Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:37, контрольная работа
В разные эпохи тюркское боевое искусство называлось по разному, например, во времена Коктюркского Каганата оно называлось - «Кара Каплан» - чёрный тигр, «Кульсинат» - у воинов Тамерлана. В Менгу Эле - Вечного Государства Чингис-кагана - «Хара (кара) - Моротон» (чёрные всадники) и позднее – «Каракуреш» или рукопашный бой, «Синсимак» и т.д.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА БОЕВОГО ИСКУССТВА ТЮРКОВ ...
2. СТИЛИ ТЮРКСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ………………………….
2.1. Хара-Моротон ………………………………………………….……….......
2.2. Санате Занозани Акили ………………………………………..……….…
2.3. Кара Каплан …………………..……………………………………………..
2.4. Карахуреш ………...…………………………………………………..……..
2.5. Башкиро-Татарская борьба (Курэш)………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… |
3 |
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ
ОСНОВА БОЕВОГО ИСКУССТВА |
4 |
2. СТИЛИ
ТЮРКСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ …………… |
9 |
2.1. Хара-Моротон ………………………………………………….………....... |
9 |
2.2. Санате Занозани Акили ………………………………………..……….… |
10 |
2.3. Кара Каплан …………………..…………………………………………….. |
15 |
2.4. Карахуреш ………...…………………………………………………..……. |
16 |
2.5. Башкиро-Татарская борьба (Курэш)……………………….. |
19 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... |
21 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. |
22 |
ВВЕДЕНИЕ.
В разные эпохи тюркское боевое искусство называлось по разному, например, во времена Коктюркского Каганата оно называлось - «Кара Каплан» - чёрный тигр, «Кульсинат» - у воинов Тамерлана. В Менгу Эле - Вечного Государства Чингис-кагана - «Хара (кара) - Моротон» (чёрные всадники) и позднее – «Каракуреш» или рукопашный бой, «Синсимак» и т.д.
Существует (а точнее – существовало) огромное множество тюркских воинских искусств: узбекские (Жиккамушт, Кулсанъати), уйгурский Колсэнъэт), Або Акиловский Сыр-санат или Санате Занозани Акили, казахские виды (Курес, Аударыспак и т.д.), киргизские – Эр сайыш, Жыланач Чабыш, Таз Сюзюш (единобоство где двое лысых бодаются головами; в старину дикое развлечение киргизских князей), Канжар-Кол (в фольклоре упоминается как способность протыкать пальцами бок, а ребром ладони отрубать голову), тувинские Хуреш и Кара Хуреш, якутские Хапсагай, Халбас-Хара (старинное ритуальное единоборство: двое сидят высоко на канате и пытаются скинуть друг друга), Кыргыс Юэрэгэ (воинское искусство), Далла Мэндэтии (стрельба из лука), Илбис-Хамнаа («илбис» - «Бог войны и воинский транс», «хамнаа» - вроде бы на первый взгляд диалектное «двигайся, двигаться», но на самом деле производное от «хам» или «кам» «шаман», т. е. «хамнаа» - это «шаманить, делать шаманские движения» - это система движений по кругу и неистовых вращений находясь в трансовых состояниях, при этом уходя от атак клинковым оружием и очень ловко валяя противников). Ну и не менее интересны и монгольские, тунгуские, палеоазиатские (Кичил, Тес-кир-вадь, Пойгылатыркын и пр.), памирские (к примеру, отличная система фехтования на палках у таджиков - Чуббози, родственница индийских Фари-гатка, Силамбам, Латха).
А кроме того сохранились, семейные тайны кулачного боя типа узбекского Жиккамушт, где со времен Ибн Сины бьют и ладонями, и ногами, и головой.
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА БОЕВОГО ИСКУССТВА ТЮРКОВ.
Постоянное отражение
китайской агрессии послужило тюркам
толчком к необходимости
Тюрки, в противоположность китайцам, были в основном скотоводами. Ели мясо домашнего скота, пили конское молоко, одевались в одежды из кожи и шкур. Продукты у них были в изобилии, так как стада их были огромны. Жизнь рядового тюрка в мирное время состояла из перекочевок (2–4 раза в год), военных упражнений и отдыха во время весеннего и осеннего приволья. Отсутствие изнурительного труда, постоянное занятие охотой, джигитовка на коне и стрельба из лука способствовали физическому развитию и совершенствованию боевого искусства. Каждый тюрк был воином и поэтому с малых лет обучался военному искусству. Шести-, семилетние мальчики ездили верхом на лошадях не хуже самых лучших наездников. Человек, который не владел оружием, не мог называться мужчиной, поэтому мальчики, достигшие 12–14 лет, хорошо владели оружием. И самое главное: тюрки учили своих детей не бояться смерти в бою.
