Афинская рабовладельческая демократия при Перикле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Труд швейцарского ученого А.Боннара «Греческие цивилизации» дает подробное описание истории Греции в различные эпохи. При работе я пользовалась первым томом, главой «Перикл Олимпиец». Здесь есть и цитаты, и точки зрения античных авторов. Самому же Боннару приходиться по душе афинский демократический строй, а личность Перикла вызывает у него уважение.

Содержание

I.Введение
1. Обзор источников и литературы………………………..3-4
2. Оценка афинской демократии античными авторами…5-7
II.Век Перикла………………………………………………. 8-11
III.Афины при Перикле
Государственное устройство……………………………12-15
Социальная и экономическая политика……………….16-18
Отношения Афин с союзниками………………………..19-21
Строительство в Афинах…………………………………22-24
Положение рабов………………………………………….25-27
IV.Конец правления Перикла………………………...…28-29
V.Вывод……………………………………………………….30-31
Список источников………………………………………… ….32
Список литературы……………………………………… …….33

Вложенные файлы: 1 файл

афинская демократия при перикле.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 4. Строительство в Афинах.

     Афинам принадлежала  роль главного культурного центра, которую они сохранили надолго.  Перикл видел в искусстве средство  утвердить первенство Афин над  всем эллинским миром. Времени  правления Перикла соответствуют  четыре великолепные произведения искусства: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины – Паллады.

     Перикл сам следил  за всем, он обсуждал планы  с архитектором, участвовал в  выборе материала.

     В 450 г. до нашей эры главным руководителем работ на Акрополе был назначен Фидий. Фидий в течение восемнадцати лет руководил работами на Акрополе. От его строгой, но всегда творческой критики ничего не ускользало. Он постоянно интересовался и планами всего ансамбля памятников, и мельчайшими деталями их технического выполнения. Фидий всегда считался с Софоклом и Периклом.   

     Акрополь – большой, продолговатый холм, возвышающийся над городом и венчающий его храмами, посвященными покровительнице города – Афине – богине мудрости и труда.

     По сторонам шестисклонного  портика Пропилей располагались два боковых крыла: одно – более массивное с глухими стенами, другое – в виде выступающего вперед высокого постамента, увенчанного маленьким изящным храмиком Ники Аптерос – Бескрылой Победы. Ника – крылатая дева, олицетворяющая победу, считалась одним из атрибутов Афины.

     Далее, после Припилей – большая площадь, где высилась восьмиметровая статуя Афины – воительницы из бронзы; сверкающей молодостью, с вьющимися волосами, перевязанными простой лентой, со свободно опущенной эгидой, с шлемом в правой руке; копье в левой руке – уже не оружие, а опора. Она была отлита Фидием в 450 г. до нашей эры. Справа на площади – Парфенон – главное и самое большое сооружение Акрополя, посвященное Афине Парфенос – Афине Деве. История сохранила имена его зодчих – Иктин и Калликарт, они выстроили Парфенон в 447-438 гг. до нашей эры. Весь из светлого мрамора, в «оперении» сорока шести дорийских колонн. Красота Парфенона явилась результатом долгих математических расчетов, исследований архитекторов.

     Четыре ряда цоколя храма не одинаковой высоты: первый ряд, уложенный на скалу, самый низкий. Верхний – самый высокий. Разница минимальная, но на расстоянии все три ступени кажутся равными. С другой стороны, поверхность каждой ступени не строго горизонтальная, а слегка выпуклая. Горизонтальная поверхность. Если смотреть на нее от ее кромки, всегда кажется точно слегка вогнутой в середине. Для того, чтобы рассеять этот оптический обман, и была сделана незначительная выпуклость. Если же говорить о колоннах, то ни одна из них не стоит точно параллельно в отношении своих соседок. При общем наклоне внутрь здания эти колонны составляют одно целое, вместе несущее тяжесть всего храма. Градус наклона каждой колонны меняется в зависимости от места, занимаемого ею в колоннаде.

     Эрехтейон – другой храм, стоящий ближе к северному холму. По контрасту с простым и строгим Парфеноном Эрехтейон выглядит почти причудливым. Каждый из четырех его фасадов оформлен по-разному. На западном фасаде шесть тонких, стройных ионических полуколонн стоят на высоком цоколе. Северный портк выдается далеко вперед. Длинная южная стена храма, гладкая, сложенная из мраморных квадратов, служит фоном для маленького, сдвинутого к западу, портика кариатид, где роль колонн выполняют женские фигуры. Восточный фассад – портик обычного типа с колоннами на трехступенчатом постаменте. Над восточным входом в Парфенон, где помещался главный алтарь Афины, скульптурная группа франтона изображала рождение Афины из головы Зевса.

