Армия Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Раскрыть сущность основных принципов и хронологии военных реформ Петра I.
Объект. Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системы самодержавно-дворянского государства в целом, всё это обусловливало состояние одного из основных орудий государственной власти – армии.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 2
Глава I. Необходимость и начало образования регулярной армии. . .4
Глава II.Система управления армией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .7
Глава III. Военная реформа Петра I:
§ 1.Формирование военного законодательства. Воинский устав. . .9
§ 2. Становление российского флота. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .13
§ 3. Морской Устав. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .. . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .25
Список использованной литературы и источников. . . . . . . . . . . . . . .29

Вложенные файлы: 1 файл

Voennye_reformy_Petra_1.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

    в-третьих, были выработаны простые, четкие команды и доходчивый командный язык.

         В 1699-1700 гг. Автомоном Головиным и Вейде, по поручению Петра, были составлены  еще два уставных документа: «Ротные  пехотные чины» и  «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии  себя держать, в строю и учении как обходиться».

   «Ротные чины» отражали  идею, несвойственную многим западноевропейским  вербовочным армиям, а именно: офицер  должен «о солдатах иметь не  малое попечение». Одновременно  они требовали от офицера, чтобы  он во всем был примером для солдат, «доброго жития и смелаго сердца», «себя при знамени дать в части изрубить, нежели знамя оставить, потому что вся рота по нем поступает». «Ротные чины» требовали также от офицеров всех рангов строгой дисциплины и беспрекословного подчинения независимо от знатности происхождения.

     «Статьи воинские»  коротко и ясно формулировали  основные требования к солдату. Главное требование – «служить  с прилежанием». Дисциплинарные  взыскания, устанавливаемые статьями, предусматривали не только физические, но и моральные меры воздействия на солдат.

  Этот первый русский строевой  устав и положения,        регламентировавшие внутреннюю  жизнь армии, в ходе войны против  шведов были дополнены тактическими  указаниями: в 1704 году Меншиков составил  «Статьи во время воинского похода» (трактовались вопросы тактики конницы, организации марша и боевого охранения), фельдмаршал Шереметев составил «Уложение»…

         Теперь  от теории перейдем к практике. Соответственно с изменением  стратегии и тактики была изменена и концепция подготовки войск к боевым действиям. Рекрутов сразу же начинали обучать ратному делу, стремясь превратить вооруженные толпы в воинские подразделения, легко управляемые и дисциплинированные. На смену прежним смотрам раз в год и редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка, ориентированная на активное ведение боевых действий.

      Большое значение  придавалось воспитанию в армии  войскового товарищества и поддержанию  твердой дисциплины. Особо указывалось  на строгое соблюдение дисциплины. Солдаты должны беспрекословно исполнять приказы офицеров. Дисциплина поддерживалась очень сурово: мучительные наказания – шпицрутены (гнали сквозь строй и били); отрезание ушей и носа; каторга.

            В регулярной армии Петра I служба стала пожизненной. Отставка давалась только больным и увечным. Военная служба тяжким бременем легла на население и уклонение от нее было обычным явлением. Можно считать, что десятая часть рекрутов постоянно была в бегах. Был случай, когда от 23.000 драгун через несколько месяцев осталось только 8.000, остальные – разбежались.

    Первоначальное обучение  рекруты проходили на специальных  «станциях». Петр требовал учить  рекрутов «непрестанно солдатской  экзерциции, и читать им Воинский  Артикул, дабы в полки не сущими  мужиками, но отчасти заобычайными солдатами пришли».

      На «станциях»  постоянно находилось от 500 до 1.000 рекрутов. Молодые солдаты поступали  под начальство капралов, ефрейторов  или старослужащих. Многие раненые  офицеры посылались властями  на рекрутские «станции», где они передавали молодым солдатам свой боевой опыт. Занятия по Уставу позволяли достичь единообразного обучения солдат.

            Со временем «станции» стали  своеобразными центрами подготовки  резерва для действующей армии. Они вооружались оружием, которое было и в регулярной армии (так указ от 22 марта 1711 года говорит о сборе на «станциях» 25.000 рекрутов, о вооружении их и обучении строевой службе). Рекрутов, прошедших предварительную подготовку, направляли на пополнение существующих полков и формирование новых.

    Петровская система подготовки  солдат устанавливала принцип  последовательности и наглядности  в обучении. Инструкция «Учреждении  к бою» требует раздельного  обучения новобранцев и старослужащих. Молодой солдат должен был  уметь зарядить ружье и произвести выстрел в 12 темпов; а старослужащий солдат этот же прием проделывал в 3 темпа.

     Устав 1716 года требовал  беспощадно наказывать за воинские  проступки во время боя, но  в то же время запрещал бить  солдат за незнание строевых  артикулов (приемов). Петр предписывал исправлять ошибки наглядным примером, а не битьем.

         Обучение  проходило в условиях, близких  к бою, в поле и обязательно  офицерами, причем процесс обучения  солдат являлся одновременно  проверкой подготовки самого  офицера. За незнание своего дела предписывалось снижать в должности.

           К  офицерам предъявлялись высокие  требования. По Уставу офицер  был носителем воинской чести. Личная храбрость должна была  быть обязательным свойством  офицера. В то же время он  был обязан учиться и примечать, что во время кампании случилось. Боевой опыт необходимо было дополнять регулярным изучением военного дела. Пехотный офицер должен знать не только Строевую службу, но и артиллерию и фортификацию.

     Петр понимал важность  знания военных наук и всегда отдавал предпочтение тем, кто имел военное образование. Поэтому вместе с армией создаются первые военные школы для подготовки офицеров.

         В 1700 году  при бомбардирской роте Преображенского  полка была учреждена первая  военная школа. Будущие офицеры-артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии, правилам стрельбы, фортификации (причем теория стрельбы дополнялась практическими занятиями).

         В январе 1701 года в Москве основана школа  «математических и навигационных  наук», которая, по словам Петра, нужна не только морскому делу, но и артиллерии и инженерству. В 1712 году открылась первая русская военно-инженерная школа, а в 1715 году военно-морская академия в Петербурге.

           В 1716 году опыт русской регулярной  армии был обобщен в «Уставе Воинском». Был подведен итог важной исторической эпохе реформирования армии, закреплялась организация регулярного войска, применяемые им оперативно-тактические и стратегические принципы ведения войны. Некоторое время существовало мнение, будто «Воинский Устав» - это сочинение какого-то неизвестного немца.  Но уже в 1880 гг. историк военного права  П.О. Бобровский обнаружил в архиве Главного Штаба подлинную черновую рукопись Устава с более чем 200 собственноручными поправками Петра I. А в 1945 году П.П. Епифанов, автор статьи «Воинский устав Петр I», привлечением нового архивного материала, представляющего русский оригинал книги I  («О должности генералов») и книги III («О экзерциции») Устава 1716 года с исправлениями Петра, окончательно опроверг легенду о немецком происхождении Устава.

          В 1722 году  Петр лично составил дополнения  к «Воинскому Уставу». Основной  мыслью Устава, в отличие от  шаблонных установок многих европейских  армий того времени, Петр I выражал требование: «В уставах порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены», т.е. Петр разрешал, чтобы войска проявляли инициативу и действовали самостоятельно согласно обстановке.

         Для поощрения  отличившихся в бою в 1700-1705 гг. Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты.

         Первый российский орден – святого Андрея Первозванного – был учрежден в 1698 году. Награду №1 получил генерал-адмирал Федор Андреевич Головин.  Произошло это 10 марта 1699 года. Тогда планировалось, что число Андреевских кавалеров не превысит 24 человек. Но уже в 1725 году число награжденных выросло до 38, и в дальнейшем власти отказались от лимитирования орденов. Орден №2 получил… Мазепа. Сам Петр I получил награду (в 1703 году за взятие шведских кораблей «Астрильд» и «Гедан») только под №7.

            В память о драматическом Прутском походе Сенат в 1711 году учредил орден святой Екатерины – высшую женскую награду страны. Первой ее была удостоена императрица Екатерина I в 1714 году в день собственных именин. (Латинская надпись на обороте гласила: «Трудами сравнивается с супругом.»)

      Петром был задуман  и третий российский орден  – святого благоверного князя  Александра Невского. Но его официальное  утверждение состоялось уже после смерти императора – 21 мая 1725 г. В соответствии с девизом «За труды и Отечество» им награждались военные и гражданские чины за подвиги и верную службу государству.

         Более распространенными  наградами были медали, учреждаемые в честь важных исторических событий. Истоки петровских медалей восходят к «золотым» - монетам на цепи – времен Крымских походов 1687 и 1689 гг. князя Василия Голицына.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Офицерский состав армии.

        Готовясь формировать  регулярную армию, Петр уделил большое внимание созданию офицерских кадров. Основной базой для организации офицерского корпуса стали командные кадры гвардейских и солдатских полков.  В 1697-1698 гг. значительно расширились штаты офицерского состава Преображенского, Семеновского, 1-го и 2-го Московских выборных полков. Перед отъездом Петра за границу Автомон Головин получил приказ: «Чинить смотры и учения начальных  людей и солдат, пополнять полковые припасы, вновь набирать младших офицеров». К 1699 году унтер-офицерский и офицерский состав намного превышал штатные нормы: так в Преображенском полку было 120 офицеров, в Семеновском – 90 (при норме в 40 офицеров).

