Важнейшие внешнеполитические задачи, стоящие перед Россией после распада территории СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:16, контрольная работа

Краткое описание

Если проанализировать причины распада СССР, то становится вполне очевидным, что утверждения о якобы существовавшем “заговоре” между некими силами “влияния” из-за рубежа и ближайшим окружением Горбачева с целью разрушения СССР не имеют под собой объективного основания. Не преуменьшая роли внешнего фактора в распаде Союза и силу тех дезинтеграционных процессов, которые стали явными уже в 1986–1988 гг., можно утверждать, что фатальной предопределенности распада СССР не было и решающую роль в этом процессе сыграли не столько объективные, сколько субъективные факторы.

Вложенные файлы: 1 файл

история 1.docx

— 40.50 Кб (Скачать файл)

 С юридической точки зрения  данный указ можно квалифицировать  как неконституционный (президент  одной из республик брал на  себя, по сути, функции Президента  СССР), но в истории любого государства  могут сложиться и нередко  складывались ситуации, которые  становились источником правотворчества, опирающегося на волю народа. Правомерность такого шага подтверждается  тем, что армия, все силовые структуры  СССР подчинились этому указу. Потеря, даже на несколько дней, управления вооруженными силами  ядерной державы могла привести  к самым тяжелым последствиям  не только в стране, но и  в мире.

 ГКЧП объективно спровоцировал  новый, еще более мощный всплеск  “суверенизации” союзных республик. Попытки вернувшегося к исполнению  своих полномочий М.С. Горбачева  возобновить переговоры по Союзному  договору были лишь шагом отчаяния. Он вынужден был исполнять  то, что ему диктовали республики  и Ельцин. Речь уже шла о  наиболее безболезненном демонтаже СССР и поиске форм его юридического оформления, хотя до 25 ноября 1991 г. руководители семи союзных республик (уже без Таджикистана и Туркменистана) с участием Горбачева продолжали подготовку еще одного проекта Союзного договора. Проект этот был даже завизирован Президентом СССР и руководителями семи республик. Но к этому времени вновь созданный Государственный Совет СССР уже признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии; в Армении и Туркмении прошли референдумы, которые подтвердили желание народов этих республик выйти из состава СССР. 1 декабря 1991 г. состоялся референдум на Украине. В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин, выступая на Съезде народных депутатов РСФСР, заявил: “Настало время сказать четко и ясно – в России одна власть: российский Съезд и Верховный Совет, российское Правительство, российский Президент!”

Высшие органы власти СССР, включая Президента, еще сохраняли свои конституционные права, но по сути были недееспособны. Оставалось найти юридически корректную форму, позволявшую прекратить существование СССР – по-прежнему члена Совета Безопасности ООН и великой ядерной державы. Правовой конституционной нормой, которая позволяла распустить Союз ССР, мог стать отрицательный исход общесоюзного референдума от 17 марта 1991 г., но он был положительным. Давал также основания для прекращения существования Союза ССР выход из него всех союзных республик, включая РСФСР, но тогда не мог быть решен вопрос преемственности и “наследства” СССР. Оставалось либо продолжать поиск компромисса для подписания нового Союзного договора, либо оставить все, как есть, т. е. многовластие и дальнейшее разрушение страны, либо подписать, минуя центральные органы власти, альтернативный Союзный договор.

В сложившейся ситуации 8 декабря 1991 г. в белорусских Вискулях, под Минском, на территории Беловежской пущи, втайне от других руководителей союзных республик главы государств и правительств Беларуси, РСФСР и Украины как государств – учредителей Союза ССР, подписавших Союзный договор 1922 г., заключили Соглашение “О создании Содружества [c. 150] Независимых Государств”, в котором констатировали, что “Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование”.

 Соглашение включает в себя 14 статей, содержащих ряд положений, адресованных мировому сообществу  с целью снять вопросы, которые  могли возникнуть в связи с  прекращением существования СССР. В преамбуле Соглашения и ст. 6 говорится о гарантии выполнения Содружеством международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений СССР, соблюдении общепризнанных международных норм, касающихся прав человека и народов, а также берутся обязательства сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, принятии эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны нейтрального государства. Было решено также сохранять и поддерживать “под объединенным командованием” общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, совместно гарантировать необходимые условия размещения и функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил, проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.

