Роль Ф.Э. Дзержинского в ликвидации детской беспризорности в 1920-х годах ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:40, контрольная работа

Краткое описание

Предметом контрольной работы является опыт решения проблем детской беспризорности.
Цель контрольной работы: рассмотреть и оценить опыт решения проблем детской беспризорности в 20-е ХХ века.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Предистория проблемы и причины возникновения беспризорности……..4
2. Жизненный путь Ф.Э. Дзержинского………………………………………..6
3. Роль Ф.Э. Дзержинского в ликвидации детской беспризорности…………8
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованных источников и литературы…………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 36.17 Кб (Скачать файл)

 

3. Роль Ф.Э. Дзержинского  в ликвидации детской беспризорности

   В феврале 1919 г.  при правительстве - Совете Народных  Комиссаров - был создан Государственный  совет защиты детей под председательством  наркома просвещения А.В. Луначарского.

   Но голод 1920 г.  в Поволжье показал, что обычными, гражданскими мерами Совет защиты  детей не способен справляться  со своими обязанностями. 

   По указанию председателя  ВЧК Ф.Э. Дзержинского при всех  губернских, уездных и городских  чрезвычайных комиссиях по борьбе  с контрреволюцией, спекуляцией  и саботажем были созданы группы  содействия детским учреждениям.  Чекисты обследовали эти учреждения, выявляя недостатки в их работе, а также местные отделения  Совета защиты детей и вместе  с администрацией принимали необходимые  меры по улучшению их работы.

   В конце 1920 г.  Дзержинский предложил А.В. Луначарскому  и В.И. Ленину объединить усилия  различных государственных учреждений  и общественных организацией  в борьбе с детской беспризорностью. 

   Вот что он говорил  по этому поводу наркому просвещения: "Ведь когда смотришь на  детей, так не можешь не думать - все для них! Плоды революции  - не нам, а им! А между тем  сколько их искалечено борьбой  и нуждой! Тут надо прямо-таки  броситься на помощь, как если  бы мы видели утопающих детей.  Одному Наркомпросу справиться  не под силу.

   Нужна широкая  помощь всей советской общественности.

   Нужно создать  при ВЦИК широкую комиссию, куда  бы вошли все ведомства и  все организации, могущие быть  полезными в этом деле… 

   Я хотел бы сам  встать во главе этой комиссии; я хочу реально включить в  работу аппарат ВЧК. К этому  меня побуждают следующие соображения:  я думаю, что наш аппарат  - один из наиболее четко работающих. Его разветвления есть повсюду.  С ним считаются, его побаиваются… 

   Я и думаю: отчего  не использовать наш боевой  аппарат для борьбы с такой  бедой, как беспризорность?"1

   По инициативе Ф.Э. Дзержинского Президиум ВЦИК на заседании 27 января 1921 года постановил организовать при ВЦИК комиссию по улучшению жизни детей. В тот же день Дзержинский издал приказ ВЧК № 23, в котором, в частности, говорилось: "…Положение детей, особенно беспризорных, тяжелое… Три года напряженной борьбы на фронтах не дали возможности, однако, сделать всего необходимого для обеспечения и

снабжения детей и окружения  их исчерпывающей заботой… И Чрезвычайные комиссии не могут оставаться в стороне  от этой заботы. Они должны помочь всем, чем могут, советской власти и  в работе по охране и снабжению  детей".

   Далее в приказе указывались конкретные задачи. В них входили: обследования фактического положения дел на местах; проверка выполнения декретов о детском питании и снабжении и изыскании мер и способов к их выполнению; помощь в отыскании лучших зданий, их ремонте, снабжении топливом; особое внимание предлагалось уделить защите беспризорных детей на вокзалах и в поездах. В случае невозможности принять детей органами народного образования надлежало "изыскать иные способы снабжения их помещением и продовольствием". Предписывалось: "обо всех случаях хищений, злоупотреблений или преступного отношения к детям — и разгильдяйства — Чрезвычайные комиссии должны доводить до сведения своего Исполкома… и все дела, требующие наказания, передавать в Ревтрибунал или Народный Суд по важности дела — для гласного разбирательства". В заключение приказа говорилось: "Забота о детях есть лучшее средство в истреблении контрреволюции. Поставив на должную высоту дело обеспечения и снабжения детей, Советская власть приобретает в каждой рабочей и крестьянской семье своих сторонников и защитников, а вместе с тем широкую опору в борьбе с контрреволюцией". В двухнедельный срок предлагалось сообщить, "что по этому вопросу сделано, а также план предстоящей работы в этом направлении".

