Трагическая судьба реформатора Б. Годунова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Личность Бориса Годунова, его неслыханные возвышения и трагический конец поразили воображение современников и привлекли внимание историков, писателей, поэтов, художников, музыкантов. В этом нет ничего удивительного. Жизненный путь Бориса Годунова на редкость необычен. Начав службу заурядным дворянином, Борис занял пост правителя при слабоумном царе, а затем стал властелином огромной державы.

Содержание

Введение 3
Начало царствования Бориса Годунова 5
Внешняя политика 7
Внутренняя политика 8
Продолжение царствования Бориса Годунова 10
Смерть Бориса Годунова 15
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

годунов.docx

— 38.80 Кб (Скачать файл)

В отношении  образования Борис превзошел  всех предшествующих ему самодержавцев, Борис хотел завести школы и даже университеты, чтобы обучать россиян наукам и иностранным языкам. Но это намерение царя не произошло из-за сильного возражения духовенства, которое утверждало, что "Россия благоденствует в мире единством закона и языка; что разность языков может произвести и разность в мыслях, опасную для церкви; что, во всяком случае, неблагоразумно вверить учение юношества католикам и лютеранам. " Однако царь отправил 18 молодых боярских людей учиться за границу. Также царь призывал к себе на службу из-за границы лекарей, художников, ремесленников и чиновников на службу.

Но приближалось время, когда царь, славимый в Европе и России за свою разумную политику, любовь к просвещению, ревность быть истинным отцом Отечества", должен был вкусить горький плод беззакония и сделаться одною из удивительных жертв суда небесного "

 

2. Продолжение царствования Бориса Годунова

Но Борис скоро  начал удаляться от россиян, отменил  устав времен древних: не хотел в  праздничные дни выходить к народу, выслушивать его жалобы. Царь велел  книжникам издать книгу о душевном спасении и телесном здравии " слуги  божья, всевышним избранного и превознесенного, самодержца всей Восточной стороны чтобы россияне всегда с умилением славили Бога за такого монарха, коего ум есть пучина мудрости .... чтобы юные, цветущие ветви Борисова дому возросли благословлением небесным и не прерывно осеняли оную до скончания веков! " Борис дерзнул осквернить своим тщеславием и лицемерием " святое действие души человеческой и ее тайное сношение с небом". После этого Годунов не знал мира душевного, уже чувствовал, что если путем беззакония можно достигнуть величия, то величие и блаженство, самое земное не одно знаменуют.

Вскоре в Борисе стали пробуждаться подозрения, что  его хотят убить, изгнать страна "мечтал о тайных ковах против себя, яде, чародействе", царь восстанавливает  Иоаннову систему доносов. Первой жертвой Бориса Годунова стал Бельский (свойственник царицы Марии), потому что "знал лучше иных глубину Борисового сердца. Второй жертвой Бориса стала семья Романовых, самодержец опасаясь их претенденства на трон велел подложить в их дом коренья, а потом ... "Вдруг сделалась в Москве тревога: синклит и все знатные чиновники спешат к патриарху, посылают окольничего Михайло Салтыкова для обыска в кладовой у боярина Александра, находят там мешки, несут к Иову и в присутствии Романовых высыпают коренья, будто бы волшебные, изготовленные для отравления царя. Все в ужасе - и вельможи, усердные, подобно римским сенаторам Тибериева или Неронова времени, с воплем кидаются на мнимых злодеев, как дикие звери на агнцев,- грозно требуют ответ и не слушают его в шуме. Отдают Романовых под крепкую стражу и велят судить, как судит беззаконие".

Кроме князей Романовых  взяли князей Черкасских, Шестуновых, Репниных, Карповых, Сицких многие из них погибли под пытками, а многих сослали. Годунов кроме того запретил князьям Мстиславскому и Василию Шуйскому жениться, боясь, что их дети, по древней знатности своего рода, могли претендовать вместе с его сыном на престол.

В последствии "глас Отечества уже не слышался в хвале частной, корыстолюбивой, и молчание народа, служа для царя явною укоризною, возвестил важную перемену в сердцах россиян: они уже не любили Бориса!"

В скором времени  на Россию начали обрушиваться бедствия и первое произошло в 1601 году: весною произошло наводнение, которое испортило  урожай на 30 процентов; Карамзин писал  о том времени: " небо омрачилось густою тьмою, и дожди лили в течение десяти недель непрестанно, и крестьяне не могли ни чем заниматься, ни косить, ни жать". Но бедствия не оставили Россию и 15 августа жестокий мороз погубил половину оставшегося урожая. Борис пытался изо всех сил ликвидировать голод, он принимал многие меры:

1) Убедил духовенство  и вельмож продавать хлеб за  низкую цену;

2) Велел открыть  и раздавать хлеб из царских  житниц в Москве и в других  городах;

3) Отворил казну

- около московской  стены лежали кучи серебра  для бедных;

- ежедневно каждому  давали две московки, деньгу или копейку.

