Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:55, реферат
Естественно, что огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарха. Воспитателями его были генерал Мердер (командир роты в школе гвардейских прапорщиков, обладавший замечательными педагогическими способностями, «кротким нравом и редким умом»), М. М. Сперанский, Е. Ф. Канкрин. Не менее значимым было влияние и другого наставника - знаменитого поэта Василия Андреевича Жуковского, руководителя его классных занятий. Хотелось бы поподробнее остановиться на системе воспитания Жуковского, которая давала не только общие знания принятого тогда обширного набора предметов и четырех иностранных языков, но и знания сугубо специальные: о государстве, его законах, финансах, внешней политике и формировала систему мировоззрения. Основные принципы воспитания цесаревича выглядели так:
Александр II до коронации и в первые годы царствования.
«Великие реформы» 1863-1874 годов.
А. Необходимость реформ.
Б. Отмена крепостного права.
В. Земская реформа.
Г. Городская реформа.
Д. Судебная реформа.
Е. Военная реформа.
Ж. Финансовые реформы.
З. Реформы в области просвещения.
И. Реформы в области печати.
Убийство императора.
Значение реформ Александра II в истории государства.
Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.
Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.
В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.
Г. Городская реформа ( в продолжение земской ).
16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.
Право избирать и
быть избранным в городскую
думу имели право только
Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).
Д. Судебная реформа.
В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.
Страна была разделена на 108 судебных округов.
Сущность судебной реформы сводится к следующему:
Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.
В 1863 году был
принят закон, отменивший телесные наказания
шпицрутенами, плетьми, кнутами и
клеймами по приговорам судов гражданских
и военных. От телесных наказаний
полностью освобождались
Е. Военная реформа.
Военное управление подверглось также преобразованиям.
Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.
Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.
В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Таким образом,
результатом реформы стало
Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.
К концу XIX века
численность русской армии сост
В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.
Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.
Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.
Ж. Финансовые реформы.
Îñóùåñòâëåíèå ðåôîðìû 1861 ã. íà îñíîâå âûêóïíîé îïåðàöèè òðåáîâàëî îãðîìíûõ êðåäèòîâ.  êðåäèòàõ îñòðî íóæäàëèñü ïðîìûøëåííîñòü è òðàíñïîðò. Ãîñóäàðñòâåííûé áþäæåò ñòðàíû èñïûòûâàë õðîíè÷åñêèé äåôèöèò.  1861 ã. îí ñîñòàâèë îãðîìíóþ ñóììó â 82,6 ìëí. ðóá. âìåñòî èçíà÷àëüíî çàëîæåííûõ â ñìåòó 21,3 ìëí. ðóá. Ïîêðûòèå äåôèöèòà îñóùåñòâëÿëîñü ïðè ïîìîùè èíîñòðàííûõ çàéìîâ, âûïóñêà äîïîëíèòåëüíûõ êàçíà÷åéñêèõ áèëåòîâ è ò. ï., ÷òî ïðèâîäèëî ê êîëåáàíèÿì êóðñà ðóáëÿ.
Äëÿ ïðîâåäåíèÿ âûêóïíîé îïåðàöèè ïðè îòñóòñòâèè äåíåã â êàçíå ïðàâèòåëüñòâî ïðèáåãëî ê âûïëàòàì âûêóïíûõ ñóìì ïðîöåíòíûìè áóìàãàìè ïî òèïó ãîñóäàðñòâåííîãî çàéìà. Ïîðÿäîê ïîãàøåíèÿ ýòèõ áóìàã предусматривал îãðàíè÷åíèå ïåðåäà÷è èõ èç ðóê â ðóêè è óñòàíîâëåíèå 49-ëåòíåãî ñðîêà ïîãàøåíèÿ. Ïîäîáíûå ìåðû ïðèâîäèëè ê ðîñòó внутреннего äîëãà è âûçûâàëè íåäîâîëüñòâî äâîðÿí-ïîìåùèêîâ. Ïåðåä ïðàâèòåëüñòâîì îñòðî âñòàëà çàäà÷à ïðåîáðàçîâàíèé â ñèñòåìå ôèíàíñîâ.
