Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:02, контрольная работа
Основной целью данной работы было изучение и раскрытие сущности религиозно-политической реформы Эхнатона. На основании цели были поставлены следующие задачи:
1) Описать внешнюю политику Эхнатона;
2) Проанализировать причины проведения его религиозно-политических реформ;
2. Введение 3
3. Глава I. Эхнатон. 7
4. Глава II. Правление Эхнатона. Внешняя политика. 9
5. Глава III. Реформа Эхнатона: основные предпосылки, осуществление и результаты. 13
6. Глава IV. Формирование нового искусства. 20
7. Глава V. Смерть правителя 27
8. Заключение 29
9. Список используемой литературы 32
10. Приложение I.. 33
Оглавление
В данной работе будут рассмотрены период правления и реформы фараона.
Эпоха фараона Эхнатона и его личность – полна загадок. А загадки, как известно, порождают еще больше вопросов. А вопросы – стремление все за всех решить, на все ответить, выдвинуть гипотезу и сделать так, чтобы гипотеза стала сенсацией. Именно стремление людей создать сенсации усложняет задачи историков, да и любого человека, интересующегося историей.
Основной целью данной
работы было изучение и раскрытие
сущности религиозно-политической реформы
Эхнатона. На основании цели были поставлены
следующие задачи:
1) Описать внешнюю политику Эхнатона;
2) Проанализировать причины проведения
его религиозно-политических реформ;
3) Охарактеризовать культ Эхнатона и проанализировать
его влияние на формирование нового искусства;
4) Поведать о смерти правителя.
Современная молодежь потеряла интерес к истории, я попыталась сделать данную тему актуальной, так, чтобы многие заинтересовались и начали изучать историю мира, узнавая великих людей и стремясь сделать этот мир лучше.
Аменхоте́п IV был вторым сыном фараона Аменхотепа III, а значит, ему не суждено было войти в историю, к тому же происхождение Аменхотепа IV по точным правилам престолонаследия лишало его всякого законного права на престол. Умерший Аменхотеп III, женившись незаконно и обойдя этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил этим поддержки законного права своего сына. В глазах жреческого сословия молодой фараон был незаконным властителем со всеми вытекающими из этого последствиями. Все решил несчастный случай: умер его старший брат, которого готовили править страной. 9
Начало жизни он провел в тени старшего брата. Не удивительно, что даже дату его рождения не сохранили летописцы, не придав значения тому, что в семье фараона появился на свет очередной ребенок. До сих пор точно неизвестно, сколько лет ему исполнилось, когда он взошел на трон.
Аменхоте́п IV находился под сильным влиянием царицы-матери и своего воспитателя — Аменхотепа, сына Хапу. Как и его отец, в нарушение вековой традиции женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался по женской линии), а на дочери одного из вельмож — Нефертити, племяннице его матери, от которой у него было 6 дочерей: Меритатон - на 15 году правления отца была выдана замуж за сводного брата своего отца Сменхкара, Макетатон - умерла в детстве, Анхесенпаатон - стала впоследствии женой своего сводного брата Тутанхамона, Нефернеферуатон-ташерит и Сетепенра. Из надписей известна вторая жена Эхнатона - Кия. Есть мнения, что она получила свою важность как мать Тутанхомона. Есть также предположения, что, как и его отец Аменхотеп III, Эхнатон, возможно, взял некоторых из его дочерей в супруги. Считается, что его сын Тутанхомон родился от не идентифицированной сестры фараона.10
Глава II. Правление Эхнатона. Внешняя политика.
Время правления Эхнатона стало периодом упадка египетской государственности и престижа Египта в международных отношениях, резко контрастирующей с могуществом времён Тутмоса III. Фараон был слишком увлечён внутренними преобразованиями, чтобы уделять достаточно внимания внешнеполитической активности, без которой не представлялось возможным поддерживать статус Египта как гегемона на Ближнем Востоке.
