Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:55, реферат
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости
усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти.
трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления
обеспечивала более
высокую степень
государства, а после
окончания Северной войны
процесс размещения
и обеспечения регулярных
начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается
создание восьми губерний,
которые в свою очередь
провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петер-
бургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской,
Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли гене-
рал-губернаторы, остальных
- губернаторы. Провинции
еводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия
как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710
г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у
губернатора были вице-
ший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, гу-
- 10 -
бернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а
Московская ратуша
превратилась из
учреждение.
В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была ус-
тановлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна
была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия во-
енных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались
новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в
средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соот-
ветствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опре-
денленное количество полков.
Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война
затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не
удалось. Денег по-прежнему
не хватало, что создало
ву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Ап-
раксин придумывал
суммы "доходов" и
домости по ним, демонстрируя
радение о казенной прибыли.
Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного уп-
равления. В результате губернской реформы была уничтожена система
приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы,
так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.
Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды",
которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией минист-
ров".
Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласив-
ший создание нового органа государственной власти - Сената. Фор-
мальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ
гласил:
" 1Указ, что по отбытии нашем делать.
- 11 -
11. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отняти-
1ем чести и всего имения, тож и ябедником да последует; 2. Смотреть
1во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные, отс-
1тавить; 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артери-
1ею войны; 4. Дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче
1тех, которые кроются, сыскать; також тысячю человек людей боярских
1грамотных для того ж; 5. Вексели исправить и держать в одном месте;
16. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, ос-
1мотреть и посвидетельствовать; 7. О соли старатца отдать на откуп и
1потщитца прибыли у оной; 8. Торг китайской, зделав компанию добрую,
1отдать; 9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, прилас-
1кать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подату охоту для боль-
1шева их приезду. 3 Петр. 1"
В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников ца-
ря, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным ор-
ганом, которому все
лица и учреждения должны
мому царю.
Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г.
создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обя-
занности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблени-
ях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практи-
чески безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал
половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для
расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов.
Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом
Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокуро-
ра для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре
за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для об-
суждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной
- 12 -
власти была резко снижена.
Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената
еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы
государственного управления Петр избрал шведское государственное
устройство. Рассматривая эту реформу, ка и многие другие преобразо-
вания Петра, нельзя
не коснуться вопроса о
западноевропейского опыта.
Шведская государственная система была построена на принципах ка-
мерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего расп-
ространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт,
весьма привлекательных для Петра:
1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал
создание учреждений,
специализировавшихся в какой-
2) Это устройство учреждения
на началах коллегиальности,
регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского
труда, установления
единообразия штатов и
Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило,
вносил обусловленные
особенностями России
28 апреля 1718 г. гласит: " 1Всем колегиям надлежит ныне 3на основании
3шведского устава 1сочинять во всех делах и порядках по пунктам, 3а
3которыя пункты в шведском регламенте неудобны, 1или с сетуациею сего
1государства несходны и оныя 3ставить по своему разсуждению. 1И, пос-
1тавя 3 об оных, докладывать, так ли их быть 1".
В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу
коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23
марта 1715 г. - только
шесть коллегий без
тей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и
Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг.,
когда Петр составил
своеобразную программу
- 13 -
ний: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплекто-
вал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назнача-
ются президенты и вице-президенты коллегий:
┌────────────────┬───────────
│ Коллегия │ Президент │ Вице-президент │
├────────────────┼───────────
│ Чужестранных │ Канцлер граф │ Вице-канцлер барон │
│ дел │ Г.И.Головкин │ Шафиров │
├────────────────┼───────────
│ Камер │ Князь Д.М.Голицын │ Барон Нирот │
├────────────────┼───────────
│ Юстиция │ Тайный советник │ Бревер │
│ │ А.А.Матвеев │ │
├────────────────┼───────────
│ Ревизион │ Князь Я.Долгорукий │ - │
├────────────────┼───────────
│ Военная │ Князь А.Д.Меншиков │ Генерал А.А.Вейде │
├────────────────┼───────────
│ Адмиралтейская │ Генерал-адмирал │ Крейс │
│ │ Ф.М.Апраксин │ │
├────────────────┼───────────
│ Коммерц │ П.А.Толстой │ Шмидт │
├────────────────┼───────────
│ Штатс │ Граф И.А.Мусин-Пушкин │ - │
├────────────────┼───────────
│ Берг и Ману- │ Я.В.Брюс │ - │
│ фактур │ │ │
└────────────────┴───────────
- 14 -
Документ от 12 декабря 1718 года: " 1Реестр коллегиям. О должнос-
1ти, что в которой управляти надлежит...
11. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иност-
1ранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государс-
1твы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных
1иноземцев.
12. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение
1доходов денежных всего государства.
13. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыск-
1ныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.
14. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.
15. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были
1ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.
16. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к
1тому принадлежащими морскими делами и управлении.
17. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.
18. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных
1расходов.
19. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и
1рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия" 0.
С появлением коллегий прекращали свое существование многие из
сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых
учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью
коллегиальной системы стало более четкое разграничение сфер дея-
тельности и совещательный порядок ведения дел. Сам Петр писал: " 1В
1коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не
1постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный уви-
1дит" 0. Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при
жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721 г. была образована Ду-
- 15 -
ховная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената,
в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-колле-
гию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия
для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-колле-
гии получила статус коллегии.
В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определя-
ющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и
компетенцию. Формирование
коллегиальной системы было
функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.
После учреждения коллегий
Петр решил по шведскому
мировать и местное управление. Началась очередная реформа местного
административно-
отменены "доли" и должности ландратов, губернии теперь делились на
провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых
стояли земские комиссары,
назначаемые Камер-коллегией.
Городское управление было передано в руки городских верхов.
Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось