Василий Никитич Татищев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:35, реферат

Краткое описание

Василий Никитич Татищев (1686 — 1750) — крупный русский государственный и военный деятель, ученый, первый русский историк.
Он родился под Псковом в небогатой, но родовитой дворянской семье — далекие предки Татищева были "природными Рюриковичами". В 1693 году, в возрасте семи лет вместе со своим десятилетним братом Иваном он был взят стольником ко двору царицы Прасковьи Федоровны, жены царя Ивана V Алексеевича, соправителя Петра I. В 1704 году Василий Никитич начал военную службу в драгунском полку, неоднократно участвовал в различных сражениях Северной войны, в том числе в Нарвской баталии, Полтавском сражении, Прутском походе.

Вложенные файлы: 1 файл

Татищев Василий Никитич.docx

— 38.17 Кб (Скачать файл)

Но дело в том, что Василий  Никитич мыслил монархию в России не абсолютной и бесконтрольно самовластной, а, во-первых, просвещенной, и, во-вторых, ограниченной законом. Об этом ярко свидетельствует  его проект ограниченной (конституционной) монархии, который был написан  им в 1730 году. Конечно, проект не мог  быть воплощен в жизнь, но он точно  показывает, в каком направлении  развивалась просветительская мысль  в России.

Рационализм и деизм стали  основой просветительских убеждений  В.Н. Татищева. Именно он впервые в  истории русской философии сформулировал  идею "просвещения умов" ("всемирного умопросвясчения"), как главного двигателя исторического прогресса. Эта идея выражена в широко известной периодизации истории, основанной на этапах развития "всемирного умопросвясчения". Татищев определил три основных этапа в истории человечества. Первый этап — это "обретение письма", благодаря чему появились книги, были записаны законы, которые "людей на благое наставлять, от зла удерживать стали". Второй этап — "пришествие и учение Христово". Христос показал людям путь к моральному и духовному очищению от "злонравия" и "злочестия". Третий этап характеризуется появлением книгопечатания, что привело к широкому распространению книг, возможности основания большого числа учебных заведений, что, в свою очередь, дало толчок новому развитию наук. Ну а развитие науки двигает и саму историю.

Итак, как философ, Василий  Никитич Татищев открыл новую  страницу в истории русской философии  — он стал первым русским просветителем. Как было показано, у Татищева просветительское решение вопросов о Боге (Татищев  сторонник деизма), о цели "естественного  закона" ("люби себя самого с разумом"). По-просветительски он подходил к анализу социальных проблем (в частности, проблемы крепостного права), политического устройства общества и т.д.

И недаром, век спустя А.С. Пушкин написал о нем: "Татищев  жил совершенным философом и  имел особенный образ мыслей".


Информация о работе Василий Никитич Татищев