Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 05:50, реферат
В начале ХX века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал ранне-капиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее пределами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.
Введение
1. Личность П.А. Столыпина
2. Основные предпосылки реформы
3. Итоги и последствия реформы
Заключение
Список используемой литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ.
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ.
Контрольная работа
По
дисциплине: История
На тему:
«Столыпинская
аграрная реформа: экономическая,
социальная и политическая
сущность, итоги, последствия.»
направление экономика.
Ковалёва
О.С.
Санкт-Петербург 2012
Содержание
Введение
1. Личность П.А. Столыпина
Заключение
Список используемой литературы
В начале ХX века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал ранне-капиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее пределами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.
Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, стало главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией.
Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, З0% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия.
Главная и основная задача в аграрной политике состояла в принципиальной реорганизации землепользования и землевладения крестьянства. Монарх давно уже видел пагубность существования общины, где существовало стремление всех уравнять, всех привести к одному уровню, а так как массу нельзя поднять до уровня самого способного, самого деятельного и умного, то лучшие элементы должны быть принижены к пониманию, к устремлению худшего, инертного большинства. Это виделось и в трудности привить к общинному хозяйству сельскохозяйственные улучшения и в трудности часто наладить приобретение всем обществом земли при помощи Крестьянского банка, так что часто расстраивались выгодные для крестьян сделки.
Достойным
преемником новационных взглядов С.Ю.
Витте, продолжателем его
Энергичный губернатор был замечен и уже вскоре получил портфель министра внутренних дел в кабинете И.Л. Горемыкина. Однако честолюбивый Столыпин не удовлетворился столь важной должностью. Через несколько месяцев он начал присматриваться к посту главы правительства и в июле 1906 г. получил его. Должностной взлет Столыпина к вершинам государственной власти был стремительным: самый молодой губернатор, самый молодой министр и, наконец, самый молодой 44-летний председатель Совета министров. Возглавив российское правительство, он сохранил за собой руководство Министерством внутренних дел.
Экономический кризис рубежа XIX-XX вв. негативно сказался на состоянии, говоря словами С.Ю. Витте, "производительности национального труда", поколебал, но не искоренил убеждение в сознании всех классов и слоев российскою общества в необходимости продолжать начатые реформы. Выразителем этих настроений и стал П.А. Столыпин. Свои предложения по социально-экономической модернизации страны он называл проектом перестройки жизни российского общества на новых началах.
В
основе преобразовательной деятельности
П.А. Столыпина лежало коренное преобразование
основной отрасли отечественной
экономики. Но на пути интенсификации
сельскохозяйственного
Вот почему основные усилия П.А. Столыпин сосредоточил прежде всего на изменении общинного уклада русской деревни. Российские крестьяне вели индивидуальное хозяйство, но большая часть земли находилась в совместном общинном владении. Сельский "мир" не допускал разорения общинников, поддерживая их в трудный период за счет остальных земляков. Оборотной стороной мирских порядков была насильственная уравниловка. Сельский сход мог отобрать земельный надел у крестьянина, подвергнуть его телесному наказанию. Одной из важнейших административных функций общины было определение земли. Размер надела зависел от числа взрослых работников в семье. Периодически проводились земельные переделы, в результате которых поля нарезались на множество полос, разбросанных порою за несколько верст друг от друга. Каждый общинник, таким образом, получал участок хорошей, средней и плохой земли.
Крестьянская реформа 1861 г. не только не ликвидировала сельскую общину, но даже содействовала усилению ее роли. В итоге реформы община оформилась как организатор надельного землепользования. Однако пореформенная община не могла предотвратить естественного процесса социальной дифференциации. Постепенно росла площадь земель, находившихся в частной собственности крестьян. И тем не менее общинные порядки имели глубокие исторические корни и соответствовали психологии большинства крестьян. Круговая порука представлялась удобной и действенной для взимания податей, выполнения административных и полицейских функций. Власти поддерживали общину, рассматривая ее гарантом спокойствия в деревне. Мнение правящих кругов, однако, коренным образом изменилось в ходе аграрных беспорядков 1905 г. Сельская община не оправдала возлагавшихся на нее надежд, порою выступая даже инициатором погромов помещичьих имений.
Общинное землепользование препятствовало проявлению хозяйственной инициативы крестьян, материально не заинтересовывало сельских производителей, мешало внедрению достижений агрокультуры. Говоря о неизбывной кабале отживающего общинного строя, П.А. Столыпин отмечал, что община не давала крестьянину "свободы приложения своего труда к земле", "свободы трудиться, богатеть и распоряжаться своей собственностью", осуществлять "власть над землей", использовать "весь запас его разума, его воли", чтобы быть "в полном смысле слова кузнецом своего счастья".
Таким образом, объективно необходимой становилась коренная реформа общинных отношений. В повестку дня встал вопрос об укреплении земли в личную частную собственность. П.А. Столыпину принадлежит заслуга инициатора перевода крестьянства от общинного владения землей к подворному. Еще на посту саратовского губернатора он указывал на пагубность общинных порядков. "У русского крестьянина - стремление всех уравнять, все привести к одному уровню, - писал П.А. Столыпин в докладе Николаю II, - а так как массу нельзя поднять до уровня самого способного, самого деятельного и умного, то лучшие элементы должны быть принижены к пониманию, к устремлению худшего, инертного большинства".
