Буржуазные реформы в россии в 1860-70-ых гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:31, лекция

Краткое описание

В процессе изучения темы студенты должны выявить причинно-следственную связь между отменой крепостной зависимости и реформами, проводимыми правительством Александра II, в первую очередь, речь идет о судебной реформе. По первому вопросу необходимо рассмотреть структуру дореформенной судебной системы, показать принцип сословности судов и роль административных органов в исполнении судебных функций.
Знакомясь с вопросом о подготовке судебной реформы, студентам следует выявить различие во взглядах на преобразования в судебной сфере консервативного министра юстиции В.Н. Панина и сменившего его либерала С.И. Зарудного.

Содержание

а) Судебная реформа в России.
1.Основы дореформенной судебной системы.
2.Подготовка судебной реформы в России. В.Н. Панин. С. И. Зарудный.
3.Новые принципы судопроизводства и структура судебных учреждений по реформе 1864 г.
4. Основные положения Судебных уставов 20 ноября 1864 года.
5. Проведение в жизнь судебной реформы; ее значение.
б) Реформы органов местного самоуправления.
1. Основы дореформенной системы местного управления.
2. Подготовка земской реформы. Н.А. Милютин. П.А. Валуев.
3. Принципы формирования земских учреждений; структура; сфера деятельности.
4. Земская интеллигенция и ее роль в общественной жизни России.
5. Реформа органов городского самоуправления: принципы формирования, структура, деятельность.
6. Претворение реформ местного самоуправления в жизнь; их значение.
в) Военные реформы 1861-1874 гг.
1. Основы дореформенной системы управления армией.
2. Подготовка военной реформы. Д.А. Милютин.
3. Реформы в военной сфере 1860-х гг.
4. Устав о всеобщей воинской повинности 1874 г.
5. Претворение военных реформ в жизнь; их значение.
г) Реформы образования и печати.
1. Основы дореформенной системы образования.
2. Преобразования в сфере образования в начале 1860-х гг. А.В. Головнин:
-новый университетский устав;
-реформы начальной и средней школы.
3. Изменения в системе образования во второй половине 1860-х – 1870-х гг. Д.А. Толстой.
4. Цензурная реформа во второй половине XIX в. Временные правила о печати 1862 г.; цензурный устав 1865 г.
5. Претворение в жизнь реформ в сфере образования и печати; их значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар №2.docx

— 209.82 Кб (Скачать файл)

Первоначально «Городовое положение» было введено в городах Европейской России и Сибири. В 1875-1877 гг. оно распространилось и на национальные окраины, за исключением Средней Азии, а также Польши и Финляндии, где действовало прежнее городское устройство.

Важным принципом деятельности управ была гласность. Положение 1864 года предусматривало,   что все сметы, раскладки, отчеты управ, а также результаты ревизий печатаются для всеобщего сведения в «Губернских ведомостях». До 1866 года материалы собраний и управ печатались без предварительной цензуры, за исключением постановлений, нуждавшихся в утверждении губернатора. В 1867 году был принят закон, запрещавший любые сношение между земствами разных губерний, даже по общим делам управления. Все печатные издания были подчинены цензуре губернатора. Было установлено, что отчеты земских управ должны печататься с разрешения губернатора и в количестве, не превышающем число гласных.   Таким образом, местное население полностью утратило возможность контролировать деятельность земских учреждений.

Земства и городские думы были лишены политических функций. Местное самоуправление создавалось правительством с целью улучшения положения дел в тех сферах общественной жизни, до которых у администрации «не доходили руки». Их деятельность ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами. Они занимались устройством и содержанием местных путей сообщения, благотворительных учреждений, почты, местных тюрем, развитием торговли и промышленности, здравоохранения, народного образования и т.д. Например, земские врачи и фельдшеры впервые стали проводить профилактическую работу: делать прививки, бороться с распространением заразных болезней, беря минимальную плату за лечение (5-10 копеек). Все же, несмотря на все усилия, к 1905 г. в российской провинции один врач приходился на 30-40 тысяч человек. Появились земские агрономы, ветеринары, юридические консультации, статистические бюро. В городах думы создавали биржи труда, «дома дешевых квартир» для малоимущих, ночлежки для нищих. Однако деятельность земств и городских дум была ограничена их финансовыми возможностями и контролем со стороны администрации. Губернатор мог отменить любое решение земства или думы.

  1. Военная реформа 1861-1874 гг.

Это серия преобразований в армии, начавшаяся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений  и завершившаяся введением новой системы комплектования армии через всесословную воинскую повинность.

