Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 18:16, доклад
Новые веяния в экономике, культуре вызвали реформу образования, активизировали деятельность просветителей, что способствовало развитию педагогической мысли. В ее истории выделяется три периода: просветительная педагогика эпохи петровских преобразований (1700--1730); просветительная педагогика ломоносовского периода (1741 --1765), заложившая основы новой научной педагогики; просветительная педагогика последней трети века просветительной педагогики считали главным (1765 - 1790).
Введение
1. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова
2. Принципы, лежащие в основе Ломоносовской программы организации просвещения в России.
3. Особенности методических приемов воспитания и образования
Заключение
Список литературы
Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Он поставил задачу приобщения детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности, творчества.
Его своеобразный педагогический
подход к постановке реального образования
проявился в отборе учебного материала.
В его методах обучения ярко выделяются
элементы политехнического образования.
Ломоносов подготовил основательный
проект деятельности академической
гимназии. В нем Ломоносов
Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы.
Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитии, правил поведения способствует воспитанию «нравов».
В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.
В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил учителю. Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики. В работе учителя над методикой преподавания Ломоносов рекомендовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения.
Занимаясь проблемой организации руководства школой, деятельности учителей и учеников в ней, Ломоносов пришел к выводу, что во главе школы должен стоять только педагог. Ломоносов первым из ученых обратился к проблеме терминологии в науке. Он явился основателем научного языка русской педагогики. Имея прекрасную лингвистическую подготовку, обладая энциклопедическими знаниями, владея иностранными языками, ученый создал своеобразный стиль научного изложения.
Заключение
Таким образом, XVIII век - век Просвещения - оказал благотворное влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Этот период характеризуется появлением целого ряда школьных проектов, в которых нашли отражение, как прогрессивные идеи, так и положения, поддерживаемые официальными кругами. Преобразованиями Петра I было положено начало светскому образованию. Однако в целом основная масса населения оставалась неграмотной. Сохранился сословный характер образования. Немногие представители простого народа могли достичь вершин в науке.
Одним из таких людей был Ломоносов, с именем которого непосредственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности.
Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.
Список литературы
1. Белявский М.Т. «Ломоносов
и основание московского
2. Бобровникова В.К. «
3. Вавилов С.И. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Издательство Академии наук СССР, 1961,- 268 с.
4. Ишлинский М.Л., Павлова А.Р. «М.В. Ломоносов - великий русский ученый». - М.: Педагогика, 1986, - 126 с.
5. Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». (Сост. Буторина Т.С.) - М.: 1991, - 68 с.
6. Перевалова Л.А. «Педагогические взгляды М.В. Ломоносова». - М.: 1964, - 110 с.
7. Уткина Н.Ф. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Мысль, 1986, - 318 с.
8. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соловков, Г.Н. Волков, С.Ф. Егоров, А.Н. Копылов. -- М., 1985. - С 92-93.
Информация о работе Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова