Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:19, контрольная работа
Для написания своей работы я выбрала именно тему, связанную с П.А. Столыпиным. Проводя небольшое исследование о политике переселения, мне захотелось больше узнать об этом человеке, особенно, когда я нашла и прочитала воспоминание дочери П.А. Столыпина - М.П. Бок «Воспоминание о моем отце». Стало очень интересно, являлся ли Столыпин великим реформатором или же многое из того, то мы знаем просто миф? Я решила постараться ответить на эти вопросы. Целью данной работы является: выяснить что миф, а что реальность в политической карьере Столыпина.
Введение……………………………………………………………. 3
Столыпин и неоднозначность его роли в русской истории…………………. 6
Деятельность П.А Столыпина в оценках историков
и современников…………………………………………… 8
Мифы о Столыпине ………………….. 12
Заключение…………………………………………………. 17
Список литературы………………………………………… 20
Приложение…………………………………
Нельзя однозначно сказать, что Петр Аркадьевич человек – миф, но и в то же момент нельзя утверждать, что все из его деятельности есть реальность. Ведь в нашей истории много противоречий, разные взгляды историков и исследователей, разные трактовки одного и того же события. К сожалению, нельзя забывать и о фальсификации. Историк С. Г. Кара-Мурза считает, что «создание мифа Столыпина» стало крупной акцией, антисоветской кампании конца ХХ в. Тот, чье имя сочеталось со словом «реакция», стал кумиром демократической публики! Ведь дошло до того, что в среде интеллигенции Столыпин стал самым уважаемым деятелем во всей истории России и поставили его на первое место. Выше А. Невского, Петра Великого или К. Жукова. А.Я. Аврех в книге «П.А. Столыпин и судьбы реформ в России» показывает о возвышении Столыпина и его аграрной реформы и при этом оценивает остроту и значимость возникших проблем, связанных с этой реформой. В этой книге показано действительное содержание реформ, их подчиненность помещичьим интересам и принудительный характер их проведения.
Все же о Петре Аркадьевиче Столыпине следует говорить и как о реальной исторической фигуре, и как о человеке – мифе. Мифы о Столыпине появились у большевиков и других левых, но и в тоже время миф появился у ультраправых.
Многие советские и российские историки не обошли вниманием деятельность Столыпина, выделяя те или иные качества реформатора.
Отмечали, что это был уникальный государственный деятель, сочетавший в себе такие редкие для наших высших чиновников качества, как государственное мышление и незаурядный интеллект, честность, мужество, глубокую религиозность и абсолютную убежденность в правильности избранного пути, высокую требовательность к себе и неизменную последовательность в деле защиты государственных и национальных интересов России. На Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека в России. Он явил собой совершенно новый тип государственного деятеля – консервативного реформатора с либеральной программой, в основу которой был положен системный подход и политический прагматизм. «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать». Взлет П.А. Столыпина к вершинам власти вызвал у многих противоречивые чувства. Он резко отличался от прежних министров тем, что не только имел свое мнение по вопросам государственной жизни, но и пытался отстаивать и проводить в жизнь те идеи, которые, по его мнению, способствовали укреплению самодержавной власти. В этом заключалась сила и дальнейшая слабость Столыпина. Ему было трудно подыскать сотрудников и единомышленников, обладавших государственным мышлением. А это свидетельство того, что у Петра Аркадьевича отсутствовало умение разбираться в людях и подбирать единомышленников, и как следствие нет поддержки в начинаниях.
По мнению Шевырина, В. М. Столыпин шел неизведанным и опасным путем и ему мало кто помогал. Даже респектабельный С. Ю. Витте исходил желчью, нещадно бичуя столыпинскую политику, за глаза называя его «дураком и подлецом». Исследователь в своей работе также приводит слова Маклакова А., досконально изучившего программу Столыпина и хорошо знавшего его лично. Он полагал, что не произойди в 1914 г. европейской войны, Россия могла бы продолжить постепенно выздоравливать, без потрясений. Историк Каледин А. П. считает, что Столыпин, воспитанный в монархическом духе, выступал то в роли буфера между верховной властью и народным представительством, то в роли орудия самодержавия. Демонстрируя силу, твердость и решительность власти, премьер без колебаний шел на конфронтацию с депутатами, употребляя в своих выступлениях резкие высказывания: «Не запугаете!» Сама же столыпинская программа в скором времени привела к обострению противоречий не только между правительством и обществом, но и в самих правящих кругах. Реализация столыпинского курса не могла удовлетворить практически никого15.
В чем же заключается миф о Столыпине? Петр Аркадьевич не только душитель и вешатель, давший своей фамилией название намыленной удавке, накидываемой палачом на шею приговоренного. Он предстает более или менее разумным государственным деятелем, искренне стремившимся выполнить не только первую половину своей формулы: "Сначала успокоение, а потом - реформы", но и вторую. Миф о том, что Столыпин был душителем и вешателем имеет место быть. Примером тому служат репрессии, проводимые П.А. Столыпиным. Помимо методов убеждения и арестов Столыпин пытался использовать высылку из деревни активистов аграрного движения. Для умиротворения деревни вынужден был прибегать даже к применению огнестрельного оружия. Отсюда и возникли понятия «столыпинский галстук» и «столыпинский вагон». Хотя, когда я читала воспоминания М.П. Бок, то увидела Петра Аркадьевича очень положительным человек, сопереживающим, сочувствующим простому народу, примерным семьянином. Особенно это было отражено в переживании Столыпина за жизнь людей, оказавшихся в момент взрыва на даче Столыпиных. Как он навещал их в больнице. Хотя, как я поняла из выступления Столыпина, все средства хороши. «Людям, господа, свойственно и ошибаться, и увлекаться, и злоупотреблять властью. Пусть эти злоупотребления будут разоблачаемы, пусть они будут судимы и осуждаемы, но иначе должно правительство относиться к нападкам, ведущим к созданию настроения, в атмосфере которого должно готовиться открытое выступление. Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли и мысли, все они сводятся в двум словам, обращенным к власти: "руки вверх". На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: "не запугаете"».
Нелепо представлять Столыпина просто кровавым монстром, лично подписывающим смертные приговоры. Но и рыцарем в белых перчатках он тоже не был. Но с другой стороны, о Петре Аркадьевиче говорят как о великом реформаторе, который мог бы избавить Россию от революции, изменив ход ее истории. Но убийство Столыпина подорвало этот миф. Как точно отметил один из активных проводников столыпинского курса С. Крыжановский: «Со смертью его сила государственной власти России пошла на убыль, а с нею покатилась под гору и сама Россия». Но в конечном счете вера, долг и честь Столыпина оказались сильнее пуль и бомб боевиков-террористов, клеветы и непонимания поставленных им целей со стороны оппозиции, косности и нежелания преобразований большей части правящей верхушки. Великий реформатор исторически победил навсегда, пусть даже ему пришлось заплатить жизнью за преобразованную Россию. Он еще раз доказал непреложную для истории истину — только политика, основанная на подлинной вере, политика чести и долга, политика не во имя собственного честолюбия, а во имя народа может быть действительно успешной16.
Послесловие
П. А. Столыпин на
горизонте русской
Заключение
Список литературы.
Монографии:
Воспоминания:
Статьи:
Приложение:
1 А.Я. Аврех П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.: Политиздат, 1991. – 286 с.
2 А.Я. Аврех П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.: Политиздат, 1991. – 286 с.
3 С.Е.Крыжановский Заметки русского консерватора/ «Вопросы истории», 1997, №4, С. 107
4Табачник Д.В., Воронин В.Н. Петр Столыпин. Крестный путь реформатора, М., Молодая гвардия, 2012., 9 с.
5 Аврех А. Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991. - С. 90.
6 Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (Мифы и реальность) // История СССР. 1991. № 2
7 Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р. Федько//Бельские просторы. 2012. №10. С.11
8 Кара-Мурза С. Столыпин - отец русской революции. М., 2002.
9 Римма Федько Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р. Федько//Бельские просторы. 2012. №10. стр. 12
10 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия.: полн. СОБР. Речей в Гос. Думе и гос. Совете, 1906-1911 гг./ П.А. Столыпин. – М.: Молодая гвардия, 1991- выступление Столыпина от 16 ноября 1907 г.
11 Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р.Федько//Бельские просторы.2012.№10, 12 с.
12 Кара-Мурза С. Столыпин - отец русской революции. М., 2002.
13 Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р.Федько//Бельские просторы.2012.№10. 12 с.
14 П.С. Кабытов «П.А. Столыпин. Последний реформатор Российской империи2, изд – во Рос. Полит. Энциклопедия, 2007. 179 с.
15 Римма Федько. Петр Аркадьевич Столыпин – человек и политик/Р.Федько//Бельские просторы.2012.№10, 12 с
16 Табачник Д.В., Воронин В.Н. Петр Столыпин. Крестный путь реформатора, М., Молодая гвардия, 2012., 81 с.
17Табачник Д.В., Воронин В.Н. Петр Столыпин. Крестный путь реформатора, М., Молодая гвардия, 2012., 87 с.
18 Путин, В. Из выступления на заседании Оргкомитета по празднованию 150 - летия со дня рождения П. А. Столыпина Москва, 13 июля 2011г.
Информация о работе Столыпин великий реформатор: миф или реальность