Эхнатон и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы было изучение и раскрытие сущности религиозно-политической реформы Эхнатона. На основании цели были поставлены следующие задачи:
1) Описать внешнюю политику Эхнатона;
2) Проанализировать причины проведения его религиозно-политических реформ;

Содержание

2. Введение 3
3. Глава I. Эхнатон. 7
4. Глава II. Правление Эхнатона. Внешняя политика. 9
5. Глава III. Реформа Эхнатона: основные предпосылки, осуществление и результаты. 13
6. Глава IV. Формирование нового искусства. 20
7. Глава V. Смерть правителя 27
8. Заключение 29
9. Список используемой литературы 32
10. Приложение I.. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Ekhnton.docx

— 68.39 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

  1. Оглавление 2
  2. Введение 3
  3. Глава I. Эхнатон. 7
  4. Глава II. Правление Эхнатона. Внешняя политика. 9
  5. Глава III. Реформа Эхнатона: основные предпосылки, осуществление и результаты. 13
  6. Глава IV.  Формирование нового искусства. 20
  7. Глава V. Смерть правителя 27
  8. Заключение 29
  9. Список используемой литературы 32
  10. Приложение I.. 33

 

Введение

В древность на Ближнем  Востоке расцвели могучие цивилизации  – Египет, Шумер, Вавилон, Финикия, Палестина. В социально-политическом плане  отличительной чертой всех этих цивилизаций  была их принадлежность к восточным  деспотиям, которым в той или  иной степени были свойственны монополизация  и централизация власти, ее персонификация в лице деспота, сакрализация (подчиненность  религиозным нормам) всей жизни общества, существование систем физического  и психологического террора безжалостного угнетения масс.  В то время огромную роль играло государство, которое представляло собой своеобразную надстройку над множеством крестьянских общин. Эта роль сводилась к осуществлению ирригации, престижного строительства (пирамиды, дворцы и т. п.), всестороннему контролю жизни подданных, проведению внешней военной экспансии. Именно Египет внес значительный вклад в культуру всего человечества. И явная заслуга в этом выдающегося фараона – Эхнатона.

В данной работе будут рассмотрены период правления и реформы фараона.

Эпоха фараона Эхнатона и его личность – полна загадок. А загадки, как известно, порождают еще больше вопросов. А вопросы – стремление все за всех решить, на все ответить, выдвинуть гипотезу и сделать так, чтобы гипотеза стала сенсацией. Именно стремление людей создать сенсации усложняет задачи историков, да и любого человека, интересующегося историей.

Основной целью данной работы было изучение и раскрытие  сущности религиозно-политической реформы  Эхнатона. На основании цели были поставлены следующие задачи:  
1) Описать внешнюю политику Эхнатона;                   
2) Проанализировать причины проведения его религиозно-политических реформ; 
3) Охарактеризовать культ Эхнатона и проанализировать его влияние на формирование нового искусства;

4) Поведать о смерти правителя.

Современная молодежь потеряла интерес к истории, я попыталась сделать данную тему актуальной, так, чтобы многие заинтересовались и начали изучать историю мира, узнавая великих людей и стремясь сделать этот мир лучше. 

Моя работа состоит из введения, четырех глав и заключения.  
В первой главе рассматривается место Эхнатона в истории Древнего Египта.

Его происхождение, особенности  внешней политики. Для этого мною были проанализированы источники:

Электронный ресурс1, археологическая статья2, в котором на мой взгляд, наиболее подробно описывается происхождение Эхнатона.

В  работе также будет использована публикация А.В. Вейгалла,  в которой описывается внешняя политика  в период правления Эхнатона. Ее особенности. Зациклинность фараона на внутренних, религиозных преобразованиях. Подробно рассматриваются годы его правления.3

Ко вниманию принимается  предположение Виноградова И.В. о том, что, все-таки, религиозная реформа Эхнатона была необходима для того, чтобы создать общую религию для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое.4

А для описания формирования новой культуры используется публикация Георгия Гулиа. Он достаточно подробно описывает все преобразования, произошедшие в архитектуре, живописи и всех остальных  сферах культурной  жизни египтян  того периода.5

Интересная гипотеза о  событиях, как в Египте, так и  на острове Санторин выдвигается  в статье из научно – исследовательской работы № 3 Алексея Морозова, которая называется «Загадка культа Атона».6

В контрольной работе мною также используется книга Александра Морэ «Цари и Боги Египта». Это вторая книга известного французского популяризатора науки Морэ, продолжающая его исследование «Во времена фараонов». Автор живо и увлекательно рассказывает об этой древнейшей цивилизации. 
В книгу вошли журнальные статьи и лекции, прочитанные им в музее Гимэ и посвященные важнейшим вопросам истории Египта, а также изучению того, что составляло сокровенную суть верований египтян: представлений о бессмертии души и тленности тела.