Но голод все  равно продолжал свирепствовать, так как торговцы скупали за дешево в житницах хлеб, а потом продавали его за очень высокую цену, что денег раздаваемых царем не хватало на покупку у них хлеба. Один из современников писал об этом времени, о том что творилось в Москве: " Свидетельствуюсь истиною и богом,- пишет один из них,- что я собственными глазами видел в Москве людей, которые, лежа на улицах, подобно скоту, щипали траву и питались ею ; у мертвых на ходили во рту сено ".

В Москве тогда  умерло 500 000 человек.

Время показало, как не было "не сирого, ни бедного". В 1603 году обстановка нормализовалась  но голод очень сильно повлиял  на благосостояние России :

- уменьшилось  число людей в России

- уменьшилось  материальное благосостояние людей

- оскудела государственная  казна.

Боясь гнева  Божьего Борис Годунов в 1600-х  годах украшает Кремль: воздвигнута  огромная колокольня Ивана Великого, пристраивает две большие каменных палаты к Золотой и Грановитой, Столовую и Панихидную для питания и удовольствия бедных людей.

В 1604 году скончалась Ирина в Новодевечьем монастыре. Борис скрывал от нее голод и прочее бедствия народа, скрывал свои мысли о его смещении и гонениях им великих князей, с ней он делил только добрые чувства...

Галичанин Юрий Отрепьев в юности лишился отца, стрелецкого сотника, зарезанного  в Москве пьяным литвином. Он служил в доме у Романовых и князя  Бориса Черкасского; знал грамоту от скуки решил искать удовольствие в сане инока, постриженный игуменом Трифоном и названный Георгием жил в Чудовым монастыре под присмотром своего деда. Там он познакомился с патриархом Иовым, который посвятил его в диааны и взял его к себе для книжного дела. Вместе с Иовым Григорий ездил во дворец, где проявлял необыкновенное любопытство; с жадностью слушал людей разумных, особенно когда говорили об убиенном царевиче Дмитрии; Григорий начал выведывать о его судьбе... впоследствии он открыто говорил, что скоро будет царем на Москве, и об этом было донесено царю и царь приказал сослать его на Соловки, но ему помогли бежать, и никто о туда не думал о том какие последствия будут у этого побега ...

Григорий достиг Новагорода Северского, где архимандрит Спасской обители принял его дружелюбно и дал ему лошадей. После его уезда архимандрит нашел у себя записку следующего содержания: "Я царевич Дмитрий, сын Иоаннов, и не забуду твоей ласки, когда сяду на престол отца моего". Архимандрит, не зная, что делать решил молчать. Таким путем беглый диакон решил грубой ложью и обманом свергнуть великого монарха и сесть на его престол. После Новагорода он направляется в Литву (где ненависть к России всегда благоприятствовала нашим изменникам), предварительно распустив слух в России о том, что царевич Дмитрий жив. В Литве он сидится с князем Вишневецким, который мечтая о славе решил способствовать, как он думал царевичу Дмитрию. Вишневецкий сообщил о том, что царевич Дмитрий жив всей литовской знати и Сигизмунду. Литовский король решил использовать царевича, чтобы ввергнуть Россию в пламя войны. Сигизмунд собрал ополчение на Россию, чтобы посадить на трон лжедмитрия, не по боявшись разорвать договор о двадцатилетнем перемирии."Ополчалась в самом деле не рать, а сволочь на Россию: весьма немногие знатные дворяне, в угодность королю малоуважаемому или прельщаясь мыслию храбровать за изгнанника царевича, явились в Самборе и Львове: стремились туда бродяги, голодные и полунагие, требуя оружия не для победы, а для грабежа в России. В 1604 году Борис узнал о самозванце, который в то время находился еще в Литве и об ополчении, и о том, что в России среди народа распускались слухи, якобы царевич Дмитрий жив. Но вскоре царь узнал, что человек называвший себя Дмитрием был беглый инок Григорий, Борис приказал казнить всех людей помогавших ему бежать и укрывавших его.

