Роль Ф.Э. Дзержинского в ликвидации детской беспризорности в 1920-х годах ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:40, контрольная работа

Краткое описание

Предметом контрольной работы является опыт решения проблем детской беспризорности.
Цель контрольной работы: рассмотреть и оценить опыт решения проблем детской беспризорности в 20-е ХХ века.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Предистория проблемы и причины возникновения беспризорности……..4
2. Жизненный путь Ф.Э. Дзержинского………………………………………..6
3. Роль Ф.Э. Дзержинского в ликвидации детской беспризорности…………8
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованных источников и литературы…………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 36.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Роль Ф.Э. Дзержинского в ликвидации детской беспризорности в 1920-х годах ХХ века»

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Предистория проблемы  и причины возникновения беспризорности……..4

2. Жизненный путь Ф.Э.  Дзержинского………………………………………..6

3. Роль Ф.Э. Дзержинского  в ликвидации детской беспризорности…………8

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованных источников и литературы…………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

  Актуальность исследования  определяется необходимостью учитывать  историческое прошлое страны, в  том числе и педагогический  опыт, чтобы научится решать свои  задачи новыми приемами сегодня. 

  В последнее время  часто упоминают о том, что  ситуация с беспризорниками и  безнадзорными детьми на современном  этапе имеет большое сходство  с ситуацией в 20 – 30-е годы  ХХ века. Изменились только причины  такого положения. Если в 20 – 30-е годы причинами увеличения  числа беспризорных детей были  такие явления, как гражданская  война и голод, то сегодня  в основе этого неблагоприятного  для нашего общества процесса  лежат такие факторы, как: 

- кризисные явления в  семье (нарушение ее структуры  и функций, рост числа разводов  и количества неполных семей);

- асоциальный образ жизни  ряда родителей; падение жизненного  и культурного уровня населения; 

- ухудшение условий содержания  детей в семьях; педагогическая  безграмотность родителей;

- распространение жестокого  обращения с детьми в семьях  и интернатных учреждениях при  снижении ответственности за  их судьбу;

- коммерциализация сферы  образования и культуры.

   Беспризорные дети  – это дети, которые не имеют  родительского или государственного  попечения, постоянного места  жительства, соответствующих возрасту  позитивных занятий, необходимого  ухода, систематического обучения  и развивающего воспитания. Беспризорность  часто связана с противоправным  поведением.

   И, наверное, самое  страшное из всего этого то, что все большее количество  детей становится сиротами при  живых родителях.

   Социальные кризисы  20-х – 30-х годов 20-го века  привели к увеличению общего  количества беспризорных и безнадзорных  детей на улицах, этот неблагоприятный  процесс способствовал развитию  системы детских домов, становлению  системы воспитательной работы  с особой категорией детей:  детей-сирот, детей, лишившихся  попечения родителей.

   Объектом контрольной  работы являются беспризорные  дети и роль главы ВЧК Ф.Э.  Дзержинского в ликвидации детской  беспризорности.

  Предметом контрольной  работы является опыт решения  проблем детской беспризорности.

   Цель контрольной  работы: рассмотреть и оценить  опыт решения проблем детской  беспризорности в 20-е  ХХ  века.

 

1. Предистория проблемы и причины возникновения беспризорности

     В истории  человечества беспризорничество  как особое социальное явление  существует давно. Но в периоды  политических, социально-экономических  потрясений, войн, революций, национальных  междоусобиц – число беспризорных  детей значительно возрастает. Имеют  свою историю и способы решения  проблем детей, выбитых из жизненной  колеи. С середины XIX века в  России начинается активный рост  детских приютов, в том числе  создаваемых частными лицами  и общественными организациями.  Характерно, что рост приютов  в Санкт-Петербурге лидировал  среди всех благотворительных  учреждений; они составляли к  90-м годам XIX века 33 % от их общего  числа. К концу XIX века все  большую активность в решении  проблем беспризорничества проявляет  государство, организуя приюты  для детей нравственно запущенных, преступивших закон, или отбывших  наказание. В начале ХХ века  активную деятельность по устройству  таких беспризорных детей развернул  московский Совет по призрению  беспризорных. Их передавали в  семьи, которые получали определенную  плату; создавали «искусственные»  семьи из нескольких детей  во главе с заслуживающими  доверия женщинами; организовывали  небольшие приюты.

      Семь лет  Первой мировой и Гражданской  войн вызвали разруху в стране. Народное хозяйство пришло в  упадок, миллионы людей остались  без крова и без работы, семьи  — разлученными, дети — выброшенными  на улицу.

 Как только стихли  бои на фронтах Гражданской  войны, одним из первых вопросов, вставших перед советской властью,  был вопрос о детях. Проблема  детской беспризорности обострилась  с особой силой в 1921 году, когда  на Россию обрушилась губительная  засуха. Посевы погибли, хлебные  резервы оказались исчерпанными, надежд на урожай не было. Положение  страны стало катастрофическим. Пришел небывалый для России  голод, охвативший 37 губерний с  населением свыше 40 миллионов  человек.