Психология тюрков и
китайцев была противоположной. Китайцы
любят копаться в сложно-переплетенных
и запутанных тонкостях жизни. Китайцы
могут долго и монотонно
Тюркское мировоззрение было также противоположно китайскому. Если у китайцев была философия конфуцианства то тюрки и монголы имели свою, более древнюю и оригинальную религию Тэнгри, которого считали создателем Вселенной (Духом Неба). Древние тюрки были убеждены, что они любимые Сыны Неба Тэнгри и что Тэнгри покровительствует им в Великих деяниях. В военном и боевом искусстве большую роль для поднятия боевого духа играли учение Тэнгри, культ предков и вера в небожителей, которая вдохновляла бойцов на подвиги. Для того чтобы боец был честным и надежным воином в бою и в обычной бытовой жизни, прививалось учение Тэнгри, согласно которому ложь и предательство считались оскорблением естества, а следовательно, божества. В армиях Китая обязательно предусматривался штат доносчиков, а тюрки, находившиеся на китайской службе, этого не терпели и раскрытых доносчиков убивали.
В период V–XIV вв. в Великую
Степь стали проникать
Вся эта философия и мировоззрение были заложены в тюркском боевом искусстве, которое по духу отличалось от китайского. Имея такую внутреннюю силу и философию в военном и боевом искусстве, тюрки побеждали не численностью, а высоким боевым духом. Если китайцы были искусны в исполнении боевых танцев, где могли участвовать иногда несколько сотен человек, обычно это были профессиональные воины, разыгрывающие исторические батальные сцены, то тюрки ценили не боевые танцы, а победы на поле боя или схватки на ринге. Для красивых показательных боевых танцев нужно знать несколько десятков приемов боевого единоборства. Для боя или схватки такое количество знания приемов нет необходимости. Тюрки изучали до 15 –17 приемов и это было достаточно, чтобы победить самого искусного танцора боевых искусств. Поэтому бой или схватку тюрки побеждали в основном своей яростью и силой духа.
Поэтому вплоть до XIV в. тюрки-татары считались непобедимыми. Особенно степень высокого боевого искусства тюрков-татар проявилась во время правления Чингиз-хана, его сыновей и внука Батый-хана. Войско Чингиз-хана, насчитывающее до 100 тысяч всадников, завоевало Китай, Корею и Иран. В 1223 г. на реке Калке 25-тысячный корпус татар во главе с легендарными полководцами Субэтаем и Джебе одержал блистательную победу над 100-тысячной армией русских князей. Полководец Субэтай со своими воинами, практически не зная поражений, выиграл 65 сражений на территории от Кореи до Адриатического моря. История до сих пор не знает большего числа побед одного полководца2.
Разница между китайской и тюркской психологией отражалась и в боевой тактике. Агрессивная мощь и численность Китайской империи с одной стороны, громадная напирающая сила со стороны Римской империи, а затем и агрессия арабов со стороны Средней Азии и Кавказа не могли не сказаться на боевой тактике тюрков. Остановить лобовой атакой такую мощь тюркам было не под силу, их бы просто уничтожили. Вот как писал о тюркской тактике Тоньюкук: «Тюрки по численности не могут сравниться с сотой долей народонаселения в Китае, и тому, что они могут противостоять сему государству, причиной то, что тюрки, следуя за травою и водою, не имеют постоянного местопребывания и упражняются только в военных делах. Когда сильны – идут вперед для приобретения, когда слабы – уклоняются и скрываются». Тактика тюрков состояла в изматывании противника и в неожиданных налетах. Тюрки, если побеждали, то дружно рубили врага, но если противник побеждал их, то они не считали позором отступать рассеявшись. Китайские полководцы писали о них так: «Перед решительным наступлением противника тюркские всадники расступаются подобно стае птиц, для того чтобы собраться и снова вступить в бой».
Такая тактика военного боя вошла и в боевое искусство тюрков. Перед решительным наступлением противника боец отходит в сторону и, используя свою силу и инерцию противника, сбивает или валит его на землю.
Естественно, особо ценились военное искусство конного воина. Военное искусство составляли гордость конного воина легкая посадка на коня, безукоризненное умение держаться в седле, искусство джигитовки. Воин должен был держаться на коне так, чтобы никто не мог сдвинуть его или сбросить на землю, ведь именно это стараются сделать противники в поединке.
Защитными доспехами воина были: кожаный халат, защищенный сверху металлическими дисковидными бляхами или пластинами, или нагрудники.
Защитной одеждой у рядовых воинов служил толстый стеганый халат из ткани. Тюрки носили длинные развевающиеся волосы. На голову воины надевали металлический шлем или меховую шапку с кистью.
Атрибутом, знаком воинской доблести служил боевой пояс. С глубокой древности в культуре кочевников эта деталь снаряжения была обязательной частью обряда посвящения в разряд воинов, признаком их социального положения. Боевой пояс служил знаком социальной дифференциации. Воины-всадники с молодых лет получали право носить его. При этом по числу блях и наконечников на поясе определялась общественная значимость его владельца3.
