Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 18:26, реферат
В центре внимания русских историков второй половины XVII века были яркие, деятельные личности, в которых "бунташное" столетие не испытывало недостатка.
Одной из таких личностей была царевна и великая княжна Софья. Ее приход к власти был осуществлен в условиях паники и развала "в верхах". Личная власть Софьи Алексеевны не была абсолютной. Встав во главе государства она не имела никаких официальных прав и вела активную политику в условиях паралича "законной власти".
Вступление
Глава I. Краткая биография
Глава II. Приход Софьи к власти
§1. Стрелецкие бунты
§2. Внутренняя и внешняя политика Софьи
Глава III. Падение царевны Софьи
Заключение
Список использованной литературы
Заключение
Софья была забыта почти сразу после погребения. Если же впоследствии о ней и вспоминали историки, то лишь как об «интриганке», едва не загубившей благородное дело Петра, поскольку «властолюбию пожертвовала совестью, а темпераменту - стыдом». Так, например, считал Ключевский. Но когда политика сочеталась с нравственностью и кто из власть имущих жертвовал темпераментом во имя стыда? Я не жду ответа на этот риторический вопрос. Не только исторические факты, даже внешность Софьи потомки исказили до неузнаваемости. На портрете, написанном Ильей Репиным, изображена тучная, коренастая женщина с искаженным от ярости лицом. Правда, смотрит она на трупы стрельцов, висящие за окнами ее кельи, а такое зрелище, согласитесь, не способствует милому и кроткому выражению. Но даже современники художника критиковали портрет, как абсолютно не соответствовавший действительности. Сохранился прижизненный портрет Софьи - женщины с круглым, несколько простоватым лицом, с нашей точки зрения, даже миловидным. Для современников Софьи ее внешность была далека от идеала. Красавица должна была быть белолица, румяна, черноброва. Посему на все лицо в несколько слоев накладывались белила, щеки красили ярко-красной краской, брови выводили сажей. Ничего похожего на портрете Софьи нет. Замечу, что одно согласие царевны позировать живописцу (наверняка иностранцу) свидетельствует о ее незаурядном характере и силе воли, поскольку шло вразрез с принятыми тогда нормами женского поведения. Нет, доброй памяти потомков она не удостоилась. Уж коли на Руси берутся что-нибудь крушить, то вдребезги, без малейшего снисхождения. Так и с Софьей - уничтожили, оклеветали и забыли, но получилось, что Петр боролся за власть не с достойной его умной и сильной противницей, а просто с глупой и развратной злодейкой. Спрашивается, что же так долго возился? Признать за Софьей, за женщиной, ее подлинные достоинства - никогда. Получится, что женщины способны управлять государством, да еще русские, а не «пришлые немки".
Софья была старшей дочерью царя Алексея Михайловича, его первенцем. Родись она мальчиком, вопроса бы не возникло о том, кому наследовать трон и власть и реформы в России, глядишь, пошли бы менее коротким, но не таким кровавым путем...
Используемая литература
1. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли
2. Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории»
3. Дмитриев Е. «Царевна Софья Алексеевна»
4. История СССР с древнейших времён до наших дней. Москва, 1967
5. Сергеев М. «Своей судьбой гордимся мы»
6. Смовкин В.В. «Всё обо всех»
Благодаря усилиям историков, значительный период времени Софья Романова оставалась для потомков всего лишь недостойной сестрой Петра I. И по каким-то необъяснимым причинам забывались яркие факты ее биографии: 25-ти летняя Софья Алексеевна Романова сумела взойти на престол и ее правление, длившееся несколько лет, раскрыло великие политические способности царевны Софьи.
Амбиции императрицы проявились довольно рано, не в пример своим сестрам, которых интересовали лишь дворцовые забавы, она жаждала власти, а для этого упорно занималась: изучала книги по истории, говорила по-польски, читала по-гречески, сама сочиняла стихи и пьесы для придворного театра.
Когда на престол
взошел Федор Алексеевич, правление
фактически перешло в руки
Софьи Романовны, именно она решала
сложные государственные
Царевна Софья оказалась
мудрой и достойной
Кроме того, во времена
правления царевны Софья
Теперь эти и многие
другие реформы, начатые царевной
Софьей, практически забыты, но именно
они послужили крепким
Кроме управленческих
талантов, Софья Алексеевна обладала
художественным вкусом: уже, будучи
узницей Новодевичьего
Со́фья Алексе́евна (17 [27] сентября 1657 — 3 [14] июля 1704) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.
Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены — Марии Ильиничны Милославской.Содержание [убрать]
1 Биография
2 Личные качества
3 Достижения
4 Низложение
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
[править]
Биография
[править]
Примечания Софья Алексеевна в Викитеке?
Софья Алексеевна на Викискладе?
↑ Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией (1676—1700). — СПб., 1842. Т. V. — С. 163. № 102.
↑ Paul Bushkovitch. Peter the Great: The Struggle for Power, 1671-1725. Cambridge University Press, 2001. ISBN 9780521805858. Page 138.
↑ Дядька — официальная должность наставника, воспитателя при малолетнем царе или царевиче.
↑ Старый (Пустой) Шарпан
[править]
Литература
Беляевский летописец // Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей / Сост. и ред. А. П. Богданов. — М.: Современник, 1990. — С. 27 - 44. — 448 с. — ISBN 5-270-00708-8 (в пер.)
Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Гл. 13. Царевна Софья
Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 14, гл. I, II.
Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682—1689 гг. — М., 1999.
Седов П. В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в. — СПб., 2006.
Богданов А. П. Гравюра как источник
по истории политической борьбы в России
в период регентства Софьи Алексеевны
(вопросы происхождения) // Материалы XV
Всесоюзной научной студенческой конференции
«Студент и научно-технический прогресс».
Серия «История». — Новосибирск, 1977. —
С. 39–48.
Даже такая просвещенная и весьма эмансипированная дама, как императрица Екатерина II, называла новорожденных августейших дочек «бесполезным украшением дворца», а уж об отношении к женскому потомству в княжеском тереме XVII века и говорить не приходится. Трудно сказать, как тогдашний государь Алексей Михайлович относился к наличию девяти дочерей, но даже если и без особого восторга, то эту печаль ему могли компенсировать семеро сыновей. Правда, по какому-то злому року каждый из них имел изъяны в здоровье, от которых дети либо умирали в младенческом возрасте, либо едва достигнув совершеннолетия. Даже младший и самый крепкий из сыновей, Петруша, страдал припадками, заставлявшими его родителей время от времени впадать в трепет. Зато дочери вызывали гораздо меньше тревог, в основном размышления по поводу того, что с ними делать дальше?
Замуж русских царевен не выдавали: заморские женихи в государстве Российском тогда еще были не в чести, свои же для царской крови считались слишком худородными. А потому кончали свой век принцессы, как правило, в монастыре, в зрелых годах становясь инокинями, зачастую возглавляя жизнь обители. Но, как писал российский историк М.И. Семевский, «никакой монастырь не мог быть скромнее и благочестивее царских теремов».
На обособленной женской половине, среди исключительно женского окружения, в молитвах и постах, в занятиях рукоделием, в чтении церковных книг да в невинных девичьих забавах проходила жизнь, в которой царевны были невидимками. Ни один посторонний взгляд не проникал на эту половину. В церквях они стояли на месте, где их никто не мог увидеть. Паломничество в святые места, на богомолье, совершалось в рыдванах с плотно занавешенными оконцами.
Словом, достаточно познакомиться с классическим трудом российского историка и археолога И.Е. Забелина «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях», дабы поистине возрадоваться тому, что вам повезло родиться не царской дочерью и не в те времена (особенно если вы — женщина).
Там, на этой женской, даром что царской, половине, были, кажется, подавлены все человеческие чувства и стремления, не оставлявшие места ни проблеску инициативы, ни мечте, ни поступку, ни личному мнению, одна лишь — тишь, безгласие, смирение, испуг и жажда тени.
И вот представьте, что сквозь это вековечное наслоение запретов и послушного следования им, вспарывая дремоту и благолепие, отмежевываясь от вереницы совершенно одинаковых, неотличимых друг от друга царственных невольниц появляется небывалая женская фигура. Она — воплощенный вызов времени и нравам, отстаивает право не на какое-нибудь необычное или скандальное по тем временам замужество. Она метит куда выше — ей нужен трон и звание первого лица государства.