 В ст. 5 сказано о гарантиях  открытости границ, свободы передвижения  граждан и передачи информации  в рамках Содружества, признании  и уважении территориальной целостности  друг друга и неприкосновенности  существующих границ.

 В ст. 7 Соглашения определена  сфера совместной деятельности  сторон. Это координация внешнеполитической  деятельности; сотрудничество в  формировании и развитии общеэкономического  пространства, общеевропейского и  евразийского рынка, в области  таможенной политики; сотрудничество  в развитии системы транспорта  и связи; сотрудничество в области  охраны окружающей среды, участие  в создании всеобъемлющей международной  системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью. Все вопросы сферы совместной  деятельности [c. 151] предполагалось решать на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества.

 Ключевая роль для легитимизации прекращения существования СССР отводилась статьям 11 и 14 Соглашения, в соответствии с которыми с момента его подписания на территориях подписавших его государств не допускалось применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР, и прекращалась деятельность союзных органов. Официальным местом пребывания координирующих органов Содружества был объявлен город Минск. Соглашение подписали: за Республику Беларусь – Председатель Верховного Совета С.С. Шушкевич и Председатель Правительства В.Ф. Кебич; за РСФСР – Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин и Государственный секретарь Г.Э. Бурбулис; за Украину – Председатель Верховного Совета Л.М. Кравчук и Председатель Правительства В.П. Фокин.

 

 Почему принято говорить, что  совещание в Вискулях проходило тайно? Вот как это объясняет Президент Казахстана Н. Назарбаев: “В поисках выхода из тупика Горбачев на 9 декабря пригласил к себе для обсуждения ситуации Ельцина, Кравчука, Шушкевича и меня. Тогда же мне позвонил Борис Николаевич и сказал: "Я хочу полететь в Белоруссию подписывать соглашение. Туда же прилетит и Кравчук, мы там посоветуемся, с чем идти к Горбачеву". О моем участии речи не было, так как имелось в виду, что какое-то решение мы должны будем принимать сообща у Горбачева. Когда 8 декабря (1991 г. – В.М.), в воскресенье вечером, я прилетел во Внуково… в телефонном разговоре Ельцин, а затем Шушкевич предложили мне тотчас лететь в Беловежскую пущу и присоединиться к ним. На мой вопрос "зачем?" Ельцин ответил: "Мы прямо здесь составляем и подпишем важные документы и хотели, чтобы Казахстан был четвертым". Я сказал, что без совета и консультации не готов подписывать важные документы. И не поехал. На другой день в 12 часов, как было намечено, я прибыл к Горбачеву… там оказался и Ельцин… Разговор, по существу, свелся к тому, что мы с Горбачевым задавали вопросы Ельцину о Беловежской встрече, он подробно рассказывал детали о существе принятых решений от имени "тройки". После этого разговора я провел пресс-конференцию и сразу же вылетел в Алма-Ату…”

 На конференции в полпредстве  Казахстана 9 декабря 1991 г. впервые был  задан вопрос: “Не намерен ли  Назарбаев создавать в противовес  славянскому союзу свой мусульманский?”  В связи с этим интерес представляют  размышления самого Назарбаева, имевшие, может быть, решающие последствия  для юридического оформления  СНГ. По его мнению, после Беловежья “ситуация сложилась острейшая”. В Казахстане еще кипели страсти, вызванные территориальными претензиями России, руководство которой поставило под сомнение принадлежность Казахстану ряда его северных областей. К тому же в это время собрался, по выражению Назарбаева, “славянский собор” (Россия, Белоруссия, Украина). Конфронтация принимала опасную форму. В республиках Центральной Азии заговорили о необходимости создания азиатской конфедерации. Но такое противостояние могло привести к непредсказуемым последствиям. Ведь тюрко-язычные республики есть и в составе России. Как они поведут себя в такой ситуации? А сколько славян в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и Туркмении?! В каком положении окажутся они? Ответ один: в заложниках преступной политики. Такими же заложниками окажутся и миллионы мусульман, разбросанных по территории бывшего Союза. Трагедия в Югославии может показаться детской забавой на фоне славянско-мусульманского пожарища, на котором долго будут греть руки недруги. Казахстан или должен “выбирать” СНГ, или идти на противостояние. “В итоге бессонной ночи, – вспоминал Назарбаев, – я прихожу к выводу, что в интересах десятков миллионов людей второй путь надо исключить. Поиск следует вести вокруг СНГ на достойном уровне”.