Хорошие сведения были взяты  мною из энциклопедии Виктора Солкина «Древний Египет» . Виктор Солкин выступил в этом проекте как автор концепции издания, научный редактор и автор 194 энциклопедических статей. Богато иллюстрированное, снабжённое необходимыми библиографическими списками в конце каждой статьи, а также картами, указателями и перечнями русской литературы по цивилизации фараонов, что помогает яснее понять и вникнуть в материалы данной публикации.8

В заключении подводятся итоги проделанной работы.

 

Глава I. Эхнатон.

Аменхоте́п IV (позднее  Эхнато́н) — фараон Древнего Египта (1375—1325 гг. до н. э.), правивший приблизительно в 1351 — 1334 годах до н. э., выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в египетской жизни — в политике и в религии. Сын Аменхотепа III, десятый фараон XVIII династии, и царицы Тейе,  дочери заведующего скотом одного из провинциальных храмов, сестры жреца бога Ра из г. Гелиополя.

Аменхоте́п IV был вторым сыном фараона Аменхотепа III, а значит, ему не суждено было войти в историю, к тому же происхождение Аменхотепа IV по точным правилам престолонаследия лишало его всякого законного права на престол. Умерший Аменхотеп III, женившись незаконно и обойдя этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил этим поддержки законного права своего сына. В глазах жреческого сословия молодой фараон был незаконным властителем со всеми вытекающими из этого последствиями. Все решил несчастный случай: умер его старший брат, которого готовили править страной. 9

Начало жизни он провел в тени старшего брата. Не удивительно, что  даже дату его рождения не сохранили  летописцы, не придав значения тому, что  в семье фараона появился на свет очередной ребенок. До сих пор точно неизвестно, сколько лет ему исполнилось, когда он взошел на трон.

Аменхоте́п IV  находился под сильным влиянием царицы-матери и своего воспитателя — Аменхотепа, сына Хапу. Как и его отец, в нарушение вековой традиции женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался по женской линии), а на дочери одного из вельмож — Нефертити, племяннице его матери, от которой у него было 6 дочерей: Меритатон - на 15 году правления отца была выдана замуж за сводного брата своего отца Сменхкара, Макетатон - умерла в детстве, Анхесенпаатон - стала впоследствии женой своего сводного брата Тутанхамона, Нефернеферуатон-ташерит и Сетепенра. Из надписей известна вторая жена Эхнатона - Кия. Есть мнения, что она получила свою важность как мать Тутанхомона. Есть также предположения, что, как и его отец Аменхотеп III, Эхнатон, возможно, взял некоторых из его дочерей в супруги. Считается, что его сын Тутанхомон родился от не идентифицированной сестры фараона.10

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Правление Эхнатона. Внешняя политика.

Время правления Эхнатона стало  периодом упадка египетской государственности  и престижа Египта в международных  отношениях, резко контрастирующей  с могуществом времён Тутмоса III. Фараон был слишком увлечён внутренними преобразованиями, чтобы уделять достаточно внимания внешнеполитической активности, без которой не представлялось возможным поддерживать статус Египта как гегемона на Ближнем Востоке.

С приходом к власти Эхнатона смена  правителей на египетском троне не изменила статус-кво, установившийся в  результате военных походов XVIII династии: правители Вавилона, Хатти и Митанни приветствовали восхождение на престол нового правителя и в своих поздравлениях (сохранившихся в Амарнском архиве) выражали надежду на сохранение дружественных отношений, существовавших при Аменхотепе III. 11

Однако последующие многочисленные донесения охваченных паникой вассалов царя о волнениях в бывших владениях  Египта в Азии, которые постепенно стали выходить из-под власти царя и присоединяться к числу вассалов Хеттского царства — основного  дипломатического и военного соперника  Египта в регионе, — свидетельствуют  о потере Эхнатоном контроля над  ситуацией в своих азиатских  владениях. Были ослаблены и контакты Египта с южными провинциями Нубии, где силами царского наместника («царского сына Куша») было подавлено несколько восстаний.

