Афинская рабовладельческая демократия при Перикле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Труд швейцарского ученого А.Боннара «Греческие цивилизации» дает подробное описание истории Греции в различные эпохи. При работе я пользовалась первым томом, главой «Перикл Олимпиец». Здесь есть и цитаты, и точки зрения античных авторов. Самому же Боннару приходиться по душе афинский демократический строй, а личность Перикла вызывает у него уважение.

Содержание

I.Введение
1. Обзор источников и литературы………………………..3-4
2. Оценка афинской демократии античными авторами…5-7
II.Век Перикла………………………………………………. 8-11
III.Афины при Перикле
Государственное устройство……………………………12-15
Социальная и экономическая политика……………….16-18
Отношения Афин с союзниками………………………..19-21
Строительство в Афинах…………………………………22-24
Положение рабов………………………………………….25-27
IV.Конец правления Перикла………………………...…28-29
V.Вывод……………………………………………………….30-31
Список источников………………………………………… ….32
Список литературы……………………………………… …….33

Вложенные файлы: 1 файл

афинская демократия при перикле.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 III.Афины при Перикле

 

 

1.Государственное  устройство.

     Перикл начинает свою деятельность с завершения демократической системы. Периклом было отменено право вето Ареопага, который ограничивал суверенитет народа (право вето введено в 462-461 гг. до нашей эры Эфиальтом). С тех пор Ареопаг утратил всякое значение и его права перешли к Народному собранию и Народному трибуналу.

     Все важные решения выносятся Народным собранием. Архонты являются лишь исполнителями принятых постановлений. В Народное собрание входят все граждане, за исключением крестьян, которые неохотно покидают свои деревни, чтобы присутствовать на Народном собрании. Большинство в собрании представляют городские рабочие и моряки из Пирея.

     Перикл не более чем «prostates tou demou», что означает одновременно и «лидера» демократической партии и вождя демократической общины в целом.1

     Перикл избирается стратегом с 460 по 429 год. Причем его избирает не только его фила, но и большинство других, составлявших в целом общину афинских граждан. Как отмечает А.Боннар, подобное единодушие является исключительным в истории Афин. В свою очередь это означает  то, что Периклу удалось убедить народ в необходимости следовать по указанному им пути. Отмечается также самостоятельность афинского народа в выборе этого пути.

     Народовластие – это не пустое слово. Собрание постоянно оказывало влияние на всех должностных лиц – архонтов, в широком смысле слова. Чтобы при назначении должностных лиц шансы были равны и был обеспечен выбор компитентных людей, оно производилось посредством соединения системы жеребьевки и выборов, а иногда только одним из этих способов.

     Вступая в должность, должностное лицо подвергается экзамену либо в Совете пятисот, либо перед одним из отделов народного трибунала – гелиэей. Должностное лицо, слагая свои обязанности, представляет отчет, и пока отчет не будет утвержден собранием, указанное лицо не имеет права распоряжаться своим имуществом. Любой гражданин может предъявить обвинение уволенному лицу. Против этого должностного лица будет возбуждено преследование, так называемое «graphe alogiou» – обвинение в беззаконии. Во время своей годичной службы должностное лицо находится под прямым контролем народа. Народ может отрешить его от должности процедурой голосования, и передать суду народного трибунала.

     Верховная власть в судопроизводстве принадлежит тоже народу. Часть граждан ежегодно заседает в трибунале гелиастов; его приговоры в большинстве случаев не подлежат кассации.

     Так пишет о государственном строе Афин А.Боннар. Но при рассмотрении данного вопроса, я думаю, необходимо обратиться к источнику. В «Афинской политии» Аристотель дает подробное описание организации Афинского государства.

     Аристотель отмечает, что должностных лиц, входящих в обычное управление, выбирают по жребию. Совет состоит из пятисот членов, которых выбирали по жребию. Каждая фила должна выдвинуть по пятьдесят представителей. Каждая из фил в порядке очереди (жеребьевка) исполняет обязанности пританов. Пританы выбирают место заседания, а также подготавливают программу совету на каждый день. Председатель пританов выбирается также по жребию. Запрещается пребывание в этой должности одного лица дважды. Находятся в этой должности «день и ночь». У председателя хранятся ключи от храмов, в которых хранится казна, документы и государственная печать. Пританы назначают Народные собрания. На одном из собраний, «главном», производится проверка избрания властей; затем обсуждаются вопросы по продовольствию и защите страны. Другое Народное собрание существует для рассмотрения ходатайств. Остальные два Народных собрания отводятся для всех остальных дел.

     Пританы в Народном собрании производят выборы стратегов и вообще, всех властей, относящихся к войне.

     Совет может судить  должностных лиц. Особенно много  внимания уделяется тем из  них, которые распоряжаются денежными  суммами.

     Утверждение членов Совета на следующий год и девяти архонтов зависит от решения Совета.

     Приступив к должности, архонт через глашатая объявляет о неприкосновенности имущества граждан. Ему же подаются жалобы по государственным и чатным делам. После рассмотрения архонт направляет их в суд. К таким делам относятся, например, дела о дурном обращении к родителям, о дурном обхождении с сиротами, о плохом обращении с наследницей.

     Есть десять казначеев Афин. Они избираются жребием по одному из каждой филы. Они принимают казну в присутствии Совета.

     Все арендные контракты, торги на разработку рудников заключают полеты. Они также продают с торгов имущество преступников, осужденных судом Ареопага. Избираются полеты также, как и казначей.

     Басилевс докладывает Совету о сдаче в аренду частным лицам храмовых участков.

     Члены Совета из своей среды избирают десять логистов, которые проверяют отчетность у должностных лиц в каждую пританию.

     Кроме этого Аристотель пишет еще о нескольких должностях, которые избирались по жребию. Из них можно отметить следущие: десять заведующих ремонтом храмов; десять рыночных надзирателей, десять надзирателей за мерами, которые наблюдали за весами и мерами, чтобы продавцы их правильно употребляли.

     В Ареопаге разбираются процессы об убийстве  и нанесении ран, об отравлении.

    Избрание судей жребием производят девять архонов.

     Из всего вышеописанного мы видим, что в Афинах существовала достаточно сложная система управления. В государственном строительстве участвовали все административные единицы. Имело место и разделение властей на судебную, законодательную и исполнительную.

     По моему мнению, такое представление органов власти и управления служило довольно таки мощной точкой отправления для существования и развития демократии.

     У А.Боннара мы читаем, что «афинская демократия представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир» (А.Боннар Греческие цивилизации М. 1995,  т.1., гл. X, с.184).

 

   

 

 

 2. Социальная и экономическая политика.

     В процессе своего  правления Перикл занимался преимущественно тем, что дополнял законы и обычаи, существовавшие со времен Солона, Писистрата и Клисфена, его трех предшественников в деле демократии. Перикл не стремился установить монополию неимущих классов в государственном строительстве. Он расширил круг должности. До сих пор круг этот был ограничен двумя более зажиточными классами. Перикл учел и тот факт, что деятельность человека, назначенного архонтом или членом суда гелиастов не будет достаточно плодотворной, пока он не избавится от заботы о средствах существования. Поэтому Перикл включил в круг лиц, избирающих архонтов, граждан третьего класса (мелкие собственники и ремесленники со скромным доходом, оставив без избирательных прав только четвертый и последний класс).

     Перикл ввел оплату для членов Совета пятисот, архонтов и судей трибунала гелиастов. Также оплачивается деятельность граждан, участвующих в многочисленных празднествах республики.

     Но Перикл никогда не соглашался установить вознаграждение за участие в Народном собрании. Он расценивал это как долг гражданина.

     Перикл предложил ежегодно снаряжать шестьдесят тиер, экипаж которых набирался из свободных граждан, получавших плату за свою службу на корабле.

     По предложению Перикла на земле гсударств, входивших в Афинский союз, создавались афинские поселения (клерухии). Любой афинянин мог получить там участок земли для обработки. Этими поселениями решались сразу две задачи: создавались гарнизоны за пределами Аттики и облегчалось положение простого народа.

     Уже когда Перикл достиг высшей степени влияния в государстве и имел законных детей, он написал закон, гласивший, что афинянами могут быть только люди, происходившие от обоих афинян (закон этот существовал и раньше, но Перикл возобновил его в 451/450 г. до нашей эры). Но под конец жизни Периклу пришлось хлопотать об изменении этого закона для его детей от Аспасии.

     Афинские власти следили за продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей: взвинчивание цен, спекуляция хлебом рассматривались как тяжкое государственное преступление.

     Начиная с 40 – 30-х годов до нашей эры, малоимущим гражданам власти стали раздавать так называемые театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление.

     Перикл хотел, чтобы народные массы, не несущие военной службы, не оставались в бездействии, не были обездолены.

