Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:53, курсовая работа
В XIV-XV вв. европейские короли, все более сосредотачивая в своих руках власть над своими странами, должны были опираться при достижении своих целей на те или иные сословия. Однако в XVI-XVII веках власть монархов становится централизованной, почти бесконтрольной и независимой ни от каких представительных органов. В Западной Европе возникает новый тип государственного устройства – абсолютная монархия. В XVII веке она будет переживать пору своего наивысшего расцвета, но уже в XVIII веке вступит в эпоху кризиса. Целью данной работы является знакомство с абсолютной монархией во Франции и выявление изменений в правовом положении сословий в ХVI – ХVIII веках.
Введение
В XIV-XV вв. европейские короли, все более сосредотачивая в своих руках власть над своими странами, должны были опираться при достижении своих целей на те или иные сословия. Однако в XVI-XVII веках власть монархов становится централизованной, почти бесконтрольной и независимой ни от каких представительных органов. В Западной Европе возникает новый тип государственного устройства – абсолютная монархия. В XVII веке она будет переживать пору своего наивысшего расцвета, но уже в XVIII веке вступит в эпоху кризиса.
Абсолютная монархия (от лат. absolutus – безусловный) – разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
Считается, что наиболее последовательны в построении абсолютной монархии были французские короли, а французские философы внесли наибольший вклад в теорию абсолютизма. Поэтому французский вариант абсолютизма рассматривается как наиболее типичный, классический.
Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Серьезным тормозом на пути возникновения абсолютной монархии становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI веку французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.
Целью данной работы является знакомство с абсолютной монархией во Франции и выявление изменений в правовом положении сословий в ХVI – ХVIII веках.
Задачей является обозначить предпосылки формирования, становления и развития абсолютизма во Франции.
Данная курсовая работа изложена на 26 страницах и состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников.
В первом разделе отражаются изменения в правовом положении сословий в ХVI – ХVIII веках. Второй раздел «Возникновение и развитие абсолютной монархии во Франции» раскрывает причины формирования и развития абсолютизма и включает в себя три подраздела. Третий раздел данной работы показывает развитие финансовой системы и экономической политики в период абсолютизма и содержит два подраздела. Четвертый раздел отражает изменения в судебной системе, армии и полиции и включает в себя два подраздела.
Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К ХVI веку французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.
Как и прежде, первым сословием в государстве
было духовенство, насчитывавшее около
130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны)
и державшее в своих руках 1/5 всех земель.
Духовенство, полностью сохраняя свою
традиционную иерархию, отличалось большой
неоднородностью. Между верхушкой церкви
и приходскими священниками усилились
противоречия. Духовенство проявляло
единство только в своем ревностном стремлении
удержать сословные, число феодальные
привилегии (взимание десятины и др.).
Более тесной стала связь духовенства
с королевской властью и дворянством.
Согласно конкордату, заключенному в 1516
году Франциском I и римским папой, король
получил право назначения на церковные
должности. Все высшие церковные посты,
связанные с большим богатством и почестями,
предоставлялись дворянской знати. Многие
младшие сыновья дворян стремились получить
тот или иной духовный сан. В свою очередь
представители духовенства занимали важные,
а иногда и ключевые посты в государственном
управлении (Ришелье, Мазарини и др.). Таким
образом, между первым и вторым сословиями,
имевшими ранее глубокие противоречия,
сложились более прочные
политические и личные узы.
Господствующее место в общественной
и государственной жизни французского
общества занимало сословие дворян, насчитывавшее
примерно 400 тыс. человек. Только дворяне
могли владеть феодальными поместьями,
а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в
государстве. В целом светские феодалы
(вместе с королем и членами его семьи)
держали 4/5 земель во Франции. Дворянство
окончательно превратилось в чисто личный
статус, приобретаемый главным образом
по рождению. Требовалось доказывать свое
дворянское происхождение до третьего-четвертого
колена. В ХII веке в связи с участившимися
подделками дворянских документов была
учреждена специальная администрация,
контролировавшая дворянское происхождение.
Дворянство предоставлялось также в результате
пожалования специальным королевским
актом. Это было связано, как правило, с
покупками богатыми буржуа должностей
в государственном аппарате, в чем была
заинтересована королевская власть, постоянно
испытывавшая нужду в деньгах. Такие лица
обычно назывались дворянами мантий, в
отличие от дворян шпаги (потомственных
дворян). Старое родовое дворянство (придворная
и титулованная знать, верхушка провинциального
дворянства) с презрением относилось к
«выскочкам», получившим звание дворянина
благодаря своим должностным мантиям.
К середине ХVIII века было примерно 4 тыс.
дворян мантий. Их дети должны были нести
военную службу, но затем, после соответствующей
выслуги (25 лет), становились дворянами
шпаги.
