Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:02, контрольная работа
Основной целью данной работы было изучение и раскрытие сущности религиозно-политической реформы Эхнатона. На основании цели были поставлены следующие задачи:
1) Описать внешнюю политику Эхнатона;
2) Проанализировать причины проведения его религиозно-политических реформ;
2. Введение 3
3. Глава I. Эхнатон. 7
4. Глава II. Правление Эхнатона. Внешняя политика. 9
5. Глава III. Реформа Эхнатона: основные предпосылки, осуществление и результаты. 13
6. Глава IV. Формирование нового искусства. 20
7. Глава V. Смерть правителя 27
8. Заключение 29
9. Список используемой литературы 32
10. Приложение I.. 33
Цель данной реформы была такова: заменить древнюю традиционную форму многобожия новым культом единого солнечного бога. В основе этой реформы лежали определённые социально-экономические причины.
Завоевательные войны фараонов
XVIII династии привели к обогащению
лишь небольшой группы придворной знати
и тяжело отразились на положении
трудового населения страны, Наиболее
крупные богатства скопились
в храмах и главным образом
в руках фиванских жрецов Амона.
Религиозная реформа, направленная
своим остриём против господства
непомерно разбогатевшего высшего
фиванского жречества, проводилась
последовательно и
Вступив на престол, Аменхотеп IV начал
борьбу против высших слоев фиванского
жречества, благодаря своему богатству
оказывавших в течение
Деятельность Аменхотепа IV вызвала
оппозицию со стороны высшего
фиванского жречества, а это в
свою очередь заставило царя окончательно
порвать с жрецами Амона. Культ
прежнего государственного бога Амона
и вся система древнего традиционного
многобожия подверглись гонению. Имя
бога Амона, имена других богов Египта
и даже слово «боги» усердно уничтожались
на всех памятниках, причём царь не пощадил
даже имени своего отца, в состав
которого входило имя бога Амона.
Бросив вызов могущественному
Проводя свою религиозную реформу, Эхнатон опирался на средние свободные слои населения, представители которых образовали вокруг фараона новую группу придворного чиновничества. Эти новые вельможи в своих надписях гордятся не своей родовитостью и знатностью, а милостями фараона, которому они обязаны своим возвышением. В своих надписях они подчёркивают свою верность фараону и преданность новому религиозному учению, фанатическим проповедником которого был сам фараон. Так, начальник воинов Май пишет в своей надписи:
«Он (т. е. фараон. — В. А.) умножил свои ко мне милости, как песок. Я — глава чиновников над всем народом; мой владыка возвысил меня, ибо я следовал его поучениями я внимаю постоянно его словам. Мои глаза созерцают твою красоту каждый день, о мой владыка, мудрый, как Атон, удовлетворённый истиной. Как благоденствует тот, кто внимает твоему поучению жизни». Эти новые вельможи находились в полной экономической зависимости от фараона. На стенах своих гробниц они часто изображали, как царь щедро награждал их золотом за их верную службу и за то, что они следовали новому религиозному учению, всячески поддерживая религиозную реформу. Так, вельможа Мерира изобразил на стенах своей гробницы, как царь награждает его золотом, и тут же поместил надпись, содержащую слова царя, обращённые к нему:
«Повесьте золото ему на шею, спереди, сзади и золото ему на ноги за то, что он внимал поучениям фараона относительно каждого речения в этих великолепных чертогах, произносимого фараоном в святилище, в храме Атона, в Ахетатоне».20
Эхнатон, опираясь на это новое, созданное им и всецело ему преданное чиновничество, в течение всего своего царствования упорно и последовательно проводил в жизнь широко задуманную им религиозную реформу. В крупнейших городах Египта, где были особенно сильны культы древних богов, в Фивах, Мемфисе, Гелиополе и Гермонтисе, Эхнатон построил храмы новому богу солнца Атону, который отныне был провозглашён единым государственным богом. Больше того, культ Атона был насаждён даже в Нубии, где ещё при Аменхотепе III был основан новый город ниже третьего порога, получивший название Гем-Атон. Эхнатон разрушил храм, построенный здесь его отцом в честь фиванского бога Амона, и воздвиг новый храм в честь нового солнечного бога Атона.