   Официально Комиссия по улучшению жизни детей была образована 10 февраля 1921 года. Председателем Комиссии стал Ф.Э. Дзержинский. Его заместителем ВЦИК утвердил командующего войсками ВЧК начальника милиции республики В.С. Корнева. В состав Комиссии вошли пять членов — по одному представителю от наркомпрода, наркомздрава, наркомпроса, Рабоче-крестьянской инспекции и ВЦСПС.

   В письме Дзержинского, направленном всем местным органам ВЧК говорилось, что работа сотрудников ЧК должна состоять не в том, чтобы вмешиваться в деятельность учреждений, которым поручена охрана детей, а в том, чтобы оказывать им практическую помощь.

   Сотрудники ЧК и милиции раскрывали и пресекали преступления, связанные со взяточничеством, хищениями и бесхозяйственностью в работе учреждений по охране жизни детей, взяли под свою защиту беспризорных детей на вокзалах и в поездах.

   В приказе по войскам ВЧК республики № 177 от 16 марта 1921 года говорилось, в частности: "…Блуждающих по водным и ж.-д. путям сообщения беспризорных детей быть не должно… Обнаруженных на путях сообщения беспризорных детей отводить в: а) приемные пункты, б) распределители, в) комиссии по делам несовершеннолетних и г) отдел Народного образования… При задержании чинами Желдормилиции беспризорных детей проявлять максимум внимания и бережливо-осмотрительного отношения к ним и ни в коем случае не допускать грубости и насилия".

   Чем только не занималась Деткомиссия за время своего существования. Но, конечно, больше всего внимания она уделяла вопросам снабжения детских учреждений всем необходимым, распределением продовольствия, мануфактуры (по губерниям, с точностью до аршина). Было распределено 175 тысяч пар обуви и 750 тысяч пар лаптей (например, Петроградской губернии выделялось 17780 пар обуви и 76200 пар лаптей), а также 110 тысяч пар американской обуви; досок, брусков и других лесоматериалов. Особо выделялись деньги (12 миллиардов 700 миллионов рублей) на организацию детских домов в голодающих губерниях. Отдельные решения были приняты даже по распределению 4 вагонов посуды и 2400 ящиков оконного стекла.

      Самых несчастных детей из голодавших губерний эвакуировали в более благополучные регионы, а также за границу (600 человек отправили в Чехословакию; рассматривался вопрос о направлении в Германию и Англию).

   По инициативе ВЧК Народный комиссариат продовольствия направил 21 марта 1921 года указание всем Губпродкомам: "В целях обеспечения диетическим питанием детей и больных… изъять нижеперечисленные продукты из общего распределения, предоставив их исключительно для детского и больничного питания". В числе этих продуктов были запасы сушеных фруктов, молочной муки "Нестле", овсяной крупы "Геркулес", фруктовых консервов, шоколада и т.д. В телеграмме Корнева, направленной вслед за этим указанием, говорилось: "Виновные в неисполнении циркуляра подлежат строжайшей ответственности".

   В другой телеграмме Корнева предлагалось "немедленно принять меры отвода в ведение Наркомпроса не требующих большого ремонта хорошо сохранившихся пригородных дач для летних детколоний".

   Сотрудники органов и войск ГПУ ежемесячно отчисляли часть пайка и жалования в помощь голодающим детям и строго контролировали использование этих денег. Ко всем частям и органам ГПУ были прикреплены беспризорные дети. Действовал принцип: "Десять голодных кормят одного умирающего". Некоторые органы ГПУ организовывали и содержали за свой счет детские дома, где детям прививались трудовые навыки.

   Одних бюджетных средств для борьбы с беспризорностью было недостаточно, и Деткомиссия искала новые источники. Одним из них стал специальный выпуск тиражей двух почтовых марок, все средства от продажи которых шли на помощь беспризорным. По инициативе Деткомиссии Президиум ВЦИК ввел специальное 10%-ное обложение билетов на различные увеселительные зрелища в форме особых марок. В 1923 году была проведена всероссийская "Неделя беспризорного и больного ребенка", давшая большие сборы (ГПУ пожертвовало 100 миллиардов рублей). Прошел также "Тарелочный сбор" в театрах. 10%-ное отчисление от выручки буфетов только за первый день "Недели" составило 25 миллиардов рублей. Была выпущена кинокартина "Беспризорные", освещавшая жизнь среды, в которой вращались беспризорные — "дно улицы", ночлежки, воровские притоны. На средства, собранные в рамках "Недели", были основаны новые детские учреждения.