      Для театральных зрелищ стали строить специальные помещения-      обширные амфитеатры под открытым небом, расположенные на склоне холмов, расчитанные на дысятки тысяч зрителей; фактически чуть ли не все население города могло присутствовать на представлении. Строители амфитеатров владели секретом необычайной акустики: каждое слово актера было слышно даже в самых верхних рядах.

     Полигнот, современник Перикла, росписывал стены общественных зданий фресками на темы эпосов и мифов; не будучи уроженцем Афин, он получил за свои росписи афинское гражданство.     

      Свой рассказ о строительстве великолепных памятников я хочу закончить словами Плутарха: «Но что доставило жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление, что, наконец, является единственным доказательством того, что прославленное могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, - это постройка величественных зданий…».1

 

 

5. Положение  рабов.

     Разговор о рабовладельческой демократии не может быть полным, если не упомянуть о главной движущей силе рабовладельческого мира – рабах.

     Как отмечает А.Боннар, население Афин, насчитывавшее четыреста тысяч человек, наполовину состояло из рабов.

     Большинство рабов – пленные, те, которые не могли выкупить себя.

     Торговля рабами приносила большие доходы. В Афинах ежегодно устраивалась невольничья ярмарка.

     Но рабами становились не только военнопленые. Рабами становились прежде всего по рождению. Ребенок рабыни тоже становился рабом.

     В Афинах было запрещено долговое рабство, также отец семейства не имел права продать своих детей, исключение составляли дочери, уличенные в развратном поведении. Хозяин не имел права лишать жизни раба. Практика повседневной жизни не допускала, чтобы рабов считали лишь подчиненной породой.

     В своих отношениях с рабами афиняне проявляли меньше педантизма и более человечности, обычно они обращались с рабами как с людьми. Раб был одет так же, как и все граждане. По крайней мере, как каждый бедняк. Никакие внешние признаки не отличали раба от свободного человека. Дома он  (раб) свободно разговаривал со своим хозяином. Афинскому рабу разрешалось на равных основаниях с прочими гражданами присутствовать на многочисленных религиозных церемониях. При слишком жестоком обращении раб имел право укрыться в определенные священные места, под покровительство божества, и потребовать, чтобы его господин продал его другому хозяину.

     Афины даже предоставляли рабам гарантии против грубости судей и должностых лиц. Эти гарантии можно рассматривать как начало юридических установлений.

     Но рабство далеко не было идеальным. В рудниках. Например, умирали от холода и голода тысячи рабов, которых кормили ровно столько, чтобы они были в состоянии работать.

     Как правило, рабы были заняты в том же производстве, что и их хозяева, но всегда ступенью ниже их по положению. На рабах прежде всего лежали все домашние работы. Все хозяйство велось руками рабынь. Рабыни дробили и мололи зерно, выпекали хлеб и стряпали, шили одежду. Под надзором хозяйки рабыни пряли, ткали и вышивали. Нередко какой-нибудь из рабов занимал видное место в семье, как например, кормилицы и няни.

     Только самый быдный гражданин Афин не имел по крайней мере, одного раба. Рядовой гражданин обычно имел одного раба с двумя служанками.

     В деревнях, на фермах, даже в больших владениях рабов было очень мало. Очень долго земельные участки обрабатывались членами семьи, при этом имелось еще несколько рабов и батраков, которых нанимали на уборку урожая и сбор винограда. Мелкий крестьянин был не в состоянии содержать несколько рабов, поэтому в большинстве случаев мелкий собственник старался обходиться своими силами.

     В отличие от сельского хозяйства, ремесленное производство требовало огромного количества «одушевленного орудия». При постройке Акрополя государство, помимо свободных рабочих, нанимало рабов у частных владельцев. Заработок раба забирал хозяин, который заботился лишь о прокормлении своего раба.

     Пошивные мастерские, обувные предприятия, мастерские по производству музыкальных инструментов, кроватей, оружия, которые выделялись из домашнего производства, требовали применения рабского труда. Тем не менее, никогда рабы не были сосредоточены большими массами. Это делалось потому, что было достаточно сложно организовать надзор за большими группами рабочих, не получающих вознаграждения.

     Безусловно, рабовладельчество ограничивало афинскую демократию, делая недоступным почти половине населения города участие в государственных делах. К тому же афинское рабство, как и всякое другое, тормозило прогресс, поскольку люди, обеспеченные рабочей силой, не были озабочены созданием более совершенной системы обслуживания производства.