   В районах бедствия  сложилась ужасающая картина  детского горя, сиротства, бездомности,  проституции, преступности, буквального  вымирания. Газета "Красная звезда" Петроградского военного округа 29 марта 1922 года сообщала, что  "к началу 1922 года от голода  умерло более 11,2 миллионов детей". В 1922 году в стране скиталось  около 7 миллионов детей.

   В 1910 году в царской  России насчитывалось до 2,5 млн.  беспризорных детей. В результате  голода, разрухи и других тяжелых  последствий гражданской войны  и революции число беспризорных  детей к 1921 году возросло до 4,5 млн.

   Следует отметить, что в связи с большим ростом  детской беспризорности и безнадзорности, обусловленном целым рядом социально  – политических и экономических  факторов, эта проблема на сегодняшний  день является особенно актуальной  для России. Так, по данным различных  экспертов, число безнадзорных  в России составляет от 500 тыс.  до 2 - 5 млн. несовершеннолетних.

   Исходя из определения  терминов «беспризорность» и  «безнадзорность», а также из  анализа юридической, социальной, педагогической литературы, посвященной  данному вопросу, статистических  данных официальных источников, были выделены следующие группы  причин генезиса детской беспризорности  и безнадзорности: экономические;  социальные; психологические; медицинские;  политические; правовые; рост криминализации  общества.

   Исходя из причин  возникновения детской беспризорности  и безнадзорности, на сегодняшний  день принято выделять следующие  пять основных источников ее  формирования:

- нелегальная миграция  семей из ближнего зарубежья  в Россию;

- сиротство, потеря родственников  и опекунов в силу различных  трагических обстоятельств; 

- попытка скрыться от  суда и следствия после совершения  уголовно наказуемых деяний;

- самовольно ушедшие из  семьи из-за жестокого обращения,  пьянства или наркомании родителей,  сексуального насилия и в силу  других причин;

- лица, самовольно покинувшие  специальные детские учреждения (спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты,  иные объекты).

   Можно сделать  вывод, что впервые термин «безнадзорность»  появился в 1930 году, хотя детская  беспризорность появилась гораздо  раньше и только с середины XIX века в России начинается  активный рост детских приютов,  в том числе создаваемых частными  лицами и общественными организациями.  Несмотря на богатый исторический  опыт и разнообразие форм и  методов борьбы с детской беспризорностью,  существовавших в разные годы  в России (от благотворительных  сиротских приютов при монастырях  до «изъятий» беспризорников  ГУЛАГа в 30 – х гг. ХХ в.), следует отметить, что проблемы  детской беспризорности и безнадзорности  остаются актуальными и в настоящее  время.

 

2. Жизненный путь  Ф.Э. Дзержинского

   Феликс Эдмундович  Дзержинский родился 30 августа  (11 сентября) 1877 г. в имении Дзержиново  Виленской губернии в мелкопоместной  дворянской семье. Его отец  Эдмунд Иосифович Дзержинский,  преподаватель физики и математики, скончался от туберкулеза, когда  Феликсу не было и пяти лет.  На руках его матери Елены  Игнатьевны, происходившей из интеллигентной  семьи Янушевских, осталось восемь  детей. Семья жила скромно.  Феликс был резвым и чутким  ребенком, любил животных, дружил  с сельскими мальчишками, сострадая  их нужде. Рассказы матери о  жестоком подавлении польского  восстания 1863-1864 г. рождали в  его душе протест против несправедливых  порядков, запрещения обучения на  польском языке. 

    В 1887 г. Феликс  поступил в Первую виленскую  гимназию, где хорошо учился, особенно  по физике и математике. Видя  беспросветную нужду виленских  рабочих, Феликс ищет радикальные  пути уничтожения несправедливости. В 16 лет он становится убежденным  атеистом, в 17 лет вступает в  нелегальный социал-демократический  кружок, где изучает марксистскую  литературу. Любя польский народ,  он стоит на последовательно  интернациональных позициях. В 1894 г. на горе Гедымина он вместе  с товарищами дает клятву всю  жизнь посвятить борьбе со  злом и несправедливостью, за  свободу и счастье трудового  народа. В 1895 г. Феликс вступает  в ряды Социал-демократии Литвы,  ведет пропагандистскую деятельность  в кружках рабочих и гимназистов,  организует печатание на гектографе  нелегальной литературы и листовок. Схоронив в 1896 г. горячо любимую мать, Феликс весь отдается партийной работе, участвует в I съезде Социал-демократической Партии Литвы и Польши (СДКПиЛ). Не дождавшись двух-трех месяцев до окончания гимназии, добровольно оставляет учебу, чтобы ничто не мешало вести революционную деятельность.