На волю
Софья — третья по счету дочь царя Алексея Михайловича от первого его брака с Марией Милославской — родилась в 1657 году. Отношение к ее появлению на свет было вполне традиционным, и если верить бытописателю, то «не только стола и именинных пирогов, но очень часто и выхода к обедне в день ангела Софьи не бывало».
Нет точных указаний, при каких обстоятельствах и когда именно царь-батюшка заметил, что эта его дочь разительно отличается от других. Но что заметил, сомнений не вызывает. Доказательством этому служит то, что учили Софью совершенно по-особому. К девяти годам уже полностью освоившая грамоту, она стала ученицей самого, пожалуй, просвещенного и разностороннего человека той эпохи — Симеона Полоцкого, проповедника, писателя и поэта, известнейшего общественного и церковного деятеля. Он был первым мужчиной, кому было доверено воспитание царской дочери. Понятно, сколь глубоким было влияние этого мудрого и опытного человека на царевну, все хватавшую с лета и засыпавшую своего учителя вопросами, выдававшими далеко не детское мышление.
Софья демонстрировала острый, пытливый ум и, как писали, способность «к самым нежным проницательствам». Она легко постигала суть сложных понятий, явлений и их взаимосвязь. Среди прочих наук она особо выделяла «гишторию». Герои древности — Византия, Рим, Запад — вот что подстегивало воображение юной царевны.
Великолепная память позволяла Софье с легкостью осваивать языки, и это обстоятельство явилось ключом к библиотеке отца, которая была вскоре предоставлена в ее распоряжение. Самые разнообразные книги на греческом, польском, латыни проглатывались с жадностью, совершенно не наблюдаемой у братьев, обучающихся вместе с нею. По природе же своей Софья явно была заводилой и командиршей, умевшей настоять на своем и подчинить себе разновозрастную ватагу братьев и сестер. Выделялась царевна и своим физическим развитием — крепкая, с по-мужски резкими, угловатыми движениями, лишенная малейших признаков девичьей нерешительности и застенчивости.
Она при любой возможности пыталась разнообразить постную теремную жизнь, и это ей удавалось. Справедливости ради надо сказать, что ее батюшка, Алексей Михайлович, внес свою лепту в более светское, чем полагалось по правилам, воспитание дочерей: он часто брал их с собой в загородные поездки и даже, что немаловажно, дал взглянуть на театральные представления «с французской пляскою». Эти впечатления отразились в Софье звонким эхом. Она начала писать стихи о красотах божьего мира, потом сочинила пьесу и разыграла в тереме ее представление, в которое, разумеется, солируя, вовлекла братьев и сестер.
Впрочем, разносторонняя одаренность Софьи сказалась и в таком исконно девичьем занятии, как рукоделие. О том, что и в нем она оставила позади себя многих, свидетельствует тот факт, что в апартаментах царя лежал, для вящей отцовской гордости, ковер, сотканный ее руками.
Софье было 19 лет, когда в 1676 году Алексей Михайлович внезапно скончался. На похоронах за гробом покойного несли на носилках нового царя — хворого 15-летнего брата Софьи, Федора. Затем шла вдова, вторая жена Алексея Михайловича, Наталья Нарышкина, а следом — царевна Софья, исполненная вражды к мачехе — молодой, красивой, успевшей познать личное счастье, да к тому же имевшей сына Петра — будущего наследника престола. Смерть государя практически сразу обнажила беспощадное, не на жизнь, а на смерть, соперничество между родней его первой жены — Милославскими и второй — Нарышкиными.
Софья действовала хитро. В первую очередь она поставила себе целью навсегда вырваться из постылой женской половины царского терема. А потому как только здоровье Федора Алексеевича ухудшилось, она, притворно или нет, причитая и рвя на себе волосы, добилась права постоянно находиться возле больного. Она кормила и поила его из своих рук, давала ему лекарства и всячески хлопотала над ним. Ну а по сути пребывала в непосредственной близости от трона, среди бояр, военачальников, влиятельных лиц, умея слышать все разговоры и во все вникать с пользой для себя. Когда ей это было надо, Софья умела приноровиться к каждому, не жалея льстивых слов. В свою очередь и окружение умиравшего царя не могло надивиться на ум, обширные знания и благочестие, столь старательно демонстрируемые царевной.