Борьба Эхнатона против высшего
фиванского жречества вызывала глухое,
а иногда и активное сопротивление
со стороны той части населения
страны, которая поддерживала высшее
фиванское жречество и
В конце реформы росло
Правда, по некоторым намёкам, очень смутным и неопределенным, можно предположить, что в последние годы правления под воздействием матери царицы Тэйе, или просто осознав надвигающуюся опасность, Эхнатон отказался от крайнего ригоризма и пошёл на некоторые уступки. По-видимому, в связи с этим у Эхнатона произошёл разлад с его главной женой Нефертити, ревностной сторонницей культа Атона. Так как, начиная с 15-го года правления Эхнатона, имя Нефертити не упоминается, как это было ранее, рядом с именем фараона, хотя точно известно, что она была жива и после смерти Эхнатона.
Эхнатон правил не менее 17 лет, последний известный год его правления — 17-й.23
Правление Эхнатона ознаменовало,
резкий перелом в искусстве, столь
тесно связанном в Египте с
религией. Памятники, созданные в
начале правления Эхнатона, очень
сильно отличаются от всего предшествующего
сознательным отказом от канонических
форм. Таковы рельефы и скульптуры
фиванского храма Атона, построенного
еще до перенесения столицы
Резкое своеобразие искусства
времени Эхнатона явилось закономерным
следствием его реформ. Оно было
тесно связано с новым, несравненно
более реалистическим по своему существу
мировоззрением, а также и с
запрещением культа Амона и других
старых богов, которое сопутствовало
разрыву фараона со знатью и жречеством.
Изображения богов в Египте всегда
повторяли облик правящего
Естественно, что изменилась
не только форма памятников. Не менее
разительно изменилось и их содержание.
Так, в амарнском искусстве впервые
появились изображения
Внимание художников, в первую очередь, направилось на передачу таких черт, как: длинное лицо, узкие глаза, выступающий подбородок, худая выгнутая шея, одутловатый живот, толстые бедра, узкие щиколотки в портретах Эхнатона, худощавое лицо и длинная шея — в портретах его жены Нефертити и т. д.26 Такой реализм был чужд прежнему привычному канону, а кроме того, резкость борьбы против старых шаблонов заставляла преувеличивать реалистическую экспрессию и порой настолько чрезмерно ее подчеркивать, что многие зарубежные египтологи, забывая о бесспорно официальном назначении и местоположении таких памятников, сочли их «карикатурами».
Однако уже очень скоро эта первоначальная обостренность новых черт в произведениях мастеров Ахетатона стала исчезать, уступив место яркому, спокойному и уверенному расцвету их творчества. Впервые египетские художники были внезапно освобождены от веками сдерживавшего их искания канона и смогли создать подлинно прекрасные памятники, доныне производящие незабываемое впечатление и вызывающие заслуженное восхищение.
Лучшими образцами из дошедших
до нас скульптур Ахетатона
Найденные при раскопках
Ахетатона мастерские скульпторов
дали очень ценный материал для выяснения
методов их работы. Незаконченные
скульптуры и особенно гипсовые маски,
снятые не только с умерших, но и
с живых людей, показали, как упорно
работали такие мастера, как знаменитый
начальник скульпторов Тутмес, в
мастерской которого были найдены некоторые
из упомянутых выше портретов, или неизвестный
гениальный скульптор, создавший чудесный
портрет царицы в высокой тиаре.
Находки мастерских показали также,
что освобожденные от канона мастера
новой столицы достигли небывалых
успехов не только в области портрета.
Не менее замечательны по своему реализму
и тела амарнских статуй, примером
чему является Знаменитый торс статуэтки
нагой девушки, в котором скульптор
с поразительным мастерством
передал мягкие, полные грации формы
молодого тела. По прежнему, широко
применялась раскраска
Отмеченные на скульптурах
Ахетатона последовательные изменения
стиля одновременно наблюдаются
и на рельефах более поздних амарнских
гробниц, которые отличаются тем
же отходом от утрировки экспрессии,
той же мягкостью выполнения. Аналогичным
образом развивалось и
Таким образом, благодаря
утверждению и расцвету новых
взглядов на мир а также благодаря
последовавшему в итоге реформ Эхнатона
разрыву с традициями художники
Ахетатона, освобожденные от прежних
канонов, сумели создать замечательные
по своей жизненности памятники
изобразительного искусства. Задачи же,
которые были поставлены перед строителями
храмов новой столицы, привели к
иным результатам. Раскопки Ахетатона
дали возможность установить общий
характер основных его зданий. Храмы,
как и раньше, были ориентированы
с востока на запад, их территории
обнесены стенами, вход оформлен в виде
пилона с мачтами. Однако они имели
и ряд новых черт, которые были
обусловлены особенностями
Насколько своеобразны дворцы
Ахетатона, судить трудно, так как
дворцы предшествующих периодов почти
не сохранились. Именно поэтому амарнские
дворцы особенно интересны: они дают
представление о характере