   Созданные в большом количестве детские дома, "дома ребенка", детские коммуны, колонии, интернаты и другие детские учреждения, эвакуация детей в благополучные районы, кампания по усыновлению беспризорных и другие меры дали свои результаты.

   Кстати, колонии не носили нынешнего характера "исправительно-трудовых", как многие полагают сейчас. Достаточно обратиться к трудам А.С. Макаренко, чтобы убедиться в этом.

    Несмотря на  очевидные трудности восстановительного  периода, через 4 года в РСФСР  имелось более 280 детских домов, 420 трудовых коммун и 880 "детских  городков".

   Если через созданные  при участии комсомола 43 школы  фабрично-заводского обучения за 1921 г. прошло только 2 тыс. учащихся, то в 1924 г. 927 таких школ окончило  более 90 тыс. подростков.

   Часть подростков  направлялась также в музыкальные  команды Красной Армии.

   Количество беспризорных и безнадзорных детей в стране резко сокращалось. Может быть, это простое совпадение, но памятник Ф.Э. Дзержинскому был воздвигнут там, где высятся здания не только спецслужб, но и универмага "Детский Мир".

   По просьбе Ф.Э. Дзержинского, перегруженного работой в ОГПУ и Наркомате путей сообщения, а также в ЦК РКП(б), осенью 1923 года он был освобожден от руководства комиссией, работа которой была уже налажена, но до конца дней не переставал заботиться о детях. Ф.Э. Дзержинский ушел из жизни в 1926 году, не успев полностью завершить начатое дело. Несмотря на все принятые меры, в 1926 году в СССР оставалось еще около 290 тысяч беспризорных детей.

 

Заключение

   Диапазон государственной и общественной деятельности Ф. Э. Дзержинского был исключительно широким. Он участвовал в работе всероссийских и всесоюзных съездов Советов, избирался членом ВЦИК и ЦИК СССР, входил в состав Совнаркома и Совета Труда и Обороны, возглавлял высшие правительственные комиссии. Выступал с докладами и речами на профсоюзных съездах и конференциях, пленумах ЦК отраслевых профсоюзов. Вместе с К. Э. Циолковским и Ф. А. Цандером Дзержинский принимал активное участие в работе Общества по изучению межпланетных сообщений, Совета оборонного общества «Авиахим СССР» и других.

   «Ему свойственно было сочетание добросовестности и гибкости духа, благодаря которой он умел постигать как знаток различные специальные области. Он обладал смелой предприимчивостью и ничем неустрашимым боевым духом. Непоколебимая стальная воля и жаждущая действия энергия. И, прежде всего — рабочая сила  редкой  мощи  и  выносливости» (Клара Цеткин).

   Дзержинского как руководителя и человека социалистической формации, отличали инициативность и чувство нового. Именно Дзержинскому принадлежит заслуга в ликвидации детской беспризорности в молодом советском государстве.

    Этот опыт мы  можем также использовать в  нашем государстве на данном  этапе построения независимого  украинского государства.

                Список использованных источников  и литературы

                                            1.Справочные издания

1.1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Общество и государство. Правители и полководцы. Народы и страны. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 832 с.

1.2.Карнацевич В.Л. Величайшие исторические события мира: Энциклопедический справочник – Харьков: Фолио, 2007. – 623 с.

1.3. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник. - М., 1992. - 525 с.

 

 

                                               2. Литература

2.1.Некрасов В.Ф. Тринадцать «железных» наркомов. М.: Версты, 1995. - 416с.

2.2.Мельников А.И. Пропагандисты ленинской школы. М.: Политиздат, 1985. – 351с.

2.3.Хацкевич А.Ф. Солдат великих боев. Минск: Наука и техника, 1987.- 476с.

2.4. Борьба с детской беспризорностью. /Под ред. Я. А. Перель и А. А. Любимова. М.: «Инфра-М» - 1932. – 142 с.

1 Рыцарь революции. Воспоминания современников о Ф.Э. Дзержинском. М., 1967. С. 278—279.


Информация о работе Роль Ф.Э. Дзержинского в ликвидации детской беспризорности в 1920-х годах ХХ века