Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:24, реферат
Петр Аркадьевич Столыпин - одна из самых интересных фигур российской истории. О нём очень много спорят, существуют крайне противоречивые оценки его как личности и как государственного деятеля. Тем не менее, неоспоримым остается то, что это был выдающийся человек и великий реформатор. К сожалению, у многих представление о Столыпине сводится к тому, что он - Председатель Совета Министров Российской империи, осуществивший аграрную реформу.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Жизненный и политический путь П.А. Столыпина 4
2. Столыпинские реформы 9
2.1.Аграрная реформа 10
2.2. Реформы в области прав и свобод гражданина 15
2.3.Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти 16
2.4. Реформирование судопроизводства 17
2.5. Местное управление и самоуправление 18
2.6. Экономика, финансы, инфраструктура 19
2.7.Образование, наука и культура 21
2.8. Военная реформа 23
3. Противодействие террору 25
4. Другая реформаторская деятельность 27
5. Тайна убийства реформатора 31
Заключение 33
Список использованной литературы 36
СОДЕРЖАНИЕ
столыпин реформатор правовой
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Жизненный
и политический путь П.А.
2. Столыпинские реформы 9
2.1.Аграрная реформа 10
2.2. Реформы в области прав и свобод гражданина 15
2.3.Формирование
основ правового государства
и разграничение
2.4. Реформирование судопроизводства 17
2.5. Местное управление и самоуправление 18
2.6. Экономика, финансы, инфраструктура 19
2.7.Образование, наука и культура 21
2.8. Военная реформа 23
3. Противодействие террору 25
4. Другая реформаторская деятельность 27
5. Тайна убийства реформатора 31
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Петр Аркадьевич Столыпин
- одна из самых интересных фигур
российской истории. О нём очень
много спорят, существуют крайне противоречивые
оценки его как личности и как
государственного деятеля. Тем не менее,
неоспоримым остается то, что это
был выдающийся человек и великий
реформатор. К сожалению, у многих
представление о Столыпине
П.А. Столыпин родился 2 апреля 1862 г. в Дрездене (Германия). Род Столыпиных известен с XVI века и связан был со многими именами, составлявшими славу и гордость России. Бабушка М.Ю. Лермонтова, воспитавшая его и проплакавшая, глаза после его преждевременной смерти, - урожденная Столыпина. Прадед - сенатор А.А. Столыпин - друг М.М. Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец - Аркадий Дмитриевич - участник Крымской войны, генерал-губернатор Восточной Румелии, позднее командовал гренадерским корпусом в Москве, затем - комендант Кремлевского дворца, друг Л.Н. Толстого; Мать, Наталья Михайловна Столыпина (урожденная Горчакова), дочь канцлера князя М.Д. Горчакова. Жена Петра Аркадьевича - правнучка А.В. Суворова. Матримониальные связи, немало значившие в феодальном обществе, как видим, - отменные.
Петр Аркадьевич не пошел пo традиционной для его фамилии службе, не стал ни дипломатом, ни военным. Детство его прошло в имении в Колноберже, недалеко от Ковно (кроме еще одного имения в Ковенской губернии, семья владела поместьями в Нижегородской, Казанской, Пензенской и Саратовской губерниях). Он получил домашнее образование, а после учился в Виленской гимназии (1879г.) и в Орловской классической гимназии (1879-1881 гг.). В июне 1881 года Петр Аркадьевич неожиданно для многих поступил на физико-математический факультет Петербургского императорского университета, где, кроме физики и математики, с увлечением изучал химию, геологию, ботанику, зоологию, агрономию.
Летом 1884 года, будучи студентом, Петр Аркадьевич женился на фрейлине императрицы Марии Федоровны, Ольге Борисовне Нейдгардт, дочери обер-гофмейстера, действительного тайного советника Б.А. Нейдгардта. В 1885 году закончил университет и получил диплом о присуждении степени кандидата физико-математического факультета.
В молодости как специалист-
В пореформенной России так называемый "аграрный вопрос" стал подлинной головной болью правительства. Деревня непрестанно нищала. В Петербурге и на местах шли заседания "особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности". В столице столкнулись две точки зрения. Одну выражал министр внутренних дел В.К. Плеве, другую - министр финансов С.Ю. Витте. Первая сводилась к сохранению крестьянской общины, которая всегда считалась царизмом опорой "порядка" в деревне, и к проведению экономической политики, направленной на всемерную поддержку государственными средствами и методами разорявшегося крупного дворянского землевладения. Государство должно было активно вмешиваться в аграрные отношения помещика и крестьянина, переориентировать политику Крестьянского поземельного банка - и все с одной конечной чисто полицейской целью - ослабить борьбу крестьян с помещиками, защитить интересы последних. Этому же должна была способствовать и переселенческая политика, целью которой стало: не лишая помещичьи хозяйства дешевых рабочих рук, избыток их направить в те районы страны, где имелись избытки земли, и тем ослабить земельный голод в центре страны. Программа Плеве предусматривала и проведение ряда агротехнических мероприятий.
Иной рецепт лечения больного аграрного вопроса предлагал министр финансов С.Ю. Витте. Он считал, что эта первостепенной важности проблема, затрагивавшая и разорявшихся помещиков, и крестьян, вполне может быть решена на основе личной инициативы и капиталистической предприимчивости самих сельских хозяев. Витте решительно возражал против сохранения общинного землевладения, выступая за частную собственность на землю, за то, чтобы крестьянин чувствовал себя ее хозяином, чтобы его уравняли в правах с другими сословиями.
