ломоносов первым представил
гимназию как прогрессивную форму
средней общеобразовательной
- российская;
- латинская;
- «первых оснований в науках»;
- «знатнейших европейских языков».
Для каждой из них устанавливались
три класса: нижний, средний, верхний,
закреплялся трехгодичный срок обучения.
Ломоносовская программа
Важное место в ломоносовской программе отводилось высшему образованию. По мнению ученого, университеты должны быть ведущими в стране учебно-научными центрами, которые оказывали бы решающее влияние на развитие науки и распространение просвещения в России. В отличие от западноевропейских университетов Ломоносов предложил изменить структуру высшего образования в России, отказавшись от богословского факультета, так как «во всех университетах деление на факультеты бывает сообразно с государственными учреждениями, то и здесь, отказавшись от бого-словского круга наук в пользу Святейшего Синода, таковые науки преподаются только в подведомственных ему школах...».
Таким образом, Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной науки.
Исходя из принципов гуманизма и народности, Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспитывать в молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность». Ломоносов очень ценил такое качество, как милосердие. Он призывал помнить христианскую заповедь: «Буде же ты человек, то помни, что ты такое»- и считал, что «кто милосерд, следовательно, тот бесчеловечно не поступает», «где добродетели госпо-дствуют, тут порокам нет места».
Высоко ценил Ломоносов трудолюбие: он учел также то, в каких условиях будет происходить трудовая деятельность. К ним он относил предварительную подготовку к выполнению того или иного дела, обоснование цели работы, планирование ее хода, подбор необходимых инструментов, анализ результатов.
Следуя традициям гуманизма,
Ломоносов считал, что человек
должен быть счастливым. В понятие
«счастье» он вкладывал особый смысл,
подразумевая под ним не столько
удовлетворенность своей
Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность. Именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении русского языка. Его изучение способствует формированию патриотизма, уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки. Благодаря усилиям Ломоносова в гимназии появились классы русского языка («Российская школа»). В «Российской школе» изучались русский язык и русская история. Все предметы в гимназии, за исключением философии, преподавались на русском языке.
Для обучения учащихся необходимо было подготовить учебное пособие, за разработку которого взялся сам Ломоносов. «Российская грамматика» была построена на передовом языковедении, на тонком знании русского языка, его диалектов. Долгое время это был самый авторитетный учебник русского языка.
3. Особенности методических
приемов воспитания и
Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидактическими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. Ломоносов отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны к наукам.
В таких документах, как
«Проект регламента Академической
гимназии» и «Проект регламента
московских гимназий», он выступил сторонником
классно-урочной системы. Это была
новая идея в русской педагогике,
которую Ломоносов сам воплотил
на практике. Он считал, что в рамках
урока можно более полно
1. проверка выполнения
«домашних экзерциций» (
2. сообщение новых знаний, выполнение «дневных заданий» на уроке.
Ломоносов полагал, что умственное
развитие может быть результативным
тогда, когда в процессе обучения
педагог будет использовать определенные
дидактические правила или
Информация о работе Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова