Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:48, контрольная работа
Цель нашей работы: рассмотреть историю Ассирийского и Нововавилонского царств в свете археологических данных, выявить их значимость для реконструкции истории Святой Земли.
Для выполнения этой цели необходимо разрешить следующие исследовательские задачи:
1.Рассмотреть историю Ассирийского царства и его взаимоотношения с Израильским царством.
2.Освятить археологические данные по истории Ассирийского царства.
3.Проследить историю расцвета и падения Нововавилонского царства.
Введение. 2
Глава 1. Ассирийское царство. 3
1.1. История Ассирийского царства (912-605 гг. до Р.Х.) 3
1.2. Взаимоотношения Ассирийского царства с Израильским царством. 6
Глава 2. Ассирийское царство по археологических данных. 8
2.1. Памятники письменности. 8
2.2. Памятники материальной культуры. 14
Глава 3. Нововавилонское царство (625-539 гг. до Р. Х.). 23
3.1. Правление Набопаласара (626—605) и Навуходоносора II (605-562). Падение Иудеи. 23
3.2. Археологические свидетельства пребывания иудеев в плену. 26
3.3. Падение Нововавилонского царства. 26
Заключение. 28
Список использованной литературы: 30
В течение 1843-1846 гг. Ботта раскопал грандиозный комплекс дворцовых зданий, дворов, церемониальных залов, коридоров, комнат, где когда-то располагался гарем, и остатки величественно и башни, напоминающей ступенчатую пирамиду. Позднее археологи установили, что здесь находился город, построенный ассирийским царем Саргоном II (VIII в. до н. э.), Дур-Шаррупии.
Ботта не был знаком с методом консервации памятников древности. Раскопки он вел примитивным способом, не обращая внимании на то, что ломы и лопаты рабочих зачастую уничтожали мелкие предметы, нередко представляющие большую ценность для науки. Алебастровые скульптуры, добытые из земли, рассыпались в прах под палящим солнцем. На помощь Ботта Париж прислал известного французского художника Эжена Фландена, который стал делать на картоне зарисовки гибнущих археологических находок. Благодаря этой совместной работе вышел в свет ценный пятитомный труд «Памятники Ниневии, открытые и описанные Бота».
Ботта решил отослать несколько изваяний в Париж. Но как это сделать? Ведь самый маленький из крылатых исполинов весил 8 т. Ботта нашел выход: статуи распилили на куски. Мучителен был путь под палящим солнцем. Часть находок измученные люди бросали по дороге. Статую крылатого быка, которую Ботта не захотел пилить, пришлось оставить недалеко от места раскопок, и крестьяне пережгли ее на известь. Прекрасное творение ассирийских мастеров погибло. Часть находок рабочие погрузили на плоты из бамбука с укрепленными под ними надувными бурдюками, намереваясь спустить их вниз по Тигру. Однако река образовала здесь бурный и глубокий горный поток с большим количеством водоворотов и порогов. Плот перевернулся, и бесценный груз утонул. Остальные находки прибыли к берегам Персидского залива. Военный корабль отвез их во Францию. В Париже каменных исполинов склеили. Статуи мужчин с длинными кудрявыми бородами и крылатых быков с человеческими головами заняли почетное место в залах Лувра.
Благодаря Ботта Европа своими глазами увидела замечательные шедевры художников Ассирии. Ботта был уверен, что он обнаружил развалины дворца древней Ниневии. Но когда надписи, найденные в хорсабадском дворце, были прочитаны, выяснилось, что он ошибся.
Настоящую Ниневию и другую столицу ассирийских царей - Калах открыл вскоре после Ботта англичанин Остин Генри Лэйярд (1817?1894). Лэйярд отправляется в путешествие по Малой Азии и Сирии и в апреле 1840 г. после многих приключений добирается до Мосула. Здесь его увлекли открытия Ботта. В ноябре 1845 г. Лэйярд вновь на Востоке. Неподалеку от Мосула его внимание привлек огромный холм Нимруд. В Библии Нимруд - мифический царь, смелый зверолов, а его сын Ассур - основатель ассирийского царства и строитель Ниневии. Местные жители рассказывали Лэйярду много легенд о грозном Нимруде. В одной из них повествовалось, как самонадеянный великан высмеял посланца Аллаха. Разгневанный бог подверг Нимруда страшной каре. В голову насмешника проник комар и, пожирая мозг, причинял великану невыносимые мучения. Четыреста лет мучился Нимруд от страшной боли. Согласно местным преданиям, великан и был похоронен в холме, названном его именем7.
Под наблюдением Лэйярда рабочие-арабы начали раскопки. В первый же день пришла удача - были обнаружены помещения, стены которых украшали резные плиты. Каждый день раскопок открывал новые памятники древнего города. Через некоторое время Лэйярд нашел голову крылатого быка или льва: именно так выглядели и находки Ботта. Вскоре вся статуя крылатого чудовища была извлечена из-под земли. А затем появились новые крылатые быки и львы. Двадцать шесть могучих исполинов обнаружил Лэйярд. Так был открыт г. Калах - бывшая столица ассирийского царя Ашшурнацирапала I. Город этот существовал за сотни лет до Дур-Шаррукина. Крылатые чудовища Нимруда превосходили исполинов, найденныx Ботта в Хорсабаде. Некоторые статуи были высотой с 3-х этажный дом. Тем не менее, Лэйярд принял смелое решение переправить в Англию двух крылатых чудовищ с человеческими головами, не распиливая их. В Мосуле была сооружена огромная платформа с крепкими колесами. Упряжка волов доставила ее к холму. При помощи канатов и ливеров, подведенных под колоссы, их установили на платформу. На следующий день с рассветом началась транспортировка колоссов к реке, к плотам, поддерживаемым на воде шестьюстами кожаными мешками, наполненными воздухом. Гигантские статуи благополучно прибыли в Лондон. Их установили в Британском музее. Когда же история древней Ассирии перестала быть загадкой для науки, выяснилось, что Лэйярд перевозил статуи тем же способом, что и ассирийские цари за две с половиной тысячи лет до него.
Раскапывая холм Нимруд, Лэйярд открывал все новые и новые богатства. Если Ботта расчистил только остатки дворца, то английский ученый откопал руины целого города. Были найдены дворцовые помещения ассирийских царей, извлечены из-под земли сотни каменных плит с изображением военных и охотничьих подвигов царей, жестоких расправ с врагами; собраны сотни клинописных табличек.
В
1847 г. Лэйярд отправился в Лондон, чтобы
сделать доклад и Британском музее о своих
открытиях. Затем он вернулся в Константинополь,
где его ожидали новые задания. Получив
поддержку Британского музея, Лэйярд вновь
едет в Мосул. Теперь он решил начать раскопки
на холме Куюнджик, где до него Рич и Ботта
вели безрезультатные работы. Ему сразу
повезло. Уже в первые дни он наткнулся
на мощные стены какого-то сооружения.
Из-под громадного слоя песка и щебня появились
на свет массивные порталы и охраняющие
их крылатые чудовища с человеческими
головами, залы, комнаты, внутренние дворы.
Алебастровые плиты с барельефами, фризы,
стены, облицованные кафелем с черной,
желтой и голубой глазурью - все это свидетельствовало
о былой роскоши здания. Не оставалось
сомнения в том, что Лэйярд обнаружил дворец
ассирийских царей.
Руины носили следы пожара и варварского
уничтожения. Алебастровые плиты, обожженные
огнем и разбитые на мелкие части, в беспорядке
валялись на земле; повсюду виднелись
остатки обуглившегося дерева. Даже мощные
стены не устояли перед жестокостью разрушителей.
Дворец вместе с городом, лежащим рядом,
захватили, наверное, после яростной схватки
войска неприятеля; всех жителей поголовно
вырезали, а ограбленные дома и дворец
предали огню.
Огонь, однако, уничтожил не все. Лэйярду удалось найти в руинах множество образцов древнего искусства: барельефы, статуэтки, крупные скульптуры, печати и клинописные таблички. Особого внимания заслуживал один из замечательнейших шедевров скульптуры: барельеф, представляющий собой фрагмент огромного фриза, на котором была изображена раненая львица. Все здесь поражало своеобразием стиля, реалистической манерой передачи деталей. На алебастровых плитах ясно виднелись рельефные изображения различных сцен: охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов. Вскоре на поверхность были извлечены 60 крылатых быков и львов с человеческими головами.
За два года Лэйярд откопал пять дворцов, построенных ассирийскими царями в IX-VII вв. до н. э. Окончательно подтвердилось первоначальное предположение Лэйярда о том, что он открыл давно разыскиваемую столицу Ассирии - Ниневию. Удалось установить, что один из раскопанных дворцов принадлежал Синаххерибу. Но самой главной находкой была библиотека, содержащая десятки тысяч клинописных табличек. Основал ее один из наиболее образованных людей своего времени - Ашшурбанапал, последний великий царь Ассирии, собиравший литературные памятники Шумера, Вавилонии и Ассирии. Пытаясь сосредоточить в архивах своего дворца все доступные ему исторические документы Месопотамии, Ашшурбанапал использовал целую армию писцов-копиистов, рассылал их по стране и, переписываясь с ними, руководил поисками. Таким образом он создал библиотеку, которая сохранилась до наших дней, и дал ключ в изучению шумеро-ассиро-вавилонской истории.
Клинописные
таблички представляли собой несметную
сокровищницу знаний о древних народах:
династические своды и хроники, политические
трактаты и корреспонденции, хозяйственные
счета и астрономические исследования,
предания, мифы, религиозные гимны и стихи.
Свои поиски Лэйярд описывал изо дня в
день. Его записки были позднее опубликованы,
составив двухтомный труд под названием
«Ниневия и ее руины».
Лэйярд был высокообразованным человеком. Он сумел доступно и увлекательно написать историю своих археологических раскопок. Из книги мы узнаем о нелегком его труде, об опасностях и приключениях, сопутствовавших ему во время пребывания в Месопотамии.
Когда
Лэйярд в 1849 г. прибыл в Мосул, чтобы продолжить
раскопки, ему представили там энергичного
молодого человека, хорошо знающего нравы
и обычаи народов, обитающих на древней
земле Месопотамии. Это был Ормузд Рассам.
Учился он в Медресе, изучал английский
и французский языки, свободно говорил
на новоассирийском, арабском и древнееврейском.
Позднее Лэйярд сделал Рассама своим помощником
и вместе с ним вел раскопки древней ассирийской
столицы. После отъезда Лэйярда в Лондон
Рассам самостоятельно продолжал раскопки
Ниневии. Он обнаружил в развалинах ниневийского
дворца зал, стены которого были украшены
рельефами, изображавшими сцены царской
охоты на львов. Зал этот был назван «Львиным».
В нем находилась большая часть библиотеки
Ашшурбанапала. Вместе документами, найденными
Лэйярдом, в книгохранилище ассирийского
царя было обнаружено около 30 тыс. различных
глиняных табличек.
Заслугой Рассама является также открытие
совместно с Лэйярдом двух замечательных
памятников IX в. до н. э. - черного камня,
обелиска царя Салманасара III, и Балаватских
ворот, сооруженных по приказу того же
царя.
Раскопки Лэйярда и Рассама дали возможность
судить о величине, расположении и укреплениях
древних ассирийских городов, об архитектуре
их зданий.
Раскопки продолжались, и в ряде холмов находили остатки других городов дворцов и храмов, а в них новые глиняные архивы, причем некоторые из них оказались необыкновенно древними, созданными более чем за 3000 лет до н.э.
С
начала XX века раскопки в Месопотамии
ведут профессиональные ученые; археология
превратилась в науку. Теперь исследуются
не только развалины дворцов и храмов,
но и остатки невзрачных глиняных хижин
бедняков. Там, где ничего не могли найти
практики - исследователи прошлого века,
современные археологи обнаруживают много
интересного.
Например, Калат Шергат, недалеко от Мосула
- огромный холм, местами высотой с 10-этажный
дом. Еще Лэйярда привлекал этот курган.
Английский ученый провел здесь несколько
месяцев, но ничего интересного не нашел.
В 1904 г. немецкие археологи обнаружили,
что Калат Шергат скрывает руины Ашшура
- древнейшей столицы Ассирии. Было установлено,
что еще почти за две тысячи лет до Ашшурбанапала
у ассирийцев существовали благоустроенные
города. Древнейшая столица имела даже
канализацию и водопровод.
В руинах впервые во всем блеске раскрылась ассирийская стенная роспись. Использовав красную, белую и черную краски, древнейшие живописцы покрыли стены дворца и храма замечательными фресками. Оказалось, что за тысячу лет до падения Ниневии Ассирия уже была сильной и культурной страной.
В
1949 г. в район Мосула отправилась экспедиция
английского ученого М. Э. Маллоуэна. Выяснилось,
что курган Нимруд таит еще немало тайн.
За пределами мощных стен Калаха были
обнаружены руины большого города, возникшего
в IX в. до н. э. Позднее и цари стали жить
во внешнем городе, а не под защитой, крепких
стен. Это свидетельствует о могуществе
Ассирии.
Археологи обнаружили новое интересное
сооружение древних ассирийцев - крепость-арсенал
г. Калаха. Здесь царь Салманасар III хранил
оружие для своей гвардии, держал множество
лошадей, прятал часть военной добычи.
Кропотливо трудились ученые, восстанавливая
внешний вид ассирийской крепости. Им
помогали в этом глиняные таблички из
арсенала, из которых стало известно, что
крепость окружали ров и стена с мощными
башнями. Двор арсенала был залит асфальтом;
на нем и ныне видны следы, оставленные
тяжелыми ассирийскими колесницами 2800
лет назад.
В крепости жили кузнецы, плотники, кожевники,
гончары. Раскопки мастерских поведали
много нового о жизни ассирийских ремесленников,
об их тяжелом труде и замечательном мастерстве.
В тронном зале, который раскапывал еще Лэйярд, внимание Маллоуэна привлек колодец. Ученые откачали воду. Среди прочих предметов на дне колодца были обнаружены таблички из слоновой кости со слегка загнутыми краями, покрытые тонким слоем воска. Надписи на воске дали возможность установить, что это была книга. Выемки по краям табличек позволяли скреплять их шипами. Необычная книга, когда ее читали, раскладывалась гармошкой. Оказалось, что ассирийцы писали не только на глине, но и на восковых табличках.
Древние
греки и римляне еще в III в. до н. э. широко
использовали для письма дощечки, покрытые
воском, но никто не думал, что такие же
таблички знали ассирийцы и их книги были
на 500 лет старше книг греков и римлян.
На дне колодца лежало столько изделий
из слоновой кости, что археологи назвали
тронный зал дворца Комнатой слоновой
кости. Видимо, пластинки и статуэтки из
этого материала украшали трон ассирийских
царей.
Казалось бы, Ботта и его последователи,
много лет трудившиеся в Хоросабаде, исчерпали
до конца его древности. Однако американским
археологам удалось раскопать здесь самые
большие статуи крылатых быков Ассирии.
Одна из них весила 29 т, что в три раза тяжелее
найденных Ботта. Две статуи украсили
арку Ассирийских ворот в Багдаде, а самая
большая, разбитая на несколько частей,
с разрешения правительства Ирака была
отправлена в Чикаго и там склеена. Удалось
расчистить и фрески тронного зала дворца
Саргона II.
Руины
ассирийских городов обнаруживаются в
самых неожиданных местах. В центре Малой
Азии, за много сотен километров от границ
древней Ассирии, были раскопаны ассирийские
фактории XIX. в. до н. э. Здесь, в чужой стране,
селились купцы и ремесленники. Купцы
покупали у местных жителей медь, серебро,
другие металлы, которыми были богаты
окрестные горы.
Главной факторией ассирийцев был город
Канес (или Каниш), раскопанный в 1948 г. турецкими
археологами. Улицы здесь были вымощены
камнем, имелись водопровод и канализация.
Таким образом, за 1300 лет до Ашшурбанапала
Ассирия уже основала несколько торговых
факторий в Малой Азии.
Раскопки продолжаются. Теперь их осуществляют
не только ученые европейских стран и
США, но и археологи из арабских стран.
Иракские ученые проводят их при активной
помощи и поддержке советских археологов
(Н. Я. Мерперта, Р. М. Мунчаева и др.). В сезон
1977 г. археологическая экспедиция Академии
наук СССР во главе с Р. М. Мунчаевым приступила
к раскопкам нового поселения Ярым-Тепе-3.
Сейчас уже раскопано более 90 жилых и хозяйственно-бытовых
сооружений, представляющих собой сложные
многоквартирные комплексы.
Все археологические находки экспедиций сдаются в созданный и Багдаде Государственный музей древностей - крупнейшее хранилище памятников ассирийской культуры.
Государственный музей древностей в Багдаде содержит одно из лучших собраний археологических находок, обнаруженных в бассейне Тигра и Евфрата. Многие его экспонаты уникальны по своей значимости для изучения истории Двуречья с древнейших времен вплоть до прихода арабов. Фонды музея постоянно пополняются в результате деятельности многочисленных экспедиций. Так, в 70-х годах нашего века во время раскопок на месте некогда существовавшего дворца Ашшурнасирапала II были обнаружены четыре мраморные плиты с росписью, изображающей мужчин в белых и черных одеяниях, обутых в красные с черным сандалии. Эти находки были переданы в Багдадский музей.
Информация о работе Ассирийское царство по археологическим данным. Нововавилонское царство