Эхнатон был настолько сосредоточен на делах своей семьи и укреплении нового культа, что не уделял должного внимания ни внутренней, ни внешней  политике. Во время его правления  не было проведено ни одного похода, от Египта отпали Сирия и Палестина. Ко времени правления Эхнатона относится новый подъём могущества индоевропейского народа хеттов, впервые появившегося в египетских источниках при Тутмосе III. Северные области переднеазиатских владений Эхнатона были захвачены царем хеттов Суппилулиумой, наступавшим из Малой Азии. Лояльные фараону правители, например, князь Библа Риб-Адди, подвергались постоянным нападениям хеттских агентов. Иерусалим стал мишенью семитского племени хабиру (возможно, отдельных еврейских племен). Египет терял не только политический престиж, полученный фараонами-завоевателями XVIII династии, но и экономическое могущество, поскольку в результате реформ от управления оказались отстранены администраторы-жрецы, сохранявшие верность старому культу.

Подвластные Египту азиатские державы  не стремились портить отношения  с Египтом, напротив они всячески желали мира. Тем не менее некий  серьезный дипломатический инцидент вызвал недовольство Тушратты, царя Митанни  и отношения между этим царством и Египтом стали портиться. Этим и воспользовался Сиппилулиума. Тушратта был убит (несомненно, хеттский царь сыграл в этом не последнюю роль). Сиппилулиума сумел установить свою власть над Митанни и таким  образом значительно расширить  сферу хеттского влияния. В результате Египет утратил влияние на эту  часть своей территории и его  престиж в одночасье померк.12

Далее Сиппилулиума оккупировал Северную Сирию. Хеттский царь мастерски сочетал  военную силу и коварство. Если он не нападал на какую-то страну открыто, то он засылал туда своих шпионов  и агитаторов, которые склоняли влиятельных  местных вельмож перейти на сторону  хеттов.

Но даже когда могущество хеттского  царя стало проявляться в открытую, Эхнатон не счел нужным вмешаться.

Финикийские города просили помощи у египетского царя. В такой  ситуации контакт между двумя  могущественными державами стал насущной необходимостью. В результате Эхнатон и Сиппилулиума заключили  мир. Эхнатон искренне верил в  надежность этого союза, что никак  нельзя было сказать о хеттском царе, который в тени продолжал развивать  свою агентурную сеть.

Египетско-хетский альянс весьма раздосадовал царя Вавилона. Он решил, что таким  образом египетский царь признал  могущество хеттов. Поэтому вскоре и Вавилон присоединился к  этому союзу.

Хетты вновь активизировали свои захватческие действия. Они помогли одному из своих союзников царю Амурру Азиру  захватить финикийские порты. Далее  были захвачены важные для Египта города Тунип и Библ.

Критическую ситуацию дополнили племена  народов суту и хабиру. Они стали  совершать кровавые грабительские  набеги на Палестину.13

Эхнатон не смог адекватно среагировать на политическое и военное развитие азиатских стран. Он был сосредоточен на внутренней политике, прежде всего, на развитии новой религии, и предпочитал  вести общение с этими странами “издалека” и, в отличие от некоторых своих предшественников, никогда не посещал их лично.

Такая позиция привела к тяжелым  последствиям. Библ был потерян. Союзника Египта, государства Митанни, больше не существовало. Сирию захватили  хетты. Палестина подверглась периодическим набегам банд грабителей.14 

Глава III. Реформа Эхнатона: основные предпосылки, осуществление и результаты.

В жизни Эхнатона слишком  много неясности. Ученые до сих пор  не могут сойтись во мнение, что  же, главным образом, повлияло на проведение религиозной реформы, существует несколько  точек зрения:

Одни считают, что в большей  степени повлияло  происхождение  Аменхотепа, сына царицы Тейе, которая  не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому  народу вообще, по точным правилам престонаследия лишало этого фараона всякого  законного права на престол. Умерший  отец его, женившись незаконно и  обойдя этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил  этим поддержки законного права  сына. В глазах жреческого сословия молодой царь был незаконным властителем, со всеми вытекающими из этого  последствиями.

Пытаясь укрепить свою самодержавную  власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых  служилых людей, выступил против жречества  и, в первую очередь, против жречества  главного бога Амона-Ра. Сила жречества  и тесно связанной с ним  знати, естественно, опиралась на религии. Чтобы ослабить противника, необходимо было лишить его этого идеологического влияния.15

Другие исследователи высказывают  предположения, что реформа была необходима для создания общей религии  для более тесного сплочения  обширной Египетской державы, где в  каждом городе почитался свой бог, нередко  являющийся враждебным по отношению  к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое.16

Информация о работе Эхнатон и его реформы