Весь комплекс военных реформ включал  в себя следующее:

•  сокращение численности армии;

• учреждение системы военных округов, т.е. децентрализацию военного управления в стране;

• отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.)1.

Большую роль в осуществлении реформы сыграл военный министр Д.А. Милютин (1816–1912), находившийся на этом посту с 1861 по 1881 г. Преобразования начались во второй половине 50-х гг.: сокращалась численность «небоевого элемента» армии и флота; упразднялись военные поселения, институт кантонистов; разрабатывались новые положения по изменению правового статуса казачьих войск и уставов службы для казаков; с 1859г. сокращались сроки службы для нижних чинов с 25 до 15 лет (12 лет действительной службы, 3 года в запасе) в целях создания обученного резерва. Также были отменены телесные наказания.

Затем подверглась изменениям  и система военного управления –  по изданному 06.08.1864 г. «Положению» вся страна делилась на военные округа (всего 15 округов). Военно-окружная система имела ряд преимуществ, поскольку ликвидировалась излишняя централизация управления, и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, а также сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. Вооруженные силы России  разделились на постоянные войска (кадровая армия, запас, казачьи войска) и государственное ополчение, а также на действующие и запасные экипажи флота. Численность армии по штатам мирного времени устанавливалась в 760 тыс. солдат и офицеров при обученном запасе в 1 млн. человек. Через три года реформированию подверглось и центральное военное управление, был введен новый военно-судебный устав, и началась реорганизация военно-учебных заведений. Кадетские корпуса были преобразованы в гимназии, учреждались военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Училища ежегодно выпускали до 600 офицеров. Для специальной подготовки военных специалистов были созданы 16 юнкерских училищ. Была расширена система высшего военного образования в военных академиях. В 1860-70-е гг. проводилось перевооружение армии – переход к нарезному стрелковому и артиллерийскому оружию, созданию парового броненосного флота.

Все эти мероприятия существенно  улучшили боеготовность русской  армии, особенно ее офицерского корпуса, однако военная реформа могла  получить свое завершение лишь при  введении новой системы комплектования армии, отказа от рекрутчины и перехода к всеобщей воинской повинности. Проект о ее введении был подготовлен  Д.А. Милютиным еще в 1870 г., однако Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» лишь 1 января 1874 г. По закону все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, безразличия сословий. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках (9 лет в запасе) и 7 на флоте (3 года в запасе).

Эту реформу называют одной из самых  гуманных реформ 60-70-х гг. XIX в.

 

4. Реформы в сфере  образования, науки и культуры

Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали  расширения народного образования. Само осуществление реформ в управлении, суде, военном деле и т.д. было невозможно без развития сети общеобразовательных и специальных учебных заведений. Все формы народного образования, объем, и содержание преподаваемых дисциплин всегда строго регламентировались и находились под контролем соответствующих правительственных учреждений. Народное образование всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания народных масс в духе преданности «вере, царю и отечеству». Большое влияние на разработку реформ в области просвещения и печати оказал общедемократический подъем в стране после Крымской войны, который заставил самодержавие пойти на некоторую демократизацию высшей школы и на смягчение цензурных правил.

Реформы образования и  цензуры 1863-1865 гг. - проведенные Александром II в рамках Либеральных реформ 1860-1870-х гг. преобразования, в которые входят школьная реформа 14.07.1864, реформа гимназий и прогимназий 19.11.1864, новый университетский устав 16.06.1863, цензурная реформа 06.04.1865.

Важное место в ряду «великих»  реформ занимала реформа системы народного образования.

Начало подготовки реформы начального и среднего образования было положено учреждением в июле 1861 г. Комитета для разработки школьной реформы. Разработанный им проект был утвержден в 1864 г. как «Положение о начальных народных училищах». Согласно этому документу право открывать начальные школы предоставлялось общественным учреждениям и частным лицам (с разрешения властей).

Материальное обеспечение школ лежало на учредителях, а руководство  учебной частью возлагалось на организуемые уездные и губернские училищные  советы. В программу начальных  училищ входили преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, «закона Божьего» и церковного пения.

По уставу гимназий и прогимназий, принятому в ноябре 1864 г., в среднем образовании вводился принцип сословного равенства. Гимназии делились на классические (гуманитарное образование) и реальные (техническое). Классическая гимназия давала преимущество при поступлении в университет, выпускники реальных чаще поступали в технические ВУЗы. Были учреждены прогимназии – четырехклассные учебные заведения, обучение велось по плану первых четырех лет классической гимназии. Более половины учеников гимназий составляли дети дворян и чиновников, около трети – представителей городской буржуазии, однако и дети крестьян и «иноверцев» в гимназиях были представлены (не менее 10%).