        В начале 1696 года началась широкомасштабная  подготовка офицеров для пехоты  из числа русских дворян. Желябужский, свидетель и участник этих событий, писал, что по царскому указу стольники явились в Преображенское к Головину и после смотра им было указано, чтобы они учились пехотному строю на житном дворе. После 2 месяцев обучения около 300 офицеров было распределено между дивизиями Репнина, Вейде и Головина. Вслед за этим были вызваны дворяне из других городов и отданы в учение.[21]19

           При  Преображенском и Семеновском  полках были созданы школы  для подготовки унтер-офицеров, а  при бомбардирской роте организовали учебную артиллерийскую команду.

        Надо отметить, что наемничество в то время  было обычным явлением для  всех европейских армий. Поэтому  и в России, одновременно с  подготовкой офицеров из русских  дворян, практиковалось привлечение на службу иноземцев. В конце XVII века Иноземный приказ набрал около 300 таких офицеров. Однако в русской армии наемничество пока не привилось, так как быстро выявилась низкая воинская подготовка иностранцев. В начале 1700 года Автомон Головин доносил Петру: «Начальные, Государь, люди ко мне присланы из Иноземного приказа для учения, и по многим числам учения не приняли и апреля 15 я выкинул из них человек 150, а в остатке учения столько же… Начальных людей не повелишь ли набирать из царедворцев и из заморских, а я истинно то делать рад, лучше их учить нежели тех, которые присланы из Иноземного приказа;   трудов к ним много положено, а иные и ныне за мушкет не умеют приняться».  И Петр согласился и приказал взять в обучение для подготовки в офицеры стольников, дворян и жильцов «московского чина» (отборный полк поместного ополчения). Однако еще более 10 лет после этого Петру приходилось держать иноземцев в армии. Только после Прутского похода в отставку были уволены  более 200 иностранных генералов и офицеров. Теперь их число в полках не должно было превышать 1/3 от всего офицерского состава. Через 3 года офицеры-иностранцы подвергались экзамену, и все, кто не выдерживал его, подлежали увольнению. В итоге в 1720 гг. офицерский корпус на 90%  состоял из русских.

        В то же  время, среди офицеров было еще  немало неграмотных. В 1720-1721 гг. в  зависимости от рода войск  насчитывалось от 4,4% до 31,2% неграмотных  офицеров.

          Набор  дворян в пехотные полки, обучение  их пехотному строю были новыми  явлениями в истории русской армии, так как в XVII веке в солдатские полки записывали дворян только за проступки (как наказание) или за «оскудение воинского чину».

             Петр жестко пресекал нежелание  дворян служить в армии, учиться  и подчиняться новой неведомой дисциплине. Дворяне от службы скрывались в своих поместьях или в монастырях. В ответ Петр издал указ: «Разобрать и годных в службу написать» и впредь запретил постригать в монахи до достижения 60-летнего возраста. Всех монахов, годных к службе, было приказано высылать в армию. Тут Петру на помощь пришли «прибыльщики и доносители». Так, например, брянский дворянин Безобразов донес, что в Брянске и в уезде «умножилось подьячих и дьяков и прочих нижних чинов, из которых гораздо возможно довольное число набрать на службу в драгуны или в солдаты». Такие же сведения сообщал и князь Трубецкой, за что и получил 500 рублей в награду…

             Дворяне, уклонявшиеся от службы, лишались «кормовых денег» и подвергались суровым наказаниям.

9 июля 1699 года Петр лично осматривал  записанных в списки непригодных  к строевой службе. Действительно  больным давали отставку, а симулянтов  били кнутом и ссылали в  Азов.

 

Организационная структура армии.

       Петр I успешно провел преобразование всей армии. Регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Государства Российского состояла из трех родов войск: пехота, кавалерия, артиллерия.

    Пехота – главный род войск. Она делилась на гвардейскую, гренадерскую и линейную. В основу организации пехотных полков была положена организация существовавшая в России с конца XVII века. Затем она изменялась в зависимости от изменения  способов ведения войны.

       Первоначально  пехотный полк состоял из 10 фузилерных (стрелковых) рот, сведенных в 2 батальона.

      В 1704 году, в результате  полученного боевого опыта, в  штат пехотного полка была  введена 1 гренадерская рота, а количество обычных фузилерных рот уменьшили до 8.

        В 1708 году гренадерские  роты вывели из состава линейных  пехотных полков и свели в  отдельные гренадерские полки.

           По  штатам 1711 года пехотные полки  состояли из 1 гренадерской и 7 фузилерных рот, сведенных в 2 батальона. Численность полка была постоянной в мирное и военное время: полк насчитывал 40 офицеров, 80 унтер-офицеров, 1367 рядовых (из них 247 - нестроевых). Таким был штат и линейного, и гренадерского полка.

Информация о работе Армия Петра Великого