16 октября 1500 воинов Литвы и 2000 донских казаков  вступили в Россию, царь приготовился  к обороне. Лжедмитрий выпустил  манифест он "объявлял россиянам,  что он, невидимою десницею всевышнего  устраненный от ножа Борисова и долго сокрываемый в неизвестности, сею же рукой изведен на феатр мира под знаменами сильного, храброго войска и спешит в Москву взять наследие своих предков, венец и скипетр Владимиров... "

18 октября сдался  Моровск. 26 октябряпокорился Чернигов, на берегах Десны, Свины и Сновы его радостно встречали. 11 ноября Лжедмитрий получил отпор в первый раз под Новгородом (войском, которого командовал П.Ф. Басманов). Потеряв много людей под Новгородом Лжедмитрий решил двинуться дальше. В Рыльске, Борисове, Белгороде, Воронеже и по всей Южной России его радостно встречали и приветствовали.

Но, наконец 21 января самозванец был разбит: "...Тут расстрига, как истинный витязь, оказал смелость необыкновенную: сильным ударом смял россиян и погнал их; сломил и дружину иноземную, не смотря на ее мужественное и блестящее сопротивление, и кинулся на пехоту московскую, которая стояла перед деревнею с огнестрельным снарядом - и не трогалась, как бы в оцепенении; ждала и вдруг залпом из 40 пушек, из 10 или 12 тысяч ружей поразила неприятеля: множество всадников и коней пало, кто уцелел, бежал назад в беспамятстве страха - и сам Лжедмитрий... Лжедмитрий убит. С сею счастливою вестью прискакал в Москву Шеин и нашел царя, молящегося в лавре св.Сергия..."

 

3. Смерть Бориса Годунова

Главной причиной "смерти" был, конечно, крепостнический  курс правящих верхов. Борис вынужден был расплачиваться за свою политику. Он видел кругом смятение умов, измену. Агитация в пользу "доброго" царя распространялась повсюду, словно поветрие. Бессилие порождало жестокость. После  расправы с вождем повстанцев - Хлопком  в 1603 году пытки и казни превратились в повседневное явление. Восставшие холопы, посадские люди, крестьяне  не могли рассчитывать на снисхождение. Крепостническое государство старалось  виселицами оградить себя от народного  гнева. В наиболее жестоких формах террор применялся в отношении низов, а  не дворянства.

Борис Годунов  умер 13 апреля 1605 года в возрасте 53 лет: в этот день он принимал знатных  иностранцев в Золотой палате, и когда встал из-за стола, он почувствовал дурноту: у него пошла кровь из носа, ушей и рта, по словам очевидцев она лилась рекою, врачи не смогли остановить ее. Он начинал терять память, но успел благословить сына на государство Российское и через 2 часа умер в Золотой палате.

 

Заключение

Имя Годунова, одного из разумнейших властителей в  мире, в течение столетий было и  будет произносимо с омерзением, во славу нравственного неуклонного  правосудия. Потомство видит лобное место, обагренное кровью невинных, св. Дмитрия, издыхающего под ножом  убийц, героя псковского в петле, столь многих вельмож в мрачных  темницах и кельях; видит гнусную мзду, рукою венценосца предлагаемую клеветникам-доносителям; видит систему коварства, обманов, лицемерия перед людьми и богом ...

В правление  Бориса Годунова в судьбах России произошел крутой перелом. Фактический  преемник Грозного, Годунов расширил и упрочил дворянские привилегии. В стране утвердилось крепостное право. Законы против Юрьева дня доставили  Борису поддержку феодальных землевладельцев. Но против него восстали социальные низы. Падение династии Годуновых послужило  прологом к грандиозной крестьянской войне, потрясшей феодальное государство  до основания.

 

Список  литературы

1 Костомаров  Н.И. "Русская история в жизнеописаниях  её главнейших деятелей".-М.; Мысль, 1991

2 Скрынников  Р.Г. "Борис Годунов".М.; Наука, 1983

3 Скрынников  Р.Г. "Социально-политическая борьба  в Русском государстве в начале XVII века".-Л.; изд-во ЛГУ, 1985

4 Скрынников  Р.Г. "История Российская 9-17 вв.",-М.; Весь мир, 1997

5 Данилов А.А., Леонов. С.В, и др. История России. В 2-х томах.-М., 2004

6 История России. Россия в мировой цивилизации: Курс лекций/ Под  редакцией А.А. Радугина.- М.,2001

7 История России./ Под редакцией М. Зуева –  М., 2002

8 История России./ Под редакцией М. Зуева, А. Чернобаева – М., 2003

9 История России  с древнейших  времен  до  конца  XVII в./ Отв. ред.

 А.Н Сахаров, А.П.Новосельцев.- М.,1996.


Информация о работе Трагическая судьба реформатора Б. Годунова