В условиях жесткого противостояния
Горбачева и Ельцина, когда авторитет
первого падал, а авторитет второго рос,
Первый Съезд народных депутатов РСФСР
принял Декларацию о государственном
суверенитете РСФСР. Борьба центра и республик
достигла апогея.
Декларация о государственном
суверенитете РСФСР практически
вынудила руководство СССР под
угрозой обвального распада Союза
согласиться на немедленную разработку
нового Союзного договора, т. е. возвратиться
к идее, высказанной еще в начале
1988 г., но уже в гораздо более
сложных для политических компромиссов
социально-экономических условиях,
при тяжелом моральном состоянии
общества. Кризис экономики набирал
обороты, резко упал жизненный уровень
населения, КПСС саморазрушалась, новые
демократические партии и движения провоцировали
забастовки и массовые митинги – страна
становилась неуправляемой.
К августу 1990 г. о государственном
суверенитете объявили все союзные,
за исключением Казахстана и
Киргизии, и пять автономных республик.
Подготовить приемлемый и в
то же время конструктивный
Союзный договор в такой ситуации
было почти невозможно. Каждый
участник договорного процесса
“тянул одеяло” на себя. Все
– центр, союзные республики, автономные
образования – требовали как
можно больше полномочий. Позитивным,
правда, было то, что в дискуссиях
пока еще соглашались принимать
участие представители всех республик,
включая Латвию, Литву и Эстонию.
За короткий срок было подготовлено
несколько рабочих вариантов проекта
Союзного договора – от нацеленных на
безусловное сохранение обновленного
Союза на федеративных началах до весьма
радикальных, предлагавших преобразование
СССР в конфедерацию, т. е. во вновь образованный
Союз суверенных государств, путем заключения
договора между союзными республиками.
Не добившись уступок в пользу своих предложений
о конфедерации, делегации Прибалтийских
республик 1 августа 1990 г. прекратили свое
участие в подготовке документа и в дальнейшем
вели переговоры с центром только по вопросам
их взаимоотношения с СССР.
В течение нескольких месяцев
шел драматический процесс увязки
и составления предложений по
проекту Союзного договора между
представителями Союза ССР и 12
союзных республик. Коренным вопросом,
без ответа на который весь
переговорный процесс терял всякий
смысл, оставался вопрос об отношении
граждан к сохранению Союза
ССР. Только выяснив мнение народа,
опираясь на его волю, можно
было продолжать работу по
доводке соответствующих статей
проекта Союзного договора, тем
более что процесс “суверенизации”
продолжался и к концу 1990 г. почти
все автономные республики также
приняли декларации о суверенитете
и стали участниками договорного
процесса. Союзные республики без
согласования с центром начали
устанавливать между собой так называемые
международные договоры, что еще более
сузило поле для компромисса и достижения
консенсуса.
Четвертый Съезд народных
депутатов СССР, состоявшийся в
декабре 1990 г., высказался за сохранение
не только целостности страны,
но и ее названия – Союз
Советских Социалистических Республик,
за его преобразование в добровольный
равноправный Союз Суверенных
Республик – демократическое
федеративное государство – и
вынес решение о проведении
общенародного референдума по
вопросу сохранения Союза ССР9.
Ряд экспертов считали, что этих двух принципиальных
решений Съезда достаточно для выхода
из затянувшегося переговорного процесса.
Заручившись поддержкой народа по коренному
вопросу – о сохранении СССР, можно было
заняться, наверняка с большим успехом,
доводкой проекта Союзного договора. Однако
Съезд поручил Подготовительному комитету
во главе с М.С. Горбачевым завершить подготовку
Договора и опубликовать его в печати
еще до проведения референдума, что еще
более обострило противостояние сторонников
и противников сохранения СССР.
9 марта 1991 г. проект нового Союзного
договора под названием “Договор
о Союзе Суверенных Республик”
был опубликован в печати, будучи
парафирован (предварительно подписан
инициалами) полномочными представителями
большинства республик, в том
числе РСФСР. Однако Б.Н. Ельцин
не признал правомочности подписей
представителей Верховного Совета
РСФСР, поскольку отдельные статьи
Договора, по его мнению, противоречили
Конституции Российской Федерации
и Декларации о государственном
суверенитете РСФСР. Возражения
высказали также Украина, Белоруссия,
ряд автономных республик.
В последние дни перед
референдумом политическим движением
“Демократическая Россия”, национальными
движениями в республиках, подконтрольной
им прессой велась беспрецедентная
по масштабу активная пропагандистская
работа, целью которой было сорвать
проведение референдума или добиться
отрицательного результата голосования
по вопросу о сохранении СССР.
