Объективная сторона преступления характеризуется
действиями, совершенными одним из способов,
указанных в диспозиции, направленными
на полное или частичное уничтожение национальной,
этнической, расовой или религиозной группы
людей, а также убийства членов этой группы,
причинения тяжкого вреда их здоровью,
насильственного воспрепятствования
деторождению, принудительной передачи
детей, насильственного переселения либо
иного создания жизненных условий, рассчитанных
на физическое уничтожение членов этой
группы. Преступным последствием геноцида
является лишение жизни членов названных
выше групп людей, причинение тяжкого
вреда их здоровью, лишение родителей
возможности воспитывать своих детей
в духе традиций и обычаев своего народа,
а равно насильственное лишение мужчин
и женщин способности к деторождению,
создание условий естественного обитания
или жизни, ведущих к вымиранию людей такой
группы. Субъект преступления - частное лицо,
достигшее 16 лет, при условии, что оно осознает,
что совершает одно из перечисленных в
законе действий и преследует при этом
определенную цель - полное или частичное
уничтожение национальной, этнической,
религиозной или расовой группы. Субъективная сторона преступления
характеризуется прямым умыслом. Лицо
сознает, что совершает действия, образующие
геноцид, и желает этого. Целью виновного
является полное или частичное уничтожение
соответствующей национальной, этнической,
расовой или религиозной группы. Мотивом
могут быть национальная и религиозная
вражда и нетерпимость, другие побуждения.
Геноцид является оконченным преступлением
с момента наступления указанных в законе
последствий. Геноцид считается оконченным
в момент совершения действий, направленных
на достижение указанных в законе целей,
даже если эти цели не были достигнуты
и отсутствуют последствия в виде уничтожения
данной группы людей, прекращения деторождения
в их среде.
Таким образом, перенесение
современного понимания категории «геноцид»
на события более чем 60-летней давности
не являются продуктивными, а сама категория
геноцид сформировалась лишь в 1948 г.
2.2 Международно-правовые
проблемы квалификации «Катынского
дела»
Нельзя обойти вниманием первопричину
спекуляций вокруг «Катынского дела».
Ею стали противоречащие друг другу выводы
комиссий экспертов, проводивших в 1943
г. работы по эксгумации и исследованию
причин гибели польских офицеров. Дискуссии
вокруг трагедии, произошедшей в Катыни,
не утихают. Они порождены большей частью
догадками и умозаключениями, основанными
на непроверенных фактах. Причем результат
споров часто предрешен отсутствием документально
подтвержденных событий и основанных
на них выводов, что оставляет простор
для дальнейших дебатов.
Следует отметить, что выводы
двух комиссий судебных экспертов, которые
фактически работали сменяя друг друга
(немецкая - с 1 марта по 1 июня 1943 г., и советская - с 26 сентября 1943 г. по 24 января
1944 г.) представляются политически ангажированными
и расходятся лишь в указаниях на исполнителей
(палачей) и в сроках. Выводы немецкой комиссии
были рассчитаны на сенсацию. В 1943 г. немецкие
власти опубликовали «Официальные материалы
по делу массового катынского убийства.
Собраны, обработаны и изданы Германским
информационным бюро на основании первичного
доказательного материала, по заданию
министерства иностранных дел». Содержащийся
в этой книге отчет профессора Гергарда
Бутца, руководившего судебно-медицинским
расследованием, основан на рапорте тайной
полевой полиции от 28 февраля 1943 г. об обнаружении
массовых могил польских офицеров, расстрелянных
органами НКВД в Катынском лесу в 1940 г.,
т.е. изначально были в отчете указаны
«палачи» (органы НКВД) [5, с. 119].
Постановлением Чрезвычайной
Государственной Комиссии по установлению
и расследованию злодеяний немецко-фашистских
захватчиков и их сообщников была создана
Специальная Комиссия по установлению
и расследованию обстоятельств расстрела
немецко-фашистскими захватчиками в Катынском
лесу военнопленных польских офицеров,
которые прибыли в Смоленск 26 сентября
1943 г., немедленно после его освобождения.
Председателем Комиссии был назначен
академик Н. Н. Бурденко. Из всех материалов,
находящихся в распоряжении Специальной
Комиссии, а именно - показаний свыше 100
опрошенных ею свидетелей, данных судебно-медицинской
экспертизы, документов и вещественных
доказательств, извлеченных из могил Катынского
леса, комиссия пришла к выводам о том,
что немецко-фашистские захватчики последовательно
осуществляли свою политику физического
уничтожения славянских народов.