Столыпин же в споре Витте с Плеве еще в 1902 году стал на сторону Витте. Гродненский губернатор П.А. Столыпин решительно высказался за уничтожение общины и расселение на хутора. Однако убеждения Столыпина в это время были все же еще весьма далеки от той довольно четкой программы Витте, которая была отклонена накануне революции 1905-1907 годов, но осуществлена в ее ходе под именем "Столыпинской реформы".
Гродненским губернатором П.А. Столыпин пробыл недолго. В 1903 году его назначили губернатором в более крупную и важную губернию - Саратовскую. Здесь-то и застала его первая революция. События 1905-1907 годов показали глубокую революционность крестьянства, ошибочность расчетов самодержавия на любовь к нему "простого народа" и надежд на то, что крестьянская община - опора государственного порядка. Губерния Столыпина, считавшаяся одной из самых «красных», успокоилась раньше других. Уже в ту пору говорили о поразительном самообладании Петра Аркадьевича. Без сколько-нибудь значительной охраны, без оружия губернатор ездил по восставшим уездам, выступал перед тысячами до предела возбужденных людей - и непостижимым образом умел наладить с ними доверительный разговор. (В ходе одной из таких поездок под ноги ему бросили бомбу. Она взорвалась, убила немало ни в чем не повинных людей. Но Столыпин, словно оберегаемый ангелом-хранителем, остался цел и невредим.) В архиве его дочери Марии сохранились два знаменательных фотоснимка. На одном изображены люди, грозящие губернатору кулаками и палками, на другом - они же, прося у него прощения за совершенные безумства, все как один стоят на коленях...Но правда и то, что, когда уезд захлестывала стихия беспорядков, Столыпин не задумываясь отдавал приказ стрелять...
Нелегкое бремя борьбы
с революцией и поисков иной социальной
опоры для самодержавной
Но нельзя представлять Столыпина
просто кровавым монстром, лично подписывающим
смертные приговоры, как это делал
Сталин. Возглавив правительство
Российской империи, Столыпин имел смелость
взять на себя историческую ответственность
за крутой поворот в стратегическом
курсе страны. Избранный курс Столыпину
приходилось защищать в упорной
борьбе, преодолевая сопротивление
право-консервативных и лево-радикальных
сил, а также непонимание
За короткое время Петр Аркадьевич Столыпин был отмечен целым рядом Царских наград. Помимо нескольких Высочайших рескриптов с выражением признательности, в 1906 Столыпин был пожалован в гофмейстеры, 1 января 1907 назначен членом Государственного совета, в 1908 - статс-секретарем.
О Столыпине много спорят. В чем-то он был исторически прав, где-то допустил тактические ошибки. Случалось, был излишне жесток, иногда свое честолюбие ставил впереди благоразумия. Но было в нем нечто, превышающее возможности его времени. Осмысливая его роль в русской истории, не будет преувеличением сказать, что такие люди рождаются раз в столетие.
Впервые в истории России, - длинной и нелегкой ее истории, появился человек, у которого безграничная любовь к России вылилась в мощную, детально продуманную, захватывающую все сферы жизни российского общества программу реформ, в которой впервые человек трактовался не как общинный винтик, а как отдельная личность, сильная в ее индивидуальности, во всем ее многообразии, сформированная в условиях свободы - экономической и нравственной. В понятии Столыпина Великая Россия - это миллионы сильных личностей, а не сильная община миллионов. Великая Россия, верная своим традициям и своему национальному духу, чуждая любым проявлениям национализма. Сбалансированность политики Столыпина по отношению к личности, независимо от того - был ли это дворянин, крестьянин, рабочий или предприниматель, делал его самым нравственным реформатором в истории России. Он не отбирал землю у богатых, отдавая ее бедным, он ставил своей задачей обеспечить необходимыми средствами бедных, научить их пользоваться тем имуществом, которое государство помогало им приобрести, создавая мощный средний класс сильных личностей, на которых строилось великое государство. Реализация столыпинских реформ позволила России в канун первой мировой войны выйти по темпам экономического роста на пятое место в мире, создать благоприятный инвестиционный и налоговый климат для промышленности и предпринимательства, повысить социальный статус для значительной части россиян, укрепить обороноспособность страны, упрочить ее позиции мирного сосуществования на международной арене. Результативность реформ обуславливалась, в первую очередь, активным использованием регулирующих рычагов формирующегося правового государства и пробуждением активности среднего класса. Основная заслуга П.А. Столыпина и основной его след в истории состоял в том, что он увидел в русском человеке человека. В этом суть и идеология его реформ.
П.А. Столыпин видел решение вопроса неэффективности крестьянского хазяйства (аграрный кризи) в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, дабы гражданские и политические права не оставались пустой буковой.
Столыпин поддержал позицию,
обозначенную в XIX в. Валуевым, Барятинским,
а в начале XX в. Витте о предоставлении
права крестьянам на выход из общины.
Он был убежден в том, что "нельзя
любить чужое наравне со своим
и нельзя обхаживать, улучшать землю,
находящуюся во временном пользовании,
наравне со своею землей. Искусственное
в том отношении оскопление нашего
крестьянства, уничтожение в нем
врожденного чувства