 Одним из первых о Беловежских  договоренностях был проинформирован  Президент США Дж. Буш-старший. Запад принял такую формулу мирного, но по сути государственного переворота, совершенного лидерами трех республик. Для полной легитимации ликвидации СССР со всеми вытекающими из этого политико-правовыми последствиями требовалось, во-первых, ратифицировать Соглашение о создании СНГ высшими законодательными органами государственной власти РСФСР, Белоруссии и Украины, чтобы придать ему юридическую силу, во-вторых, максимально расширить круг участников Содружества и, в-третьих, преодолеть возможное сопротивление остатков союзной государственности в лице Президента и Верховного Совета СССР (Съезд народных депутатов СССР к этому времени объявил о самороспуске). Все три задачи были решены без серьезных осложнений.

 

 Соглашение о создании СНГ  Верховные Советы РСФСР, Украины  и Белоруссии ратифицировали  большинством голосов в течение  четырех дней. Реакция других  республик оказалась хотя и  неоднозначной, но в целом положительной. 13 декабря 1991 г. в Ашхабаде по инициативе  президентов Туркменистана и  Казахстана состоялась встреча  президентов пяти центрально-азиатских  государств. Итогом стало Заявление, в котором стороны выразили  солидарность с Беловежским соглашением. Для обсуждения вопросов, касавшихся  формирования СНГ, было предложено  провести встречу глав республик  бывшего СССР. Армения, Киргизия  и Азербайджан уже к 11 декабря 1991 г. заявили о присоединении  к СНГ. 21 декабря 1991 г. главы одиннадцати  государств на встрече в Алма-Ате  подписали Протокол к Соглашению  о создании СНГ, фиксировавший  присоединение к Содружеству  Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана (на правах учредителей). Грузия была представлена наблюдателем; позднее, в декабре 1993 г., она стала полноправным членом Содружества.

 На встрече в Алма-Ате 11 декабря 1991 г. были приняты также: Алма-Атинская декларация, уточнявшая и дополнявшая положения Соглашения о создании СНГ; “военное соглашение”, в котором определялась преемственность военного руководства на переходный период, до реформирования структур военных организаций страны, и назначался главнокомандующий; Соглашение о координирующих институтах СНГ, которым учреждались Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ; Заявление о правопреемстве в отношении обязательств бывшего СССР по Уставу ООН, согласно которому место СССР в ООН и Совете Безопасности, других международных организациях перешло к Российской Федерации; Соглашение о совместных мерах государств – членов СНГ, на территории которых размещено ядерное оружие. Относительно Союза ССР участники встречи заявили, что “с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование”19. При этом констатировалось, что СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

 Третья проблема также была  решена бесконфликтно. Верховный  Совет СССР выразил “понимание”  Беловежского соглашения “как  реальной гарантии выхода из  острейшего политического и экономического  кризиса”20. Президент СССР М.С. Горбачев 25 декабря 1991 г. объявил о своей  отставке. Условия его добровольной  отставки были определены решением  Совета глав государств СНГ 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Вслед за  этим над Верховным Советом  СССР был спущен Государственный  флаг Союза ССР.

 

 Началась история Содружества  Независимых Государств, полная  новых надежд и тревог


Информация о работе Важнейшие внешнеполитические задачи, стоящие перед Россией после распада территории СССР