  

 

   

 

     

    

 

 .

    

   

          

                                                                                  

    

 

 

IV. Конец правления Перикла.

     Конец правления Перикла был труден.

     Возраставшее могущество Афин вызывало беспокойство Спарты.      Это беспокойство еще более возросло, когда в 446 г. до нашей эры

Перикл предложил созвать  в Афинах съезд всех греческих  государств для заключения между  ними всеобщего мира. В Спарте понимали, что если план Перикла осуществится, то это превратит Афины в политический центр всей Греции. Спарта запретила зависимым от нее государствам посылать своих представителей в Афины. Попытка Перикла создать общегреческий съезд потерпела неудачу.

     В 431 г. до нашей эры спартанцы с союзниками вторглись в Аттику. Опусташая страну, они дошли до афинских укреплений. Они вырубали сады, угоняли скот, разоряли жилища. Когда спартанцы окружили Афины, Перикл решил не проводить Народных собраний, чтобы распаленные гневом граждане не приняли неблагоразумного решения.

     Вскоре Перикл снарядил морской поход вокруг Пелопоннеса, но сам не принял в нем участия, а с небольшим отрядом пехоты вторгся в Мегарскую область и опустошил ее.

     Спартанцам пришлось бы прекратить войну, если бы неожиданное бедствие не расстроило планы Перикла. На второй год войны в Афинах вспыхнула страшная болезь – чума.

     Эпидемия озлобила афинян. Гнев народа обратился против Перикла. Чтобы успокоить граждан, Перикл снарядил 150 кораблей, собрал войско и готовился возглавить новый поход в Пелопоннес. Эти приготовления внушили афинянам большие надежды. Когда флот готовился к отплытию, началось солнечное затмение. Это испугало суеверных афинян. Они увидели в этом дурное предзнаменование. Поход Перикла не имел успеха, так как в войске свирепствовала чума. Во всех неудачах обвиняли Перикла. На следующий год (430 год до н. э.) он не был избран стратегом. Несмотря на то, что Перикл славился своим бескорыстием, его обвинили в хищениях и приговорили к большому штрафу.

     В Афинах в это время не было руководителя, который подобно Периклу мог бы умело управлять государством. Афиняне решили принести Периклу извинения за несправедливо наложенный штраф и пригласить его снова стать во главе государства.

     На этот раз Периклу не суждено было долго управлять Афинами. Вскоре после своего избрания он заболел чумой.

     В 429 году до нашей эры Перикл умер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Вывод.

     Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Изучая историю древнего мира, мы впервые, говоря об Афинах, встречаем термин «гражданин», который обозначает личность, наделенную неотъемлемыми правами. Представители практически всех сословий участвовали в государственном строительстве.

     Расцветом рабовладельческой демократии считается столетие с середины V в. до середины IV в. до нашей эры. Начало подъема Афин как раз соответствует правлению Перикла. Перикл – вождь демократии. Многие историки называют его  “тираном”, Фукидид называет его “первым среди афинян”. Действительно, Перикл не смотря на рознь между афинянами, сумел их объединить и что самое главное, убедить в своей правоте. Он смог доказать, что именно демократический строй необходим Афинам и их жителям.

     Современники обвиняли Перикла в том, что он во всем старался угодить народу, постоянно устраивая пиршества на казенные деньги. Но по большому счету, ведь казна – это деньги народа. По-моему, такие мероприятия стимулировали народ, а соответственно, повышалась производительность, которая укрепляет экономику государства. А последняя, в свою очередь, способствует укреплению и даже возвышению державы на международной арене.

     Что же касается отношений Афин с государствами, входящими в Делосскую лигу, то вполне естественно, что Афины вели довольно таки агрессивную политику по отношению к ним. Афины представляли собой наиболее мощную державу и в случае войны, основной удар пришлось бы держать именно им. В конечном счете, афиняне собственными усилиями добились столь высокого положения; и плата, пусть в виде дани, более слабых союзников – естественный результат.

     При подавлении восстаний недовольных союзников, афиняне не брали в плен греков. Здесь можно говорить о Перикле как о дальновидном политике: гораздо выгоднее было сохранять рабочую силу в полисах, чтобы они были в состоянии платить Афинам.

     В течение тридцати лет Перикл переделывал Афины. Он хотел сделать свой город деловым центром эллинского мира. Но прежде всего Перикл хотел превратить Афины в сердце политической жизни всей Греции.

Информация о работе Афинская рабовладельческая демократия при Перикле