Университетский устав 1863г. стал самым либеральным в дореволюционной России. Его действие распространялось только на российские ВУЗы (всего их на то время действовало 5 – в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Харькове и Киеве). Университеты Польши, Финляндии и Прибалтики имели свои уставы. Каждый университет по уставу должен был иметь 4 факультета – историко-филологический, физико-математический и медицинский (но допускались исключения). Серьезные льготы были сделаны профессорско-преподавательскому составу: увеличено число профессоров, вдвое подняты оклады преподавателям, их статус по Табели о рангах повышался в два раза. Устав предоставлял широкую автономию университетам в области решения учебных и хозяйственно-административных вопросов. Руководство университетов само распределяло по факультетам государственные субсидии, открывало новые кафедры, присуждало степени и звания. Университеты имели собственную цензуру, свободно выписывали из-за рубежа книги. Устав 1863 г. не предоставил права поступления в университеты женщинам. Однако правительство не могло не считаться с требованиями прогрессивных российских ученых дать доступ к высшему образованию и женщинам, разрешив открывать частные высшие женские курсы.

Начало высшему женскому образованию  в России было положено на рубеже 60 - 70-х годов XIX в. В 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, а в 1870 г. - Владимирские в Петербурге и «Систематические» по естественным наукам в Киеве. В 1872 г. при Николаевском госпитале в Петербурге были созданы Высшие медицинские женские курсы, в Москве - Высшие женские курсы профессора В.И. Герье историко-филологического направления. В 1876 г. в Казани были открыты Высшие женские курсы с двумя факультетами - физико-математическим и историко-филологическим. В 1878 г. аналогичные курсы были созданы в Киеве и по инициативе профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге. Бестужевские курсы получили особую известность, так как давали наиболее основательное высшее образование. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение.

Правительство вынуждено было изменить и положение с цензурой, которая свирепствовала в дореформенное время. Поэтому особенно значимым явлением в ряду реформ просвещения и печати стало утверждение «Временных правил о печати» в апреле 1865 г., которые отменяли предварительную цензуру для оригинальных сочинений объемом не менее 10 печатных листов, центральные периодические издания освобождались от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел, с условием внесения издателем денежного залога. От цензуры освобождались правительственные и научные издания. «Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течение 40 лет.

Это были весьма незначительные уступки  печати, причем они распространялись лишь на столичные города - Москву и Петербург. На провинциальную печать и массовую литературу для народа цензура сохранялась в полной мере.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение реформ

Реформы 60-70-х гг. значительно изменили социально-политические и экономические  отношения в российском обществе. Их характер, как и  развитие страны в целом, определялся политикой  укрепления российской государственности  и России в целом. Власть государства  над обществом приобрела новые  формы, учитывающие традиционные устои  жизни.

Анализ реформаторских мероприятий, проводимых в России в 60 – 70-х годах XIX века, показывает, что они носили буржуазный характер, ибо приспособляли самодержавно-крепостнический строй к потребностям капиталистического развития. Это был еще шаг по превращению феодальной монархии в буржуазную, способствующий формированию начал гражданского общества.

Реформы при всей их половинчатости, незавершенности все же открыли  путь для развития капитализма. Так, крестьянская реформа, несмотря на всю  ее противоречивость, явилась важнейшим  историческим актом прогрессивного значения, став переломной гранью между  Россией крепостной и Россией  свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения  капитализма в стране. По сравнению  с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась  новая социальная структура, характерная  для капиталистических стран: сформировались новые социальные слои населения - пролетариат и промышленная буржуазия. Демократизация высшей школы, расширение народного образования, отмена ряда цензурных ограничений, несомненно, способствовала дальнейшему развитию России по капиталистическому пути. В условиях быстрого экономического развития России в конце XIX – начале XX в. и подъема культуры сформировался значительный слой людей интеллектуального труда в различных областях науки и техники, литературы и искусства, школьного и врачебного дела.

Отмена крепостного права и  проведение реформ в суде, образовании  и печати, военном деле, получивших название Великих реформ, проведение ряда мер для индустриального  развития страны обеспечили прочное  положение России в ряду крупнейших мировых держав. Капиталистическая  Россия набирала темпы для того, чтобы экономически приблизиться к  другим странам Европы, обеспечить внутриполитическую устойчивость и  политический вес на международной  арене. Крупное производство прочно укрепилось в важнейших отраслях промышленности. Россия все шире включалась в мировой рынок как поставщик  хлеба и сырья.

Информация о работе Буржуазные реформы в россии в 1860-70-ых гг