Несмотря на различия в родовитости и должностях, дворяне имели ряд важных привилегий: право на титул, на ношение определенной одежды и оружия, в том числе при дворе короля, и т.п. Дворяне были освобождены от уплаты налогов и от всяких личных повинностей. Они имели преимущественное право назначения на придворные, государственные и церковные должности. Некоторые придворные должности, которые давали право на получение высоких окладов и не были обременены какими-либо служебными обязанностями, были зарезервированы за дворянской знатью. Дворяне имели преимущественное право на обучение в университетах, в военной королевской школе. Вместе с тем дворяне в период абсолютизма утратили некоторые свои старые и число феодальные привилегии: право на самостоятельное управление, право на дуэль.
Подавляющую массу населения во Франции в ХVI—ХVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.
Несмотря на рост городского населения и его увеличивавшийся вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капиталистических отношений в его правовом положении произошли изменения. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями для крестьян были баналитеты, а также право сеньора охотиться на крестьянской земле.
Тяжёлой и разорительной для крестьянства была система прямых и косвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам.
2. Возникновение и развитие абсолютной монархии во Франции
2.1. Возникновение абсолютизма
Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества ХVI—ХVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.
В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в ХVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.
Когда внутренняя и внешняя оппозиция
королю (в том числе и со стороны церкви)
была преодолена, а единое духовное и национальное
самосознание объединило широкие массы
французов вокруг трона, королевская власть
сумела существенным образом укрепить
свои позиции в обществе и государстве.
Получившая широкую общественную поддержку
и опирающаяся на возросшую государственную
мощь королевская власть приобрела в условиях
перехода к абсолютизму большой политический
вес и даже относительную самостоятельность
по отношению к породившему ее обществу.
Становление абсолютизма в ХVI в. имело
прогрессивный характер, поскольку королевская
власть способствовала завершению территориального
объединения Франции, формированию единой
французской нации, более быстрому развитию
промышленности и торговли, рационализации
системы административного управления.
Однако по мере усиливающегося упадка
феодального строя в ХVII—ХVIII вв. абсолютная
монархия, в том числе и в силу саморазвития
самих ее властных структур, все более
возвышаясь над обществом, отрывается
от него, вступает с ним в неразрешимые
противоречия. Таким образом, в политике
абсолютизма с неизбежностью проявляются
и приобретают первенствующее значение
реакционные и авторитарные черты, в том
числе открытое пренебрежение к достоинству
и правам личности, к интересам и благу
французской нации в целом. Хотя королевская
власть, используя в своих корыстных целях
политику меркантилизма и протекционизма,
неизбежно подстегивала капиталистическое
развитие, абсолютизм никогда не ставил
своей целью защиту интересов буржуазии.
Напротив, он использовал всю мощь феодального
государства для того, чтобы спасти обреченный
историей феодальный строй вместе с классовыми
и сословными привилегиями дворянства
и духовенства.
Историческая обреченность абсолютизма
стала особенно очевидной в середине ХVIII
в., когда глубокий кризис феодальной системы
привел к упадку и разложению всех звеньев
феодального государства. Крайнего предела
достиг судебно-административный произвол.
Символом бессмысленного расточительства
и времяпрепровождения (бесконечные балы,
охоты и другие развлечения) стал сам королевский
двор, который называли “могилой нации”.
2.2. Усиление королевской власти
Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.
Уже в ХVI веке Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В ХVI веке (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.
В качестве своеобразной политической
оппозиции королевской власти в ХVI—ХVII
вв. выступил Парижский парламент, который
к этому времени превратился в оплот феодальной
знати и неоднократно использовал свое
право ремонстрации и отклонял королевские
акты. Королевским ордонансом в 1667 году
было установлено, что ремонстрация может
быть заявлена лишь в течение определенного
срока после издания королем ордонанса,
а повторная ремонстрация не допускается.
В 1668 году король Людовик ХIV, явившись
в Парижский парламент, собственноручно
изъял из его архива все протоколы, относящиеся
к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским
выступлениям середины ХVII в. В 1673 году
им же было решено, что парламент не имеет
права отказывать в регистрации королевских
актов, а ремонстрация может быть заявлена
лишь отдельно. Практически это лишило
парламент его важнейшей прерогативы — опротестовывать и отклонять королевское
законодательство.
Изменилось и общее представление о власти
короля и о характере его конкретных полномочий.
В 1614 году по предложению Генеральных
штатов французская монархия была объявлена
божественной, а власть короля стала рассматриваться
как священная. Вводилось новое официальное
титулование короля: «король божьей милостью».
Окончательно утверждаются представления
о суверенитете и неограниченной власти
короля. Все чаще государство начинает
отождествляться с личностью короля, что
нашло свое крайнее выражение в высказывании,
приписываемом Людовику ХIV: «Государство — это я!».
Представление о том, что абсолютизм зиждется
на божественном праве, не означало восприятия
идеи личной власти короля, тем более отождествления
ее с деспотизмом. Королевские прерогативы
не выходили за рамки законного порядка,
и считалось, что «король трудится для
Государства».