17 марта 1991 г. референдум абсолютным
большинством голосов (76,4%) вынес
вердикт народа в пользу сохранения
СССР как “обновленной федерации равноправных
суверенных республик”. Опираясь на итоги
референдума, Верховный Совет СССР обязал
государственные органы СССР и союзных
республик руководствоваться в практической
деятельности решением народа, исходя
из того, что это решение является окончательным
и имеет обязательную силу на всей территории
СССР10.
В то же время главным
механизмом реализации этих законных
требований по-прежнему оставался
Договор о Союзе Суверенных
Республик. Внеочередной, Третий Съезд
народных депутатов РСФСР, созванный в
связи с резко обострившимся противостоянием
внутри Верховного Совета РСФСР между
Б.Н. Ельциным и группой депутатов – руководителей
Верховного Совета РСФСР, вызванным противодействием
Б.Н. Ельцина договорному процессу и его
требованиями отправить М.С. Горбачева
в отставку, принял ряд решений, направленных
на стабилизацию обстановки в Верховном
Совете РСФСР и определявших порядок подписания
Союзного договора. Съездом было предоставлено
право автономным республикам подписывать
Союзный договор в составе общефедеральной
российской делегации или самостоятельными
полномочными делегациями непосредственно,
оставаясь при этом равноправными субъектами
РСФСР, что в принципе вытекало из союзного
Закона 1990 г. “О разграничении полномочий
между Союзом ССР и субъектами Федерации”.
Б.Н. Ельцин и его ближайшие помощники
высказались против такого порядка подписания
Союзного договора, обосновав свою позицию
тем, что в совокупности с Законом СССР
“О порядке решения вопросов, связанных
с выходом союзной республики из СССР”
от 3 апреля 1990 г. права, полученные автономными
республиками, могут быть использованы
и для выхода из состава РСФСР. В случае
выхода РСФСР из состава СССР автономные
республики также могли воспользоваться
таким правом. Союзный центр специально
поставил эту юридическую ловушку, чтобы
удержать в правовом поле Союза ССР прежде
всего РСФСР. С учетом этого оба закона
имели не только юридический, но и политико-юридический
характер и по идее должны были отрезвляюще
подействовать на союзные республики,
в состав которых входили автономные образования.
Стало очевидно, что подготовка
Союзного договора республик
зашла в тупик. К тому же
от участия в нем отказались
еще три республики – Грузия,
Армения и Молдавия. Представители
России, Украины, Белоруссии, Казахстана
и Узбекистана провели встречу
в Киеве и выдвинули новые
совместные предложения, перечеркивавшие
даже то, что с трудом было
согласовано ранее. Фактически переговорный
процесс возвратился на нулевую
отметку.
В этой ситуации 23 апреля 1991 г. в Ново-Огареве
– подмосковной резиденции Президента
СССР – состоялась закрытая встреча М.С.
Горбачева и глав союзных республик –
РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана,
Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана
и Узбекистана, инициированная Горбачевым,
который, приняв решение о “новом дипломатическом
наступлении” на лидеров союзных республик,
пошел на большие уступки ради сохранения
Союза, пусть даже в “урезанном” виде.
Итогом встречи стало Заявление
“9+1” (глав союзных республик
и Президента СССР), в котором
отмечалась готовность продолжить
на согласованных принципах подготовку
и заключение нового Союзного
договора с учетом итогов референдума.
В связи с этим предлагалось: оперативно
завершить работу над проектом Союзного
договора и подписать его после согласования
с делегациями девяти республик; не позднее
шести месяцев после этого подготовить
и принять на Съезде народных депутатов
СССР новую Конституцию Союза, основанную
на положениях Союзного договора; по принятии
новой Конституции провести выборы органов
власти Союза. В то же время было отмечено,
что высшие руководители союзных республик,
участвовавшие во встрече, признав право
Латвии, Литвы, Эстонии, Молдавии, Грузии
и Армении самостоятельно решать вопрос
о присоединении к Союзному договору,
согласны на установление режима наибольшего
благоприятствования для республик, подписавших
Союзный договор, в рамках единого экономического
пространства, ими образуемого.
Заявление “9+1” было встречено
неоднозначно. С одной стороны, оно
вселяло надежду на сохранение
Союза, хотя и в новом варианте, с другой
– вызывало опасение, что глубокие противоречия
между руководителями союзных республик
приведут в конце концов к распаду СССР.
В ЦК КПСС сформировалась оппозиция М.С.
Горбачеву, которая потребовала от него
либо немедленно ввести в стране чрезвычайное
положение, либо уйти в отставку с постов
Президента СССР и Генерального секретаря
ЦК КПСС.
Заявление “9+1” вызвало протест
и руководителей автономных республик,
которые усмотрели в этом документе
прямой отход от прежних договоренностей
об их непосредственном участии
в выработке и подписании Союзного
договора. Председатель Верховного
Совета Татарстана требовал, чтобы
автономные республики оставались
полноправными субъектами договорных
процедур. Представитель Северной
Осетии также настаивал на
статусе суверенной республики.
