Столыпин великий реформатор: миф или реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Для написания своей работы я выбрала именно тему, связанную с П.А. Столыпиным. Проводя небольшое исследование о политике переселения, мне захотелось больше узнать об этом человеке, особенно, когда я нашла и прочитала воспоминание дочери П.А. Столыпина - М.П. Бок «Воспоминание о моем отце». Стало очень интересно, являлся ли Столыпин великим реформатором или же многое из того, то мы знаем просто миф? Я решила постараться ответить на эти вопросы. Целью данной работы является: выяснить что миф, а что реальность в политической карьере Столыпина.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3
Столыпин и неоднозначность его роли в русской истории…………………. 6
Деятельность П.А Столыпина в оценках историков
и современников…………………………………………… 8
Мифы о Столыпине ………………….. 12
Заключение…………………………………………………. 17
Список литературы………………………………………… 20
Приложение…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по истории России, 4 курс 3.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)
  1. Мифы о Столыпине

 

Нельзя однозначно сказать, что Петр Аркадьевич человек –  миф, но и в то же момент нельзя утверждать, что все из его деятельности есть реальность. Ведь в нашей истории много противоречий, разные взгляды историков и исследователей, разные трактовки одного и того же события. К сожалению, нельзя забывать и о фальсификации. Историк С. Г. Кара-Мурза считает, что «создание мифа Столыпина» стало крупной акцией, антисоветской кампании конца ХХ в. Тот, чье имя сочеталось со словом «реакция», стал кумиром демократической публики! Ведь дошло до того, что в среде интеллигенции Столыпин стал самым уважаемым деятелем во всей истории России  и поставили его на первое место. Выше А. Невского, Петра Великого или К. Жукова. А.Я. Аврех в книге «П.А. Столыпин и судьбы реформ в России» показывает о возвышении Столыпина и его аграрной реформы и при этом оценивает остроту и значимость возникших проблем, связанных с этой реформой. В этой книге показано действительное содержание реформ, их подчиненность помещичьим интересам и принудительный характер их проведения.

Все же о Петре Аркадьевиче  Столыпине следует говорить и  как о реальной исторической фигуре, и как о человеке – мифе. Мифы о Столыпине появились у большевиков и других левых, но и в тоже время миф появился у ультраправых.

Многие советские и  российские историки не обошли вниманием  деятельность Столыпина, выделяя те или иные качества реформатора.

Отмечали, что это был уникальный государственный деятель, сочетавший в себе такие редкие для наших высших чиновников качества, как государственное мышление и незаурядный интеллект, честность, мужество, глубокую религиозность и абсолютную убежденность в правильности избранного пути, высокую требовательность к себе и неизменную последовательность в деле защиты государственных и национальных интересов России. На Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека в России. Он явил собой совершенно новый тип государственного деятеля – консервативного реформатора с либеральной программой, в основу которой был положен системный подход и политический прагматизм. «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать». Взлет П.А. Столыпина к вершинам власти вызвал у многих противоречивые чувства. Он резко отличался от прежних министров тем, что не только имел свое мнение по вопросам государственной жизни, но и пытался отстаивать и проводить в жизнь те идеи, которые, по его мнению, способствовали укреплению самодержавной власти. В этом заключалась сила и дальнейшая слабость Столыпина. Ему было трудно подыскать сотрудников и единомышленников, обладавших государственным мышлением. А это свидетельство того, что у Петра Аркадьевича отсутствовало умение разбираться в людях и подбирать единомышленников, и как следствие нет поддержки в начинаниях.

По мнению Шевырина, В. М.  Столыпин шел неизведанным и опасным путем и ему мало кто помогал. Даже респектабельный С. Ю. Витте исходил желчью, нещадно бичуя столыпинскую политику, за глаза называя его «дураком и подлецом». Исследователь в своей работе также приводит слова Маклакова А., досконально изучившего программу Столыпина и хорошо знавшего его лично. Он полагал, что не произойди в 1914 г. европейской войны, Россия могла бы продолжить постепенно выздоравливать, без потрясений. Историк Каледин А. П. считает, что Столыпин, воспитанный в монархическом духе, выступал то в роли буфера между верховной властью и народным представительством, то в роли орудия самодержавия. Демонстрируя силу, твердость и решительность власти, премьер без колебаний шел на конфронтацию с депутатами, употребляя в своих выступлениях резкие высказывания: «Не запугаете!» Сама же столыпинская программа в скором времени привела к обострению противоречий не только между правительством и обществом, но и в самих правящих кругах. Реализация столыпинского курса не могла удовлетворить практически никого15.