У конников были щиты, но не такие, как у пехотинцев (закрывающие человека почти целиком), а небольшие круглые, защищавшие только верхнюю половину туловища при сидячем положении на коне. Щит служил для отражения ударов меча, сабли или копья.
Боевое единоборство тюрков включало широкий диапазон приемов, в рукопашном бою проводимых ногами, ведь в боях руки воина были заняты оружием. Доспехи на воинах не давали преимущества ударам, и основным способом приложения силы в борьбе были толчки.
Невозможность рассчитывать в бою на силу возвратно-поступательных движений обусловила превалирование вращательных движений, что, в свою очередь, позволило сочетать подготовку воинов с ритуальными танцами. Особенностью тюркского боевого единоборства и его основным отличием являются приемы в виде кругов и спиралей, которые в непрерывном соединении создают надежную защиту воину.
В XI–XVI вв. тюрки стали принимать ислам. Вначале его принимали купцы, воины, нанимавшиеся на службу к халифу, горожане и только после многих веков, последними – кочевники. Плохо поняв арабскую религию и оставаясь равнодушными к религиозным спорам, тюрки стали исповедовать ислам добросовестно, как воинский устав, ничего не изменяя в нем и ничего не оспаривая. С принятием тюрками новой религии в боевом единоборстве сохранились прикладное искусство, тактика, стиль, но философия древнетюркского религиозного учения, основанная на почитании и возвышении духов предков и на древнетюркских традициях, была вытеснена. Когда тюркские государства потеряли независимость, исчезло и искусство..
2. СТИЛИ ТЮРКСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ.
2.1. ХАРА-МОРОТОН.
Не только у китайцев были традиции «звериных» воинских искусств, как считается. У тюрков тоже были стили воинских искусств на основе мыслеобразов, позволяющих имитировать движения тех или иных животных, например, удары ногами с опорой о землю руками, удары ногами в стойках, в прыжках, удары руками, а также защиты и другие технические элементы, исполняемые руками с кистями, собранными в кулаки, которые «отогнуты» от предплечья и имитируют лошадиные копыта. Характерные движения - круговые и дугообразные, быстро сменяющие друг друга (дерущиеся жеребцы). Техника состояла из имитаций движений и поз лошади. В тюркско-монгольском боевом искусстве «Хара-Моротон» представляющим из себя целое воинское учение, включающее знания медицины, психотренинга, а также искусство верховой езды, единоборства верхом и в пешем положении с применением, кроме многочисленных видов оружия, простейших предметов кочевого обихода: кнута, аркана, элементов одежды, и подручных предметов типа ветки дерева или камней.4 Любопытно, что ни в одном из известных нам боевых искусств средневековья и современности воины не обладали таким высоким уровнем мастерства обращения с лошадью и использования её в бою, как в «Хара-Моротон». Одним из испытаний, проводившихся раз в пять лет, был «экзамен» для лошадей и наездников, в программу которого входили следующие дисциплины: лошадь защищает от пеших или конных воинов своего наездника, лежащего на земле, не разрешая никому приближаться и пытаясь поразить недругов ударами копыт; лошадь взваливает себе на спину и уносит в укрытие или родное стойбище раненого и потерявшего сознание хозяина. При этом она старательно обходит различные ловушки и избегает встреч с людьми, которые могут оказаться врагами её хозяина. В программу экзамена входило и множество боевых трюков, используемых наездником и лошадью в унисон, своего рода «парное катание». Заключительным этапом являлось 3-х месячное пребывание наездника вместе с лошадью в пустынном месте, где животное и хозяин должны были найти себе пропитание и дожить до срока испытательного боя с несколькими воинами. Во время такого «выживания» всадник должен был продемонстрировать множество познаний и навыков, начиная от поимки на скаку живого волка для изготовления одежды, заканчивая постройкой тайного подземного жилища, где укрывались лошадь и человек.
Также в «Хара-Моротон» существовал интересный ритуал - испытание для посвящения в воины. Испытуемый должен был раздеться по пояс и прийти в заранее условленное место, где его поджидала засада. Из темноты на испытуемого неожиданно обрушивались жестокие удары бичами, он же должен был противостоять нападениям любыми, доступными ему, способами. Или ещё один отголосок языческого ритуала являлся обрядом посвящения в «сыновья кобылицы». Этот обряд исполнялся при достижении воина определенного уровня познания. Посвящаемого протаскивали между ног у черной кобылицы, что символизировало новое рождение. Затем участникам ритуала давали напиток из кобыльего молока (кумыса) и крови, что должно было закрепить их кровное и молочное родство. «Черные всадники», так много сделавшие для тюрко-монгол до сих пор остались стражами веков, последними хранителями захиревшего искусства.