К ним примкнули руководители
Башкирии, Карелии, Чечено-Ингушетии, Чувашии,
Якутии. Возникла перспектива образования
более 30 суверенных государств. Не
смогли в короткий срок достичь
согласия по принципиальным вопросам
и представители союзных республик.
Б.Н. Ельцин после избрания его
в июне 1991 г. Президентом РСФСР
занял жесткую позицию в вопросах
разграничения предметов ведения
и полномочий нового Союза, которые
подняли М.С. Горбачев и Верховный
Совет СССР. Его взгляды разделяли
Председатель Верховного Совета
Украины Л. Кравчук и Председатель
Верховного Совета Казахстана
Н. Назарбаев.
В этой безвыходной ситуации
М.С. Горбачев еще раз предпринял
попытку добиться компромисса
путем уступок одним и выгодных
обещаний другим, чтобы получить
хотя бы формальное согласие
на подписание Договора в “откорректированном”
варианте. И ему это удалось. По
словам Б.Н. Ельцина, согласие руководителей
РСФСР и Казахстана подписать
Договор было фактически “обменено”
Президентом СССР на его готовность
“сдать” практически всех своих
ближайших соратников и бросить
на произвол судьбы КПСС, Генеральным
секретарем ЦК которой он по-прежнему
являлся.
Текст проекта Союзного договора,
завизированный руководителями
полномочных делегаций девяти республик
23 июля 1991 г. в Ново-Огареве, был направлен
президентам союзных республик и председателям
республиканских Верховных Советов. На
этом “новоогаревский процесс”, по сути,
завершился. 15 августа проект Договора
был опубликован в печати. Его подписание
предполагалось провести в течение августа
– октября 1991 г.: 20 августа – делегациями
РСФСР, Казахстана и Узбекистана, 3 сентября
– делегациями Белоруссии и Таджикистана,
20 сентября – делегациями Туркменистана
и Киргизии, 10 октября – делегациями Украины,
Азербайджана и делегацией Союза ССР.
Сегодня можно строить лишь
гипотезы о перспективах нового
союза суверенных государств, поскольку
Договор не был подписан. Сторонники
даже такого противоречивого
документа считали, что он оставлял
шанс для сохранения Союза
девяти республик с возможным
его расширением при благоприятных
обстоятельствах. Противники Договора,
наоборот, были убеждены в том,
что распад столь неконструктивного
объединения, которое наделяло центральные
органы власти декоративными
полномочиями, – это только временная
отсрочка, особенно если учесть,
что перспективы подписания Договора
Украиной были весьма туманными.
Главным же в их аргументации
(об этом говорили эксперты
России) было то, что в случае
распада нового союзного образования
нависала угроза разрушения над
РСФСР. Как пишет в своих воспоминаниях
экс-мэр Москвы, один из лидеров
политического движения “Демократическая
Россия”, Г.Х. Попов, “или надо было
рвать с центром и начинать
каждой республике идти своим
путем, или надо было изменять
центр. Оба варианта мирно пройти
не могли.
Столкновение стало неизбежным”.
В то же время было очевидно,
что действия демократов, поддерживавших
Горбачева и стремившихся ослабить
позиции Ельцина, и действия демократов,
будто в отместку поддерживавших
Ельцина, существенно снижали потенциал
конструктивных демократических
сил и в определенной степени
стимулировали попытку государственного
переворота.
Группа высокопоставленных государственных
и политических деятелей Союза ССР из
ближайшего окружения М.С. Горбачева, который
с первых дней августа отдыхал в Крыму,
18 августа 1991 г. взяла всю полноту власти
в свои руки, учредив ГКЧП во главе с вице-президентом
СССР Г.И. Янаевым, исполнявшим в то время
обязанности Президента, и министрами
КГБ, МВД и Минобороны. В стране было объявлено
чрезвычайное положение, целью которого,
как это формулировалось в обнародованных
ГКЧП документах, была защита суверенитета
и сохранение целостности СССР. В Москву
ввели войска. Реализовать свои замыслы
ГКЧП так и не сумел, столкнувшись с массовым
сопротивлением москвичей, которые по
призыву Б.Н. Ельцина вышли на защиту “Белого
дома” (здание Верховного Совета РСФСР,
в настоящее время – Правительства Российской
Федерации). В результате подписание Союзного
договора, намеченное на 20 августа, не
состоялось, и страна оказалась перед
угрозой гражданской войны.
В сложившейся ситуации Б.Н.
Ельцин в тот же день издал
Указ № 61, в соответствии с
п. 1 которого Президент Российской
Федерации “до созыва внеочередного
Съезда народных депутатов СССР
переподчинил непосредственно себе
все органы исполнительной власти
Союза ССР, включая КГБ СССР, МВД
СССР, Министерство обороны СССР”.