Индивидуализация крестьянского хозяйства стала стержнем аграрной политики столыпинского правительства. Коренное переустройство крестьянской деревни, считал П.А. Столыпин, неизбежно приведет к последующим реформам в различных социально-экономических сферах. Вот почему его программа включала в себя обширный круг внутриполитических, экономических, социальных и культурных преобразований. Вопреки мнению министров, не решавшихся одним росчерком пера упразднить вековой порядок, П.А. Столыпин настоял на принятии царского указа. Высочайшее повеление от 9 ноября 1906 г. имело нарочито скромное название "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования". В действительности же эти "дополнения" означали коренной поворот в аграрной политике самодержавия.
Указ предлагал каждому домохозяину, владеющему надельной землей на общинном праве, требовать закрепления за собой в личную собственность причитающиеся ему части земли. Выйдя из общины, крестьянин мог получить земельное владение в виде отруба (в пределах села) или хутора, но уже за его пределами. Следовательно, указ разрушал крестьянскую общину изнутри за счет выделения из нее некоторой части крестьян с землей. Для домохозяев, вышедших из общины, он узаконил частную собственность на землю, поощрял создание фермерских, то есть производящих товарную продукцию, хозяйств, при этом не посягая на помещичье землевладение. Эти положения указа по сути легли в основу аграрного законодательства П.А. Столыпина. За исключением отдельных и несущественных поправок, законопроект о новом землеустройстве был одобрен III Государственной Думой и утвержден царем 14 июня 1910 г. В дополнение к нему 29 мая 1911 г. был издан еще один Закон о землеустройстве, который способствовал усилению преобразовательных процессор в деревне.
Характеризуя содержание реформы, П.А. Столыпин особо выделял вопрос об экономическом стимулировании крестьянства. В "Декларации правительства по аграрному вопросу" (апрель 1907 г) он решительно выступил против лозунга национализации земли. При передаче ее из частной собственности в собственность государства, по мнению реформатора, "земля получила бы скоро те же свойства, как и вода, и воздух, ею бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, - этого никто не стал бы делать. Вообще стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена".
Основу заинтересованности, считал П.А. Столыпин, может создать лишь частная собственность на землю. Для экономического возрождения страны крайне необходимо воссоздание права собственности на землю, превращение крестьянина в "доброго хозяина, хозяина-изобретателя". При этом, считал реформатор, "нельзя ставить преграды обогащению сильного для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету". Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому, "тупоумного к трудоспособному". Главное, по его убеждению, "иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых... Таких сильных людей в России, - утверждал Петр Аркадьевич, - большинство".
Все свои надежды П.А. Столыпин связывал с приложением к земле "личного труда, личной собственности", "всех народных сил", чтобы "поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля - это залог нашей силы в будущем. Земля - это Россия". Выступая перед депутатами III Государственной Думы, реформатор подчеркивал: "Правительство не могло не идти навстречу, не могло не дать удовлетворения тому врожденному у каждого человека, потому и у нашего крестьянина - чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода, как влечение к продолжению рода, как всякое другое природное свойство".
Вместе с тем П.А. Столыпин был против ликвидации дворянских поместий, так как в итоге, по его мнению, это привело бы к уничтожению "культурных хозяйств" и в результате к понижению культурного уровня страны. Подобная позиция реформатора была явно консервативной и непоследовательной. Она, прежде всего не соответствовала общей направленности реформ на развитие предпринимательства, с одной стороны. А с другой, - оставляя в неприкосновенности основной земельный фонд, находившийся в собственности феодалов, сдерживала развитие свободного фермерского хозяйства. Возможно, на позиции П.А. Столыпина сказался здравый реализм реформатора, понимающего необходимость поддержки поместного дворянства в преобразовательной деятельности. Определенное значение, надо полагать, имели и личные интересы П.А. Столыпина, его семейные связи, сословные традиции.
Для проведения аграрной реформы, приватизации крестьянского надельного землевладения П.А. Столыпин активно использовал мощные организационные и экономические рычаги государственного воздействия. Основную роль в этом играл государственный Крестьянский банк. Он призван был выполнять две важнейшие функции: покупка и продажа земли, выдача кредитов на приобретение земли и хозяйственное обустройство выделившихся из общины крестьян. В 1907-1915 гг. для покупки помещичьей земли крестьянам было выделено ссуд на 1027 млн. руб. За время действия аграрного законодательства крестьяне выкупили у помещиков более 9,6 млн. десятин земли. При переселении на хутора и отруба для хозяйственного обустройства крестьянам предоставлялась ссуда в размере 165 руб. на двор без процентов. Ссуда выдавалась на срок до 15 лет. Первые 5 лет были льготными, а в последующие 10 лет ссуда погашалась равными частями.