При подготовке проекта обвинительного
акта, который должен был быть вручен главным
нацистским военным преступникам за месяц
до начала Нюрнбергского процесса, главные
обвинители от США, Великобритании, Франции
и СССР согласовали в августе 1945 г. текст
варианта, получивший по месту его составления
название лондонский. В нем вменялось
в вину гитлеровской Германии убийство
в Катыни 925 польских офицеров. Цифра эта
соответствовала числу останков, подвергшихся
исследованию комиссией Бурденко. Однако
в ходе дальнейшей работы над обвинительным
актом число было изменено на 11 000. Это
было неожиданностью даже для Генерального
прокурора Союза ССР Горшенина, который
занимался непосредственной подготовкой
Нюрнбергского процесса.
Акт был вручен обвиняемым 18
октября 1945 г., а подробное обвинение по
его пункту о Катынском деле предъявил
заместитель главного обвинителя от СССР
Покровский 13 февраля 1946 г. Его выступление
содержало изложение материалов комиссии
Бурденко. Заключение комиссии предъявлялось
как документ обвинения, который согласно
ст.21 Устава Международного военного трибунала
не требовал дополнительных доказательств
[4, с. 70]. Защита, однако, несмотря на протест
главного обвинителя от СССР Руденко,
добилась согласия трибунала на вызов
дополнительных свидетелей. Ответственные
советские представители к моменту обсуждения
Катынского дела на Нюрнбергском процессе
1-3 июля 1946 г. покинули Нюрнберг. Представление
материалов было поручено помощнику обвинителя
от СССР Смирнову. Несмотря на все попытки
советского обвинения доказать вину нацистов
в расстреле 11 тысяч польских граждан,
Международный военный трибунал в Нюрнберге
не признал этого пункта обвинения и не
включил его в приговор.
Таким образом, акты, совершенные
в отношении польских офицеров до 1943 г.,
не могут рассматриваться как геноцид,
поскольку само понятие было сформулировано
лишь в 1948 г. Перспектив судебного рассмотрения
«Катынское дело» не имеет ни в Международном
Суде ООН, ни в Международном уголовном
суде (он обладает юрисдикцией в отношении
преступлений, совершенных после 1 июля
2002 г.). Отсутствуют достаточные правовые
основания для возбуждения уголовного
дела и по польскому УК 1997 г.
ГЛАВА 3
НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС
НАД НЕМЕЦКИМИ ВОЕННЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ
3.1 Общая характеристика
Устава Нюрнбергского Трибунала
Нюрнбергский процесс был первым
в истории примером международного суда
за преступления против человечества.
С 26 июня по 8 августа 1945 г. проходила
Лондонская конференция. Задачами этой
конференции были:
1. Учредить для суда
над главными военными преступниками,
преступления которых не связаны
с определенным географическим
местом, Международный военный трибунал,
юрисдикция и деятельность которого
должна определяться его уставом.
2. Утвердить устав Международного
военного трибунала как неотъемлемую
часть настоящего соглашения.
8 августа 1945 г. в Лондоне
было подписано Соглашение между
правительствами СССР, США, Великобритании
и Франции о судебном преследовании
и наказании главных военных
преступников [22, с. 9].
В основе соглашения лежит Московская
Декларация от 30 октября 1943 г. об ответственности
за совершаемые зверства, в которой было
заявлено, что ответственные за эти зверства
или добровольно принимающие в них участие
германские офицеры и солдаты и члены
нацистской партии будут отосланы в страны,
в которых были совершены их преступления,
для того чтобы они могли быть судимы и
наказаны в соответствии с законами этих
освобождаемых стран и свободных правительств,
которые будут там созданы. Декларация
не затрагивала вопроса о главных военных
преступниках, преступления которых не
связаны с определённым географическим
местом и которые должны были быть
наказаны совместным решением правительств
союзников. Соглашение от 8 августа 1945
г. предусматривало создание Международного
Военного Трибунала для суда над такими
преступниками независимо от того, будут
ли они обвиняться индивидуально или в
качестве членов организаций или групп,
или в том и другом качестве. Неотъемлемой
частью Соглашения был Устав Международного
Трибунала, определивший его организацию,
юрисдикцию и функции.