С приходом к власти Эхнатона смена правителей на египетском троне не изменила статус-кво, установившийся в результате военных походов XVIII династии: правители Вавилона, Хатти и Митанни приветствовали восхождение на престол нового правителя и в своих поздравлениях (сохранившихся в Амарнском архиве) выражали надежду на сохранение дружественных отношений, существовавших при Аменхотепе III. 11
Однако последующие
Эхнатон был настолько сосредоточен на делах своей семьи и укреплении нового культа, что не уделял должного внимания ни внутренней, ни внешней политике. Во время его правления не было проведено ни одного похода, от Египта отпали Сирия и Палестина. Ко времени правления Эхнатона относится новый подъём могущества индоевропейского народа хеттов, впервые появившегося в египетских источниках при Тутмосе III. Северные области переднеазиатских владений Эхнатона были захвачены царем хеттов Суппилулиумой, наступавшим из Малой Азии. Лояльные фараону правители, например, князь Библа Риб-Адди, подвергались постоянным нападениям хеттских агентов. Иерусалим стал мишенью семитского племени хабиру (возможно, отдельных еврейских племен). Египет терял не только политический престиж, полученный фараонами-завоевателями XVIII династии, но и экономическое могущество, поскольку в результате реформ от управления оказались отстранены администраторы-жрецы, сохранявшие верность старому культу.
Подвластные Египту азиатские державы
не стремились портить отношения
с Египтом, напротив они всячески
желали мира. Тем не менее некий
серьезный дипломатический
Далее Сиппилулиума оккупировал Северную Сирию. Хеттский царь мастерски сочетал военную силу и коварство. Если он не нападал на какую-то страну открыто, то он засылал туда своих шпионов и агитаторов, которые склоняли влиятельных местных вельмож перейти на сторону хеттов.
Но даже когда могущество хеттского царя стало проявляться в открытую, Эхнатон не счел нужным вмешаться.
Финикийские города просили помощи у египетского царя. В такой ситуации контакт между двумя могущественными державами стал насущной необходимостью. В результате Эхнатон и Сиппилулиума заключили мир. Эхнатон искренне верил в надежность этого союза, что никак нельзя было сказать о хеттском царе, который в тени продолжал развивать свою агентурную сеть.
Египетско-хетский альянс весьма раздосадовал царя Вавилона. Он решил, что таким образом египетский царь признал могущество хеттов. Поэтому вскоре и Вавилон присоединился к этому союзу.
Хетты вновь активизировали свои захватческие действия. Они помогли одному из своих союзников царю Амурру Азиру захватить финикийские порты. Далее были захвачены важные для Египта города Тунип и Библ.
Критическую ситуацию дополнили племена народов суту и хабиру. Они стали совершать кровавые грабительские набеги на Палестину.13
Эхнатон не смог адекватно среагировать на политическое и военное развитие азиатских стран. Он был сосредоточен на внутренней политике, прежде всего, на развитии новой религии, и предпочитал вести общение с этими странами “издалека” и, в отличие от некоторых своих предшественников, никогда не посещал их лично.
Такая позиция привела к тяжелым
последствиям. Библ был потерян. Союзника
Египта, государства Митанни, больше
не существовало. Сирию захватили
хетты. Палестина подверглась
Одни считают, что в большей степени повлияло происхождение Аменхотепа, сына царицы Тейе, которая не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, по точным правилам престонаследия лишало этого фараона всякого законного права на престол. Умерший отец его, женившись незаконно и обойдя этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил этим поддержки законного права сына. В глазах жреческого сословия молодой царь был незаконным властителем, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Пытаясь укрепить свою самодержавную власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых служилых людей, выступил против жречества и, в первую очередь, против жречества главного бога Амона-Ра. Сила жречества и тесно связанной с ним знати, естественно, опиралась на религии. Чтобы ослабить противника, необходимо было лишить его этого идеологического влияния.15
Другие исследователи