    В 1897 г. его  посылают в Ковно (Ныне Каунас), где для конспирации он работает  в переплетной мастерской и  ведет агитационную деятельность  среди рабочих под псевдонимом  Яцек, руководит стачками. При помощи  провокатора жандармы хватают  Дзержинского и заключают в  Ковенскую тюрьму, где часто сажают  в карцер и бьют до потери  сознания. По указу императора  без суда его высылают в  Нолинск Вятской губернии. Там  он работает на табачной фабрике,  сближается со ссыльными, пробует  вести агитацию. За строптивый  характер (он спустил полицейского  с лестницы - прим. авт.) несмотря  на заболевание глаз (трахому)  полиция высылает его в медвежий  угол - село Кайгородское. Здесь Дзержинский  сочувственно относится к несчастным  крестьянам, помогает им составлять  различные заявления, но его  агитационная работа не приносит  результатов из-за их мелкособственнической  сущности.

    В 1899 г. Дзержинский  бежит из ссылки, нелегально живет  в Вильно и Варшаве, включается  вновь в революционную деятельность, за которую его арестовывают  в 1900 г. и спустя полтора  года высылают на 5 лет в Восточную  Сибирь, в Вилюйск. По пути Феликс  Эдмундович руководит демонстрацией  протеста заключенных в Александровском  централе под Иркутском. С риском  для жизни он бежит из Верхоленска,  приезжает в Варшаву, а потом  в Швейцарию для лечения от  туберкулеза. Дзержинский ведет  нелегальную работу в Кракове  под псевдонимом Юзеф, руководит  изданием и распространение газеты  “Красное знамя”. В 1903 г. по  его инициативе происходит объединение  СДКПиЛ, в состав главного правления  которой его включают, с РСДРП.

    В 1905 г. Дзержинский  в гуще событий. Он руководит  забастовками и демонстрациями  в Варшаве и Лодзи, в июле  вновь попадает в тюрьму, но  в октябре его выпускают по  амнистии. В 1906 г. он активно  участвует в съездах и конференциях  РСДРП и СДКПиЛ, в августе встречается  в Петербурге с Лениным, единомышленником  которого давно является, активно  поддерживает большевиков. В декабре  его сажают в варшавскую тюрьму  “Павиак”, в мае 1907 г. выпускают  под залог, однако в апреле 1908 г. он вновь в тюрьме - в  X павильоне Варшавской цитадели. Там он ведет дневник. В январе 1909 г. Дзержинского лишают всех прав и состояния и отправляют на вечное поселение в Енисейскую губернию, откуда он бежит в Варшаву, затем в Берлин и на Капри, где во время лечения встречается с М. Горьким. Вскоре пламенный революционер переезжает в Краков, где ведет революционную работу в 1910-1912 гг., отстаивая последовательно большевистские позиции. По партийным заданиям посещает Варшаву, Лодзь, Ченхостову. В 1910 г. Дзержинский женится на Софье Мушкат, с которой ведет вместе революционную работу. Их единственный и любимый сын Ян рождается в 1911 г. в тюрьме. В сентябре 1912 г. Феликса Эдмундовича арестовывают в шестой раз и заключают в Варшавскую Цитадель. За побеги и революционную деятельность в 1914 г. Дзержинского осуждают на каторгу и переводят в Орел, где заковывают в кандалы. В 1916 г. его переводят в Московский централ, откуда его освобождает Февральская революция.

    В 1917 г. Дзержинский  активно включается в работу  МК РСДРП, в июле переезжает  в Петроград, где его избирают  членом ЦК РСДРП, затем он  входит в Секретариат. В октябре  Дзержинский входит в состав  Военно-революционного центра, затем  в состав Исполкома Петроградского  Совета, 25 октября активно участвует  в вооруженном восстании, обеспечивая  взятие красногвардейцами Главного  почтамта. Он участвует в работе II Всероссийского съезда Советов,  где избирается членом Президиума  ВЦИК. 7 декабря Дзержинский назначается  председателем ВЧК и развертывает  беспощадную борьбу с контрреволюцией  и саботажем. В 1918 г. Дзержинский  раскрывает несколько крупных  контрреволюционных заговоров, с  риском для жизни лично участвует  в подавлении мятежа левых  эсеров, в сентябре переезжает  на работу в Москву. Он не  знает сна и отдыха, по целым  неделям не покидает своего  кабинета. В марте он входит  в состав Оргбюро ЦК РКП(б), ВЦИК утверждает его народным  комиссаром внутренних дел РСФСР.  Дзержинский организует работу  разведки, уголовного розыска.

Информация о работе Роль Ф.Э. Дзержинского в ликвидации детской беспризорности в 1920-х годах ХХ века