×åðåç ãîä ïîñëå ïðîâîçãëàøåíèÿ крестьянской ðåôîðìû, правительство ïðèñòóïèëî ê ïðîâåäåíèþ ðåôîðìû ôèíàíñîâ.  1821 ãîäó Министерство ôèíàíñîâ ñòàëî åäèíñòâåííûì ðàñïîðÿäèòåëåì ãîñóäàðñòâåííûõ ñðåäñòâ. Áûë óòâåðæäåí íîâûé ïîðÿäîê ðàñõîäîâàíèÿ ñðåäñòâ: ñìåòû îòäåëüíûõ âåäîìñòâ äîëæíû áûëè ïðîâîäèòüñÿ ÷åðåç Ìèíèñòåðñòâî ôèíàíñîâ è Ãîñóäàðñòâåííûé ñîâåò. Îäíîâðåìåííî îáúÿâëÿëîñü î åæåãîäíîé ïóáëèêàöèè ðîñïèñè ãîñóäàðñòâåííûõ äîõîäîâ è ðàñõîäîâ (ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà).  1864 ã. áûë ïðåîáðàçîâàí Ãîñóäàðñòâåííûé êîíòðîëü: îí íå çàâèñåë îò àäìèниñòðàöèè è îñóùåñòâëÿë ïðîâåðêó ïðàâèëüíîñòè âûäåëåíèÿ è ðàñõîäîâàíèÿ áþäæåòíûõ àññèãíîâàíèé.  ãóáåðíèÿõ ó÷ðåæäàëèñü êîíòðîëüíûå ïàëàòû, ïðîâåðÿâøèå ôèíàíñîâóþ îò÷åòíîñòü ìåñòíûõ ó÷ðåæäåíèé ïî ïåðâè÷íûì äîêóìåíòàì, à íå ïî ñâîäíûм îò÷åòàì.  1868 ã. íà÷àëè ïóáëèêîâàòüñÿ ãîäè÷íûå îò÷åòû ãîñóäàðñòâåííîãî êîíòðîëåðà îá èñïîëíåíèè áþäæåòà.
Óæå â 1860 ã. â õîäå ïîäãîòîâêè êðåñòüÿíñêîé ðåôîðìû вместо ïðåæíèõ êðåäèòíûõ ó÷ðåæäåíèé áûë ñîçäàí Ãîñóäàðñòâåííûé áàíê, ôîíäû êîòîðîãî ôîðìèðîâàëèñü â îñíîâíîì èç êàçåííûõ âêëàäîâ. ×àñòíûå âêëàäû è äåïîçèòû ïðîìûøëåííîñòè êîíöåíòðèðîâàëèñü â àêöèîíåðíûõ áàíêàõ, àêòèâíîå ñîçäàíèå êîòîðûõ íàáëþäàëîñü 60-õ - íà÷àëå 70-õ ãîäîâ.  1875 -1880 ãîäàõ áîëüøèíñòâî àêöèîíåðíûõ áàíêîâ ëîïíóëî.
 1862 ã. áûëà ñäåëàíà ïîïûòêà ïðîâåñòè äåíåæíóþ ðåôîðìó íà îñíîâå ñâîáîäíîãî îáìåíà êðåäèòíûõ áèëåòîâ íà çîëîòî è ñåðåáðî ïî òâåðäîìó êóðñó. Îáåñïå÷èòü ïðîâåäåíèå ðåôîðìû äîëæåí áûë полученный ïðàâèòåëüñòâîì êðóïíûé èíîñòðàííûé çàåì. Îäíàêî ðåôîðìà ïðîâàëèëàñü: ñêàçàëèñü è дефицит ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà, è ñíèæåíèå äåëîâîé àêòèâíîñòè â íà÷àëå 60-õ ãîäîâ. Ðîñò èíôëÿöèè ïðîäîëæàëñÿ.
При Екатерине II частные лица "откупали" право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. Ïîä íàïîðîì êðåñòüÿíñêèõ âûñòóïëåíèé 1859 ãîäà çà îòìåíó âèííûõ îòêóïîâ ("òðåçâåííûå áóíòû") появляется новый порядок, согласно которому вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу, облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства). Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины.
Одним их главных
же средств поднять экономическую
мощь страны считалась постройка
сети железных дорог, связывающих
центральные области
Именно в это время создаются первые угледобывающие и металлургические предприятия на Украине и нефтедобывающие в Баку.
З. Реформы в области просвещения.
Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).
19 ноября 1864 г.
появился новый устав о
Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
Информация о работе Великие реформы 60-70-х годов. Александр II