Устав Нюрнбергского трибунала
состоит из семи разделов. Первый раздел
посвящён вопросам организации Международного
Военного Трибунала. Согласно уставу этот
Трибунал, создаваемый для справедливого
и быстрого суда и наказания главных военных
преступников, состоит из четырёх членов
и их заместителей. Каждая страна – участница
Соглашения назначает по одному члену
и одному заместителю. Для того чтобы предотвратить
искусственно создаваемые поводы со
стороны подсудимых, Устав предусматривает,
что ни Трибунал, ни его члены, ни их заместители
не могут быть отведены обвинителями,
подсудимыми или защитой.
«В случае необходимости и в
зависимости от количества требующих
рассмотрения дел, - говорится в Уставе,
- могут быть учреждены другие трибуналы:
порядок учреждения, функции процедура
каждого из трибуналов будут тождественны
и будут регулироваться настоящим Уставом».
Второй раздел Устава посвящён
характеристике юрисдикции и общим принципам
деятельности Международного Трибунала.
В этом разделе даётся характеристика
состава преступления против человечества,
устанавливаются принципы и порядок ответственности
лиц, занимающих ответственное положение
в государстве-агрессоре и действующих
от его имени, а также даётся решение вопроса
о юридическом значении ссылки на приказ
как обстоятельстве, исключающем ответственность.
Устав провозгласил, что при
рассмотрении дела о любом отдельном члене
той или иной организации или группы Трибунал
может (в связи с любым действием, за которое
это лицо будет осуждено) признать, что
группа или организация, членом которой
подсудимый являлся, была преступной организацией
[25, с. 38]. Если Трибунал признает ту или
иную группу или организацию преступной,
компетентные национальные власти каждой
из стран – участниц Соглашения имеют
право привлекать к суду национальных,
военных или оккупационных трибуналов
за принадлежность к этой группе или организации.
В этих случаях преступный характер группы
или организации считается доказанным
и не может подвергаться оспариванию [25,
с. 39].
Третий раздел Устава посвящён
характеристике полномочий и порядку
деятельности Комитета по расследованию
дел и обвинению главных военных преступников.
Согласно ст. 14 Устава каждая из стран
– участниц соглашения назначает главного
обвинителя для расследования дел и обвинения
главных военных преступников. В ст. 15
определены конкретные обязанности главных
обвинителей.
Четвёртый и пятый разделы содержат
ряд процессуальных правил: процессуальные
гарантии для подсудимых, права трибунала
и порядок проведения судебного заседания.
Устав Международного Военного
Трибунала содержал перечень деяний, которые
влекли за собой индивидуальную уголовную
ответственность. К ним, в частности, относятся:
- преступления против мира: планирование,
подготовка, развязывание или ведение
агрессивной войны или войны в нарушение
международных договоров, соглашений
или заверений, или участие в общем
плане или заговоре, направленных на осуществление
любого из выше изложенных действий;
- военные преступления: нарушение
законов или обычаев войны, т.е. убийства,
истязания или увод в рабство или для других
целей гражданского населения оккупированной
территории; убийства или истязания военнопленных
или лиц, находящихся в море; убийства
заложников; ограбление общественной
или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень;
разорение, не оправданное военной необходимостью;
- преступления против человечности:
убийства, истребление, порабощение, ссылка
и другие жестокости, совершенные в отношении
гражданского населения до или во время
войны, или преследования по политическим,
расовым или религиозным мотивам с целью
осуществления или в связи с любым преступлением,
подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо
от того, явились эти действия нарушением
внутреннего права страны, где они были
совершенны, или нет.
Таковы вкратце основные положения
Устава Нюрнбергского Трибунала.
Значение документов, разработанных
Лондонской конференцией, выходит далеко
за рамки одного лишь Нюрнбергского процесса.
И сегодня, как и в 1945 г., она продолжают
играть важную роль в вопросе наказания
преступлений против человечества, кем
бы эти преступления ни совершались.
3.2 Нюрнбергский
процесс и доктрина превентивной
войны
В 1945 году на весь мир прозвучали
слова Потсдамских соглашений: никогда
больше не допустить возрождения германского
милитаризма. Жизненные интересы всех
народов требуют навсегда исключить не
только возможность агрессии со стороны
германского империализма, но и возможность
повторения нацистских преступлений против
человечества.
Судебный процесс над группой
главных военных нацистских преступников
проходил в Нюрнберге (Германия) в Международном
Военном Трибунале с 20 ноября 1945 года по
1 октября 1946 года. Было проведено 407 заседаний.
«По своим масштабам это был самый крупный
процесс в истории человечества. Он продемонстрировал
волю народов разоблачить агрессию и фашизм
и тем самым создал важную предпосылку
для прочного мира во всем мире» [22, с. 328].