В чем же заключается  миф о Столыпине? Петр  Аркадьевич не только душитель и вешатель, давший своей фамилией   название   намыленной  удавке,  накидываемой   палачом   на   шею приговоренного. Он предстает более или менее разумным государственным деятелем,  искренне  стремившимся выполнить  не  только  первую половину своей формулы:  "Сначала  успокоение,  а потом  - реформы",  но  и вторую. Миф о том, что Столыпин был душителем и вешателем имеет место быть. Примером тому служат репрессии, проводимые П.А. Столыпиным. Помимо методов убеждения и арестов Столыпин пытался использовать высылку из деревни активистов аграрного движения. Для умиротворения деревни вынужден был прибегать даже к применению огнестрельного оружия. Отсюда и возникли понятия «столыпинский галстук» и «столыпинский вагон». Хотя, когда я читала воспоминания М.П. Бок, то увидела Петра Аркадьевича очень положительным человек, сопереживающим, сочувствующим простому народу, примерным семьянином. Особенно это было отражено в переживании Столыпина за жизнь людей, оказавшихся в момент взрыва на даче Столыпиных. Как он навещал их в больнице. Хотя, как я поняла из выступления Столыпина, все средства хороши. «Людям, господа, свойственно и ошибаться, и увлекаться, и злоупотреблять  властью. Пусть эти злоупотребления будут разоблачаемы, пусть они будут  судимы и осуждаемы, но иначе должно правительство относиться к нападкам,  ведущим к созданию настроения, в атмосфере которого должно готовиться открытое выступление. Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли и мысли, все они сводятся в двум   словам, обращенным к власти: "руки вверх". На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: "не запугаете"».

Нелепо  представлять   Столыпина  просто   кровавым   монстром,   лично подписывающим смертные приговоры. Но  и  рыцарем  в  белых перчатках он тоже  не  был. Но с другой стороны, о Петре Аркадьевиче говорят как о великом реформаторе, который мог бы избавить Россию от революции, изменив ход ее истории. Но убийство Столыпина подорвало этот миф.  Как точно отметил один из активных проводников столыпинского курса С. Крыжановский: «Со смертью его сила государственной власти России пошла на убыль, а с нею покатилась под гору и сама Россия». Но в конечном счете вера, долг и честь Столыпина оказались сильнее пуль и бомб боевиков-террористов, клеветы и непонимания поставленных им целей со стороны оппозиции, косности и нежелания преобразований большей части правящей верхушки. Великий реформатор исторически победил навсегда, пусть даже ему пришлось заплатить жизнью за преобразованную Россию. Он еще раз доказал непреложную для истории истину — только политика, основанная на подлинной вере, политика чести и долга, политика не во имя собственного честолюбия, а во имя народа может быть действительно успешной16.

Послесловие

 