    Поэтому он представил народу грандиозные пректы сооружений и планов работ, которые требовали применения разных ремесел. К тому же проекты эти были расчитаны на долгое время.

     У государства был материал – камень, кость, золото, эбеновое дерево, кипарис. Были и ремесленники, способные выделывать его и обрабатывать. Были строители, скульпторы, кузнецы, каменотесы, ювелиры по золоту и слоновой кости, живописцы, эмалировщики, резчики, люди, занимающиеся перевозкой этих вещей как по морю – купцы, матросы и лоцманы, так и по суше – каретники, извозчики, погонщики мулов; далее, конатные мастера, ткачи, сдельщики, рабочие, занимающиеся прокладкой дорог.

     На афинском Акрополе была найдена надпись, свидетельствующая о том, что при строительстве использовался труд наемных рабочих. Из нее же можно узнать об оплате их труда. В большинстве случаев таковая составляла одну драхму в день.

 

  

 3.Отношения Афин с союзниками.

     К моменту прихода Перикла к власти Афины уже около пятнадцати лет находились во главе важного союза городов – Делосской лиги, который возник в конце персидских войн (479 год  до нашей эры). Этот союз преследовал лишь военные цели: продолжение на море военных действий против персов, освобождение от них греческих городов. Сделать невозможным новое вторжение персов в Грецию. Центром федерации был священный остров Делос.

     У Афин был самый мощный флот. Это с самого начала возвышало Афины. Именно они командовали военными операциями. Афины же достаточно свободно распоряжались финансами.

     В 454 году до нашей эры в федерации оставалось кроме Афин только три члена: Самос, Хиос и Лесбос. В этом же году было решено перевести казну с Делоса в Афины.

     Теоретически все  города-независимые государства  имели одинаковые права. Но  могущество и руководящая роль  Афин были на лицо. Это, естественно,  не могло не вызывать недовольствий  со стороны союзников. Еще до  Перикла попытки восстаний заканчивались тем, что из союзников города превращались в подданых, первыми из которых были Наксос и Фасос.

     Во времена правления Перикла восстают три крупных ионийских города, в числе которых и Милет. В 446 году до нашей эры восстают города Эвбеи, поддержанной Спартой. Пока Перикл умиряет Эвбею, Мегара открывает войскам Спарты дорогу в Аттику. Перикл возвращается к Афинам. Его возвращение вынуждает спартанцев отступить. Перикл вновь возвращается на Эвбею и покоряет остров. В некоторых городах выставляются гарнизоны. В других изгоняются олигархи и правление демократизуется.

     Афины после каждого  подавленного восстания требуют  от покоренного города подписания  акта о подчинении.       Иногда Афины требуют заложников. Чтобы как можно лучше контролировать  политику наиболее важных подчиненных городов, Афины ставят там своих правителей.

     Уже и не созывается «Союзный совет». Каждые три года афинский народ устанавливает размеры дани.

     Вскоре Перикл вновь ввязывается в двухлетнюю войну. На этот раз падает остров Самос. После капитуляции Самос уступает часть своей территории Афинам, к тому же платит огромную военную контрибуцию.

     Такая афинская политика привела к тому, что в руках Перикла оказались огромные средства.

     Основываясь на декрете, принятом по предложению Перикла в 450/449 г. до нашей эры и разрешающим черпать из союзной казны для восстановления храмов, разрушенных во время второй греко-персидской войны, он и предпринимает крупные работы, а именно, реконструкцию святилищ Акрополя.

     Именно это более других политических дел Перикла обсуждали и выражали недовльствие его враги. На заседаниях Народного собрания на Перикла обрушивались обвинения в том, что он привез к себе с Делоса общую казну греков, а вносимые по принуждению деньги тратятся не на военные расходы, а на городские украшения и проведение политики, «угождая народу».

     Перикл же отвечал: «Афиняне не обязаны отдавать союзникам отчет в деньгах, потому что они ведут войну в защиту их и сдерживают натиск  варваров, тогда как союзники не поставляют ничего – ни коня, ни гоплита, ни корабля, а только платят деньги; а деньги принадлежат не тому, кто их дает, а тому, кто получает, если он доставляет то, за что получает. Но если государство снабжено в достаточной мере предметами, нужными для войны, необходимо тратить его богатство на такие работы, которые поле окончания их доставят государству вечную славу…».1

     Действительно, сооружение храмов, посвященных богам принесло Афинам величайшее наслождение и красоту.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Афинская рабовладельческая демократия при Перикле