П. А. Столыпин на горизонте русской государственности  являлся выдающимся деятелем, значению которого история, несомненно, должна будет уделить особое место. Строгий законник, отнюдь не жестокий по натуре человек, верующий христианин, он всеми силами стремился избавить родину от тех “великих потрясений” которыми ей угрожали и революционные партии, и радикальные круги общественности 17.Эпиграфом к своей работе я взяла высказывание С.Ю. Витте, которое в равной степени может относится к любому чиновнику, живущему и в XX и XXI веке.   Едва ли можно сомневаться в том, что Столыпин явно не желал и не хотел, чтобы русский народ стал "наземом" для укрепления других народов и делал максимально возможное для того, чтобы Россия, в которую он верил, заняла бы подобающее ей место в мирном соревновании с другими странами. Для успеха такого соревнования необходимо создать условия, с одной стороны, для мирного эволюционного развития России, а с другой - для превращения ее в мощную державу, обладающую таким военным потенциалом, который позволил бы в случае международных конфликтов, выйти из них победительницей. Но все же, даже его близкие люди не понимали, власть испортила его как человека чести. И можно много рассуждать о том, что сделал и что не сделал П.А. Столыпин, что здесь есть миф, а что реальность. Для меня ясно, что этот политический деятель несомненно «громкая» фигура начала XX века.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Неординарна биография Петра Аркадьевича Столыпина.  Литература о нем насчитывает более 1000 названий. Неудивительно, что неоднозначную оценку как среди его современников, так и среди историков и исследователей получил личность Столыпина, и все реформы, им проводимые. И этих противоречивых оценок, содержащих высказывания современников и историков о П. А. Столыпине, много. Одни называют его «реформатором», давшим России шанс очнуться и пойти по пути прогресса. Другие считают реакционером, «душителем». Так кто же он на самом деле? Вопрос, конечно, спорный. Но, изучив некоторую литературу о Петре Аркадьевиче, я для себя уточнила, что как бы ни говорили о нем, как бы к нему ни относились, мое мнение одно. Для меня Петр Аркадьевич Столыпин великий реформатор, а все эти мифы имеют место быть. Но у каждого человека должно быть свое мнение. Каждая реформа, каждое преобразование проливает кровь. Не может быть такого, чтобы реформы не несли каких – то жертв. Если оглянуться в прошлое, то мы это все увидим. Например, реформы Петра Великого, Екатерины Великой. Мнения могут расходиться, но все едины в одном. П.А. Столыпин «заставляет нас говорить о нем», он оставил большой след в истории нашего государства. Многие высказывания Петра Аркадьевича остаются актуальными до сих пор. Самое известное из них: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Ведь и по сей день мы продолжаем говорить о нем, изучать его биографию, его деятельность. Роль П.А. Столыпина. Как я считаю, велика. Хотя бы взять в пример заселение Сибири. Ведь именно при нем происходит заселение Сибири сельским хозяйством. Можно, конечно, порицать его за то, что реформа задумана другим человеком, что по репрессиям и жесткости можно сравнить со Сталиным, но если вдуматься, то не так то и просто воплотить преобразования в жизни. Можно соглашаться и не соглашаться с мнениями современников и исследователей, но нужно самому для себя определить какое мнение тебе ближе. Для меня же, Столыпин как человек, государственный деятель     и реформатор. «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу». (П. А. Столыпин).  Переломные моменты исторического развития личность, играет огромную роль. Такой личностью был Столыпин. Многие видные государственные деятели считали, что Столыпин бы не допустил этой трагедии, обернувшейся страшной потерей. Но террористическим актом была прервана плодотворная эволюция жизни России. Трагедия великого государственного деятеля, убитого в расцвете сил, вылилась в трагедию народов России и самого крупного      государства.  
П.А. Столыпин, по многочисленным свидетельствам родственников, близких, сослуживцев и просто современников  представлял собой богатую уверенную личность, в которой редкостное самообладание, выдержка и терпение сочеталось с сильными волевыми импульсами, поступками, когда нужно было сломить противостояние самых невыгодных обстоятельств, когда только решимость могла остановить анархию, хаос, и восстановить порядок. Эти замечательные свойства сами по себе были притягательными, внушали уважение даже у врагов.  
И хочется свою работу закончить словами В.В. Путина: «Место и роль Петра Аркадьевича Столыпина в истории нашей страны огромны, но вместе с тем его деятельность и несомненные заслуги долгие десятилетия были несправедливо забыты, недооценены и современниками, и потомками. Значение и масштаб этой яркой, талантливой личности, выдающегося исторического деятеля выходят далеко за рамки одной эпохи…. Петр Аркадьевич Столыпин сумел не только сформировать идеологию реформ, но и запустить процесс этих масштабных преобразований, которые затронули практически все стороны жизни. Он считал, что главная цель - это снятие всех препятствий и ограничений в развитии производительных сил. Он считал необходимым раскрепостить творческую энергию нации, направить ее на созидание. И нужно прямо сказать, очень многое из того, что он задумывал, ему удалось сделать»18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Монографии:

  1. Табачник Д.В., Воронин В.Н. Петр Столыпин. Крестный путь реформатора, М., Молодая гвардия, 2012., С. 406.
  2. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., Политиздат, 1991., С. 286.
  3. Кара – Мурза С.Г. Столыпин – отец русской революции., М., Алгоритм, 2002, С. 256.
  4. П.С. Кабытов. П.А. Столыпин. Последний реформатор Российской империи, изд-во Рос. Полит. Энциклопедия, 2007., С. 208

Воспоминания:

  1. Бок М.П. П.А. Столыпин: воспоминания о моем отце/ М.П. Бок – М., Новости, 1992. – С. 348.
  2. С.Е. Крыжановский. Заметки русского консерватора/ «Вопросы истории», 1997, №4, С. 107

Статьи:

  1. Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (Мифы и реальность) // История СССР. 1991. № 2.
  2. Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/ Римма Федько // Бельские просторы. 2012. №10

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

  1. А.Я. Аврех П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.: Политиздат, 1991. – 286 с.
  2. А.Я. Аврех П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.: Политиздат, 1991. – 286 с.
  3. С.Е.Крыжановский Заметки русского консерватора/ «Вопросы истории», 1997, №4, С. 107
  4. Табачник Д.В., Воронин В.Н.  Петр Столыпин. Крестный путь реформатора, М., Молодая гвардия, 2012., 9 с.
  5. Аврех А. Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991. - С. 90.
  6. Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (Мифы и реальность) // История СССР. 1991. № 2
  7. Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р. Федько//Бельские просторы. 2012. №10. С.11
  8. Кара-Мурза С. Столыпин - отец русской революции. М., 2002.
  9. Римма Федько Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р. Федько//Бельские просторы. 2012. №10. стр. 12
  10. Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия.: полн. СОБР. Речей в Гос. Думе и гос. Совете, 1906-1911 гг./ П.А. Столыпин. – М.: Молодая гвардия, 1991- выступление Столыпина от 16 ноября 1907 г.
  11. Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р.Федько//Бельские просторы.2012.№10, 12 с.
  12. Кара-Мурза С. Столыпин - отец русской революции. М., 2002.
  13. Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р.Федько//Бельские просторы.2012.№10. 12 с.
  14. П.С. Кабытов «П.А. Столыпин. Последний реформатор Российской империи2, изд – во Рос. Полит. Энциклопедия, 2007.  179 с.
  15. Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р.Федько//Бельские просторы.2012.№10, 12 с
  16. Табачник Д.В., Воронин В.Н.  Петр Столыпин. Крестный путь реформатора, М., Молодая гвардия, 2012., 81 с.
  17. Табачник Д.В., Воронин В.Н.  Петр Столыпин. Крестный путь реформатора, М., Молодая гвардия, 2012., 87 с.
  18. Путин, В. Из выступления на заседании Оргкомитета по празднованию  150 - летия со дня рождения П. А. Столыпина Москва, 13 июля 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 А.Я. Аврех П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.: Политиздат, 1991. – 286 с.

2 А.Я. Аврех П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.: Политиздат, 1991. – 286 с.

3 С.Е.Крыжановский Заметки русского консерватора/ «Вопросы истории», 1997, №4, С. 107

4Табачник Д.В., Воронин В.Н.  Петр Столыпин. Крестный путь реформатора, М., Молодая гвардия, 2012., 9 с.

 

5 Аврех А. Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991. - С. 90.

6 Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (Мифы и реальность) // История СССР. 1991. № 2

7 Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р. Федько//Бельские просторы. 2012. №10. С.11

8 Кара-Мурза С. Столыпин - отец русской революции. М., 2002.

9 Римма Федько Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р. Федько//Бельские просторы. 2012. №10. стр. 12

10 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия.: полн. СОБР. Речей в Гос. Думе и гос. Совете, 1906-1911 гг./ П.А. Столыпин. – М.: Молодая гвардия, 1991- выступление Столыпина от 16 ноября 1907 г.

11 Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р.Федько//Бельские просторы.2012.№10, 12 с.

12 Кара-Мурза С. Столыпин - отец русской революции. М., 2002.

13 Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р.Федько//Бельские просторы.2012.№10. 12 с.

14 П.С. Кабытов «П.А. Столыпин. Последний реформатор Российской империи2, изд – во Рос. Полит. Энциклопедия, 2007.  179 с.

15 Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р.Федько//Бельские просторы.2012.№10, 12 с

16  Табачник Д.В., Воронин В.Н.  Петр Столыпин. Крестный путь реформатора, М., Молодая гвардия, 2012., 81 с.

17Табачник Д.В., Воронин В.Н.  Петр Столыпин. Крестный путь реформатора, М., Молодая гвардия, 2012., 87 с.

18 Путин, В. Из выступления на заседании Оргкомитета по празднованию  150 - летия со дня рождения П. А. Столыпина Москва, 13 июля 2011г.

 

 


Информация о работе Столыпин великий реформатор: миф или реальность